Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 16:34
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

18 мая 2005, 11:09

Автомобиль на шее

Правительство в этот четверг собирается обсудить ситуацию в автомобильной промышленности – отрасли, испытывающей сейчас действительно далеко не лучшие времена. Только способно ли оно будет помочь с нейтрализацией факторов, приведших к этой ситуации? Тем более, что мы в ней далеко не одиноки - постепенно тормозить начинает вся мировая автомобильная промышленность.

Продажи легковых автомобилей в Европе в I квартале 2005 года сократились на 3,2%, в США за январь-февраль – приблизительно на ту же величину, в России за первый квартал – на 9,1%. Причем, у нас ситуация настолько плоха, что кроме традиционных методов борьбы со слабым спросом – остановкой сборочного конвейера и временным роспуском персонала – стали использоваться доселе неизвестные в российских автосалонах скидки с розничных цен. Пока, правда, эти скидки готовы предоставлять дилеры за счет снижения своей прибыли, но в скором времени по той же дороге пойдут и производители. Запасы непроданных автомобилей, в основном производства АвтоВАЗа, к маю достигли 80 тыс. штук, что в два раза выше нормы.

Падение продаж легковых машин кажется странным на фоне прошлогоднего скачка. Тогда продажи выросли более чем на 7%, и, как казалось многим, должны были увеличиваться и в дальнейшем. Постоянное увеличение доходов населения плюс широкое распространение потребительского кредитования делали перспективу непрерывного роста вполне реальной. К этому присоединялось наращивание производственных мощностей иностранными производителями на российской территории. В общем, все складывалось благополучно, но надежды на продолжение роста продаж оказались несбыточными.

Торможение продаж и производства, как в России, так и за рубежом, могло произойти, как минимум, по двум причинам. Во-первых, за прошлый год, вследствие роста стоимости нефти, подорожал бензин, и многим семьям эксплуатировать имеющиеся машины стало накладно, вот они и решили от них избавиться. А многие семьи, желающие машины приобрести, решили или повременить с покупкой, считая, что эксплуатация обойдется очень дорого, или купить автомобиль, побывавший в эксплуатации чтобы переплачивая на эксплуатационных издержках, сэкономить хоть на капитальных расходах. Во-вторых, не менее сокрушительный рост цен на металл, также имевший место в прошлом году, повысил стоимость новых автомобилей до уровня, делавшего их покупку крайне затруднительной, даже с привлечением “дешевого” потребительского кредита. И в-третьих, что уже является спецификой России, рост доходов явно сконцентрировался только в одной доходной группе, которая машины отечественного производства явно не уважает.

Это неуважение проявилось в том числе и в резком росте импорта машин иностранного производства. В прошедшем году импорт автомобилей вырос на 81%, со 193 тысяч до 350 тысяч, а за первые два месяца 2005 года рост импорта составил 93% по сравнению с январем-февралем 2004 года. При этом ввозится все больше и больше новых, а не подержанных машин, так как все тот же рост доходов вместе с ростом импортных пошлин на машины с длительным сроком эксплуатации сдвигает покупательский спрос в более качественный сегмент рынка.

Основной же автомобильный потребитель (причем, не только в России) оказался между двух огней. Рост цен на металл сделал покупку новых машин очень дорогим удовольствием, а рост цен на бензин сделал дорогим удовольствием их эксплуатацию. И вот, как результат совместного действия этих двух факторов, спрос на автомобили стал падать, а вслед за спросом стало падать и предложение.

В условиях сужения потребительского спроса конкуренция между производителями начала ужесточаться, и первые жертвы уже появились. General Motors объявила об убытках за первый квартал текущего года, и проанонсировала еще большие убытки в последующих хозяйственных периодах. После этого ведущее рейтинговое агентство понизило оценку облигаций корпорации, и заодно сделало то же самое с облигациями Ford, так как у него сильно упали продажи. С такими же трудностями столкнулся Volkswagen, чьи продажи в Китае в прошлом году сократились на 5,6%, а за первый квартал 2005 года снизились так сильно, что цифра падения постоянно корректируется – никто не может поверить, что подобный спад вообще возможен.

Скорее всего, в 2005 году конкуренция будет только усиливаться, а количество жертв – возрастать, так как в условиях роста стоимости производства и эксплуатации у автопроизводителей есть только одна возможность поддерживать продажи на достаточном уровне – компенсировать рост цен на бензин снижением цен на конечную продукцию. Естественно, позволить подобную политику могут только те корпорации, у которых “финансовая подушка” достаточно большая, или, как это имеет место у General Motors, существуют большие социальные обязательства перед персоналом, которые при определенном нажиме компания может с себя снять и тем самым сократить себестоимость продукции. Для других корпораций участие в “гонке цен” будет губительным, им придется скорее всего последовать примеру российских коллег, и на снижение спроса ответить не снижением цен, а остановкой производства и увольнением персонала.

Если же процесс сжатия автопроизводства примет массовый характер, его последствия для всей мировой и, в частности, российской экономики будут не самыми приятными. Сокращение выпуска автомобилей повлечет за собой сокращение спроса на металл, а уменьшение продаж автомобилей вызовет сокращение спроса на бензин. После чего ценовая спираль начнет разворачиваться в обратную сторону, цены на металлы и топливо начнут снижаться, а поскольку для нас это основные экспортные товары, то начнет падать валютная выручка и прибыль российских экспортеров. Причем падение валютной выручки обернется общим падением продаж, так как переориентироваться металлурги и нефтяники с внешнего рынка на внутренний вряд ли смогут из-за его узости.

Если бы мировые автоконцерны успели перенести к нам хотя бы небольшую часть своего производства, то падение мировых цен на металл и топливо было бы не так страшно, как сейчас: тот металл, который не стал использовать завод Ford, расположенный в США или Канаде, смог бы использовать завод Ford, находящийся в Ленинградской области. И место импорта заняла бы аналогичная продукция местной сборки. Но этого, к сожалению, не будет, поэтому вслед за падением в мировой автомобильной промышленности аналогичное по размеру снижение производства произойдет и в российской металлургической и топливной отраслях. И нам остается надеяться только на то, что оно будет носить медленный и постепенный характер, давая производителям возможность приспособиться к ухудшению условий своей деятельности.

См. также:

  • Гриценко. Откуда взялся экономический спад?
  • Гриценко. Выхлопные газы Тойоты
  • Гриценко. Российский автопром защитят... иностранцы
  • Гриценко. Промышленный спад и потребительский бум
  • Обсудите в соцсетях

    Система Orphus

    Главные новости

    16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
    16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
    15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
    15:58 Греф признал наличие двух преемников
    15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
    15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
    15:37 Путин высказался о проблеме абортов
    15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
    15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
    15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
    15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
    15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
    15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
    14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
    14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
    14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
    14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
    14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
    14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
    14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
    14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
    14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
    14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
    13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
    13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
    13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
    13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
    13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
    13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
    13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
    13:20 Путин связал допинговый скандал с грядущими выборами в РФ
    13:15 Прокуратура проверит cведения о VIP-камерах в «Матросской тишине»
    13:11 В ЦИК назвали самовыдвижение знаком доверия к избирателям
    13:05 Путин отказался признавать военные расходы страны избыточными
    13:04 Путин предложил расширить налоговые льготы собственникам имущества
    12:58 Президент РФ рассказал о выполнении майских указов
    12:58 Американские СМИ обвинили Россию в подготовке к ядерной войне
    12:54 Путин рассказал о развитии Арктики
    12:48 ЕР пообещала поддержку самовыдвиженцу Путину
    12:46 Путин предложил сфере контроля за бизнесом ротацию кадров по типу военной системы
    12:45 Путин рассказал о росте экономики без приписок
    12:41 В Германии оценили убытки от антироссийских санкций
    12:32 ЛДПР потребовала от Пескова не унижать народ заявлениями о конкурентах Путина
    12:28 Путин объяснил отсутствие в стране конкурентоспособной оппозиции
    12:26 Путин рассказал о своем выдвижении
    12:26 Московский арбитраж отказал Siemens в возврате крымских турбин
    12:16 «Билайн» начал выполнять требования по отмене роуминга с Крыма
    12:16 Путин назвал цель своего участия в выборах
    12:08 Владимир Путин начал большую пресс-конференцию
    12:00 Бомбардировщики Су-34 вернулись из Сирии в РФ
    Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

    Редакция

    Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
    Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
    Телефон: +7 495 980 1894.
    Яндекс.Метрика
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации
    Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
    Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
    средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
    При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
    При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
    Все права защищены и охраняются законом.
    © Полит.ру, 1998–2014.