Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 декабря 2017, понедельник, 18:05
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

31 мая 2005, 11:21

Вадим Журавлев: Мы лишены возможности восприниматься как театр

31 мая в ФАККе состоялось обсуждение деятельности Большого театра за четыре года – срок, на который был подписан контракт с его нынешним руководством. Накануне Алена Карась встретилась с руководителем репертуарного отдела Большого театра Вадимом Журавлевым, чтобы узнать, на каких принципах строится политика главной  оперной сцены страны.

Как строится планирование оперного репертуара в таком театре как Большой? С чего все начинается?

У нас есть концепция, на основе которой репертуар театра развивается по трем направлениям. Поскольку мы национальный театр с крупной национальной композиторской школой, одной из основных в мире, 70 процентов репертуара, как мы считаем, должны занимать произведения отечественных композиторов. Сюда мы стали включать и то, что было написано в ХХ веке. Еще несколько лет назад Прокофьев в Большом театре  воспринимался как нечто авангардное, а сегодня он должен стать естественной частью нашей программы наравне с Чайковским, Мусоргским и Бородиным.

Второе направление?

Шедевры западного музыкального театра. Только самые крупные. «Парсифаль» должен быть поставлен в Большом театре, хотя бы через много лет после того, как он исчез с его сцены, а «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана может остаться в качестве репертуара для меньших театров. Что касается ХХ века, у нас в планах есть и Берг, и Яначек. Очень важно ставить те произведения, которые никогда у нас не шли. Худо-бедно, но со многими операми Верди и Пучини театр знаком. Но в нем редко или никогда не шли большинство опер Моцарта, Вагнера и так далее. Кроме того, в Большом театре никогда не пели ни Моцарта, ни Вагнера, да впрочем и «Кармен», на языке оригинала. А это мировая тенденция, которую невозможно игнорировать.

Третье, я полагаю, современная опера?

Да, это самое важное и самое проблематичное для нас. Сейчас ни один мировой оперный театр не может прожить без заказа новых сочинений. Это стало обычным явлением во всем мире. Если не заниматься развитием жанра, не вкладывать деньги в заказ новых сочинений, то этот жанр умрет. Мы являемся партнерами очень крупной организации «Опера Европа», которая объединяет огромное количество оперных театров. Она собирается два раза в год. На последней встрече в  Валенсии многие говорили о том, что не хотят включать в планы оперу «Травиата», потому что публика уже не ходит на нее. В то же время, новые оперы привлекают молодежь, омолаживают аудиторию.  Для нас это пока звучит дико. Если мы скажем, что не хотим петь «Травиату», мы, во-первых, соврем, а во-вторых, сильно расстроим публику.

Неужели так сильно давление традиции?

Русский оперный театр отстал от западного лет на 30 как минимум. Мы сталкиваемся с этим каждый раз. Например, мы возвращаем опере «Руслан и Людмила» аутентичный вид: группа музыкальных исследователей занимается реконструкцией того вида, в котором она была написана и исполнена, снимая многочисленные исторические наслоения. Запад это прошел - уже и Моцарт, и Бах давно отчищены, и публика в штыки воспринимает исполнение «Дон Жуана» по старым послевоенным редакциям, где дирижировал, например, Фуртвенглер. Когда нечто подобное мы сделали с «Русланом и Людмилой», разразилась дикая дискуссия. Для меня очевидно, что это  единственный путь.

Неужели все настолько консервативно в нашей опере?

Заказ новых сочинений, история с «Детьми Розенталя» показали, насколько публика в основной массе не готова воспринимать Большой театр как сцену, где обновляется кровь. В свое время, увидев куртизанку на оперной сцене, первые зрители «Травиаты» или «Кармен»  были не менее возмущены, чем наши нынешние депутаты «Детьми Розенталя». Но сейчас темпы изменения аудитории идут гораздо быстрее. Это видно хотя бы по тому, как поменялась аудитория МХАТа, насколько она оказалась восприимчивее к новости, к радикальному жесту. Нам надо сделать так, чтобы люди захотели видеть что-то новое. Чтобы они захотели увидеть новую версию «Бориса Годунова».

А старая чем не хороша?

Спектакль, поставленный Баратовым в 1948 году, был по тем временам, наверное, выдающимся. Но его музыкальная редакция предельно компилятивна и имеет малое отношение к самому Мусоргскому. Она была сделана в сталинскую эпоху с совершенно определенными идеологическими целями. Сейчас просто стыдно показывать такой спектакль. Я счастлив, что Александр Сокуров будет делать у нас «Бориса». Это может стать своеобразным эпилогом, четвертой частью его кинотрилогии о властителях в роковые мгновения их жизни.

Радикализм, страсть к новизне и позитивна и губительна для эстетического сознания. Тебе не кажется?

Пожалуй, и разрыв с западной оперой в тридцать лет играет нам на руку. К примеру, немцы в начале 70-х пустили на оперную сцену выдающихся драматических режиссеров и стали перелопачивать оперный репертуар, превращая его в агрессивный концепт. Люди много лет это вкушали, наконец, им  надоело. Начались поиски новой эстетики, появился художник – Роберт Уилсон, Ахим Фрайер. Благодаря тому, что опера открыла двери для этих людей, она стала дальше развиваться как театр. У нас этого не произошло. С другой стороны, обогащенные западным опытом, мы понимаем: одеть Годунова в шинель и дать ему автомат Калашникова – не есть выход. Но и одеть его в костюм Федора Ивановича Шаляпина и поставить на фоне широкой панорамы Соборной площади Кремля больше  невозможно.

А как возможно?

Сегодня главная проблема русской оперы – отсутствие эстетических приоритетов. Сегодня никто не понимает, как должна выглядеть постановка большой русской оперы.

Просчитывается ли вами возможный коммерческий успех той или иной постановки русской оперы?

На сегодняшний день ничто не вызывает столько гнева у публики, как постановки именно русских опер. У общества нет понимания того, как она должна выглядеть. Публика по-прежнему хочет, чтобы ей сделали красиво. Потому сегодня очень тяжело выстраивать какую-либо политику, совмещая ее с коммерцией. Нам надо развить публику, а потом уже откликаться на ее вкусы и требования. Благодаря президентским грантам и повышению бюджета мы можем сейчас заниматься переоснащением репертуара и оперной эстетики.

Сейчас идет очень тяжелый пограничный процесс: если ничего не делать, то публика так и будет желать все того же, что их бабушки и дедушки. Аудитория омолаживается очень трудно.
Кроме того, исторически сложилось, что у нас репертуарный театр. Поддерживать высокий уровень спектакля, когда он идет не одно десятилетие, очень трудно. Когда новый актер попадает в старый спектакль без режиссера, становится страшно: настолько он не оплодотворен режиссерской харизмой. Но оперная публика в массе своей к этому совершенно нечувствительна. На нее невозможно сегодня ориентироваться.

К тому же, наша публика привыкла к тому, что может вернуться на любимый спектакль через пять, десять, тридцать лет и увидеть все тоже самое.

Неужели власть бренда Большого театра  не настолько велика, чтобы публика приняла любые предложенные условия? Неужели вы опасаетесь, что если совершить несколько непривычных, радикальных жестов, то публика перестанет ходить?

Как справедливо говорит Александр Ведерников, мы лишены возможности восприниматься как чисто художественное явление. Это очень опасно. Между нами говоря, в чем эффект Гергиева? Он находится в семистах километрах от Кремля. Когда он начал делать, то, что он хотел, на него никто не обратил внимания. В тот момент, в начале 90-х, в Мариинке можно было сделать подряд четыре оперы Прокофьева! Здесь бы всех сняли за это! Я, кажется,  первым начал ездить на каждую премьеру в Мариинку. И когда я писал статью, то мне каждый корректор исправлял фамилию Гергиев на Георгиев. Такой фамилии никто не знал. И это его спасло. Он был свободен.

До такой степени на вас давит близость Кремля?

Да нет никакого давления. Просто есть бесконечное, пристальное, иногда утомляющее внимание власти и общества. Мы, конечно, натерпелись с этими разговорами, с Думой, но с другой стороны так важно, что оперный театр стал темой большого общественного обсуждения. Это показывает еще раз, что общество не понимает, куда может двигаться опера. Если оно уже смирилось тем, что драматический театр как-то развивается, и у новых тенденций есть свои поклонники, то в оперном театре все это движется с большим трудом. Многолетнее давление одной эстетики на многое повлияло.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

17:45 МЧС предупредило москвичей о надвигающейся непогоде
17:27 Посол Молдавии отозван из России в Кишинев
17:02 В Белом доме признали прогресс в отношениях с Россией
16:54 Лидеру SERB не дали засудить Навального за испорченный День России
16:47 Рогозин встретился в Сирии с Асадом
16:37 Горячий чай связан с понижением риска глаукомы
16:24 Умер глава международного «Мемориала» Арсений Рогинский
16:09 Обаму обвинили в развале дела о причастности «Хизбаллы» к торговле наркотиками
15:35 Россию и Китай в США назвали странами-ревизионистами
14:54 Москва обвинила Киев в своем уходе из центра по контролю минских соглашений
14:37 Поджигателя кинотеатра перед показом «Матильды» отправили на принудительное лечение
14:23 У озера Лох-Несс найдена могила бронзового века
14:04 Илья Яшин подаст в суд на мэра Москвы Сергея Собянина
14:03 Песков отказался обсуждать наказание Улюкаева
14:00 Навальный подаст документы на регистрацию в ЦИК
13:55 Песков призвал к сотрудничеству ЦРУ и ФСБ
13:07 Генпрокуратура затребовала на Украине предполагаемого убийцу Пола Хлебникова
13:05 ЦИК запустил обратный отсчет до выборов президента РФ
12:50 На островном «дальневосточном гектаре» устроят площадку для квестов
12:41 Apple закроет музыкальный магазин iTunes
12:39 Число гимназистов «Сколково» удвоится к 2021 году
12:34 «Сколково» представил целевые показатели на 2020 год
12:25 Спустя 130 лет редкая бабочка вновь встретилась энтомологам
12:13 Каддафи-младший решил возглавить Ливию и призвать на помощь ООН
12:02 Россельхознадзор разрешил поставки шпрот из Латвии и Эстонии
11:41 Минфин простит долги предпринимателям
11:21 Саакашвили отказался отвечать на вопросы украинских прокуроров
11:20 Новым «Звездным войнам» не хватило шага до кассового рекорда
10:54 СМИ узнали о возможном выделении 19 трлн рублей на перевооружение армии
10:31 Саакашвили изложил свою версию истории письма к Порошенко
10:29 Власти Рима отменили указ об изгнании Овидия
10:28 США потратят 200 млн долларов на сдерживание России
10:06 Три НПФ продали акции Промсвязьбанка до объявления о его санации
10:02 В Израиле умерла любимая учительница Путина
09:45 Полиция обыскала дом написавшей о слежке за Россией журналистки
09:41 Правозащитники рассказали о просьбах Улюкаева в СИЗО
09:26 Еще одна биржа в США начала торговать фьючерсами на биткоины
09:15 На Дальнем Востоке появится новая армия
09:05 Депутаты ГД предложили штрафовать стритрейсеров на миллион рублей
08:45 Посол РФ в США в Вашингтоне встретится с замгоссекретаря
08:22 60 нацгвардейцев пострадали при столкновении со сторонниками Саакашвили
08:07 В ЦРУ отказались обсуждать помощь в предотвращении теракта в Петербурге
07:50 18 декабря официально началась президентская кампания
17.12 21:00 Президент Финляндии ответил на информацию о слежке за военными РФ
17.12 20:27 Компания Ковальчука претендует на крымский завод шампанского «Новый свет»
17.12 20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
17.12 19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
17.12 19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
17.12 18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
17.12 18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.