Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 октября 2018, четверг, 07:59
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

12 мая 2005, 09:30

Александр Пономарев: "Мы - абсолютно консервативная опера"

Завтра, 13-го мая, в Центре им. Вс. Мейерхольда состоится премьера проекта Маленького мирового театра под названием «Кругом возможна опера». Будут показаны три одноактные камерные оперы, написанные молодыми российскими композиторами на произведения Даниила Хармса, Александра Введенского и Игоря Терентьева. Один из руководителей проекта – Александр Пономарев, режиссер с богатым опытом постановки музыкальных спектаклей по текстам футуристов: Хлебникова, Введенского, Крученых. В 1999 году он поставил в Российском молодежном театре спектакль «Победа над Солнцем» (по пьесе Алексея Крученых), который был отмечен премией «Золотая маска» в конкурсе «Новация». Перед премьерой проекта «Кругом возможна опера» Юлия Идлис побеседовала с Александром Пономаревым о современной опере, об организации некассовых театральных проектов и об искусстве режиссуры.

Как появилась идея этого проекта?
Идея этого проекта не появилась, она уже давно была. Я давно этим занимаюсь, и те названия, которые там есть – «Искушение» Хармса, «Мир» и «Факт, теория и Бог» Введенского и «Iордано Бруно» Терентьева – все они неслучайны. Автором идеи, на самом деле, являюсь не я, а Аня Колейчук [художник-постановщик проекта «Кругом возможна опера» - Ю.И.]. Мы с Аней давно друг друга знаем, вместе делали «Победу над Солнцем»; она делала деформирующиеся костюмы-модули, звучащий костюм… Она меня в эту историю и втянула, и это моя четвертая постановка по Введенскому.

Вам нравится существовать в этом проекте, даже несмотря на то, что вас в него «втянули»?
Ну, нравится, не нравится – спи, моя красавица. Дело в том, что ко мне обратились как к специалисту – хотя я себя таковым не считаю, потому что специалистом в этом считать себя невозможно. Первая из трех маленьких опер – по Хармсу – написана Ксением Прасоловой, последняя – Петром Аполлоновым, а в серединке – мы со Стефаном Андрусенко. Мы уже очень давно работаем вместе, и по Введенскому тоже: в Чехии делали «Елку Ивановых», потом привезли ее в Москву. Ну, а так как здесь тоже Введенский, то меня и пригласили: мол, кто у нас ставит Введенского? – это вот Пономарев, зовите его. Ну и позвали.

Проект Маленького Мирового Театра заявлен как «балаганный». Это сильно отличается от обычной театральной постановки?
Да нет… Понимаете, может быть, это вообще будет с нотами в руках – я не знаю. На данный момент, перед премьерой, у меня было восемь репетиционных часов. Восемь! А все время до этого я сидел и смотрел, как солисты разучивают материал. Я уже давно ставлю музыкальные спектакли, а теперь еще взялся за оперу, так что я все понимаю: нужно разучить, нужно «впеть», нужно «выграть». Но пока еще ничего этого нет.

А почему так получается?
Потому что мало времени, мало денег – всего мало.

«Мало» - это сколько?
Ну, сколько денег – я не знаю, я деньги не считаю никогда. В этом проекте вообще о деньгах разговор не идет, потому что это не деньги. А времени мало для оперных солистов, хотя по сравнению с драматическими актерами, которые у меня разучивали сложнейшие партитуры и арии, не жалея себя, здесь я вдруг столкнулся с удивительной инерцией.

Хотя вот я их поругал, а теперь я их похвалю. Дело в том, что работа складывается из атмосферы общения. Если я не нахожу общий язык, я ухожу. Так было, например, с фильмом «Глазами волка»; надеюсь, продюсеры не поставят мое имя в титры этого фильма. Я не могу работать, когда нет атмосферы. В этом смысле я буду сейчас рутинным и соглашусь с Никитой Сергеевичем Михалковым, который совершенно правильно говорит: главное – атмосфера на площадке, а все остальное приложится. Вот и в этой работе я иду дальше только потому, что есть надежда: у меня возник контакт. Для меня это уже очень дорого. 

Вне зависимости от результата?
Ну, результат… Во-первых, никакого результата 13-го и 14-го мая в центре Мейерхольда не будет. Но то, что будет, будет как-нибудь интересно: не люблю неинтересно жить, знаете.

Это будет интересно, потому что непонятно, что получится в итоге?
Да нет, будет интересно опять-таки по методу взаимоотношений. Я сейчас не буду ни продавать, ни предсказывать того, что случится 13-го и 14-го. Могу только сказать, что не будет «экзистенциальной тоски». Вот видите, мы вспомнили термин 50-60-х годов.

Потому что это же «современная опера»: вот и термина из пятидесятых уже, вы говорите, не будет. А что же будет?
Будет все примитивно. По форме это абсолютный примитив: балаган. Причем не только из-за того, что нет возможности грамотно поставить свет, например, а по концепции тоже.

«Современная опера» чем-то отличается от классической в постановочном смысле?
Да ничем она не отличается. Все те же семь нот - какая разница, на сильные доли они поют или нет. Ничего нового.

То есть громкие названия вроде «авангардного» и «современного» - это искусственные ярлыки? Культурный маркетинг?
Да конечно, их придумывают уже после. Вот я много занимался футуристами – Хлебниковым, Крученых, братьями Бурлюками. Они все очень сопротивлялись, когда их называли авангардистами. Какой авангард? Они же делали сверх-архаику, при чем тут авангард? Авангард – это вот со знаменами красными, с серпами и молотами. А они другим делом занимались и очень обижались на слово «авангардисты». Я, кстати, не считаю себя никаким авангардистом. Если уж на то пошло, я, скорее, консерватор.

Почему тогда ваш проект называется «современной оперой»?
Да какая же она современная опера, если мы ставим текст начала прошлого века? Современная опера идет в Большом театре, известно какая.

А что такое тогда ваш проект?
А мы – совершенно консервативная опера. Абсолютный консерватизм, ну, хулиганский иногда.

В опере автором считается композитор. А что такое режиссер оперной постановки? Как вы ощущаете свою работу, в чем она состоит?
Ну, я уже двадцать с лишним лет ощущаю свою работу. До этого я ставил оперы с драматическими актерами. Вот «Победа над Солнцем», где музыка, кстати, того же Андрусенко, получила «Золотую маску», чем я горжусь, потому что соревнование тогда в этой номинации было очень хорошим: Васильев, Фокин и я. А что такое режиссер в опере? – это еще большее терпение и еще больший труд.

Почему оперу ставить сложнее?
Потому что проще сказать, чем спеть. Вот вам же будет сложнее спеть в нашем разговоре, а тем более – спеть под сложносочиненную музыку. Почему, например, «Победа…» шла всего полтора сезона? Потому что невозможно было представить себе, что кто-то другой будет это все разучивать, а у меня один из самых незаменимых актеров тогда влюбился в актрису из моего же чешского спектакля, которую я себе на голову привез в Москву. Ну, а он влюбился и уехал туда, к ней. Потом ушел еще один актер…

Понимаете, это тяжелейший труд, тем более для актеров, которые не знают нотной грамоты: выучить все эти переменные размеры, смещенные доли, все эти прибамбасы. Это такой труд, все равно что лес валить; и еще ведь нужно знать, куда дерево упадет.

И куда же упадет дерево? Музыкальность ваших работ как-то вам помогает это понять, дает особый взгляд на режиссуру?
И да, и нет. Мне бы сейчас этих оперных певцов, на самом деле, запереть на месяц и поработать с ними как следует. Потому что там все то же самое: внутренний жест – он что у драматического, что у оперного артиста один и тот же. Он должен быть разобран и замотивирован, вот и все. Разбор, мотивация, опора – как голосовая, так и психологическая – и дальше поехали.

В чем для вас заключается интерес этого проекта? Почему вы решили в нем участвовать, несмотря на все организационные трудности?
Во-первых, я участвую в нем ради своих друзей: ради Ани Колейчук и Стефана Андрусенко, который сочинил очень интересную маленькую оперу для Оркестра новой музыки.
А во-вторых, нельзя быть равнодушным, если занимаешься таким странным делом, как наше, не приносящим денег. Когда даже при успехе ты вынужден сводить концы с концами, ты хотя бы оправдывай, зачем ты этим занимаешься, зачем тебе это нужно.

Если этот успех нельзя измерить материальными показателями, то как вообще определить, успешен проект или нет?
Ну, этот проект в привычном понимании не успешен: он совершенно не кассовый. Это для малых залов, сначала – для своих, потом – для чужих.

А просчитать успех невозможно. Хотя я сейчас сказал какую-то глупость абсолютную: в своей последней театральной работе я просчитал успех, он и есть. Я имею в виду «Таню», которая идет в РАМТе. Этот спектакль успешен, и в смысле кассы тоже; именно поэтому его до сих пор не сняли. Все же остальные мои спектакли постоянно снимали. Я так и сказал Алексею Владимировичу Бородину перед тем, как начал ставить четвертый спектакль в его театре: Алексей Владимирович, ваш театр – кладбище моих спектаклей.

А в чем для вас заключается нематериальная составляющая успеха?
Во всяком деле главное, чтобы оно было от сердца, - в авангарде ли, в классике ли. Что бы ты ни ставил – на зауми, непонятными словами, - но ты вытащи сердце, разорви его и положи на планшет сцены; вот тогда все будет. А если нет – можно придумать какие угодно навороты, но это будет мертвый материал, потому что без сердца можно выдумать разве что точильный станок. Да и то не всегда.

А вы оцениваете свои спектакли как зритель, со стороны? Можете ли вы заранее сказать, понравится ли ваш спектакль зрителям?
Когда я смотрю из зала, я оцениваю спектакль как общение зрителя с тем, что происходит на сцене, поэтому я оцениваю и зал тоже. А зал бывает разный: бывает сложный, а бывает такой, на котором артисты словно парят, когда им легко. Неизвестно, от чего это зависит: от погоды, от гороскопа… Ведь зритель, когда оказывается в зрительном зале, не понимает, что он становится частью единого существа – какого-то динозавра; этот динозавр или дышит, или не дышит; ему или хорошо, или плохо. И чем дорог театр – так это тем, что это совершенно  непредсказуемо.

И все-таки, в чем будет зрительский интерес вашего проекта? На что пойдет зритель, как вы считаете?
Откровенно говоря, я не знаю. Меня втянули обратно в то, чем я занимался раньше, - в футуризм, в обэриутов. И я вернулся к Александру Ивановичу Введенскому только потому, что для меня это часть жизни. А говорить о том, будет ли часть жизни успешной или нет – я не знаю. Вот она такая, часть жизни. А там посмотрим.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

17.10 20:48 Закон о наказании спортсменов за допинг прошел первое чтение в ГД
17.10 20:32 Twitter «слил» аккаунты по делу о вмешательстве в выборы президента США
17.10 20:23 В российских банкоматах появится функция бесконтактной оплаты
17.10 19:37 Вторую бомбу нашли возле подозреваемого в нападении на керченский колледж
17.10 19:12 Новые правила возврата авиабилетов прошли первое чтение в Госдуме
17.10 18:51 ФАС предложила кабмину отменить повышение топливного акциза
17.10 18:29 Серебренникову и другим фигурантам дела «Седьмой студии» продлили арест
17.10 18:13 Госстройнадзор Петербурга разрешил эксплуатировать «Лахта Центр»
17.10 17:52 Саудовского генконсула уволили и проверяют в связи с пропажей журналиста
17.10 17:38 Черви-паразиты рассказали о рационе средневековых европейцев
17.10 17:20 Число погибших в керченском колледже выросло до 19 человек
17.10 17:07 ВС смягчил приговор бывшему замглавы московского СК Никандрову
17.10 16:57 Самолет Меланьи Трамп совершил вынужденную посадку из-за задымления
17.10 16:42 Путин обсудил с президентом Египта полное восстановление авиасообщения
17.10 16:17 В керченском политехническом колледже найдена вторая бомба
17.10 15:53 СКР переквалифицировал керченский теракт на убийство
17.10 15:33 Стрельбу и взрывы в керченском колледже устроил его же учащийся
17.10 14:54 Предполагаемый террорист из керченского колледжа найден мертвым в здании
17.10 14:28 Число жертв теракта в Керчи выросло до 18 человек
17.10 14:23 ЦИК отказался от подготовки пенсионного референдума
17.10 14:10 СКР завел дело о теракте в крымском колледже
17.10 13:46 НАК признал взрыв в керченском колледже терактом
17.10 13:32 В деле о взрыве в колледже Керчи появился подозреваемый
17.10 13:19 СМИ выдвинули террористическую версию взрыва в керченском колледже
17.10 12:44 При взрыве газа в керченском колледже погибли 10 человек
17.10 12:41 В Москве за взятку задержали вице-премьера Крыма
17.10 12:36 Спецпрокурор Черногории отверг обвинения в организации РФ путча
17.10 12:36 Саакашвили уличили в причастности к убийству Патаркацишвили
17.10 12:17 Госдума одобрила смягчение правил показа фильмов на кинофестивалях
17.10 12:00 В Канаде начали продавать марихуану в «рекреационных целях»
17.10 11:52 СМИ сообщили о связи убийц журналиста Хашогги с саудовским принцем
17.10 11:35 СКР завел дело из-за видео с издевательствами над пациентом магнитогорской психбольницы
17.10 11:10 Польша подписала 20-летний контракт на поставку газа из США
17.10 10:39 Глава UFC пообещал не выгонять Нурмагомедова за драку
17.10 10:30 Валентина Матвиенко станет наставником «Лидеров России»
17.10 10:15 Пилотом разбившегося на Украине Су-27УБ был глава авиации командования «Восток»
17.10 10:09 В Москве избили солистку группы «Маша и медведи»
17.10 09:47 Власти РФ хотят заставить поисковики удалять ссылки на пиратские сайты без суда
17.10 09:35 Назван лауреат Букеровской премии за 2018 год
17.10 09:28 Леди Гага объявила о помолвке
17.10 09:23 Израиль принял ответные меры после удара из сектора Газа
17.10 09:11 Илон Маск на три года отстранен от руководства Tesla
16.10 21:11 Адвокат потерпевшего рассказала об обвинении Мамаева
16.10 20:48 Москалькова попросила отсрочку от призыва для мужчин-медиков
16.10 20:29 Президент Армении принял отставку правительства
16.10 20:22 Саудовский генконсул покинул Турцию
16.10 20:03 ФСИН опровергла госпитализацию Сенцова в реанимацию
16.10 19:52 СМИ узнали о признании Кремлем недоработок в документе о чечено-ингушской границе
16.10 19:36 Медведев прокатился на беспилотнике «Яндекса»
16.10 19:26 Американский пилот погиб при крушении Су-27 на Украине
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.