Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 октября 2018, среда, 07:42
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

27 мая 2005, 10:49

Филармонический "бронепоезд" и корабль современности

Внезапно взлетевший в нынешнем сезоне имиджевый и слушательский  рейтинг  Московской филармонии, вступившей  наконец на путь актуальных структурных реформ, стал  результатом освоения абсолютно новой для нее коммерческой модели концертной жизни и свежего,  не кастового  подхода к  аудитории. Все последнее десятилетие, оставаясь как бы глухой к  шуму  народившегося в России арт-бизнеса и концертного рынка, тут же схваченного без всякой конкуренции представителями «масс» и «шоу», филармония  угасала под жидкие аплодисменты своей верной, но оголившейся на три четверти зала аудитории.

Ни слушатели, ни исполнители в академические концертные залы не ломились. И только два года назад,  с приходом нового директора Алексея Шалашова и худрука Александра Чайковского филармонический «бронепоезд» стал сворачивать  с колеи старой,  «монопольной» идеологии  советского фасона, которая годами очерчивала круг исполнительских имен, репертуарный диапазон и  финансовую политику концертной жизни.  Тут-то и оказалось, что даже на бюджетной базе можно создать экономически мобильную структуру, которая позволит «без надрыва» представлять слушателям и титульные имена  мировых афиш, и «некоммерческую» генерацию молодых музыкантов, и полновесные фестивальные проекты, и "ноу-хау" типа небедного оперного цикла  совместно с Мариинским театром и Валерием Гергиевым. 

О новой стратегии Московской филармонии и о ее структурных изменениях Ирина Муравьева беседует с  генеральным директором Алексеем Шалашовым:

- Ваше убеждение, что для успеха концертного дела необходимо уметь связать  экономику и искусство. Как именно  влияют сегодня  на филармоническую практику законы рынка?

- Если говорить о рыночных отношениях в области концертной жизни, то уже в начале ХХ века искусство в России было товаром. Были импресарио, которые прекрасно ориентировались в том, кого, что и по какой цене можно продавать. Достаточно вспомнить Дягилева. Уже в те времена менеджеры умели рекламировали исполнителей, в том числе, и, вовлекая их в  скандалы, чтобы  пресса держала их в поле зрения. Но в советские времена мы попали в ситуацию, когда искусство стало частью идеологической системы, и вся концертная деятельность попала под контроль Отдела культуры ЦК, Министерства культуры, Госконцерта, Союзконцерта, филармонии.

Артистам предоставлялись залы, цены на билеты были утверждены, ставки и нагрузки исполнителей регулировались. По сути, филармония выступала в роли  монополиста, поскольку исполнители имели право выступать только от ее лица. Поэтому  никакого концертного бизнеса  в стране не существовало, и существовать не могло.

Тем не менее, тогда был «золотой век» российской исполнительской школы. Чем  можно объяснить советский расцвет концертной жизни, если  не было никаких экономических стимулов?

Уникальная ситуация, аналогов которой не могло возникнуть ни в одной стране мира, потому что у нас была создана гениальная система бесплатного образования: сеть музыкальных школ, училищ, консерваторий. Людям искусства  не было необходимости думать  о конкуренции, о бизнесе, о том, что надо себя продвигать, так что они могли спокойно заниматься  искусством. Стимулы были разные: от возможности оказаться в советской касте под названием «выездной», до почти несбыточной  мечты попасть  на международный конкурс, в мировые галы. Но главное - по настоящему реализовать себя в исполнительском искусстве. В Московской консерватории студенты занимались по 24 часа в сутки, но  конкуренция была тогда совсем не экономического характера.

А как строилась система оплаты исполнителей,  не по уравнительному же принципу? Рихтер, скажем,   играл по особой ставке?

Система не была уравнительной. Минимальная ставка была 5. 50 руб. за выступление, потом 6 руб., 7 руб. и т. д. Потом появлялись надбавки за мастерство, за звание. У мастеров доходило до 27 рублей. Конечно, у Рихтера была особая ставка, особое положение. По настоящему выдающимся артистам  не на что было жаловаться. Безусловно, они жили не так,  как западные звезды, но несопоставимо лучше, чем другие в нашей стране.  Леонид Коган, например,  мог свободно путешествовать на машине по Европе,  встречаться,  с кем хотел, подолгу жить там. Так же и Ойстрах,  Рихтер, Гилельс. А главное, что Московская филармония получала всех этих гениев без всякой конкуренции, попасть  в ее штат считалось счастьем. Сегодня филармония пересматривает свои отношения с солистами, потому что система штатных солистов полностью себя изжила. Артистическая профессия – по сути,  профессия гастролера: ни один исполнитель не может давать в одном городе больше 4-5 концертов в сезон – он просто не соберет зал. Следовательно, нужно гастролировать. Штатный же сотрудник должен регулярно получать  зарплату. Но мы не можем ставить человеку табель посещаемости, если его даже в стране нет. Кроме того, по пенсионной реформе сейчас невыгодно получать маленькую штатную зарплату, лучше чаще выступать в концертах и получать гонорары.


Какие еще изменения происходят в филармонии, которая продолжает оставаться бюджетной организацией и одновременно позиционирует себя  как полноправный участник концертного рынка? 

Естественно, филармония попала в новую ситуацию, когда надо бороться и за слушателей, и за артистов. Вместо монополии Госконцерта, контролировавшего когда-то всю концертную деятельность в стране,  образовалось множество агентств, напрямую работающих с музыкантами. Филармония же слишком долго не реагировала на эти изменения, не развивала внутри себя новых механизмов. Как существовало когда-то творческое планирование, отдельное от экономики, так до последнего времени и оставалось. Замечательные профессионалы, зарекомендовавшие себя в советской практике,  продолжали звонить Третьякову, Башмету, но не договаривались о деньгах, не знали,   сколько стоит зал,  реклама. Взамен этого музыканты сами стали заниматься на филармонических концертах продюссированием: кто-то доклеит афишек, кто-то допродаст билетиков, кто-то распространит абонементы. В результате исполнители стали уходить: Башмет ушел из филармонии, Спиваков, крупные оркестры – БСО, например. Консерватория тоже с середины 90-х годов повела самостоятельную политику, предложив филармонии платить аренду за свои залы. Причем, с каждым сезоном  размер арендной платы увеличивается: начинали от 30000 рублей за концерт, а в следующем сезоне будет уже 150000. Естественно, это сказалось на стоимости билетов.

Как сегодня удается вернуть слушателей в филармонические залы?

Мы учитываем, что в Москве появилось множество частных антреприз и форм досуга: по некоторым оценкам цифра их достигает  150 000  представлений в год. Конкуренция в культурной сфере увеличилась многократно. И традиционная филармоническая аудитория за счет этого естественно сокращается.  Но филармонические организации во всем мире – и в Вене, и в Берлине, работают по принципу абонементов, через которые продаются до 80% основных концертов. Поэтому не возникает острой необходимости в рекламе. Важнее, чтобы под маркой филармонии выступали исполнители, имеющие бренд. Именно в этом и кроется причина отставания филармонии с точки зрения музыкального бизнеса.


Какие принципы стали базовыми в нынешней перестройке филармонии?

Когда мы начали реформы, для нас  главным было соединение экономической и творческой составляющей. Во-первых, мы изменили систему продажи билетов: у нас появились зоны расценок. Предположим, прежде с 1 по 15 ряд  действовала одна цена. Теперь только в первом ряду билет  проходит шесть изменений цен: три в одну сторону и три - в другую. С экономической точки зрения очевидно, чтобы выиграть по выручке, середину надо продать дороже, а края – дешевле. Достижением  в прошлом сезоне  было то, что мы продали огромное количество билетов -  430000.  На сегодня 70% доходов филармонии составляет выручка от продажи билетов. Во-вторых, мы строим  концертную жизнь не как конвейер, а по индивидуальному проектному принципу. У нас есть директора программ, которые  рассчитывают все: какая должна быть программа, какая  ожидаемая и конечная аудитория, как эту аудиторию привлечь, сколько стоит артист, реклама, какая будет выручка и какая должна быть информационная поддержка этого концерта. И еще одно обстоятельство: раньше все планировалось в расчете на гарантированный бюджет. Сейчас мы имеем и спонсорские вложения, и доходы от продажи билетов.


На какую аудиторию вы ориентируетесь в ценовой политике?

Мы строим ценовую политику в расчете на весь социальный срез общества:  и на малоимущих, и на богатых. В этом сезоне самый недорогой билет по абонементу стоил 50 рублей. Это очень дешево, учитывая какого класса исполнители  выступают в концертах. У нас нет, как на Западе,  стоячих мест за два доллара,  зато мы продаем за полтора-два доллара места в первый и второй амфитеатр Большого зала консерватории, где сама лучшая акустика. Но если мы откажемся от дорогих билетов, то не сможем конкурировать на рынке за лучших артистов и  станем задворками мировой концертной жизни. Возможно, из любви к России к нам еще будут приезжать Третьяков,  Башмет, Крайнев, Вирсаладзе,  но современных звезд мы не услышим, потому что им нечем будет платить. К сожалению, российские спонсоры  имеют пока отношение к именам, которые, если выразиться корректно, с большим опозданием докатились до нашего сознания. Мы же ставим целью привозить артистов, которые сегодня, а не позавчера находятся в первых строчках мирового исполнительского рейтинга.


Вся концертная жизнь не может строиться в расчете на звезд. Как вы поступаете с убыточными проектами?

Мы стараемся действовать таким образом, чтобы все убыточное было осознанно убыточным. Например, исполнение современной музыки  не может быть прибыльным априори. Потому что, во-первых, никогда не соберется полный зал, а  во-вторых, приходится продавать билеты по более низкой цене. Но это осознанно дотируемые проекты. Их достаточно много: программа продвижения молодых исполнителей,  просветительские программы. На такие не окупаемые, но социально значимые проекты тратятся обычно средства из бюджета.

Филармония сегодня не рассматривает идею создания Попечительского совета по аналогии с крупнейшими оперными театрами - Большим, Мариинкой, которые получают «готовые» деньги на дорогостоящие проекты? 

Безусловно, рассматривает. Но бренд филармонии несопоставим с Большим театром, тем более что престиж ее в последние годы сильно упал. Достаточно сказать, что в списке учреждений культуры, рекомендованных консалтинговыми компаниями для вложения средств, Московской филармонии вообще нет.  Поэтому нашей первой задачей было поднять рейтинг  филармонии в  сфере общественных связей. Сегодня действительно  нет ни одной концертной организации, сопоставимой с нами: мы представляем 70% отечественного концертного рынка. Казалось бы, куда еще вкладывать? Сейчас мы  создали отдел по привлечению внебюджетных средств и планируем создать общественный совет. Будем надеяться, что постоянное присутствие ярких проектов и,  самое главное, привлечение к ним внимания, восстановят справедливость, и нас будут воспринимать как основного партнера в спонсировании музыкальных проектов.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

23.10 20:55 Нефть впервые за полтора месяца упала в цене ниже 77 долларов
23.10 20:49 Патрушев с Болтоном обсудят борьбу с терроризмом в декабре
23.10 20:41 Кудрин предупредил о заниженном профиците нового бюджета
23.10 20:30 Стала известна дата встречи Путина и Трампа
23.10 20:29 По факту пожара на «Электроцинке» завели уголовное дело
23.10 20:20 Умер поэт Владимир Дагуров
23.10 19:56 BMW отзовет более 1,5 млн пожароопасных автомобилей по всему миру
23.10 19:44 Siemens приостановила сделку с Эр-Риядом из-за Хашогги
23.10 19:25 Брюссель впервые отклонил бюджет одной из стран еврозоны
23.10 19:14 Путин пошутил о пропаже оливок с герба США
23.10 19:02 Минюст предложил внести в УК РФ склонение детей к нарушению закона
23.10 18:46 В Петербурге освятили храм с горельефом местного бизнесмена и Христа
23.10 18:43 СМИ узнали причину отказа Швейцарии в ВНЖ для Абрамовича
23.10 18:27 За поездку в Керчь Москальковой могут закрыть въезд на Украину
23.10 18:04 Uber вводит «сбор за чистый воздух» в Лондоне
23.10 17:46 Путин предложил не проверять малый бизнес еще два года
23.10 17:30 ООН потребовала отменить запрет на никабы во Франции
23.10 17:17 Центробанк снизил курс евро на 51 копейку
23.10 17:15 Издательская программа правительства Москвы «едет» на книжную ярмарку в Красноярск
23.10 17:07 Глава Крыма признал 80% детских учреждений незащищенными
23.10 17:03 Ховринскую больницу в Москве начали сносить раньше срока
23.10 16:54 Уборщице дали 11 лет за продажу наркотиков кадетам
23.10 16:14 Генпрокуратура проверила дела бизнесменов из «списка Титова»
23.10 15:59 Власти РФ раскрыли подробности санкций против Украины
23.10 15:47 Глава поселка в Ленобласти выбросил на дорогу 300 тысяч рублей
23.10 15:18 СМИ рассказали о кибероперации США против России
23.10 15:16 Москалькова предложила запретить владение оружием до 25 лет
23.10 15:08 ЕС надеется подписать соглашение о визах с Белоруссией до конца года
23.10 15:07 Первый резидент «Сколково» вышел на российский рынок облигаций
23.10 14:54 YouTube раздаст 20 млн долларов блогерам-«педагогам»
23.10 14:50 Глава ЦИК потребовала минимизировать досрочное голосование
23.10 14:43 Twitter заблокировал аккаунт Маска из-за подозрения во взломе
23.10 14:36 Свидетельство союза между двумя греческими колониями сохранилось с 3 века до нашей эры
23.10 14:35 Депутаты выступили против Дня отца
23.10 14:32 Медведев распорядился закрыть «Азов-сити» под Новый год
23.10 14:22 «Первый канал» опроверг нарушение прав наследников Галича
23.10 14:21 На заводе пиротехники в Ленобласти найдено тело пятой жертвы взрыва
23.10 13:57 Глава «ГЛОНАСС» допустил разрешение электрокарам ездить по «выделенке»
23.10 13:40 Законопроект об изменении зачисления алкогольного акциза прошел первое чтение
23.10 13:18 Госдума одобрила в первом чтении ежегодное повышение МРОТ
23.10 13:08 При массовой гибели кораллов рыбы-бабочки начинают реже драться
23.10 13:07 Эрдоган назвал убийство саудовского журналиста спланированным
23.10 12:59 Костин назвал цену общей авиакомпании ВТБ и Сбербанка
23.10 12:49 Украина заняла первое место в рейтинге уязвимых развивающихся экономик
23.10 12:48 Комитет Совфеда поставит вопрос о повышении возраста покупки оружия
23.10 12:42 Версия об аварии «Союза» из-за датчика не подтвердилась
23.10 12:24 Глава Петербурга сравнил нацпроекты с созданием ядерной бомбы
23.10 12:16 Памфилова рассказала об уголовных делах после выборов 9 сентября
23.10 12:08 Moody's спрогнозировало рост ВВП РФ оптимистичнее расчетов МЭР
23.10 11:55 СМИ узнали о планах Китая построить мощнейший в мире коллайдер
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.