Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 ноября 2018, четверг, 00:41
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

31 мая 2005, 11:21

Вадим Журавлев: Мы лишены возможности восприниматься как театр

31 мая в ФАККе состоялось обсуждение деятельности Большого театра за четыре года – срок, на который был подписан контракт с его нынешним руководством. Накануне Алена Карась встретилась с руководителем репертуарного отдела Большого театра Вадимом Журавлевым, чтобы узнать, на каких принципах строится политика главной  оперной сцены страны.

Как строится планирование оперного репертуара в таком театре как Большой? С чего все начинается?

У нас есть концепция, на основе которой репертуар театра развивается по трем направлениям. Поскольку мы национальный театр с крупной национальной композиторской школой, одной из основных в мире, 70 процентов репертуара, как мы считаем, должны занимать произведения отечественных композиторов. Сюда мы стали включать и то, что было написано в ХХ веке. Еще несколько лет назад Прокофьев в Большом театре  воспринимался как нечто авангардное, а сегодня он должен стать естественной частью нашей программы наравне с Чайковским, Мусоргским и Бородиным.

Второе направление?

Шедевры западного музыкального театра. Только самые крупные. «Парсифаль» должен быть поставлен в Большом театре, хотя бы через много лет после того, как он исчез с его сцены, а «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана может остаться в качестве репертуара для меньших театров. Что касается ХХ века, у нас в планах есть и Берг, и Яначек. Очень важно ставить те произведения, которые никогда у нас не шли. Худо-бедно, но со многими операми Верди и Пучини театр знаком. Но в нем редко или никогда не шли большинство опер Моцарта, Вагнера и так далее. Кроме того, в Большом театре никогда не пели ни Моцарта, ни Вагнера, да впрочем и «Кармен», на языке оригинала. А это мировая тенденция, которую невозможно игнорировать.

Третье, я полагаю, современная опера?

Да, это самое важное и самое проблематичное для нас. Сейчас ни один мировой оперный театр не может прожить без заказа новых сочинений. Это стало обычным явлением во всем мире. Если не заниматься развитием жанра, не вкладывать деньги в заказ новых сочинений, то этот жанр умрет. Мы являемся партнерами очень крупной организации «Опера Европа», которая объединяет огромное количество оперных театров. Она собирается два раза в год. На последней встрече в  Валенсии многие говорили о том, что не хотят включать в планы оперу «Травиата», потому что публика уже не ходит на нее. В то же время, новые оперы привлекают молодежь, омолаживают аудиторию.  Для нас это пока звучит дико. Если мы скажем, что не хотим петь «Травиату», мы, во-первых, соврем, а во-вторых, сильно расстроим публику.

Неужели так сильно давление традиции?

Русский оперный театр отстал от западного лет на 30 как минимум. Мы сталкиваемся с этим каждый раз. Например, мы возвращаем опере «Руслан и Людмила» аутентичный вид: группа музыкальных исследователей занимается реконструкцией того вида, в котором она была написана и исполнена, снимая многочисленные исторические наслоения. Запад это прошел - уже и Моцарт, и Бах давно отчищены, и публика в штыки воспринимает исполнение «Дон Жуана» по старым послевоенным редакциям, где дирижировал, например, Фуртвенглер. Когда нечто подобное мы сделали с «Русланом и Людмилой», разразилась дикая дискуссия. Для меня очевидно, что это  единственный путь.

Неужели все настолько консервативно в нашей опере?

Заказ новых сочинений, история с «Детьми Розенталя» показали, насколько публика в основной массе не готова воспринимать Большой театр как сцену, где обновляется кровь. В свое время, увидев куртизанку на оперной сцене, первые зрители «Травиаты» или «Кармен»  были не менее возмущены, чем наши нынешние депутаты «Детьми Розенталя». Но сейчас темпы изменения аудитории идут гораздо быстрее. Это видно хотя бы по тому, как поменялась аудитория МХАТа, насколько она оказалась восприимчивее к новости, к радикальному жесту. Нам надо сделать так, чтобы люди захотели видеть что-то новое. Чтобы они захотели увидеть новую версию «Бориса Годунова».

А старая чем не хороша?

Спектакль, поставленный Баратовым в 1948 году, был по тем временам, наверное, выдающимся. Но его музыкальная редакция предельно компилятивна и имеет малое отношение к самому Мусоргскому. Она была сделана в сталинскую эпоху с совершенно определенными идеологическими целями. Сейчас просто стыдно показывать такой спектакль. Я счастлив, что Александр Сокуров будет делать у нас «Бориса». Это может стать своеобразным эпилогом, четвертой частью его кинотрилогии о властителях в роковые мгновения их жизни.

Радикализм, страсть к новизне и позитивна и губительна для эстетического сознания. Тебе не кажется?

Пожалуй, и разрыв с западной оперой в тридцать лет играет нам на руку. К примеру, немцы в начале 70-х пустили на оперную сцену выдающихся драматических режиссеров и стали перелопачивать оперный репертуар, превращая его в агрессивный концепт. Люди много лет это вкушали, наконец, им  надоело. Начались поиски новой эстетики, появился художник – Роберт Уилсон, Ахим Фрайер. Благодаря тому, что опера открыла двери для этих людей, она стала дальше развиваться как театр. У нас этого не произошло. С другой стороны, обогащенные западным опытом, мы понимаем: одеть Годунова в шинель и дать ему автомат Калашникова – не есть выход. Но и одеть его в костюм Федора Ивановича Шаляпина и поставить на фоне широкой панорамы Соборной площади Кремля больше  невозможно.

А как возможно?

Сегодня главная проблема русской оперы – отсутствие эстетических приоритетов. Сегодня никто не понимает, как должна выглядеть постановка большой русской оперы.

Просчитывается ли вами возможный коммерческий успех той или иной постановки русской оперы?

На сегодняшний день ничто не вызывает столько гнева у публики, как постановки именно русских опер. У общества нет понимания того, как она должна выглядеть. Публика по-прежнему хочет, чтобы ей сделали красиво. Потому сегодня очень тяжело выстраивать какую-либо политику, совмещая ее с коммерцией. Нам надо развить публику, а потом уже откликаться на ее вкусы и требования. Благодаря президентским грантам и повышению бюджета мы можем сейчас заниматься переоснащением репертуара и оперной эстетики.

Сейчас идет очень тяжелый пограничный процесс: если ничего не делать, то публика так и будет желать все того же, что их бабушки и дедушки. Аудитория омолаживается очень трудно.
Кроме того, исторически сложилось, что у нас репертуарный театр. Поддерживать высокий уровень спектакля, когда он идет не одно десятилетие, очень трудно. Когда новый актер попадает в старый спектакль без режиссера, становится страшно: настолько он не оплодотворен режиссерской харизмой. Но оперная публика в массе своей к этому совершенно нечувствительна. На нее невозможно сегодня ориентироваться.

К тому же, наша публика привыкла к тому, что может вернуться на любимый спектакль через пять, десять, тридцать лет и увидеть все тоже самое.

Неужели власть бренда Большого театра  не настолько велика, чтобы публика приняла любые предложенные условия? Неужели вы опасаетесь, что если совершить несколько непривычных, радикальных жестов, то публика перестанет ходить?

Как справедливо говорит Александр Ведерников, мы лишены возможности восприниматься как чисто художественное явление. Это очень опасно. Между нами говоря, в чем эффект Гергиева? Он находится в семистах километрах от Кремля. Когда он начал делать, то, что он хотел, на него никто не обратил внимания. В тот момент, в начале 90-х, в Мариинке можно было сделать подряд четыре оперы Прокофьева! Здесь бы всех сняли за это! Я, кажется,  первым начал ездить на каждую премьеру в Мариинку. И когда я писал статью, то мне каждый корректор исправлял фамилию Гергиев на Георгиев. Такой фамилии никто не знал. И это его спасло. Он был свободен.

До такой степени на вас давит близость Кремля?

Да нет никакого давления. Просто есть бесконечное, пристальное, иногда утомляющее внимание власти и общества. Мы, конечно, натерпелись с этими разговорами, с Думой, но с другой стороны так важно, что оперный театр стал темой большого общественного обсуждения. Это показывает еще раз, что общество не понимает, куда может двигаться опера. Если оно уже смирилось тем, что драматический театр как-то развивается, и у новых тенденций есть свои поклонники, то в оперном театре все это движется с большим трудом. Многолетнее давление одной эстетики на многое повлияло.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

14.11 19:48 Россия оспорила рассмотрение довода Украины по долгу в 3 млрд долларов
14.11 19:13 Конституционный суд принял к рассмотрению запрос по чечено-ингушской границе
14.11 19:03 Роскомнадзор предложил Google подписать антипиратский меморандум
14.11 18:46 Сенаторы предложили убрать клетки из судебных залов
14.11 18:30 Подозреваемый по делу об убийстве следователя Шишкиной попросил убежища в Грузии
14.11 18:02 Премьер Японии сообщил о своем визите в Россию
14.11 17:37 Обвиняемый в госизмене ученый Кудрявцев отказался сотрудничать со следствием
14.11 17:12 Аналитики назвали шансы США проиграть войну России и Китаю
14.11 16:44 Африканская бабочка использует «технологию стелс» для спасения от летучих мышей
14.11 16:42 Госдума приняла во втором чтении бюджет на 2019 год
14.11 16:25 Умер актер Сергей Юртайкин
14.11 16:04 Министр обороны Израиля подал в отставку
14.11 15:48 Следователь Генпрокуратуры по делу ЮКОСа погиб после ДТП
14.11 15:36 Организатор драки на Хованском кладбище получил 11 лет строгого режима
14.11 15:09 В правительство поступило предложение заменить Ленина копией
14.11 14:49 Сообщество предпринимателей Сингапура поможет стартапам «Сколково» в выходе на рынки Юго-Восточной Азии
14.11 14:38 СМИ узнали о скорой отставке Джона Келли из-за конфликта с Меланьей Трамп
14.11 14:09 Жительница Мельбурна нашла иголку в груше
14.11 13:52 Армения обвинила «дочку» «Газпрома» в миллиардных долгах по налогам
14.11 13:20 Турция обратилась в 83 страны за сторонниками Гюлена
14.11 13:16 Российский сенатор ответил на обвинения в намеренном сбое GPS НАТО
14.11 13:14 Сколковский проект «Дневник.ру» вошел в топ-10 самых посещаемых образовательных платформ мира
14.11 13:08 Представитель вымершей группы птиц оказался хорошим летуном
14.11 12:47 СМИ узнали о сроках введения новых антироссийских санкций США
14.11 12:26 Жители Калгари отказались принимать Олимпиаду 2026 года
14.11 12:02 Кремль прокомментировал штраф The New Times
14.11 11:46 Песков отказался предсказать новые санкции США
14.11 11:38 В центре Киева вспыхнули протесты из-за отсутствия отопления
14.11 11:26 Врачи попросили Минздрав отменить решение ФАС по жизненно важному лекарству
14.11 11:21 Стала известной структура необычной кристаллической модификации азота
14.11 11:09 Опрошенные москвичи оказались не готовы отправить Собянина в президенты
14.11 10:29 Россия указала на недопустимость иска Демократической партии против правительства РФ
14.11 10:24 Волгоградский школьник принес в класс топор и бензин
14.11 10:00 Медведев утвердил двухэтапную индексацию платы за ЖКХ в 2019 году
14.11 09:45 ЦРУ уличили в попытках применить к террористам «сыворотку правды»
14.11 09:30 Трамп поругался с Мэй по телефону из-за Ирана
14.11 09:25 ФСИН озвучила дневную стоимость питания заключенных
14.11 09:18 Цена на нефть упала до мартовского уровня
14.11 09:16 Вдова Талькова побывала в СК
14.11 09:11 ЦБ отозвал лицензии у двух банков
14.11 08:56 Мемория. Павлик Морозов
13.11 19:54 В Совфеде предложили упростить назначение сенаторов от врио глав регионов
13.11 19:26 CNN подал иск против администрацию Трампа за нарушение свободы слова
13.11 18:57 УПЦ МП прекратила общение с Константинополем
13.11 18:46 СМИ назвали кандидата на пост главы Мособлизбиркома
13.11 18:27 Трое россиян вошли в рейтинг успешных молодых бизнесменов по версии Forbes
13.11 18:07 ФССП объяснила запрет Навальному покидать Россию
13.11 17:42 СКР возобновил расследование убийства Игоря Талькова
13.11 17:41 Ожирение стимулирует рост опухолей и помогает иммунотерапии с ними бороться
13.11 17:24 Медведев пригрозил бойкотом форума в Давосе
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.