Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 мая 2018, понедельник, 20:21
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 мая 2005, 12:54

Вопрос недели: современная опера

В разделе "Прагматика культуры" на Полит.ру открывается новая рубрика: "Вопрос недели".

В этой рубрике мы будем публиковать мнения различных экспертов, посвященные наиболее важным событиям и явлениям в области современной культуры.

Вы также можете принять участие в обсуждении и ответить на вопрос недели. Для этого нужно кликнуть  слово "Обсудить"  в конце текста. Лучшие ответы читателей будут публиковаться на сайте. Наши собеседники на этой неделе - критик и композитор Петр Поспелов, композитор Владимир Тарнопольский, а также музыкант и критик Артем Варгафтик.  

Рубрику ведет Юлия Идлис.

 

Итак: ВЫЖИВЕТ ЛИ СОВРЕМЕННАЯ ОПЕРА В РОССИИ?

13 мая, пятница.

Артем Варгафтик, музыкант и критик.

- В двух словах – нет, не выживет. Можно констатировать, что независимо от нашего желания есть закономерность: что бы ни сочиняли ныне живущие композиторы, что бы ни творили ныне работающие дирижеры и оперные солисты с громкими именами, публика абсолютно не готова воспринимать оперу как нечто современное. В принципе.

Дело в том, что в ее представлении существует множество явлений и вещей, которых на самом деле нет – и именно поэтому она в упор не видит того, что есть. Например, в представлении отечественной музыкальной общественности «современными» являются такие оперы как «Воццек» Альбана Берга, «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича или еще  что-нибудь, на самом деле написанное в первой половине прошлого века, -  то есть то, что по всем мало-мальски вменяемым меркам и музыкальной, и мировой истории есть сугубая классика. Должен умереть не только автор музыки, но и автор либретто, все свидетели и участники первых постановок того или иного произведения; должны переехать в дом престарелых все детишки, которых водили на премьеру. Мало того, должна истлеть эпоха. И только тогда в глазах отечественной публики опера приобретает право на то, чтобы ее как следует послушали.

Ценностным критерием для такого восприятия является не столько «древность», сколько замшелое утверждение о том, что музыка и слова должны «выдержать проверку временем». Просто публика клинически не способна понять, что эта проверка никогда в жизни не происходит и не произойдет без ее, публики, личного и живого участия. Ведь на самомо деле не существует никаких высокий инстанций, которые будут выносить свой приговор, отличный от ее, публики, мнения и интереса. Короче говоря, ситуация с так называемым «судом истории» патологически напоминает печально знаменитый бородатый анекдот о чукче и синоптике, которые предсказывают погоду, наблюдая за действиями друг друга. То есть налицо замкнутый круг, и круг порочный.

Очень может быть, что при нашей жизни будет написано достаточно текстов (в том числе и за очень авторитетными подписями), которые в сумме вполне потянут на мудрый приговор, например, опере Леонида Десятникова «Дети Розенталя». Но даже в этом случае средний потребитель оперного искусства в ближайшие полвека все равно с высокой вероятностью будет считать Десятникова «молодым начинающим автором», а его произведение – любопытным, но недостаточно зрелым.

А все потому, что обоняние в этой среде (в ценительской) устроено таким странным образом, что запах гнили она всегда принимает за «веяние зрелости». И именно в этом – а вовсе не в отсутствии руководящих подсказок – заключается причина фатальной нежизнеспособности современной оперы.

12 мая, четверг.

Владимир Тарнопольский, композитор.

 

- В России современной оперы нет – ни как жанра, ни даже как идеи. Современная серьезная  музыкальная культура в нашей стране представляет собой перерождение соцреализма. Соцреализм в музыке занимал нишу между высоким и низким искусством, некую срединную нишу, якобы удовлетворяя вкусам и интеллектуалов, и народа. Другими словами, это была некая «попсовизация» культуры.

То, что происходит сейчас в России, не имеет никакого отношения к культурным событиям в мире. Происходит вырождение, движение в сторону «попсы». Это массовая культура, которая не имеет ничего общего с развитием оперного жанра.

Оперные театры просто не готовы ставить что-либо, написанное серьезным композитором в послевоенный период. И не только театры: симфонические оркестры не умеют это играть, музыкантов не готовят к исполнению современной музыки: они просто не знают нотных обозначений, которые появились после войны. Нет певцов, которые бы спели, скажем, Шостаковича. В современной музыке ведь совершенно другие приемы, современный ансамбль опирается на иные принципы координации.

Современная музыка так же сложна и разнообразна, как высокие технологии. А то, что у нас идет сейчас под видом современной оперы – на самом деле поп-культура, которую не примут всерьез ни в Германии, ни во Франции. И это очень обидно, потому что ведь опера – это даже более интересно, чем современный драматический театр. В Европе есть колоссальные проекты в области современной оперы: например, в Германии существует «новый музыкальный театр». Это даже не опера, потому что в сознании обывателя опера – это непременно «Кармен», «Аида»…

У нас ничего этого нет, поэтому нужна национальная программа по приведению современной музыкальной культуры в России к мировым стандартам. Тем более что ресурсы есть: у нас огромная армия музыкантов, которые, к сожалению, очень консервативны, огромное количество консерваторий, которое нужно сокращать. В общем, то, что Герман Греф делает в экономике, нужно сделать в современной музыке.

Кое-что, конечно, делается: вот мы создали кафедру современной музыки в Консерватории. Но нужна большая программа на годы вперед, обучение и даже пропаганда, не побоюсь этого советского слова.

Дело в том, что за последние 15 лет музыканты потеряли всякое любопытство. В конце 1980-х каждый исполнитель считал своим долгом исполнять что-то новое, того же Шнитке. А теперь наши звезды-струнники играют салонный опереточный репертуар, во многом коммерческий. За последние 15 лет пионеры новой музыки стали пионерами коммерческой музыки.

Коммерческая музыка испортила и публику. Она уже не понимает, что музыка – это интеллектуальное искусство, не менее захватывающее, чем кино, а опера – в особенности. Переживание в современной опере по силе можно сопоставить с переживанием у Тарковского и Бергмана. А у нас играют «сладкие созвучия» из Вивальди.

Если рядом с пчелиным ульем поставить мешок с сахаром, пчелы перестанут делать мед и опылять цветы, а результат – экологическая катастрофа. То же самое сейчас происходит и в нашей культуре: у нас более пятидесяти оркестров, которые играют каких-то двадцать сочинений, и никакой конкуренции в репертуаре, в исполнении, в составлении концертный программ. О чем тут еще говорить?

11 мая, среда.

Петр Поспелов, музыкальный критик и композитор.

 

- Современных опер сочиняется не так уж и много, потому что театры боятся их заказывать. Считается, что современная музыка очень сложна для исполнения и восприятия, и не так много композиторов умеют удачно сочетать высокие творческие задачи и доступность, простоту выражения.

Конечно, существуют камерные экспериментальные оперы, но вот больших постановочных опер не было у нас уже довольно давно. В Большом театре что-то подобное в последний раз происходило в 1978 году: это были "Мертвые души" Щедрина. Так что можно считать, что Большой театр сломал лед, впервые после 30-летнего перерыва показав "Детей Розенталя".

Кстати, параллельный проект был у Мариинского театра - опера "Новая жизнь" Владимира Мартынова. Но там дальше концертного исполнения дело не пошло: видимо, у Мартынова не оказалось того сочетания доступности и большого искусства, которое получилось у Леонида Десятникова. И кроме того, исполнители, которые пробовались в "Новую жизнь", не смогли, что называется, найти ключей к этой опере, - не потому, что музыка сложная, а потому, что к ней нужен особый подход, который не согласуется с академическим.

На сегодняшний день Большой театр - лидер в современной опере. Сейчас там ведутся переговоры о других подобных проектах: с американцем Филиппом Глассом, например, и с московским композитором Владимиром Тарнопольским. То есть вопрос современной оперы с повестки дня не снят. Очень радует, что думские выступления и все скандалы вокруг "Детей Розенталя" не остановили руководство Большого.

Мировая практика в этом вопросе такова, что раз в два года крупный театр - такой как Метрополитэн Опера или Ковент-Гарден - заказывает оригинальную оперу современному композитору, обычно из своей страны. Но за границей публика более продвинутая, особенно в Германии. А у нас эта практика была благополучно утеряна, так что приходится начинать с нуля. Но перспективы есть, поскольку у нас много талантливых композиторов, и театры понимают, что надо сдвигаться с мертвой точки. Вот Новосибирский оперный театр - один из трех лидеров в нашей стране - поставил оперу Шнитке. Но в целом есть какая-то камерность в современной опере: театры мыслят категориями малых сцен. Скажем, театр Станиславского и Немировича-Данченко в следующем сезоне открывает камерную сцену, на которой будет идти опера Владимира Кобекина.

Думаю, что необходим систематизированный и институциональный конкурс современных опер, в котором бы соревновались не композиторы, а вообще авторы проектов. Ими могут быть продюсеры, дирижеры и даже либреттисты. Один из положительных результатов скандала вокруг "Детей Розенталя" - первым номером везде шло имя либреттиста, Владимира Сорокина. Это пример того, как крупный писатель сделал либретто, сразу же издал его, кстати, и открыл новый для себя литературный жанр. Можно ожидать, что и другие крупные писатели захотят продолжить его инициативу.

Сейчас интерес к опере появился не только у традиционной музыкальной публики, но и у простых любителей театра. Это понятно: появляются новаторские постановки, то есть это все идет от режиссеров. Например, есть такой режиссер - Дмитрий Черняков. Не все его спектакли одинаково хороши, но это одна из фигур, которая привлекает в оперный театр более широкую публику. Теперь вот еще Сорокин. Очень хорошо, что не только музыканты обращаются к опере. Это залог того, что именно в ней будет концентрироваться идея современной культуры вообще.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:16 США осудили перевыборы Мадуро
19:58 ЕСПЧ принял жалобу «Агоры» на блокировку Telegram
19:44 Неизвестные в масках открыли стрельбу из автоматов в Марселе
19:43 Путин поздравил Мадуро с победой на выборах
19:32 Глава Минздрава РФ спрогнозировала продление детства до 30 лет
19:17 Прохоров подал в суд на Навального из-за расследования о вилле Хлопонина
19:09 ГМИИ им. Пушкина собирает 6 млн на древний магический жезл
19:03 В Литве не нашли доказательств сотрудничества Баниониса с КГБ
18:55 Член ЕР предложил сэкономить на ширине дорог
18:42 СМИ узнали причину обрушения потолка в классе подмосковной школы
18:41 Убыток центра имени Хруничева составил более 23 млрд рублей
18:28 Московский ресторан оштрафован на 840 тысяч рублей за рекламу пива на конопле
18:01 США выдвинули Ирану 12 требований по новой ядерной сделке
17:42 Антон Красовский собрался выдвигаться в мэры Москвы
17:41 «Яндекс Маркет» сменит название
17:35 В Новой Зеландии имеется обособленная популяция синих китов
17:08 В Подмосковье ввели электронные талоны на приемку мусора
16:55 КНР готовит отмену всех ограничений рождаемости в 2019 году
16:39 Нарышкин объявил исторический конкурс по вмешательству России в политику США
16:34 Мосгорсуд подтвердил решение оставить Малобродского в СИЗО
16:18 «Прямая линия» с Путиным пройдет без участия зрителей
16:04 Левые провели праймериз кандидатов в мэры Москвы
15:49 Вексельберг покинул пост директора «Реновы»
15:41 Профсоюз раскрыл «манипуляции» с зарплатами учителей из-за «майского указа»
15:39 Трое военнослужащих ДНР взяты в плен в ходе боя под Горловкой
14:55 Мосгорсуд не разрешил Серебренникову посещать «Гоголь-центр»
14:36 По делу математика Богатова арестован житель Ставрополя
14:31 Машков возглавил театральный колледж при «Табакерке»
14:21 Режиссер фильма «Комиссар» Александр Аскольдов скончался в Швеции
13:58 Суд отменил приговор Тесаку
13:43 Медведев запретил вице-премьерам «раскачиваться»
13:32 Двое альпинистов умерли при попытке покорить Эверест
13:06 В Корнуолле найдено погребение бронзового века
13:00 Сообщивший о ложном минировании Думы москвич арестован в Чите
12:41 Одиннадцать туристов обратились к медикам после экстренной посадки в Волгограде
12:30 Месси стал первым на планете пятикратным обладателем «Золотой бутсы»
12:18 Депутат от ЛДПР предложил давать ипотеку школьникам
12:12 В Южно-Сахалинске ввели режим ЧС из-за пожара в многоэтажке
12:05 От беспилотников на ЧМ-2018 защитят комплексы «Житель» и «Свет»
11:48 Минобороны России уличило США в нарушении договора о РСМД
11:45 ФСБ нашла экстремистскую группировку в Крыму
11:39 Производители товаров начинают выплаты по кэшбеку
11:30 Берлускони рекомендовал Крым как красивейшее место РФ
11:24 Путин внес в Думу кандидатуру Кудрина на пост главы Счетной палаты
11:17 Парламентарии призвали британское правительство ужесточить санкции против россиян
11:11 Яровая вступилась за Путина из-за подаренного Меркель букета
10:56 В ТЦ на Тишинке мужчина открыл стрельбу
10:52 90 тысяч россиян обратились за помощью из-за укусов клещей
10:22 Михаил Барщевский перенес инфаркт
10:20 После урагана в Тюмени госпитализированы шесть человек
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.