Адрес: https://polit.ru/article/2005/05/30/artmoskva/


30 мая 2005, 17:34

Между "комедией" и "плей-боем"

Вчера завершила работу крупнейшая в России художественная ярмарка "Арт-Москва", девятая за историю существования проекта, основанного в 1996 году. Долгое время "Арт-Москва" оставалась основным смотром современного российского искусства, и главное, что от нее ожидали – это наиболее полного отражения художественной ситуации. Несмотря на свой коммерческий статус, выставка, парадоксальным образом, была событием интеллектуальной жизни, а не арт-рынка столицы. Ее принято было противопоставлять салонному и насквозь коммерческому "Арт-Манежу".

В отсутствии рынка  современного искусства все это выглядело вполне закономерно. Тогда "Арт-Москва" существовала в качестве фэйка, а галерист и художник думали не о продажах, а о том, чтобы показать новые работы и интересные проекты. Теперь  те наивные докапиталистические времена вспоминаются с улыбкой. Рынок современного искусства состоялся, и ярмарке все меньше нужно строить из себя международный арт-форум – отменены даже ставшие традиционными дискуссии с участием ведущих международных теоретиков и кураторов. На "Арт-Москву", по крайней мере на ее основную часть нужно ходить по делу, а не праздно шатаясь по залам из любви к искусству.

На последней ярмарке, «Айдан» и «XL», как и на предыдущих занимают позицию прямо перед входом в основной зал.  У дальней стены большой стенд «Риджины», на третьем этаже галерея Марата Гельмана – вот ведущие представители московской сцены, но в этом году среди основных русских участников рынка – дебютант Арт-Москвы Stella Art Gallery. Если московские галереи в основном знакомы посетителям ярмарки, то незнакомых иностранных галерей больше чем обычно (примерно половина из пятидесяти трех отобранных экспертным советом). Среди новых участников – B&D studio (Милан),  Galerie Albert Benamou (Париж), i-gallery (Нью-Йорк), ibid projects (Лондон), галерея Karin Sachs (Мюнхен), Schuebbe – Projektroom Gallery (Дюссельдорф) и другие. Такое количество участников не уместилось, как это обычно бывает, на втором этаже и часть третьего также была занята под стенды. Но как и прежде, из отечественных галерей в рынке участвуют только столичные - лишь три галерейных стенда из Санкт-Петербурга, по одному из Новосибирска, Владивостока и Махачкалы.

Отличие девятой Арт-Москвы, в том, что на ней сложно выделить доминирующее художественное направление. Было много разного искусства, в том числе и самого высокого качества. Обильно были представлены - и не только на стенах русских галерей - заслуженные, мощные художники постперестроечного периода, хорошо известные на Западе (Виноградов и Дубосарский, Валерий Кошляков, Константин Звездочетов, Владислав Мамышев-Монро). Но, в отличие от прошлых выставок, наши лидеры потонули в массе других, часто не известных широкой публике имен. Приятно было найти таких безусловных, но не заезженных авторитетов как Михаил Рогинский или Ирина Затуловская.

Что касается уровня цен, то произведения признанных авторов уровня Ильи Кабакова, Эрика Булатова или Михаила Рогинского можно было купить за 20-60 тыс. евро. Музей Соломона Гуггенхайма пополнил свою коллекцию русского искусства объектом Вадима Захарова «Баухаустора», приобретенным у Stella Art более чем за 35 тыс. евро.  Работы молодых русских художников стоят около тысячи евро. В этом диапазоне цен и находились большинство предложений ярмарки. Так что недавно появившимся в России «средним покупателям», готовым потратить несколько тысяч евро на произведение современного художника, при таком многообразии галерей и представляемого ими искусства, был представлен достаточно широкий выбор. В то же время найти интересную для себя работу мог и самый притязательный коллекционер.

Особенной популярностью как всегда пользовались Виноградов и Дубосарский, но покупатели нашлись и для старых работ Свена Гундлаха выставленных «Е.К.АртБюро» и для Авдея Тер-Оганяна и «Синих Носов» выставленных в галерее Марата Гельмана и для многих других… Причем большинство из этих покупателей - наши соотечественники. 

Правда, мэтры западной сцены, такие как Питер Хелли или Чак Клоуз, произведение которого стало топ-лотом последних Sotheby”s, цены на произведения которых измеряются в сотнях тысяч евро, оказались посетителям ярмарки не по зубам. В то время как Garry Tatintsian Gallery, представлявшая этих художников получила их работы только после открытия своего филиала в Москве, что свидетельствует об особенной заинтересованности западных звезд российским арт-рынком. В целом галеристы довольны прошедшей ярмаркой. Кто-то оценивает ее как более удачную по сравнению с прошлогодней, для кого-то уровень продаж остался прежним. В среднем для галереи он составляет несколько сот тысяч долларов, - точные цифры будут опубликованы «Экспо-парком» лишь через неделю.


Впрочем, прошедшая ярмарка дает повод говорить о ценах, продажах и рынке еще и с некоторой интеллектуальной дистанции. Выставке сопутствовали несколько специальных некоммерческих проектов. Первым из них (по пути на второй этаж основной галерейной части) была выставка «Искусство для Playboy», проведенная журналом к своему десятилетию на антресольном этаже ЦДХ. Куратором искусства для Playboy выступила известный критик Екатерина Деготь в соавторстве с главным редактором русской версии издания Максимом Маслаковым. Художникам предложили сделать свои варианты обложки журнала, или работы, которые могли бы на этой обложке оказаться.

Особняком стоит единственный злой и по настоящему интеллектуально-агрессивный проект ярмарки «Подозрительные лица», премианта прошлогодних мастерских Арт-Москвы Давида Тер-Оганяна. В отдельном боксе он выставил напечатанные на холстах огромные портреты основных персон российских медиа (Владимира Путина, Германа Грефа, Михаила Фрадкова… ) выполненные по его просьбе на специальном милицейском фотороботе. Завершает ярмарку еще один проект Екатерины Деготь – выставка видеоарта «Комедия положения» (расположенная на последнем, третьем этаже).

Этот проект представляет видеоработы художников (Фишли и Вайс, Питер Лэнд, Дмитрий Гутов, Ольга Чернышева…), реагирующие на внушаемую современной эпохой необходимость быть мобильным, динамичным, и значит изменчивым в соответствии с требованиями рынка. Эта необходимость лишает современного художника возможности создать окончательную форму и определяет его выбор в пользу «комизма» движущейся картинки видео, противостоящей статичной позе «серьезной» живописи.

Возможно, замысел куратора этих обрамляющих арт-ярмарку проектов – показать место российского искусства во все еще новой для него рыночной ситуации. Это место между «серьезным» искусством, находящим себя в комичном положении, и трагедией искусства, созданного для развлечения.