Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 05:38
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

27 мая 2005, 16:10

За десять часов до пожара

В 2001 году началась реконструкция Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Работы по реконструкции планировалось завершить к сентябрю: этот проект обещает стать одним из самых крупных в области театрального строительства в современной России. Неожиданно сроки сдачи нового здания театра оказались под угрозой срыва: сегодня, 27 мая, в 3:15 утра в театре начался пожар. Пострадавших нет, однако теперь, скорее всего, открытие придется отложить на несколько месяцев. За десять часов до пожара, 26 мая, генеральный директор и художественный руководитель театра Владимир Урин рассказал корреспонденту Полит.ру Юлии Идлис о завершающем этапе реконструкции, о новых репертуарных планах и о ценовой политике своего театра.

Первый вопрос, естественно, о реконструкции театра: расскажите, чем она была вызвана, как проходит, что планируется сделать?

Реконструкция вызвана состоянием, в котором находился театр, и даже не столько зрительская его часть, сколько техническая. У нас уже 50 лет не было капитального ремонта. Вы бы видели, в каких условиях люди выпускали спектакли. Мало того, ведь мы живем уже не в XX, а в XXI веке, и представления о комфортных условиях труда сегодня все-таки совсем другие, чем даже 40-50 лет назад. Поэтому мы были очень рады, когда правительство Москвы поддержало нашу идею о реконструкции театра: мы ведь театр московский, а не федерального подчинения, и мы понимали, что реконструкция такого театра как наш – дело дорогостоящее.

Насколько дорогостоящее?

Около $170 миллионов, а со всем оборудованием – и того больше. И как только мы начали рассчитывать площади, необходимые для нормальной работы, выяснилось, что театр, в котором работает больше тысячи человек, должен иметь площадей в три раза больше. И тогда слово «реконструкция» было заменено на слова «реконструкция и новое строительство», потому что к тому театру, который был, пристроена целая громадная часть здания. Это помимо той реконструкции, которая сделана в старом здании, которое тоже надстроено вверх. Мы, насколько это возможно на такой маленькой земельной  площадке, стараемся и под землю влезть максимально, и вверх надстраивать.

И если мы закончим в срок строительство, то у нас будут нормальные условия для работы творческого и технического составов и нормальные условия для зрителей: не по тем нормам, по которым люди раньше жили в коммунальных квартирах, а по тому, как положено жить цивилизованному человеку. Ну и, конечно, все будет сделано в рамках тех строительных возможностей, которые позволяет центр Москвы.

Площадь театра сильно увеличилась?

Почти в три раза.

А сколько это в цифрах?

С 14 до 42 тысяч квадратных метров.

И это все - земля московского правительства?

Это наш земельный отвод, только раньше это был двор, а мы взяли и застроили его. Там стоял ангар с декорациями, туда выходили гулять – а теперь у нас дворика нет, но зато все декорации – внутри здания театра, и есть где работать.

Вы планируете открыться в сентябре?

Официальное открытие, вероятнее всего, будет в начале сентября: мы хотели бы это сделать к Дню города. Но дело в том, что любой театр – это не столько здание. Вот библиотеку можно открыть – и дальше библиотека начинает работать. А театр – это, прежде всего, спектакли. У нас изменились условия: другая сцена, другое световое оборудование, и т.д. Поэтому все спектакли, которые шли в нашем театре, надо как бы заново поставить – отрегулировать, осветить, подогнать декорации. Это громадная работа, и поэтому перед Днем города мы, я надеюсь, официально откроем здание театра, покажем гала-концерт, зрители войдут в театр и увидят все изнутри, - а потом мы закроемся для внутренней работы. Будем готовить сезон: восстанавливать старые спектакли, готовить новые премьеры. И если все будет благополучно, то в начале октября мы откроем сезон.

А чем вы собираетесь открыть сезон?

В опере это будет, вероятнее всего, премьера: «Травиата» Верди. Год назад прошла генеральная репетиция, как это называется в театре, «для пап и мам», потом постановка уехала на гастроли в Америку и прошла там с большим успехом. В Москве мы ее решили пока не показывать, а приурочить к открытию нового театра.

Сейчас, как только люди вернутся из отпуска, начнутся активные репетиции «Евгения Онегина» - нового варианта того спектакля, который очень важен для нас, поскольку с «Евгения Онегина» в постановке еще музыкальной студии Константина Сергеевича Станиславского начинался наш театр.

Ну, а балет, я думаю, откроет здание своей классической «Чайкой» - «Лебединым озером». Это наш знаменитый спектакль в постановке Бурмейстера, который идет уже более 50 лет. А потом будет балетная премьера «Золушки» Прокофьева в постановке Олега Виноградова и художника Валерия Левенталя.

Как изменится ваш репертуар в новом здании?

Прежде всего, у нас появится возможность гораздо чаще выпускать премьеры, потому что помимо основной сцены будет еще и малая. Конечно, появятся спектакли, которые мы раньше не могли себе позволить: рассчитанные на малое количество зрителей и очень интересные музыкально.

Раньше мы тоже находили возможности для камерных постановок, их делали в фойе или сажали зрителей на сцене – так у нас шла «Свадьба Фигаро» и опера Бриттена «Альберт Херинг», одноактные оперы «Дафна» и «Куприянов и Наташа». То есть потребность в малой сцене была и раньше.

Вы говорите, что будете чаще выпускать премьеры. Сколько премьер в год у вас было раньше?

В лучшем случае мы выпускали две-три премьеры, четвертую уже выпускали с переходом на следующий сезон. Я надеюсь, что сейчас будет уже не меньше шести-семи премьер в год.

Возможности малой сцены будут для вас связаны с современной оперой, с камерными экспериментальными спектаклями?

Да, безусловно. Вообще вопрос современной оперы очень важен: театр не может жить только прошлым, он обязательно должен искать сегодняшний язык разговора со зрителем. У нас есть целый ряд идей по этому поводу, и даже готовые произведения. Есть опера екатеринбургского композитора Владимира Кобекина «Гамлет, или российская действительность». Это будет одна из первых премьер на малой сцене. Не хочу пока открывать всех секретов, вот будем открывать сезон – обязательно объявим о наших планах. Скажу только, что не все эти идеи связаны с малой сценой. У нас есть произведения, которые мы будем пробовать и на большой сцене, - это современные оперы, которые еще не исполнялись в России.

То есть вы собираетесь реформировать репертуар в сторону «осовременивания»?

Нет, не только. Это неправильная постановка вопроса. Все в этой жизни должно быть в гармонии, и поэтому всегда существует вопрос разумного баланса. Вы же прекрасно понимаете, что оперное и балетное искусство, может быть, одно из самых консервативных и традиционных. У него жесткие каноны, причем не только те, которые диктуются музыкальной интонацией, но и психологические: люди привыкли слышать оперу и воспринимать ее именно так. Они могут бесконечно смотреть, как Онегин убивает Ленского; они от этого приходят получать удовольствие.

Невозможно представить, что человек годами ходит на один и тот же драматический спектакль и слушает, как один и тот же актер произносит одну и ту же фразу. А в музыкальном театре совсем другая история. Очень часто люди приходят на музыкальный спектакль увидеть то, что они уже знают и любят. Нужно понимать, что такова основная часть потребителей твоего театра, но вместе с тем этих потребителей надо все время «поднимать», показывать им, что кроме этого есть еще и вот такое. Но если завтра мы начнем ставить только современные оперы и бросим все то, что составляет славную историю нашего театра, уверяю вас, в зале будут сидеть три сестры и дядя Ваня, как говорил Райкин. Вопрос формирования репертуара – это вопрос умения балансировать запросы зрителей и  свои художественные запросы.

Вы существуете в специфической нише на театральном рынке. Как насчет конкуренции с другими музыкальными театрами – с Большим театром, с "Новой оперой", с Геликон-Оперой? У вас с ними один зритель?

Зритель музыкального театра все равно специфичен. Есть люди, которые ходят в Геликон-Оперу и не ходят к нам, потому что им больше нравится то, что делает наш коллега Дима Бертман. А кто-то может посчитать ниже своего достоинства пойти в театр Станиславского и ходит только в Большой театр. И есть люди, которые ходят и туда, и туда, и видят полную картину – это ценители музыкального театра.

Конечно, конкуренция есть. Я бы даже так сказал: чем дальше, тем больше мы становимся рыночным механизмом. Театр втягивается в рыночные отношения, когда продается все: здание, комфорт, то, что происходит на сцене, имидж театра, его реклама.

Что же изменилось с переходом театров на рыночные отношения?

Прежде всего, невероятно увеличилось предложение. Раньше было всего два крупных музыкальных театра и еще камерный театр Бориса Покровского – и никаких проблем не было. У нас раньше на балетных спектаклях понятие «неполного зрительного зала» вообще отсутствовало.

А теперь: Кремлевский работает, Касаткина работает, Таранда работает в Новой опере. А сколько балетных фестивалей появилось – и «Гранд Па», и Фестиваль современного танца. А гастроли? Мариинский театр чуть ли не каждые три месяца приезжает. А «Золотая маска», которая забрасывает сюда все лучшие музыкальные спектакли России? По сравнению с советским временем предложение увеличилось в разы. Ведь раньше приезд этих театров был запланированным и носил, скорее, политический характер: приезжал Белорусский театр с «творческим отчетом», и т.д. А сейчас приезжают просто интересные спектакли – те, что могут удивить Москву.

Так что театры существуют в жесткой конкурентной среде, но это хорошее соревнование, потому что оно заставляет наращивать мускулы. Должен сказать, что я всегда радуюсь хорошему спектаклю в Большом, потому что я знаю, что завтра это прибавит зрителей и у меня. Попав на хороший спектакль туда, люди говорят: а вот есть еще в театре Станиславского опера… Попадая же на плохой спектакль в театр Станиславского, они завтра не придут и в Большой: мол, да мне эта опера уже с этим балетом вот где сидит…

Но театры стараются «оттягивать» зрителей друг у друга?

А как же, это нормальное явление. Понимаете, наша конкуренция – она абсолютно белая, как вот есть белая зависть. Мы ведь не пытаемся отвратить людей от Большого театра. Скорее, мы пытаемся заставить чужого зрителя ходить и к нам тоже.
 
Основной источник дохода для театра – билеты. В то же время купить билет на спектакль в кассе театра, по его реальной цене, очень трудно: обычно все билеты заранее раскуплены перекупщиками. Вы как-то контролируете эту ситуацию?

Ну, раньше это называлось «спекуляция»…

А теперь это называется «перепродажа».

Нет, теперь это называется «коммерция». Вы не имеете права человека поймать за руку и наказать: это его бизнес. Если он знает, что на этот спектакль есть спрос, он покупает билеты заранее, а в день спектакля продает их в три раза дороже. И никто не может ему ничего сказать – разве что только налоговые органы. Единственное, что мы можем – это запретить заниматься перепродажей билетов на территории театра, в кассовом зале, потому что иначе получается, что мы в этом участвуем: отдаем перекупщику билеты и продаем их втридорога.

Но вообще это все сложнее, чем кажется. Вот я был в Вене и пошел брать пригласительные в Венскую оперу – мы их заранее заказали. Там есть специальный павильон, где продаются билеты во все музыкальные театры. И на спектакли с Доминго и т.д. билетов уже нету – все продано. Но есть три человека в пальто: они раскрывают пальто – и у них там нашиты кармашки, и написано, на какие числа билеты, т.п. И все на это смотрят как на само собой разумеющееся. Так что я считаю, пусть государство разбирается с этой ситуацией.

То есть никакого способа решения этой проблемы нет?

Способ есть, и это вопрос экономики. У театра должно быть четкое ощущение рыночной цены своего спектакля. Когда ты можешь продать билеты – и у тебя их раскупят, - то можно и цену поднять, потому что есть спрос, все равно купят. Но это рыночная история, а ведь если вы театр, то вы должны задумываться еще и о другой истории: а кто купил у тебя эти билеты, кто пришел к тебе в театр? Есть ценители, которые действительно понимают музыку и любят ее, но это чаще всего интеллигенция, у которой не такие большие доходы. А есть те, кто может заплатить и в два раза больше, потому что «это что-то популярное», но тогда ты получаешь совсем другого зрителя.

Это вопрос не только коммерции, но и того зрителя, которого ты получаешь в свой театр. Поэтому, думая о цене билетов, ты все время должен думать об определенной доступности этого театра, но в то же время не о его «дешевости». Ведь театр, в котором только артистов пятьсот человек, априори не может быть дешевым.

А государство все равно не компенсирует всех расходов, так что надо зарабатывать. Вот и балансируем. А что делать – рынок.

Фотография взята с сайта www.melody.ru, коллаж - Грани.ру

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
17:23 Навальный представил предвыборную программу
17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.