Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 07:29
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 мая 2005, 12:54

Вопрос недели: современная опера

В разделе "Прагматика культуры" на Полит.ру открывается новая рубрика: "Вопрос недели".

В этой рубрике мы будем публиковать мнения различных экспертов, посвященные наиболее важным событиям и явлениям в области современной культуры.

Вы также можете принять участие в обсуждении и ответить на вопрос недели. Для этого нужно кликнуть  слово "Обсудить"  в конце текста. Лучшие ответы читателей будут публиковаться на сайте. Наши собеседники на этой неделе - критик и композитор Петр Поспелов, композитор Владимир Тарнопольский, а также музыкант и критик Артем Варгафтик.  

Рубрику ведет Юлия Идлис.

 

Итак: ВЫЖИВЕТ ЛИ СОВРЕМЕННАЯ ОПЕРА В РОССИИ?

13 мая, пятница.

Артем Варгафтик, музыкант и критик.

- В двух словах – нет, не выживет. Можно констатировать, что независимо от нашего желания есть закономерность: что бы ни сочиняли ныне живущие композиторы, что бы ни творили ныне работающие дирижеры и оперные солисты с громкими именами, публика абсолютно не готова воспринимать оперу как нечто современное. В принципе.

Дело в том, что в ее представлении существует множество явлений и вещей, которых на самом деле нет – и именно поэтому она в упор не видит того, что есть. Например, в представлении отечественной музыкальной общественности «современными» являются такие оперы как «Воццек» Альбана Берга, «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича или еще  что-нибудь, на самом деле написанное в первой половине прошлого века, -  то есть то, что по всем мало-мальски вменяемым меркам и музыкальной, и мировой истории есть сугубая классика. Должен умереть не только автор музыки, но и автор либретто, все свидетели и участники первых постановок того или иного произведения; должны переехать в дом престарелых все детишки, которых водили на премьеру. Мало того, должна истлеть эпоха. И только тогда в глазах отечественной публики опера приобретает право на то, чтобы ее как следует послушали.

Ценностным критерием для такого восприятия является не столько «древность», сколько замшелое утверждение о том, что музыка и слова должны «выдержать проверку временем». Просто публика клинически не способна понять, что эта проверка никогда в жизни не происходит и не произойдет без ее, публики, личного и живого участия. Ведь на самомо деле не существует никаких высокий инстанций, которые будут выносить свой приговор, отличный от ее, публики, мнения и интереса. Короче говоря, ситуация с так называемым «судом истории» патологически напоминает печально знаменитый бородатый анекдот о чукче и синоптике, которые предсказывают погоду, наблюдая за действиями друг друга. То есть налицо замкнутый круг, и круг порочный.

Очень может быть, что при нашей жизни будет написано достаточно текстов (в том числе и за очень авторитетными подписями), которые в сумме вполне потянут на мудрый приговор, например, опере Леонида Десятникова «Дети Розенталя». Но даже в этом случае средний потребитель оперного искусства в ближайшие полвека все равно с высокой вероятностью будет считать Десятникова «молодым начинающим автором», а его произведение – любопытным, но недостаточно зрелым.

А все потому, что обоняние в этой среде (в ценительской) устроено таким странным образом, что запах гнили она всегда принимает за «веяние зрелости». И именно в этом – а вовсе не в отсутствии руководящих подсказок – заключается причина фатальной нежизнеспособности современной оперы.

12 мая, четверг.

Владимир Тарнопольский, композитор.

 

- В России современной оперы нет – ни как жанра, ни даже как идеи. Современная серьезная  музыкальная культура в нашей стране представляет собой перерождение соцреализма. Соцреализм в музыке занимал нишу между высоким и низким искусством, некую срединную нишу, якобы удовлетворяя вкусам и интеллектуалов, и народа. Другими словами, это была некая «попсовизация» культуры.

То, что происходит сейчас в России, не имеет никакого отношения к культурным событиям в мире. Происходит вырождение, движение в сторону «попсы». Это массовая культура, которая не имеет ничего общего с развитием оперного жанра.

Оперные театры просто не готовы ставить что-либо, написанное серьезным композитором в послевоенный период. И не только театры: симфонические оркестры не умеют это играть, музыкантов не готовят к исполнению современной музыки: они просто не знают нотных обозначений, которые появились после войны. Нет певцов, которые бы спели, скажем, Шостаковича. В современной музыке ведь совершенно другие приемы, современный ансамбль опирается на иные принципы координации.

Современная музыка так же сложна и разнообразна, как высокие технологии. А то, что у нас идет сейчас под видом современной оперы – на самом деле поп-культура, которую не примут всерьез ни в Германии, ни во Франции. И это очень обидно, потому что ведь опера – это даже более интересно, чем современный драматический театр. В Европе есть колоссальные проекты в области современной оперы: например, в Германии существует «новый музыкальный театр». Это даже не опера, потому что в сознании обывателя опера – это непременно «Кармен», «Аида»…

У нас ничего этого нет, поэтому нужна национальная программа по приведению современной музыкальной культуры в России к мировым стандартам. Тем более что ресурсы есть: у нас огромная армия музыкантов, которые, к сожалению, очень консервативны, огромное количество консерваторий, которое нужно сокращать. В общем, то, что Герман Греф делает в экономике, нужно сделать в современной музыке.

Кое-что, конечно, делается: вот мы создали кафедру современной музыки в Консерватории. Но нужна большая программа на годы вперед, обучение и даже пропаганда, не побоюсь этого советского слова.

Дело в том, что за последние 15 лет музыканты потеряли всякое любопытство. В конце 1980-х каждый исполнитель считал своим долгом исполнять что-то новое, того же Шнитке. А теперь наши звезды-струнники играют салонный опереточный репертуар, во многом коммерческий. За последние 15 лет пионеры новой музыки стали пионерами коммерческой музыки.

Коммерческая музыка испортила и публику. Она уже не понимает, что музыка – это интеллектуальное искусство, не менее захватывающее, чем кино, а опера – в особенности. Переживание в современной опере по силе можно сопоставить с переживанием у Тарковского и Бергмана. А у нас играют «сладкие созвучия» из Вивальди.

Если рядом с пчелиным ульем поставить мешок с сахаром, пчелы перестанут делать мед и опылять цветы, а результат – экологическая катастрофа. То же самое сейчас происходит и в нашей культуре: у нас более пятидесяти оркестров, которые играют каких-то двадцать сочинений, и никакой конкуренции в репертуаре, в исполнении, в составлении концертный программ. О чем тут еще говорить?

11 мая, среда.

Петр Поспелов, музыкальный критик и композитор.

 

- Современных опер сочиняется не так уж и много, потому что театры боятся их заказывать. Считается, что современная музыка очень сложна для исполнения и восприятия, и не так много композиторов умеют удачно сочетать высокие творческие задачи и доступность, простоту выражения.

Конечно, существуют камерные экспериментальные оперы, но вот больших постановочных опер не было у нас уже довольно давно. В Большом театре что-то подобное в последний раз происходило в 1978 году: это были "Мертвые души" Щедрина. Так что можно считать, что Большой театр сломал лед, впервые после 30-летнего перерыва показав "Детей Розенталя".

Кстати, параллельный проект был у Мариинского театра - опера "Новая жизнь" Владимира Мартынова. Но там дальше концертного исполнения дело не пошло: видимо, у Мартынова не оказалось того сочетания доступности и большого искусства, которое получилось у Леонида Десятникова. И кроме того, исполнители, которые пробовались в "Новую жизнь", не смогли, что называется, найти ключей к этой опере, - не потому, что музыка сложная, а потому, что к ней нужен особый подход, который не согласуется с академическим.

На сегодняшний день Большой театр - лидер в современной опере. Сейчас там ведутся переговоры о других подобных проектах: с американцем Филиппом Глассом, например, и с московским композитором Владимиром Тарнопольским. То есть вопрос современной оперы с повестки дня не снят. Очень радует, что думские выступления и все скандалы вокруг "Детей Розенталя" не остановили руководство Большого.

Мировая практика в этом вопросе такова, что раз в два года крупный театр - такой как Метрополитэн Опера или Ковент-Гарден - заказывает оригинальную оперу современному композитору, обычно из своей страны. Но за границей публика более продвинутая, особенно в Германии. А у нас эта практика была благополучно утеряна, так что приходится начинать с нуля. Но перспективы есть, поскольку у нас много талантливых композиторов, и театры понимают, что надо сдвигаться с мертвой точки. Вот Новосибирский оперный театр - один из трех лидеров в нашей стране - поставил оперу Шнитке. Но в целом есть какая-то камерность в современной опере: театры мыслят категориями малых сцен. Скажем, театр Станиславского и Немировича-Данченко в следующем сезоне открывает камерную сцену, на которой будет идти опера Владимира Кобекина.

Думаю, что необходим систематизированный и институциональный конкурс современных опер, в котором бы соревновались не композиторы, а вообще авторы проектов. Ими могут быть продюсеры, дирижеры и даже либреттисты. Один из положительных результатов скандала вокруг "Детей Розенталя" - первым номером везде шло имя либреттиста, Владимира Сорокина. Это пример того, как крупный писатель сделал либретто, сразу же издал его, кстати, и открыл новый для себя литературный жанр. Можно ожидать, что и другие крупные писатели захотят продолжить его инициативу.

Сейчас интерес к опере появился не только у традиционной музыкальной публики, но и у простых любителей театра. Это понятно: появляются новаторские постановки, то есть это все идет от режиссеров. Например, есть такой режиссер - Дмитрий Черняков. Не все его спектакли одинаково хороши, но это одна из фигур, которая привлекает в оперный театр более широкую публику. Теперь вот еще Сорокин. Очень хорошо, что не только музыканты обращаются к опере. Это залог того, что именно в ней будет концентрироваться идея современной культуры вообще.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
13.12 20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
13.12 20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13.12 19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
13.12 19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
13.12 19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
13.12 18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
13.12 18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
13.12 18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
13.12 18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
13.12 17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
13.12 17:23 Навальный представил предвыборную программу
13.12 17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
13.12 17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
13.12 16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
13.12 16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
13.12 16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
13.12 16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
13.12 16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
13.12 16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
13.12 15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
13.12 15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
13.12 15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
13.12 14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
13.12 14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
13.12 14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
13.12 14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
13.12 14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13.12 13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13.12 13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13.12 13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13.12 13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
13.12 12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
13.12 12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
13.12 12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
13.12 11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
13.12 11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
13.12 11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
13.12 11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
13.12 10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
13.12 10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
13.12 10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
13.12 10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
13.12 09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
13.12 09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
13.12 09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
13.12 09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
13.12 09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
13.12 09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.