Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 декабря 2017, понедельник, 10:21
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

23 мая 2005, 08:06

Локомотив для автомобиля

О том, что автомобиль – это удобное средство передвижения, знают все. О том, что автомобиль – это еще и средство восстановления экономики, многие даже и не догадываются. Хотя именно так может случиться в России, если только само произвоство автомобилей удастся спасти.

Пока же получается парадокс. Россия – страна, которая имеет полный набор условий для активного развития автомобильной промышленности, но промышленность наша находится в крайне неразвитом состоянии, хотя исторический возраст этой отрасли мирового хозяйства перевалил за сто лет. За эти сто лет мы вполне могли бы создать собственное автопроизводство, но почему-то не создали. А ведь, казалось бы, российский промышленный сектор производит все компоненты, из которых машины собирают (металлы, пластмассы и резину, лаки и краски, стекла, ткани и т.д.) и компоненты, с помощью которых машины эксплуатируют (бензин, смазочные масла и асфальт). И, конечно, Россия - это гигантские расстояния, которые приятно преодолевать “с ветерком”, то есть потребность в средстве передвижения – личном или коллективном, органически встроена в нашу жизнь.

Частично задача насыщения массовой потребности в средствах автотранспорта предпринималась еще в советские времена, особенно после строительства ВАЗа. Но одного завода оказалось мало, а на строительство аналогичных гигантов средств, видимо, больше уже не хватало. Поэтому и к концу советской эпохи, и пятнадцать лет спустя российский автопром всегда производил одно и то же количество легковых автомашин – около 1 млн. шт. А в США, для сравнения, автомобилей в лучшие годы выпускается до 12 млн. шт., а в худшие, во времена кризисов – 8 – 9 млн. шт.

Поэтому неудивительно, что после отмены монополии внешней торговли в 1991 году в страну хлынул поток импортных машин – потребности российского рынка казались безграничными. В предкризисном 1997 году импорт составил 600 тыс. штук, что было близко к мощностям основного производителя, Волжского автозавода. Потом, после дефолта, импорт сжался, но по мере исчезновения признаков кризиса, снова восстановился, и по итогам 2004 года составил 638 тыс. шт. При этом, в отличие от периода 1991-1997 годов, когда львиную долю импорта составляли подержанные автомобили, структура ввоза существенно поменялась: новых машин было импортировано 400 тыс. шт., а подержанных – только 238 тысяч. В этом структурном сдвиге свою роль сыграли как рост доходов граждан, так и таможенная политика Правительства, установившего на бывшие в употреблении машины высокие ввозные пошлины. В результате, хотя спрос потребителей стал удовлетворяться более качественными изделиями, российская автомобильная промышленность испытала жесткое давление со стороны иностранных конкурентов. И если раньше конкуренция была, скорее, по цене (со стороны подержанных машин), а не по качеству, то теперь мы имеем конкурентные предложения и по ценам, и по качеству одновременно.

Ситуация для российского автомпрома усугубляется двумя обстоятельствами. Несмотря на рост доходов объем импорта остается приблизительно одним и тем же, что сейчас, что семь лет тому назад – 600 тыс. шт. Меняется только его качество. Это свидетельствует об узости внутреннего рынка сбыта и о том, что рост доходов концентрируется у относительно небольшой группы населения, которая, увы, не растет. В итоге российским автопроизводителям приходится конкурировать с мировыми гигантами на относительно небольшом пятачке внутреннего рынка, где их шансы постоянно уменьшаются. Другим обстоятельством, ухудшающим рыночные перспективы отрасли (правда - вне зависимости от страновой принадлежности), является прошлогодний скачкообразный рост цен на топливо и металлы, который вывел стоимость производства и стоимость эксплуатации автомобилей на новый уровень. Уровень этот потребителям явно не понравился, что послужило, скорее всего, основной причиной спада в мировой автомобильной промышленности в первом квартале текущего года. Этот спад затронул почти все концерны и не миновал и российские автозаводы. Цены на российские машины выросли и стали сопоставимыми с наиболее дешевыми импортными образцами, производители которых, благодаря лучшим финансовым возможностям, смогли держать цены, работая даже себе в убыток.

И вот в такой непростой обстановке Правительство РФ собралось на заседание, чтобы рассмотреть Концепцию развитии автомобильной промышленности в стране. Хотя, по логике, при растущих издержках производства и эксплуатации и возросшей иностранной конкуренции, ему надо было обсуждать Концепцию спасения автомобильной промышленности. Но, с другой стороны, именно сейчас российский бюджет и российские компании-производители обладают достаточными ресурсами для расширения инвестиций в автомобильную промышленность. И могут не оглядываться на высокие цены на топливо и материалы.

Собственно говоря, российский бюджет уже стал инвестировать в отрасль, пойдя на революционный шаг, и отменив ввозные пошлины на оборудование для изготовления автомобилей, аналоги которого не выпускаются в России. На этом правительство не останавливается и готово отменить ввозные пошлины на компоненты для промышленной сборки автомобилей. Отмена пошлин должна стимулировать развитие сборки автомашин на предприятиях иностранных владельцев, которые, надо сказать, уже успели за два года увеличить выпуск в 10 раз: с 11 тыс. шт. в 2002 году до 129 тыс. шт. в 2004 году. Понятно, что для покрытия российского рынка этих объемов маловато, так как его потенциальная емкость составляет те самые 600 тыс. шт., которые сейчас получаются по импорту. Поэтому сборку иностранных моделей надо будет увеличить в 4-5 раз, прежде чем импорт будет полностью заменен внутренним производством. Правда, правительство рассчитывает на увеличение локализации сборки, то есть рост поставок со стороны внутренних производителей. А это, в свою очередь, должно поднять доходы и спрос на автомобили на гораздо большую сумму. Поэтому прогноз объема рынка легковых автомобилей на 2008 год дан в размере 2,0-2,2 млн. штук, причем 75% спроса должно удовлетворяться за счет внутреннего производства, а весь прирост выпуска должен произойти за счет организации сборки иностранных моделей.

Несмотря на светлые перспективы развития автомобильной промышленности, очерченные в правительственной Концепции, у этого документа есть определенный недостаток с точки зрения механизмов реализации поставленных целей. Обнулить таможенные пошлины на автокомпоненты – этого, на наш взгляд, совершенно недостаточно для развития отрасли. Требуются другие подходы, которые в Концепции не прописаны (не произведен там и анализ спроса на автомобильном рынке, не выделены основные группы автомашин и объемы их потребления сейчас и в ближайшем будущем, хотя, казалось бы, совершенно очевидно, что рынок грузовых автомобилей сегментируется по грузоподъемности, а рынок автобусов – по пассажировместимости).

Концентрироваться только на привлечении иностранных ресурсов, как нам кажется, большого смысла не имеет. И дело не только в том, что иностранные модели даже российской сборки всегда будут находиться в верхнем ценовом сегменте, а, значит, останутся недоступны широким слоям российского населения. Просто уже сейчас, по факту, в России реализуется несколько моделей автопроизводства, участие в некоторых из них иностранных фирм вовсе не обязательно.

Во-первых, сохранившиеся с советских времен автомобильные производства продолжают функционировать по прежней схеме: заводы, покупающие на рынке материалы и выпускающие из них готовую продукцию. Эти заводы производят своего рода экспансию, перенося сборку хорошо продаваемых, но уже не очень свежих моделей на вспомогательные предприятия, а сами концентрируются на выпуске новейших разработок. Во-вторых, на некоторые автосборочные и моторные заводы “зашли” крупные металлургические компании, которым приобретение активов в автопроме нужно было для замыкания цепочки использования металла. Такие проекты вполне успешно работают и развиваются. В-третьих, действующие автопроизводства создают совместные предприятия с иностранными компаниями, предоставляя им свои площади и рабочую силу и получая от них технологии и квалификацию. В-четвертых, иностранные производители открывают здесь свои сборочные филиалы с той или иной степенью локализации производства комплектующих. И, как надеется правительство, смогут привлечь за собой производителей этих комплектующих.

Наконец, пятая модель организации автопроизводства, о которой в Концепции говориться немного, - это производство военной автомобильной техники. Оно работает в основном по государственному заказу или на экспорт и иностранных партнеров не требует. Именно эта модель, по нашему мнению, могла бы стать одним из “локомотивов” автомобильной промышленности. При этом на военных заводах можно будет собирать технику гражданского назначения, хотя, конечно, понятно, что напрямую сделать это будет трудновато, и потребуются затраты на адаптацию. В результате мы можем получить предприятия, работающие по двойному циклу. Сначала они будут выпускать технику военного назначения, а потом, через несколько лет, адаптированный гражданский аналог. Соответственно, в первом случае завод будет работать по госзаказу, а во втором – поставлять продукцию на рынок.

См. также:

  • Гриценко. Автомобиль на шее
  • Гриценко. Откуда взялся экономический спад?
  • Гриценко. Выхлопные газы Тойоты
  • Гриценко. Российский автопром защитят... иностранцы
  • Гриценко. Промышленный спад и потребительский бум
  • Обсудите в соцсетях

    Система Orphus

    Главные новости

    10:06 Три НПФ продали акции Промсвязьбанка до объявления о его санации
    10:02 В Израиле умерла любимая учительница Путина
    09:45 Полиция обыскала дом написавшей о слежке за Россией журналистки
    09:41 Правозащитники рассказали о просьбах Улюкаева в СИЗО
    09:26 Еще одна биржа в США начала торговать фьючерсами на биткоины
    09:15 На Дальнем Востоке появится новая армия
    09:05 Депутаты ГД предложили штрафовать стритрейсеров на миллион рублей
    08:45 Посол РФ в США в Вашингтоне встретится с замгоссекретаря
    08:22 60 нацгвардейцев пострадали при столкновении со сторонниками Саакашвили
    08:07 В ЦРУ отказались обсуждать помощь в предотвращении теракта в Петербурге
    07:50 18 декабря официально началась президентская кампания
    17.12 21:00 Президент Финляндии ответил на информацию о слежке за военными РФ
    17.12 20:27 Компания Ковальчука претендует на крымский завод шампанского «Новый свет»
    17.12 20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
    17.12 19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
    17.12 19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
    17.12 18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
    17.12 18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
    17.12 17:25 Между сторонниками Саакашвили и полицией произошли столкновения
    17.12 16:47 Прокуратура впервые запросила пожизненный срок для торговца наркотиками
    17.12 16:24 Курс биткоина превысил 20 тысяч долларов
    17.12 16:16 Спортсменам РФ разрешили использовать два цвета флага на Олимпиаде
    17.12 15:13 В Госдуме назвали неожиданностью слежку Финляндии за Россией
    17.12 14:54 Скончался Георгий Натансон
    17.12 14:15 В Крыму работы на трассе «Таврида» привели к перебоям с интернетом
    17.12 13:44 В Москве снова побит температурный рекорд
    17.12 13:15 СМИ сообщили об убийстве плененного ИГ казака
    17.12 12:39 Губернатор Подмосковья пообещал избавить жителей региона от вони в начале года
    17.12 12:07 Правительство Австрии поддержало смягчение санкций против РФ
    17.12 11:35 Глава МИД Великобритании не увидел фактов влияния РФ на Brexit
    17.12 11:15 СМИ рассказали о затрате Пентагоном 20 млн долларов на изучение НЛО
    17.12 10:52 В Финляндии возбуждено дело после публикации данных о контроле разведки над интернетом
    17.12 10:20 Представители Трампа обвинили спецпрокурора по РФ в незаконном получении документов
    17.12 09:53 Завершилось голосование по названию моста в Крым
    17.12 09:34 В Москве побит абсолютный температурный рекорд с 1879 года
    17.12 09:24 Источник рассказал о переносе с Байконура пилотируемых пусков
    17.12 09:12 В Дагестане силовики вступили в бой с боевиками
    16.12 22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
    16.12 21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
    16.12 19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
    16.12 19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
    16.12 19:28 Галерея-банкрот потребовала 27 млн рублей из Фонда храма Христа Спасителя
    16.12 19:14 Российский биатлонист принес сборной первую медаль Кубка мира
    16.12 17:07 Володин призвал власти РФ и Белоруссии уравнять граждан в правах
    16.12 16:18 Фигуранта дела о контрабанде алкоголя нашли убитым в Ленобласти
    16.12 15:13 Экс-сотрудник ФСБ отверг обвинения в хакерских атаках против США
    16.12 15:11 Украина составила план покорения Крыма телевидением
    16.12 14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
    16.12 13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
    16.12 13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
    Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

    Редакция

    Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
    Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
    Телефон: +7 495 980 1894.
    Яндекс.Метрика
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации
    Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
    Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
    средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
    При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
    При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
    Все права защищены и охраняются законом.
    © Полит.ру, 1998–2014.