Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 декабря 2017, суббота, 00:57
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

31 мая 2005, 09:04

Радикальный способ спасения авиапрома

Высокие цены на нефтепродукты уже загнали в тупик мировую автомобильную промышленность и поставили на край банкротства несколько авиакомпаний, пользующихся как мировой известностью и базирующихся в США, так и локальные, базирующиеся в восточноевропейских странах. Российские авиакомпании не стали исключением, итоги первого квартала 2005 года практически у всех неважные и, такими же будут результаты всего года. Вследствие этого наблюдается и падение производства и в авиационной промышленности, причем даже у мировых лидеров.

Россия на грани того, чтобы благодаря необходимости обновления парков устаревших самолетов отечественных авиакомпаний, поддерживать экономический рост в США, а не у себя дома. Между тем, у нас есть все возможности не только поддержать остатки авиапрома, но и «по цепочке» стимулировать рост экономики. 

Ситуация на рынке авиаперевозок

Годовое собрание акционеров Аэрофлота, проведение которого намечено на конец июня, подведет итоги последнего успешного для авиакомпании года. Текущий, 2005 год и следующие за ним несколько лет национальный российский перевозчик будет,  скорее всего, или нести убытки, или, в лучшем случае, «выходить в ноль». Основной причиной для такого пессимистического прогноза финансового состояния компании служит высокий уровень цен на нефть и, как следствие, на авиационное топливо.

Если, конечно, не произойдет чуда и цены на нефть и нефтепродукты резко, как минимум раза в два, не снизятся. Но чуда, скорее всего, не будет, и поэтому расходы компаний будут высокими, а вот доходы или останутся на прежнем уровне, или снизятся.

Подобное развитие событий не сулит ничего хорошего ни мировой авиационной промышленности, ни мировым авиационным компаниям, которые только стали оправляться от кризиса, вызванного падением авиаперевозок после атаки террористов на Мировой торговый центр в Нью-Йорке и вспышкой атипичной пневмонии в Юго-Восточной Азии. Компании только начали восстанавливать потерянные ранее объемы перевозок, как на их головы обрушилась новая беда, уже чисто экономического свойства. И как они будут с ней справляться – сейчас сказать трудно. Во всяком случае, сейчас применяется  только два варианта: подается иск о банкротстве или вводиться «топливная надбавка» на авиабилеты. Других вариантов пока, увы, не просматривается.

Ситуация в авиапроме

Ухудшение финансового состояния авиакомпаний должно повлечь за собой серьезные изменения, как в авиационной промышленности, так и на рынке авиационного лизинга. Очевидно, что после массового банкротства или сокращения количества рейсов, на рынок будет выброшено гигантское количество свободных самолетов, всех марок и годов выпуска, что должно повлечь резкое снижение лизинговых ставок. И многим авиакомпаниям будет выгодно не только избавиться от собственного старого парка, и заменить его  арендуемыми летательными аппаратами, но и прекратить делать заказы на новые самолеты. Кроме того, падение лизинговых ставок вследствие избыточного предложения самолетов будет поддержано низкими процентными ставками вследствие избыточного предложения денежного капитала на мировых финансовых рынках. И вот это избыточное предложение старого производительного капитала и свободного денежного капитала способно отправить в длительную депрессию всю мировую авиационную промышленность.

Причем авиапромышленность в депрессии находиться уже давно – с 2002 года. И, судя по всему, выходить из нее не собирается. Данные по производству коммерческих самолетов крупнейшей мировой авиастроительной корпорации Боинг эту тенденцию очень хорошо иллюстрируют.

До 2001 года включительно все было хорошо (больше 500 самолетов в год), а потом произошел обвал, и производство самолетов упало почти на 50%. И с этим падением компания никак не может справиться. Но это падение было вызвано в первую очередь военно-политическими причинами, и только во вторую – экономическими. Теперь же дела будут обстоять как раз наоборот – экономические причины могут нанести корпорации, и не только ей одной, такой удар, после которого объем производства снизиться в такой же пропорции.

Конечно, корпорации могут ответить на падение спроса снижением издержек производства и цен, а так же внедрением новых, высокоэкономичных видов двигателей, позволяющих меньше тратить драгоценное теперь топливо. И действительно, средства массовой информации теперь просто кишат разного рода историями о том, как служащие корпораций, и производителей, и эксплуатантов, ищут и находят способы заменить дорогие детали дешевыми, или, например, о том, что удается серьезно сократить время сборки авиалайнеров. Но, к сожалению, пока нет сообщений о том, что удалось изобрести, испытать и поставить на поток авиадвигатель, который тратит топлива в два раза меньше, чем его предшественники. Поэтому, хотя издержки производства самолетов и сократятся, но вот издержки эксплуатации – вряд ли. И обновлять свой авиапарк техникой, которая  не позволяет компенсировать рост стоимости топлива, в большом количестве никто не будет, и мировая авиационная промышленность по-прежнему будет влачить жалкое существование.

Говоря «мировая авиационная промышленность» мы имеем в виду, в том числе и многострадальный российский авиапром, который никак не выберется из кризиса начала 90-х годов, и не восстановит хотя бы советских объемов производства. О причинах кризисного состояния нашей авиапромышленности было написано уже достаточно много, в том числе и на Полит.ру, поэтому не хочется лишний раз повторяться. Разумеется, способов его спасения было использовано предостаточно, но толку от них оказалось не очень много, и воз, то есть самолет, и ныне там. Причем если в прошлом году надежды на самостоятельное восстановление производства  казались уже вполне реальными, так как пассажиропоток сильно вырос, то рост цен на авиатопливо поставил на этих надеждах крест.

Российские авиакомпании, скорее всего, сократят количество рейсов, часть авиапарка окажется не нужной, и начнет пылиться в ангарах, и не о каких новых заказах промышленности не может идти и речи. И это добьет ее окончательно, так как продержаться самостоятельно она не сможет – это не Боинг, который работает на весь мир, и хоть от кого-то сможет получить заказы, да и «финансовая подушка» у него вполне приличная.

Как спасти авиационную промышленность

В этих условиях единственным шансом на спасение российской авиации, если мы, конечно, хотим, чтобы она у нас была, является программа государственной поддержки отрасли, причем поддержки радикальной. Ничего похожего на лизинговые схемы здесь не пройдет и разные способы «мягкого» стимулирования перевозчиков покупать именно российские самолеты здесь не пройдет.

Для того чтобы восстановить производство в отрасли федеральный бюджет будет должен (обязан!) ежегодно оплачивать строительства порядка 80-100 гражданских самолетов (такова производственная мощность российской авиационной промышленности).

После постройки самолеты должны вноситься в уставные капиталы российских авиакомпаний, а бюджет получать от них в качестве оплаты акции. Эта процедура облегчается тем обстоятельством, что в уставных капиталах почти всех крупных компаний-перевозчиков есть доля государства, и эта доля во многих случаях равна контрольному пакету. Таким образом, собственник за свой счет финансирует строительство новой техники, а потом вносит ее в уставные капиталы принадлежащих ему компаний. В результате парк компаний интенсивно обновляется, а авиационная промышленность получает заказы, за счет которых может спокойно работать, выпускать новую технику и, заодно, обновлять и свой парк оборудования.

Данная схема, кроме того, может быть и естественным стимулом улучшения государственного управления в отрасли, консолидации авиастроительных компаний и проектных бюро, ухода от конкуренции проектов (крупный заказчик и в задаче реорганизации эффективнее, чем просто государственный администратор).

Конечно, эта мера не носит рыночного характера, но что делать? Что лучше терять целую отрасль (а вместе с ней смежные отрасли, и большой кусок науки), или использовать для ее спасения административные рычаги? Если же кто-то сможет предложить другой вариант, милости просим. В конце концов, 100 штук в год – это не такой большой объем заказа, чтобы государство не смогло проконтролировать его правильное исполнение.

Для бюджета эта операция не должна быть разорительной. Если брать в качестве средней цены $30 млн. за лайнер, то сто штук в год обойдется в 85 млрд. рублей. При нынешних бюджетных сверхдоходах – это просто капля в море, и бюджет ее легко и без напряжения сможет из себя выжать. Ну, а эффект от подобной «расточительности» будет ощутимым. Так как, кроме роста выпуска самих лайнеров, оплачиваемых бюджетом, расходы авиастроителей и их поставщиков должны вызвать рост выпуска в потребительских отраслях.

В свою очередь, работники потребительских отраслей, увеличив выпуск продукции и свои доходы, сами смогут увеличить выпуск и доходы еще в каких-нибудь отраслях экономики, предъявив спрос на их продукцию и услуги. То есть, если принять, что один рубль, потраченный бюджетом, сгенерирует еще два рубля во всей остальной экономике, то общий объем выпуска достигнет 250 млрд. руб., что означает рост ВВП за один год на 1,5% (в 2004 году ВВП составил 16 трлн. руб.).

С нашей точки зрения, игра стоит свеч, и пока у бюджета есть избыточные финансовые ресурсы, у авиапромышленности – избыточные производственные мощности, а у авиаперевозчиков – изношенный парк самолетов, который давно пора списывать, то почему бы ни попробовать, и не применить на практике один из рецептов государственного стимулирования экономического роста?

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
15.12 19:47 В Пентагоне рассказали о новом сближении с российской авиацией в Сирии
15.12 19:44 ЦБ оценил объем докапитализации Промсвязьбанка в 100-200 млрд рублей
15.12 19:27 Пожизненно отстраненная от Игр скелетонистка Елена Никитина выиграла ЧЕ
15.12 19:18 Косово объявило о создании собственной армии к марту 2018 года
15.12 19:03 В Назарете отменили Рождество
15.12 18:51 В Испании не поверили в угрозу отстранения от ЧМ-2018
15.12 18:35 Программу безопасности на дорогах увеличили на 2 млрд рублей
15.12 18:25 ФАС проверит частичную отмену роуминга сотовыми операторами
15.12 18:25 РФ и Египет подписали соглашение о возобновлении авиасообщения
15.12 18:19 Трамп попросил у России помощи с КНДР
15.12 18:03 Курс биткоина приблизился к 18 тысячам долларов
15.12 17:54 Промсвязьбанк сообщил о проблемах в работе интернет-банка
15.12 17:48 ФИФА пригрозила отстранить сборную Испании от ЧМ-2018 из-за действий властей
15.12 17:28 Задержанный в Петербурге планировал взорвать Казанский собор
15.12 17:25 Промпроизводство в РФ в ноябре упало максимальными темпами за 8 лет
15.12 17:01 Турция потребует в ООН отменить решение США по Иерусалиму
15.12 16:43 В посольстве США назвали ложью обвинение во вмешательстве в российскую политику
15.12 16:33 Букингемский дворец назвал дату свадьбы принца Гарри
15.12 16:29 Журналист сообщил о готовности Захарченко внедрить на Украину 3 тысячи партизан
15.12 16:14 МИД Украины опроверг ведение переговоров об экстрадиции Саакашвили
15.12 16:08 Страны ЕС согласились начать вторую фазу переговоров по выходу Великобритании
15.12 15:49 Дипломатов из США не пустят наблюдать за российскими выборами
15.12 15:47 Глава ЦИК назвала стоимость информирования избирателей о выборах
15.12 15:36 Гафт перенес операцию из-за проблем с рукой
15.12 15:21 В Кремле посчитали недоказанными обвинения в адрес Керимова во Франции
15.12 14:55 ФСБ задержала в Петербурге планировавших теракты исламистов
15.12 14:33 Сенаторы одобрили закон о штрафах за анонимность в мессенджерах
15.12 14:15 В Кремле признали нежелание Путина упоминать фамилию Навального
15.12 14:02 Дума отказалась ограничить доступ к сведениям о закупках госкомпаний
15.12 13:59 Минфин пообещал не допустить «эффект домино» из-за Промсвязьбанка
15.12 13:52 Алексей Улюкаев приговорен к восьми годам строгого режима
15.12 13:39 Госдума разрешила внеплановые проверки бизнеса по жалобам сотрудников или СМИ
15.12 13:36 ЦБ снизил ключевую ставку
15.12 13:24 Ученые заглянули в глаз трилобита
15.12 13:23 Власти Москвы отказали Илье Яшину в проведении акции 24 декабря
15.12 13:19 Индекс потребительских настроений по всей России вышел в «зеленую зону»
15.12 13:08 Прокуратура назвала самое коррумпированное подразделение силовиков
15.12 13:00 Лавров заявил о вмешательстве США в выборы в России
15.12 12:47 Совет Федерации подключился к поиску источника вони в Москве
15.12 12:40 Минтранс анонсировал возобновление рейсов в Каир в феврале
15.12 12:25 Дед Мороз заявил об отказе от пенсии
15.12 12:20 Дума приняла закон об индексации пенсий в 2018 году
15.12 12:07 Антитела к вирусу лихорадки Эбола вырабатываются через сорок лет после болезни
15.12 12:01 ЦИК снова пересчитал желающих баллотироваться в президенты
15.12 11:41 Улюкаев признан виновным в получении взятки
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.