Адрес: https://polit.ru/article/2005/05/27/koloturskii/


27 мая 2005, 08:48

Александр Колотурский: Не надо развращать публику проектами

"Прагматика культуры" на "Полит.ру" опубликовала интервью с директором Московской филармонии Алексеем Шалашовым. Понятно, что российская музыкальная карта разворачивается и далеко за пределами столицы, а проблемы центра во многом не совпадают со сложностями, которые испытывает провинция, в частности, один из один из крупнейших  филармонических центров России - Екатеринбург.

И хотя Свердловской филармонии уже 65 лет, именно последние пятнадцать "рыночных" лет коренным образом изменили ее существование. Вокруг Свердловской филармонии удалось сгруппировать круг благотворителей и спонсоров, собрать Попечительский совет, Лигу друзей и Центр волонтеров. Поэтому в то время как другие российские филармонические коллективы разрушались под давлением экономических проблем, Свердловская филармония налилась силой: реконструировала свое здание,  оснастила новыми инструментами знаменитый филармонический оркестр, организовала международный менеджмент и даже сформировала клубы слушателей по интересам. 

Директор Свердловской филармонии Александр Колотурский рассказывает Ирине Муравьевой о своих приоритетах и финансовой политике.

Какова сегодня стратегия нестоличной филармонии, существующей в жестких условиях концертного рынка?


Есть два подхода к филармонической жизни:  первый - проектный,  который сейчас пропагандируется в Москве и Петербурге. Собираются  люди, придумывают идею, находят деньги, организовывают.  Другой способ концертной жизни - плановый, регулярный, на базе концертных залов, оркестров. На мой взгляд,  самое лучшее –  сочетание двух систем. Не секрет, что наша сфера финансируется скупо, поэтому мы сами должны искать финансовые возможности.

Вы ориентируетесь на спонсорскую помощь?

У нас есть и спонсоры, и попечительский совет. Но наши спонсоры предпочитают тратить деньги не на проекты, так как эти вложения работают  только на конкретный результат.  Но если деньги  перечисляются  на зарплату музыкантов или на покупку инструментов для оркестра, то это уже укрепляет филармоническую базу, работает долгосрочно, на настоящее и будущее. Так что наш генеральный спонсор – «Объединенные   машиностроительные заводы - Уралмаш» - уже пять лет перечисляет в Благотворительный фонд  филармонического оркестра финансы, которые идут на зарплату музыкантам. Кроме того, мы закупаем самые лучшие инструменты и можем конкурировать  даже с оркестром Мариинского театра. Только что мы подписали контракт на покупку двенадцати труб.

Почему проектный принцип концертной жизни представляется вам не перспективным?

Мне кажется, что проекты,  которыми так все увлечены, несколько развращают всех, начиная от музыкантов и кончая публикой.  Потому что нельзя все строить на звездах. Каждый раз, привлекая публику,  надо брать все выше и выше, а дальше что? Разве звезд много? И каков КПД этих предприятий, в том числе и экономический? Мы избрали другую стратегию: а именно -  концертный филармонический сезон. В этом году  мы дали  2200 филармонических концертов для самых различных  слоев населения. К этому надо добавить  концерты звезд,  фестивали. И никто нам миллионов долларов не давал, при том что  количество денег в столицах и Екатеринбурге разное. По сути,  российская концертная жизнь и московская концертная жизнь – это разные  государства в одном. Я  могу сказать это как Председатель совета директоров филармоний России, в котором, кстати,  ни Москва, ни Петербург практически не принимают участия. Правда, Ленинградская филармония согласилась сейчас участвовать в предстоящем  пятом съезде. Появилась надежда, что и Московская филармония присоединится к нам.

Как привлекаете аудиторию в филармонические залы?

Мы даем филармонические концерты в нашем основном зале  и еще в восьми залах филиалов, и заполняемость их в среднем составляет 85-90%. При этом надо учесть, что эстрадой мы не занимаемся. Для нас важен другой аспект -  воспитание будущего слушателя. А это требует времени и особого подхода. Поэтому мы постоянно работаем с нашими университетами.

Во время «пасхальных» гастролей Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра дал отдельный концерт для студентов Екатеринбурга. То же самое он делает и в Москве для студентов МГУ.   У вас есть такая практика? 

Это для нас очень серьезно. Мы уже пять лет работаем по договору с  Уральским и Гуманитарным университетами. Это целая программа: студенты приходят к нам на концерты, а УрГУ традиционно вручает красные дипломы  выпускникам именно в зале  филармонии,  в сопровождении нашего  оркестра. И я думаю,  это работает на нашу перспективу больше, чем 
денежные проекты. Потому что уже сейчас для этих молодых людей посещение зала становится потребностью, а не обязаловкой.

Тем не менее, вы согласились принять участие в недешевом для вас и для публики проекте Пасхального фестиваля?

 Мы давно хотели пригласить Гергиева в Екатеринбург, ведь он начинал свою дирижерскую деятельность  в оркестре нашей филармонии. Но финансово  это было неподъемно. Осуществить это удалось только с помощью Пасхального фестиваля. Конечно, билеты были дорогие, но сегодня для нас   не проблема продать билет за 5000 рублей, потому что публика уже понимает, во что может вложить деньги. Для филармонии же это был  сложный коммерческий проект. Я заплатил гарантию со своего счета и должен был хотя бы уйти в ноль. А бюджетных денег на этот проект нам никто не дал. Так что благодаря спонсорам мы заплатили гонорар, в который «все включено». Естественно, у нас возникали  некоторые расхождения с Пасхальным фестивалем, в частности,  в подходе к рекламе. Здесь проявилась наше различие: я профессионально занимаюсь концертной жизнью, а они занимаются проектами. Но это сегодня хорошо – есть Гергиев, есть Лужков. А завтра что? Пусто. Если думать о будущем, надо серьезно понимать, что проект хорош для специально созданной структуры, а для филармонии, для  ее перспективного развития это ошибка.