29 марта 2024, пятница, 10:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 мая 2005, 07:17

Послание-2005: упущенные возможности

Послание Президента РФ Федеральному Собранию 25 апреля 2005 года, как дружно отмечают все комментаторы, было очень неопределенным. Его приходилось расшифровывать. Комментаторы были бессильны “совместить с реальностью президентские призывы” - пишет Алексей Чадаев в “Русском журнале”.

Дальше он отмечает: “Идея "строить демократию" в то время, когда по градам и весям кочует оранжевая банда строителей ее же - это, если хотите, акт гражданского мужества. Биться за фразеологию и лексику, плотно закрепленную в общественном сознании за революционным мейнстримом - задача практически неподъемная”. Иными словами, комментатор не верит в возможность перехвата инициативы со стороны президентской команды по отношению к сегодняшним технологическим тенденциям работы с властью.

Мы уже отмечали ранее, что нынешние российские власти неповоротливы и нетехнологичны, пользуются архаичными пониманием власти, и потому скорее всего проиграют в околовыборных событиях 2008 года. Тем не менее, сама концентрация Послания-2005 на темах демократии, повышения качества и осмысленности жизни народа, чиновничества, блокирующего преобразования, показывает, что осознание подобного рода опасности постепенно проникает в околопрезидентские круги.

Но комментаторы правы – это происходит настолько медленно и робко, что ни о каком перехвате инициативы речь не идет. Президент пожурил чиновников, сообщил, что Россия идет к демократии, но своими темпами – собственно, и все. Действительно, к реальной политике это отношения не имеет. В этом смысле, Послание-2005 – это упущенная возможность повернуть события в нужное русло.

Предмет реальной политики – модернизация власти

Неуклюжие, не подходящие к самому стилю современной жизни, действия власти, да еще стремящейся использовать все возможные административные приемы для собственного продолжения; организация власти, не поспевающая за современными реалиями – вот какой является сегодняшняя российская власть и в глазах народа, и в глазах комментаторов. Пока это отношение не переходит в требования и претензии, не проявляется, но это-то и плохо: ведь если такое отношение конвертируется в серию требований, то это будут требования не экономические и не политические. Они будут направлены на сами основания того порядка, которой поддерживает сегодняшняя власть и который-то обществом и воспринимается негативно. Возникло раздражение по поводу (любых) действий власти. При этом власти этой ситуации не видят: Послание-2005, как дружно утверждают комментаторы, не попало “в нерв” общественной ситуации.

Поэтому мы убеждены, что сегодня в России самая актуальная и насущная тема и проблема политики – это проблема модернизации власти. Власть в России должна быть приведена в состояние, адекватное вызовам современности.

Это – не административная задача настройки документооборота или переподчинения всех институтов общественной жизни чиновничьей вертикали. Этим могут заниматься и чиновники. Но позиция реального политика – неважно, где он находится, в структурах президентской власти, в Думе или в законодательном собрании субъекта – связана с решением проблемы эффективности и технологичности российской власти.

Реальная политика – это не подковерная борьба или интриги в государственном аппарате, которой политикой называют сейчас. Это и не разного рода экстремизм в стиле НБП, и не участие в проектах экспансии чужих стран и культур на территорию России.

Реальная политика должна быть направлена на изменение существующего положения в стране, на выход за рамки навязываемых идеологических представлений.

Реальная политика – это политика, которая может менять тип власти. Это политика, которая может задавать такие перспективы для страны и народа, которые будут реализовываться, а не просто провозглашаться. Это политика, которая может мобилизовать народ на волеизъявления и действия. Ее предметом является модернизация власти.

Следовательно, важнейшим для такой политики становится понимание современных механизмов и технологий власти.

Три варианта модернизации власти

С позиции эксперта по технологиям современной власти сегодня для России видятся три пути или сценария возможной модернизации власти в России.

Первый: сами власти себя модернизируют. Этот путь еще открыт, но поскольку никакие задачи и тезисы подобного рода в Послании-2005 не просматриваются, он становится все менее вероятным.

Второй: внешняя модернизация. Для России – это патовый, кровавый вариант. Существует несколько проектов такой трансформации, и Россия станет полем борьбы между ними. Но если власть сама не будет заниматься этой проблемой, так и произойдет.

Третий: политическая модернизация. Именно этот путь мы считаем наиболее эффективным и приемлемым. Он связан с “прочисткой” и освоением основных понятий и ценностей, формированием новой элиты и фактически, нового народа, проведением общественных дискуссий. Такой конструктивный, содержательный путь смог бы блокировать и усилия “оранжистов”, и бессмысленную работу тех партий, которые работают в режиме PR, а не в режиме выработки системы ценностей.

Более подробно эти сценарии выглядят следующим образом.

Вариант первый: “революция сверху”

События последних месяцев обнаружили ряд весьма тяжелых обстоятельств, связанных с отправлением власти в России, с ее организацией и тенденциями. Общий смысл системы действий должен состоять в том, чтобы “перехватить” схему, в которой будут разворачиваться события, решительно и демонстративно преодолеть инерцию старого способа властвования, сделать ключевым показателем успешности новой политики рост доверия в обществе к власти.

Должна возникнуть “сеть доверия”, которая обеспечивает доверие к власти, к представителям власти, между людьми, внутри бизнеса, между бизнесом и властью, бизнесом и общественными структурами.

Любые действия, которые могут вызвать или спровоцировать рост недоверия, должны быть исключены из действий власти.

Этот поворот должен быть сделан демонстративно

.

Если такие тезисы принимаются – то что мог бы и должен был бы сказать президент, обращаясь не только к истеблишменту, но и к народу, если бы он видел серьезность этой ситуации и этой угрозы? Мы полагаем, что это могли бы быть следующие важнейшие тезисы:

1. Президент отказывается от идеи преемника и преемственности власти в принципе, объявляя это недемократичным и оставляя выбор на волю народа. Соблюдение принципа честных выборов должно быть объявлено важнейшим властным приоритетом.

Следует совершить, кроме того, ряд демонстративных действий, направленных на показательное пресечение возможных нарушений в будущем, например, проведя служебное расследование нарушений в Центризбиркоме и инициировав ряд серьезных отставок.

2. Президент заявляет, что существующая власть непригодна для решения принципиально новых задач развития общества в России, что она стала основным тормозом необходимых преобразований.

“Централизация власти переросла все мыслимые пределы. Ряд должностных лиц стали переносить усиление вертикали власти в структуру общественной жизни и экономики. Эти лица должны быть наказаны, а эта тенденция должна быть остановлена. Следует отказаться от расширения влияния госструктур на бизнес и общество.” – примерно так мог бы сказать президент, объявив о принципиальной смене отношения между властью и обществом.

3. Необходимо, далее, призвать структуры бизнеса и общественные структуры к активной, самостоятельной жизни, и гарантировать в этом поддержку власти. Следовало бы перечислить те области жизни страны, которые нуждаются в совместной работе органов власти и общественных сил (например, что очевидно, – работа милиции) и указав для бизнеса ряд приоритетов или даже проектов, где было бы эффективно частно-государственное партнерство.

4. Кроме того, должна быть произведена демонстративная замена целых блоков властного аппарата. Необходимо, произвести “оранжевую революцию сверху”.

Должно быть констатировано, что проблема заключается в нас самих, в нашей косности и неповоротливости, а не во “внешних врагах”. Власть и общество должны стать современными, чтобы быть конкурентоспособными.

Иначе от России в скором времени ничего не останется, и, к сожалению, это будет исторически справедливо

.

Такой тезис был бы сильным, верным и действенным.

5. Репрессии должны быть демонстративно перенаправлены с бизнеса на госаппарат. Не может происходить борьбы с коррупцией, если не платящий налоги бизнес подвергается преследованиям, а чиновники, которые в этом активно участвовали, остаются безнаказанными, (речь идет о ситуациях с незаконной приватизацией, с налоговыми льготами и попустительстве налоговым схемам, с поборами с бизнеса и т.д.).

6. Необходимо прямое обращение к народу. Необходимо призвать народ к борьбе с чиновничеством, бюрократией, неэффективной социальной и административной системой, старым аппаратом. (Ведь если этого сделано не будет, это сделают в 2007-2008 гг. другие). Призвать его к выдвижению своих требований по отношению к эффективности и прозрачности действий власти, не мириться с нарушением достигнутых стандартов жизни, с коррупцией, с неправосудием и т.п.

7. Должна быть объявлена долговременная программа развития общественной жизни: общественных, самоуправляющихся организаций, альтернативных СМИ. Необходимо предупредить разворачивание альтернативных общественных движений и “народных фронтов”, инициируя и усиливая их, с тем, чтобы они канализировали те или иные группы требований по отношению к власти.

Власть в стране должна быть не сосредоточена в государственном аппарате, а распределена между рядом “центров силы”. Должна быть объявлена программа диверсификации системы власти, поскольку власть в одиночку действительно не справляется (при всем своем желании) со всеми разнообразными общественными проблемами.

Действующая до сих пор “программа централизации власти” должна быть объявлена ошибочной. Следует различить “укрепление вертикали власти” и “сосредоточение всей власти в стране в руках государства” и со всей определенностью отмежеваться и от этой второй линии, и от ее проводников.

8. Трансформация общественно-значимых систем (здравоохранения, образования, пенсионной системы) должна постепенно, но неуклонно выводиться “из-под государства”, передаваться общественным объединениям (а государство может обеспечивать эти трансформации законодательно). Пока люди не рассматривают это как свое дело, необходимо призвать, пригласить их к этому.

Смысл этой меры состоит в том, чтобы создать на эти сферы, сильно связанные с государством, и отчаянно нуждающиеся в реформировании, еще более сильное давление со стороны – от организаций потребителей и новых бизнес-организаций, стремящихся работать в этих сферах.

Эти организации должны быть созданы и активизированы, тогда государство сможет принимать под их давлением решения по систематическому реформированию этих сфер. Дополнительно эта мера приведет к тому, что возможное недовольство населения будет канализировано на эти самоуправляющиеся организации, а не на власть.

9. При этом должно быть заявлено, что Россия должна постепенно и целенаправленно разрабатывать собственные стандарты жизни, демократии и организации хозяйства, а не следовать западным. Эти стандарты должны соответствовать нашей ситуации и позволять России эффективно взаимодействовать с рыночным миром, но критерии их применимости должны быть внутренними – организация власти в стране должна обеспечивать процветание жизни.

Дело не в построении демократии и рынка, а в приумножении наших сил во всех сферах жизни и деятельности, во всестороннем росте доверия.

Итак, приблизительно такой ряд пунктов мог бы составить содержание действий сегодняшних властей, если бы сами они всерьез взялись за задачу модернизации власти.

Но в Послании-2005 этого, повторяем, не сделано. Если в нем и есть подобного рода следы, то они очень скрытые. Поэтому вывод о том, что данный сценарий не удастся развернуть до 2008 года, получает дополнительное подтверждение.

Ежегодное Послание президента до сих пор используется крайне неэффективно. Оно еще не стало инструментом власти, а те возможности, которое оно предоставляет, пропадают зря. Ведь в России существует уникальная структура общественного сознания, предполагающая, что президент может поставить перед не подчиненными ему структурами различные “задачи”, что он может не “просить конгресс” и не убеждать его (как в США), а просто высказать свою позицию. Само наличие такой структуры может оказывать мобилизующее действие.

Вариант второй: инерционный сценарий власти

Нет сомнений, что выборы 2008 г. станут испытанием на прочность и дееспособность существующей системы власти.

Ноябрьско-декабрьская ситуация в Украине позволила (точнее, заставила) почувствовать эту проблему в полной мере. Украинская ситуация связана с тем, что система власти оказалась неэффективной. Выявилось, что она неспособна ни мобилизовать народ, ни вызвать его доверие, ни систематически провести нужные преобразования, - ни даже сами выборы. Это не был заговор: сама власть, ее отсталость и инерционность дают повод, чтобы так ее использовать (см. “Ловушка-2008").

Этот урок невозможно проигнорировать

. Система власти в России та же, что (была) в Украине, недовольство и раздражение народа по отношению к власти все время нарастает, причем общим основанием будущих – а кое-где уже и сегодняшних - требований является требование демократичности, эффективности, обеспечения доверия, прозрачного и предсказуемого порядка.

Таким образом, в России существует реальная угроза “оранжевых революций” - пишу во множественном числе, потому что Россия – действительно, не Украина: здесь этих “революций” случится несколько.

К 2007-2008 гг. развернутся широкие общественные движения, “народные фронты” – “южный”, происламский, “прозападный” и “прокоммунистический” (последний соберет к себе граждан с патерналистскими ожиданиями). В этой ситуации вмешательство самых разнообразных внешних сил, играющих в пользу этих “колонн”, будет неизбежным. Сценарий вмешательства уже понятен: он определяется тем, что реакции и действия существующей власти уже вычислены и ясно, что она будет делать, а что не сможет сделать никогда.

“Инерционный сценарий” для сегодняшней власти таков – одновременно это сценарий внешней модернизации.

1. Власть продолжает действия, объективно ведущие к разрушению ситуации доверия между властью и народом, между властью и бизнесом, продолжает считать промышленные компании, в том числе и иностранные, источником бесконтрольного пополнения бюджета. Власть продолжает показательные репрессии против бизнесменов и СМИ, возможно – и против ряда общественных сил. Причем поскольку эти репрессии происходят в рамках идеологии “укрепления вертикали власти” и “восстановления экономической мощи государства”, то, даже будучи продуктами ведомственной самодеятельности, они не встретят осуждения и отмежевания со стороны высших органов государства.

2. Власть продолжает быть неповоротливой, недееспособной и нетехнологичной, коррумпированной. Коррупция окончательно проникает в суды, арбитражи, правоохранительные органы и т.п. Неправосудие становится основой жизненного порядка в России.

3. Власть не стремится обеспечивать собственную демократичность и эффективность, и не способна обеспечить прозрачный и предсказуемый порядок в обществе и в бизнесе. При этом в экономике не накапливаются долговременные инвестиции, жизнь нельзя планировать. И люди, и бизнес живут как временщики, стараясь приспособиться к непредсказуемым действиям власти. Поэтому любые реагирующие действия власти, направленные на привлечение инвестиций, раскрутку долговременных программ, обеспечение в органах власти реализации многолетних государственных интересов, заканчиваются неудачей.

4. Власть стремится собрать все сферы общественной жизни (общественные организации, СМИ, суды и адвокатуру, многие автономные сферы деятельности) под свой контроль, истощая тем самым эту жизнь, протекающую помимо власти, и давая возможность действовать в тех сферах, которые не попали под контроль, иным центрам власти (например, религиозным, противоправным, иностранным СМИ и т.п. – подробнее см. текст о “Рос.Государственности”). Ситуация начинает напоминать ту, что была в России в начале 1900-х гг., когда любые действия власти у огромной части самого образованного населения вызывали отвращение, а подлинная жизнь протекала под влиянием иных общественных сил. Эта ситуация все более раскручивается: последнее назначение Бориса Немцова советником Виктора Ющенко, активная работа Сергея Доренко в Украине демонстрирует тренд подпадания активных людей, несогласных с сегодняшней политикой властей России, под власть иных сил. Вместо использования и привлечения – власть отталкивает и отсеивает.

5. Власть с одной стороны берет на себя ответственность за болезненные реформы, а с другой стороны, позволяет искажать замыслы этих преобразований под влиянием различных лоббирующих групп, прежде всего чиновников заинтересованных сфер. В результате недовольство вызывает и факт реформирования, и его неэффективность. В этих условиях следует уже начать задавать вопрос – да власть ли вообще это?

6. Власть продолжает утверждать, что строит рынок и демократию и стремится к реализации западных стандартов, хотя на деле существует иная система и хозяйства, и власти. Это несоответствие также усиливает недоверие. Вместо того, чтобы – элементарный управленческий ход! – начать разработку собственных стандартов властвования, хозяйственных отношений, различных сфер жизни, власть тужится представить себя полностью соответствующей чуждым стандартам.

7. Готовясь к выборам, власть выбирает себе преемника и начинает его “проталкивать”. Для народа это означает, что уже не вызывающая доверие власть останется той же, а выборы все равно будут “неправильные”. Многочисленное самостоятельное и независящее от государства население в этой ситуации будет основным раздражителем и будет самым активным в недовольстве (в Украине люди голосовали против продолжения старой коррумпированной власти, а не за Ющенко – и аналогичный сценарий определенно просматривается и в России).

С всей определенностью необходимо сказать, что подобный инерционный сценарий политической перспективы не имеет

. Но Послание-2005 эти проблемы проблемами не считает. Президент лишь говорит (недопустимо мягко) о недостаточной демократии, росте коррупции, поборах и делах против бизнесменов, неповоротливости и неумелости аппарата.

Эти проблемы уже вызывают массовое недовольство, а в ситуациях выборов оно будет определено и канализировано теми бывшими сторонниками, которые нынешняя власть оттолкнула. Внешнеполитические и оппозиционные силы станут разворачивать альтернативы, оформленные технологически, и власть не в состоянии им будет ничего противопоставить.

Выборы-2008 в рамках этого инерционного сценария выиграть невозможно

.

Вариант третий: политическая модернизация

Избежать подобного сценария при том условии, что власти не проведут модернизацию власти сами, можно только политически. При этом предметом такой политики, которую мы уже выше назвали реальной, должны стать вопросы трансформации, “осовременивания” власти.

Такая политика включает в себя, во-первых, формирование новой элиты, заинтересованной в восстановлении статуса России как великой страны и в участии России в современных всемирных процессах и обсуждениях. При этом под элитой мы понимаем не тех, кто волею обстоятельств оказался “у руля” и не тех, кто мелькает на телеэкранах, а тех, кто способен обсуждать темы, адекватные современным страновым и общественным вызовам, кто способен начать освоение в России понятий рынка, демократии, власти и тому подобных системообразующих понятий.

Во-вторых, такая политика включает в себя расчистку понятий, регулирующих общественную жизнь: народ, собственность, демократия, власть и т.п. Сегодня эти понятия заслонены мифами и идеологемами, поставлены на службу сиюминутной конъюнктуре.

В-третьих, она включает в себя организацию серьезных общественных обсуждений как упомянутых понятий и того, как они могут организовать нашу жизнь, так и тех ценностей и оснований, которые независимо от политической системы являются основами жизни в России: речь идет, например, о справедливости, ценностях освоения территорий, мобилизации и т.п. Эти дискуссии должны ответить на вопрос, как в России возможны, например, справедливый суд или как богатство может работать на освоение территорий. Одновременно эти дискуссии явятся и тем местом, где будет формироваться элита.

В-четвертых, такая политика включает в себя реализацию современных технологий власти, связанных с диверсификацией инстанций власти, с созданием сложных властных композиций, с освоением коммуникативной и ориентирующей власти. Сама тема власти и ее модернизации должна стать предметом дискуссий.

И в-пятых, такая политика означает начало работы по формированию народа, который сегодня сведен до уровня населения и электората, не участвует в общественной жизни, не предъявляет свои ценности – а в таком качестве он становится объектом манипуляций со стороны любых, более технологически оснащенных сил.

Технологическое усиление – это и есть путь политической модернизации власти. Это позволит блокировать усилия “оранжистов” и создаст условия по выращиванию современных технологий власти в России. Дело современной, новой элиты разворачивать такие технологии в оппозицию внешним силам и поверх существующей власти, которая, как оказывается, сама это только пытается делать – и не очень удачно.

Современное понимание демократии

Приведем один только пример. В Послании-2005 много говорится о демократии и о том, что она должна быть самобытной. Однако вся самобытность сводиться к выбору темпов движения к демократии.

При этом нет ответа на вопрос, что вообще такое современная демократия.

С позиции эксперта по технологии власти мы можем сказать, что современная форма демократии подразумевает:

1) Разделение многих инстанций власти. Помимо законодательной, судебной, исполнительной власти существует власть СМИ, духовная власть и т.д.

2) Свободу частной жизни людей и формирование из этих свободных и самодеятельных людей особой инстанции власти, которая называется народ.

Под демократию были построены специальные процедуры. Помимо выборов, демократических процедур очень много - референдумы, местное самоуправление, плебисциты, судебные процедуры, участие в работе партий и в общественной жизни и так далее. В чем здесь роль народа? Народ участвует в создании той или иной конфигурации инстанций власти, которые создают тот порядок, в котором живет общество.

То есть наряду со второй, третьей, четвертой властью возникает еще одна власть – власть народа. Поскольку народ персонифицировано не представлен, он представлен через специфические процедуры волеизъявления народа, в частности, выборы.

Для существования демократии необходимо формирование демократического народа. Поскольку если его нет, то некому участвовать в формировании системы взаимодействий между инстанциями власти, и вместо народа возникает электорат. Под демократическим народом здесь понимается тот народ, которому понятен механизм его влияния на структуры власти и которому понятен механизм влияния той или иной структуры власти на него (последствия).

Таким образом, демократия, - это не власть народа, как, по-видимому, считают нынешние власти, а участие народа в построении той конфигурации власти, которая дает возможность соединить существующий набор инстанций власти с базовыми принципами жизни в стране. Следовательно, если говорить о проблемах демократии в России, то не о демократии как той или иной конечной модели, а о демократизации общества и выращивании адекватной российскому обществу модели демократии.

На пути к содержательной модернизации власти

Этот пример показывает, что даже при работе с теми политическими понятиями, которые являются ключевыми для современной России, ни властями, ни оппозиционерами не рассматриваются содержательные альтернативы их идеологическим конструкциям, в результате чего возникает бессмысленный клинч. Сами эти понятия трактуются идеологически, словесно. Современная политическая и общественная жизнь в России очень бедна.

В этой ситуации в выигрыше окажутся те, кто владеет пониманием современных технологий власти, кто проводит линию на технологическое усиление страны. (То же относится не только к политической жизни внутри страны, но и к международным отношениям.) Именно это мы описываем и фиксируем как третий, наиболее актуальный для России, путь содержательной модернизации власти.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.