Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 08:35
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

08 июня 2005, 12:16

Феномен человека в его эволюции и динамике

Хоружий С. С.: По свойствам места, всякое начинание, совершающееся в стенах Института философии, требует философской рефлексии. Рефлексия же не дает повода для большой гордости или энтузиазма. Я полагаю, стены этого здания видели сотни любых мыслимых семинаров, открытых и закрытых, широких и узких, и полагать, что открывая еще один семинар, мы сегодня свершаем нечто великое или хотя бы значительное, довольно самонадеянно. Скорее, рефлексия приближает к состоянию Татьяны: “Стыдом и страхом замираю”... м-да... – но семинар всё ж открываю.

Название нашего семинара – чрезвычайно общее, и таким оно выбрано сознательно. Мы не хотели с самого начала как-либо ограничивать, сужать проблематику нашей работы, редуцируя семинар до органа какого-то направления. Тем не менее, имеется определенное направление, которое для семинара играет особую роль и которое, не исчерпывая его тематики, все же будет в центре нее.

Семинар будет вестись Институтом Синергийной Антропологии – и соответственно, именно синергийная антропология есть тот исходный научный фонд, который предполагается развертывать в семинарской работе. В этом смысле, было бы можно сказать, что мы открываем семинар “Феномен человека с позиций синергийной антропологии – многоточие – а также и с других позиций”. Синергийная антропология - направление свежее, недавно возникшее и вряд ли известное широкой аудитории. Поэтому в первую очередь мне следует его кратко описать.

I. Синергийная антрополология как исходный научный фонд семинара

По содержанию, я выделил бы два краеугольных камня синергийной антропологии; и затем, в качестве половинки, добавил бы к ним ещё некое методологическое и эпистемологическое содержание. Синергийная антропология, в итоге, представится стоящей на двух с половиной краеугольных камнях. Архитектура сомнительная, но у явлений живых, в динамике, бывает и не такое...

Первый краеугольный камень, с которого начинало развиваться наше направление, - это православный исихазм. Многомерное, тщательное изучение этого антропологического, культурного и духовного феномена послужило тем исходным ростком, фундаментом, который породил из себя научное направление, названное синергийной антропологией. Прежде всего, мы рассматривали исихазм как антропологическое явление. Как мне представлялось, в своих духовных и мистических сторонах изучение этого явления должно совершаться по преимуществу служителями Церкви, людьми духовенства и монашества. Полное, углубленное исследование этих сторон, казалось мне, не должно ставиться чисто научной задачей.

Почему исихазм стал краеугольным камнем нашего антропологического подхода? Недавно в Москве Вячеславом Всеволодовичем Ивановым был создан научный центр, названный Русской Антропологической Школой. Название очень удачное, но и весьма обязывающее, если учесть, что на момент создания в стенах РГГУ этой школы, русская антропологическая школа уже существовала около тысячи лет, и основали её преподобные Антоний и Феодосий Печерские. В их духовной деятельности были истоки русского исихазма – и именно они же были истоками особой антропологической школы, практического антропологического искусства, которое в своих первоистоках развивалось еще несколькими веками раньше в египетских, коптских, палестинских землях. С первых же десятилетий русского христианства оно начало свой самостоятельный путь в России. Это и была русская антропологическая школа. Именно так мы посмотрели сегодня на это явление, и оно послужило для дальнейшей антропологической работы базой данных. Мы нашли в исихазме обширнейший феноменологический массив. Еще прежде его научных интерпретаций и обобщений, он заслуживает интереса и внимания сам по себе. Поэтому первая значительная часть нашей работы посвящена была тому, чтобы просто реконструировать эту традицию, ее наследие, собственно как они есть.

Исторический путь исихастской традиции был своеобразен. Многие столетия она пребывала в забвении и упадке, а в России когда и не пребывала в упадке, пребывала вне просвещенной культуры и пользовалась вниманием скорее в простонародных слоях, чем в рафинированной культуре вестернизованной России 19-20 столетий. Поэтому просто вернуть эту традицию в поле зрения современного культурного сознания, еще до препарирования ее всяческими научными методами, уже было достаточно важной задачей. Однако затем в русле синергийной антропологии это явление выступило и в гораздо более общей и научно продуктивной функции.

Исихастская практика выступила для нас как первый проанализированный детально пример “предельной” стратегии человека – такой, которая ориентирована к пределу горизонта человеческого существования. Это стратегия размыкания человека к иному бытийному горизонту, “инобытию”, в силу чего она одновременно является метаантропологической стратегией.

В качестве второй ключевой особенности, исихазм выступил для нас как пример практической энергийной антропологии: такой, которая рассматривает человека не со стороны его субстанциально-сущностного состава и не в терминах отвлеченных категорий, но энергийно, как совокупность всевозможных энергий, как некоторую организованную систему проявлений.

Далее, мы выяснили, что весь процесс исихастской практики представляется как путь целостного преобразования человеком самого себя в своих энергиях, тем самым, – как классическая “практика себя”, в терминах Фуко. Человек идентифицирует себя как определенную совокупность проявлений, телесных, психологических, эмоциональных, интеллектуальных, – и с этой полной системой начинает активную работу, целенаправленно преобразуя её. Для этой цели он должен осуществить не просто зоркую интроспекцию, но и определенную артикуляцию, определенное окачествование себя как энергийного существа. Человек задается некой системой характеристик для своих энергийных проявлений; и констатирует для начала, что они у него рассеяны: они все куда-то направляются, реализуют какие-то всевозможные цели, крупные и мелкие, постоянные и сиюминутные; и пока человек не начал заниматься собой, этот крайне гетерогенный набор проявлений и целей представляет собой раздробленность, разнесенность по всем возможным направлениям.

Затем начинается систематическая работа с этими проявлениями. Человек ставит перед собой особую цель, в достижении которой антропологический горизонт встречается с метаантропологическим горизонтом; и эта цель для него уясняется, обретает отчетливость на основе определенной религиозной традиции, в которую встроено его существование и его духовное самосознание. В случае исихазма, это – христианская, православная традиция. Путь к цели есть то, что называется “духовная практика” – всецелая аутотрансформация, преобразование человеком всего множества своих энергий, которому надлежит возвести постепенно человека к соединению с иным горизонтом бытия.

Человек обнаруживает на опыте, что достичь такой цели возможно лишь, следуя некоторой весьма сложной и строгой методике. Оказывается, что в антропологической школе, какой является духовная практика, человек должен решить целый ряд проблем, с точки зрения научного разума относящихся к философии, герменевтике, психологии. Чтобы осуществить нужную аутотранформацию, человек должен развить весьма тонкие правила обращения со своими энергиями. Эти правила складываются в обширную, сложноустроенную систему, которую синергийная антропология именует по-аристотелевски “органоном”, что означает - полный канон правил организации, проверки и истолкования духовного опыта.

Если таковой органон наличен и исполняется, то можно ручаться, что путь, проходимый человеком, и приобретаемый им опыт есть реальная аутотрансформация, проходящая верифицируемые по-своему ступени и достигающая той метаантропологической цели, которая была поставлена с самого начала. Такая духовная деятельность может претендовать на то, что это вполне удостоверяемая стратегия, и опыт ее не принадлежит к области субъективных иллюзий и неописуемых экстатических состояний, как это обычно утверждалось о мистическом опыте представителями позитивистского сознания.

Нашей задачей было описать и проанализировать путь духовной практики, его строение. Уже первыми исихастами-пустынниками открыто было, что этот путь носит характер последовательного продвижения-восхождения и членится на определенно выделяющиеся ступени. Поэтому первый же систематический трактат, где эта практика была описана, носил название “Лествица”; он был, как известно, написан в 7-м веке св. Иоанном Лествичником в монастыре св. Екатерины на Синае.

Ближайшее рассмотрение пути обнаруживает, что он необходимо включает в себя три большие части, или же три вида работы. Прежде всего, должна быть совершена работа отрыва, выхода из сферы обычных стратегий обыденного эмпирического существования. Человек здесь осознает, что та работа, к которой он приступает, не направляется ни к какой цели в горизонте эмпирического бытия, а ориентирована к выходу за эти пределы. Вслед за тем наступает главная работа: человек должен выработать некоторый способ, механизм, который предоставлял бы ему возможность подниматься по Духовной Лестнице, восходить от одной ступени на другую. Это – работа по выстраиванию своего рода антропологического и мета-антропологического движителя, который давал бы человеку возможность подниматься вверх от ступеньки к ступеньке. Как у Аристотеля в качестве главного концепта в описании мироустройства выступает некоторый Перводвижитель, так и для онтологического, а не просто антропологического подъема по Духовной Лестнице также необходим движитель.

............................................................................................................................

[Из-за технических погрешностей, из записи далее выпали описания второго “краеугольного камня” синергийной антропологии – концепта Антропологической Границы, а также последнего, “двухсполовинного” камня – трансдисциплинарной “эпистемостроительной” методологии, трактующей все дискурсы в сфере антропологической реальности на базе их связи с Антропологической Границей и в терминах антропологических энергий и проявлений. Выпала также и часть следующего, заключительного раздела сообщений С.С.Хоружего:]

II. Задачи и планы семинара: Синергийная антропология как эпистемологическая программа

[...] И, может быть, самое важное – я надеюсь, мы сможем осуществлять в нашем семинаре работу постепенного выхода к новой эпистеме для сферы гуманитарного знания: антропологически фундированной эпистеме. Подход синергийной антропологии естественно включает в себя, вырабатывает в себе элементы некоторой универсальной методологии, которая обладает “эпистемостроительными” потенциями. В каждом случае, в отношении каждого из гуманитарных дискурсов, мы во-первых характеризуем его в терминах антропологических проявлений, выделяя определенный класс проявлений, с которыми работает данный дискурс. Мы также находим достаточный набор специфических свойств этих проявлений. Затем, во-вторых, мы устанавливаем связь этого класса проявлений с Антропологической Границей. В общем случае, они, разумеется, не принадлежат непосредственно к Границе; но они могут иметь с ней связь. Эта связь, в свою очередь, может быть очень разной, и синергийная антропология описывает ее с помощью понятий “примыкающих”, “ассоциированных”, “участных” антропологических стратегий. И наконец, в третьих, мы полагаем эту найденную связь в основу новой формулировки соответственного дискурса, как для синхронических, так и для диахронических его предметных структур. Такова примерная схема; и, конечно, в ее применении к конкретному материалу гуманитарного знания не должно быть жесткости и догматизма.

Подходы, выходы к антропологически фундированной эпистеме сегодня явно в повестке дня во многих руслах, многих предметных областях. В широком контексте сегодняшней научной ситуации синергийная антропология - это частный ручеёк, частная логика, которая тоже ведет к этой магистральной эпистемологической задаче. И самое желательное здесь для нас – чтобы семинар стал рупором, форумом, площадкой этого актуального эпистемологического движения. Ценный пример другого подхода к магистральной задаче - подхода, уже реализованного в капитальных разработках, - являет наследие Мишеля Фуко. Блестяще представленные Фуко история безумия, история наказания - классические образцы истории, переводимой в антропологическую перспективу, истории, строимой sub specie anthropologiae. В нашем контексте, это усилия, возникшие в другой логике, но решающие ту же задачу (и к тому же предметно, содержательно сделавшие куда больше, чем успела сделать пока синергийная антропология).

Наконец, стоит заметить, что в работе нашего семинара будет проводиться не только трансдисциплинарный, но и кросскультурный взгляд. Программа семинара мыслится кросскультурно и антиидеологично. Как мы уже говорили, в истоках программы, подхода синергийной антропологии – исихастские отцы; в частности, в России – преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Однако к предшественникам синергийной антропологии можно относить и святого Бернарда Клервосского, и Эразма Роттердамского, в сочинениях которых мы тоже обнаруживаем синергийные принципы. Говоря по Пастернаку, пути синергийной антропологии оказываются воздушными путями, идущими поверх барьеров. И, заканчивая, я выскажу пожелание, чтобы работа семинара шла тоже воздушными путями и поверх барьеров. Это поэтические формулы, но в мировой культуре русская поэзия закрепила себя прочней и бесспорней, чем русская философия. Благодарю за внимание.

Сосланд

: Философская работа в вашем представлении представляется как работа с сакральными практиками и практиками так или иначе, ведущими к изменению сознания, но многие подобные практики скомпрометировали себя. Не станет ли здесь философия аналогом наркотика?

Хоружий

С. С. Безусловно, область духовных практик соприкасается, тесно граничит с той, которую психология называет областью измененных состояний сознания. В современной культуре эта последняя область необычайно широка, она включает в себя самые разнородные явления, которые притом описываются в самом размытом словаре. Одни возникающие школы и группы характеризуют себя как духовные традиции с развитыми органонами, - в нашей терминологии, другие характеризуют себя как современные психотехники и между ними существует спектр всех промежуточных вариантов. Именно этим вся эта область и не удовлетворяет наш подход методологически и эпистемологически: с наших позиций, ее словарь концептуально неудовлетворителен, базируется на смешениях и наложениях.

Мне очень понятно, отчего в контексте психологической и психотерапевтической работы такие смешения и наложения возникают. Психотерапия заинтересована исцелением, а не тем, насколько методологически строги применяемые средства. Но наш подход принципиально другой. Поэтому не только самохарактеристики и терминология самих групп, применяющих соответствующие практики, не может приниматься с доверием, но и дискурс научной психологии, занимающейся измененными состояниями сознания, неудовлетворителен тоже. И я решительно отмежевываю сферу синергийной антропологии от этой психологической территории и обозначаю её как территорию смежную, но не ту же самую.

Для того и развивается теория Антропологической Границы, чтобы появилась возможность различения того, что здесь смешано вместе. Явления, которые в психологии одинаково характеризуются как измененные состояния сознания, в синергийной антропологии разносятся по существенно разным областям. Здесь смешивают явления, относящиеся к онтологической топике и к топике бессознательного. К сфере измененных состояний сознания, “границе” сознания принадлежит и то, и другое, разумеется. Но мы имеем возможность четко сказать, что граница сознания, граница человеческого существования не вся однородна, она состоит из существенно различных участков, причем эти различия предметно, конструктивно характеризуются. Наша задача состоит в различении и локализации: рассматриваемым явлениям мы даем определенную привязку, локализацию в рамках Антропологической Границы. Работа синергийной антропологии должна вестись на территории теорий измененных состояний сознания для того, чтобы разные предметные исследования в этой области разложить по нашим топикам, дать им корректную локализацию на границе. Если угодно, мы должны оказывать методологическую помощь этим предметным областям.

Зинченко В. П

. Сергей Сергеевич, Вы подчеркиваете все время православные корни синергийной антропологии и соответствующих ей духовных практик. Ну, во-первых есть восточные духовные практики, есть Игнатий Лойола... И у каждого из них есть свои пути восхождения, и своё иное, потому что иное - это большой икс, который Вы решили не расшифровывать, но я подозреваю, что Вы и сами не знаете, что такое иное. Мы находимся в светском институте, Вы апеллируете к научным работникам. Я студентам объясняю популярно, что для религии главное вера, для науки главное сомнение… и насколько для Вас важны эти корни? Наука кое-что понимает по поводу измененных состояний сознания, энергийных проекций тела, но вы тем не менее ни разу в своем докладе не указали на то, или иное исследование.

Хоружий

С. С.: Я весьма подчеркивал и близость, и важность Фуко, говорил, что это прямой сосед синергийной антропологии, если угодно, готовый блок ее методологии и программы. Или для вас он тоже неприемлем как ультраправославный элемент?

Зинченко В. П.:

Я межконфессиональный человек, но речь сейчас идет о некоем научном сообществе…Занимаясь синергийной антропологией, мы что же, будем начинать всю науку заново, сначала?!

Хоружий С. С.: Назвав одну из своих книг “О старом и новом”, я начал предисловие к ней с замечания, что любой конкретный научный результат можно при желании представить как радикально новое, а можно - как старое, можно встроить в традицию. Такие квалификации - эпифеномены, важно же существо. Я упомянул так мало имен, потому что у нас трансдисциплинарный подход, упоминаний требовалось бы непомерное множество. Необходимо было бы упоминать Хайдеггера, для психологической территории пришлось бы, разумеется, говорить о Лакане. А каждое подобное имя - ворох ассоциаций, Хайдеггера и Лакана даром не упомянешь! Поэтому я предпочитаю, чтобы они возникали уже в предметном разговоре, на следующих этапах работы. Когда же мы очерчиваем всю программу, весьма опасно упоминать кого-то, ибо сразу же надо охарактеризовать и отношения с ним - которые почти всегда не слишком просты, амбивалентны. К примеру, мы не собираемся принимать хайдеггеровскую онтологию, хотя и связаны с нею тесно. Я солидарен со многим из того, о чем пишет, например, Жан-Люк Нанси, в частности, с его четкими утверждениями о несостоятельности любых представлений о “сущности человека”. Поэтому я считаю нужным, чтобы о его работах возник разговор на семинаре; но это еще отнюдь не та внутренняя связь, когда его идеи входили бы в самое логику оснований синергийной антропологии.

- Зинченко В. П.: То, что чья-то концепция человека несостоятельна - это пол беды, вообще не беда даже если все концепции человека несостоятельны, лишь бы сам человек оказался состоятельным. Я так понял, что наконец-то совершилось гигантское антропологическое открытие, разрешена мировая загадка, найдено промежуточное звено между гоминидами и человеком. И это промежуточное звено - мы с вами. И с помощью синергийной антропологии мы можем попасть если не в зону, то хотя бы в перспективу ближайшего развития на пути к человеку, о котором Вы говорите. Правильно?

- Хоружий С. С.: Телеологизм присущ многим антропологическим концепциям, однако позицию синергийной антропологии я бы конечно не характеризовал как телеологизм. Телеологизм - это позиция первого краеугольного камня синергийной антропологии: исихазм безусловно телеологичен, как равно католические и все прочие духовные практики по самому их определению. Это практики трансцендирования, и все они тем самым рассматривают человека как некое промежуточное звено. Так что в этом смысле каждая духовная практика может квалифицироваться, как Вы сейчас сказали, как “грандиозное открытие, нашедшее промежуточное звено”. Буддистский тантрический человек может быть понимаем в этих терминах; и т.д. Это позиция духовных практик, в европейской мысли - позиция, скажем, Ницше, но это не позиция нашего семинара.

- А в позиции семинара надо все-таки достигать иного, правильно?

Хоружий С. С.:

Позиция семинара позволяет исследовать все позиции. А то, чего мы стремились бы достигать, - это уже переход в экзистенциальный план.

Зинченко В. П.:

Этого я и добиваюсь, я нарочито обостряю этот вопрос.

Хоружий С. С.: Пытаюсь Ваше обострение с удовольствием принимать.

Зинченко В. П.: Т.е. иное это пока икс?!

Хоружий С. С.: Это метаантропология, это то, чего нет. Но для наших позиций это одна из областей самореализации человека. Есть ещё совершенно другие области, а семинар создаётся для того, чтобы по возможности рассмотреть и то, и другое, а, возможно, открыть ещё и пятое. Конфессионализма в таком подходе, разумеется, нет ни сном, ни духом, но должна быть способность понимания такого конфессионального опыта. Мы не становимся на его позицию, но понимаем его посредством участного сознания.

Зинченко В. П.:

Меня это вполне устраивает: пути синергийной антропологии неисповедимы.

Хоружий.

Можно сказать и так.

Евг.Кнорр:

Сегодня чрезвычайно актуален вопрос о границах человеческого бытия. Человек формирует, изменяет себя, но неизвестно, что получится в результате. Как определить ту границу, за которой человек перестает быть человеком?

Хоружий.

Мы надеемся, что сможем дать материал для научной идентификации и локализации этих процессов. Очень может быть, что действительно поле исихастского опыта окажется ценным для ответа на эти вопросы, но априори мы такого не утверждаем, а утверждаем другое, что у нас возникли очертания, контуры границы человека как он есть, и задача тех, кто этим аппаратом овладевает, - осуществлять локализацию антропологических явлений: где они на этой границе или по отношению к ней. Таким образом определяется и что они значат.

Зинченко В. П.: Меня в синергийной антропологии привлекает… я не могу сказать, что я её люблю, я её знаю и читал работы Сергея Сергеевича и словарь читал. Меня привлекает то, что называется энергийной проекцией человека.

Почему я к Вам приставал, Сергей Сергеевич? Я ведь делал шаги Вам навстречу, причём не от своего имени, а от имени Алексея Алексеевича Ухтомского, Бернштейна и т.д., потому что по сути дела в науке есть дорожка к душе, духовности. Дорожка открытая великими физиологами, это я не могу простить умственно отсталым психологам, что они сами до этого не додумались. То что они назвали функциональными органами, которые компонуются либо в оргАн, либо в духовные организмы и т.д. И это всё так же как и у поэтов, у Пастернака, у Мандельштама, это всё базируется на энергийной трактовке функциональных органов.

Хоружий С. С.:

Так я этим с благодарностью пользуюсь. Функциональный орган - это концепт, который у меня мелькает там и сям, и я его от Вас и воспринял.

Зинченко В. П.:

А Мандельштам вообще замечательно сказал об этой энергии: “Это трансцендентальный привод.” И вся проблема заключается в том, чтобы понять, откуда это, что это. Можно конечно сказать, что это божественные энергии. Это как Андрей Вознесенский, когда его спросили: “Как Вам стихи приходят в голову?!” А он говорит: “Мне их Господь диктует.” И это мне кажется очень привлекательным в синергийной антропологии. А там уж как получится.

Выступление А.В.Ахутина

Доклад должен был звучать, как программа семинара, но он прозвучал как установочный доклад. Так и виделось, что Институт философии будет теперь иметь таблички “Сектор синергийной эстетики”, “Сектор истории исихазма” и т.д. Но задумывалось и создавалось всё совсем иначе. Об этом я могу свидетельствовать не только как участник замысла, но прежде всего как давний собеседник Сергея Сергеевича, хотя и собеседник весьма отдаленный.

Например, первый фундаментальный камень, на котором собирается строить своё здание Сергей Сергеевич, на этом камне, как говорится, я не стоял. Я не исихаст и не православный, чтобы не было никаких неясностей. Более того, я считаю своё присутствие за этим столом как результат некоего великодушия. Мы с Сергеем Сергеевичем и нашим покойным другом Владимиром Вениаминовичем Бибихиным беседовали на эту тему и я поражался какие разные, взаимоисключающие даже у нас позиции и всё же удавалось разговаривать довольно интересно, что, я надеюсь, было взаимным.

Вот, свидетельство того, что я, человек чуждый этим мистическим практикам, тем не менее с огромным интересом читал книги Сергея Сергеевича. Я занимаюсь философией в самом заурядном смысле этого слова, как его понимали Платон, Аристотель, Хайдеггер, Фуко. Так вот меня чрезвычайно привлекает то, что понятия синергии и синергийной антропологии чрезвычайно значимы для философии и современной философии в особенности. Что для меня безусловно, это то, что тематика этой синергийности, откуда бы она у Сергея Сергеевича ни вырастала, затрагивает для меня совершенно очевидно какой-то нерв современной интеллектуальной и духовной ситуации. Я хотел бы назвать четыре пункта, которые хотелось бы присоединить к программе и сделать в дальнейшем один-два доклада на семинаре.

Во-первых, сама философия, если не путать её со всякой мудростью, а немного сосредоточить внимание на этой филии, это говорит о том, что философия - слово придуманное, это неологизм, а , стало быть, он хочет назвать что-то новое, что-то не бывшее до сих пор. Вот её в VI в. греки придумали и это значит, что до этого времени такой вещи как философия не было. София как мудрость была, а вот философии не было. Это слово означает некую резкую оглядку от мудрости на человека. Дескать есть какое-то особое подчеркнутое отношение, а не просто человек и мудрость. Подчеркивается взаимодействие, сотрудничество.

Тут в философии в отличие от мистической практики подчеркивается и обратная интенция - взаимосотрудничество. Это труд не только преодоления человека и выход в иной план бытия, но этот иной план бытия заинтересован в бытии человека. Между ними существует некая взаиморасположенность, которая соединяла и нас в дружбе. Эта дружба, предполагающая, что это другие и что одно в другом не исчезает, здесь очень важна. Поэтому моя тема - философия как синергия, в отличие от духовной практики, которая однонаправлена, и здесь вы уже можете заметить моё расхождение.

Метаантропологичность предполагает выход из человека. А здесь важна граница, вот почему мне важно второе понятие синергийной антропологии - граница. Всё значимое происходит не по эту или ту сторону границы, а на границе. Синергия, сотрудничество происходит на границе и эта граница - можно проследить её интерпретацию в философии от античности до того, что нам известно в более близкой форме, это то, что у Канта называется трансцедентальной границей. Это тоже граница взаимодействия, сотрудничества человеческого и того, к чему человек обращён.

Конечно это всё исторически и культурно связано с Просвещением и Новым временем, но тем не менее, философия, будучи дитя времени, из этого времени всегда выходит и в этом отношении она тоже запредельна.

Вторая группа тем связана с понятием энергии, которое тоже придумано греками и тоже неологизм, и Аристотель прямо пишет, как он его придумывает. Энергия означает не осуществление того, что может быть осуществлено, это как обычно понимают. А энергия - это то, после события чего мы можем говорить, что собственно в это событие вступило, потому что они потенциальны, они - возможности, скажем, моё зрение и то, что я увидел. Вот видение есть энергия, а из этого видения будет потом извлечено, что собственно я мог бы увидеть и кто это такой, который мог бы увидеть.

Значит и то, что называется человеком со всей его природой, и та его природа, которую он вроде бы воспринимает, есть результат события видения. Вот что значит энергия в аристотелевском простом видении.

Третий пункт - первичность события по отношению к тому, что в это событие вступает. Это означает, что никаких естественностей, никаких естественных природ, никаких сущностей, никаких заранее вступающих во взаимоотношения вещей нет конечно в антропологическом горизонте. Есть результат некоторых событий. В этой связи разумеется, мне необходимо, как человеку, занимающемуся философией, представить и понять хайдеггеровские понятия, чрезвычайно значимые. И прежде всего - Dasein.

И, наконец, последний пункт, который был по-своему упомянут Сергеем Сергеевичем и который для меня чрезвычайно важен, поскольку с ним связан мой собственный краеугольный камень. А именно: всё, что я смог придумать, было осуществлено в рамках школы Владимира Соломоновича Библера, и это было связано именно с той кросскультурностью, о которой говорил Сергей Сергеевич. Т.е. событие, которое нависло над нами, - это то самое событие смысловых событий, это не просто одно событие, мы попадаем в ситуацию многособытийную. Философия нам сразу же подскажет, что когда мы говорим об интенции человека к другому бытию, это бытие может в разных смыслах происходить, не только в духовных смыслах. Все остальные характеристики, которые Сергей Сергеевич приводил на аристотелевский манер, понимаются как формы лишенности, те, что находятся внутри границы. Аристотель бы сказал, что мы можем их понять, если мы поймём, что здесь обрезывается и исчезает. А если мы начнем понимать как ученые, как факты и вещи, то мы не поймем просто, потому что их можно понять только как формы лишенности того, что полно, предельно. Исходя из идеи предельности, мы будем понимать, что такое недостаточность.

Предельность современная для меня это то, что называется событие событий, т.е. многособытийность, и тут возникает спор, который мы давно вели с Сергеем Сергеевичем и не очень друг друга поняли. Ведь эта многособытийность имеет форму виртуальности. Мы не можем здесь брать одно событие. Если всерьез брать предельность как многособытийность, то это имеет характер виртуальный. Вот проблема, например, которую можно решать.

Перечисленные мной пункты и темы с одной стороны - никак не трогают чистоту моей философской совести, а с другой - по-моему целиком входят в содержание нашего семинара. Так это или не так?

Хоружий

. Здесь опять помогает терминология территории. Философскую территорию я понял бы опять же как смежную, но уже в большей степени и прямо входящую. Здесь возникает необходимый дискурс отношения, где каждая из тем может пониматься в двоякой постановке.

Ты говорил о философии как синергии, но синергия здесь фигурировала в определенном историко-философском ключе, который не совсем совпадает с пониманием в русле синергийной антропологии. И с каждым из следующих понятий возникает та же приумножающая многомерность рассмотрения и возникает возможность двойного подхода. Собственно в историко-философской перспективе, в которой у тебя это было описано, и уже в синергийной телеологии. Волей неволей в этом русле какое-то переосмысление эти историко-философские реалии уже получили, и возникает задача соотнесения и сопоставления. Это здесь очень желательно.

Мы близки здесь к эпистемологогической задаче, о которой я говорил. Если в случае с Фуко возникал двойной подход к историческому материалу, за счет выстраивания истории с точки зрения антропологии, то в отношении Лакана такой же двойной подход уже к другому, а именно к психологической внутренней реальности. Только к Лакану я бы ещё добавил Ухтомского и Бернштейна с их подходом к соматике и открытиями в психосоматике. Я здесь не профессионал, но, слушая Владимира Петровича, мне всегда казалось, что если бы дополнить Лакана нашими школами, то вот это и была бы синергийная психология.

Зинченко В. П.:

А под Лакана надо было бы подложить Гумбольта с его энергийной трактовкой языка и слова.

Хоружий С.С.:

Целиком подписываюсь.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
12.12 21:11 Путин перечислил условия успешного развития России
12.12 20:50 Задержанного после взрыва в Нью-Йорке обвинили по трем статьям
12.12 19:46 «Хамас» провозгласило третью интифаду
12.12 19:38 НАСА прекратило переговоры о закупке мест на «Союзах»
12.12 19:23 Оргкомитет ОИ-2018 допустил появление россиян под национальным флагом
12.12 19:00 Рогозина не устроил отчет госкомиссии по крушению «Союза»
12.12 18:50 Пожар после взрыва на газовом хабе в Австрии полностью потушен
12.12 18:39 Директор ФСБ объявил резню в ХМАО терактом
12.12 18:21 Россия приостановила работу посольства в Йемене
12.12 18:16 МОК дисквалифицировал шесть хоккеисток и результаты сборной РФ
12.12 18:03 МВД РФ обвинило боевиков из Сирии в звонках с угрозами взрывов
12.12 17:59 НАТО продлило полномочия генсека Столтенберга до 2020 года
12.12 17:43 Суд отказался снять с Telegram штраф за нераскрытие данных ФСБ
12.12 17:32 Генпрокуратура РФ подготовила французам запрос по делу Керимова
12.12 17:23 СМИ сообщили о намерении ЕС продлить санкции против России
12.12 16:50 Бомбившие боевиков в Сирии самолеты ВКС прибыли в Россию
12.12 16:38 «Первый канал» решил частично транслировать Олимпиаду
12.12 16:25 Киев пригрозил осудить Поклонскую за военные преступления
12.12 16:18 Пчелы сибирских старообрядцев помогут в исследованиях опасной болезни
12.12 15:55 Суд заочно арестовал владельца «Вим-Авиа»
12.12 15:42 Варвара Караулова решила просить Путина о помиловании
12.12 15:29 Глазьев поддержал создание крипторубля ради обхода санкций
12.12 15:22 ЕСПЧ присудил россиянам 104 тысячи евро за пытки в полиции
12.12 15:04 СМИ рассказали об инструктаже Кремля по сбору подписей за Путина
12.12 14:43 «Яндекс» назвал самые популярные запросы за 2017 год
12.12 14:28 Европа осталась без российского газа из-за взрыва на газопроводе
12.12 14:22 Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка
12.12 14:14 Песков подтвердил включение твитов Трампа в доклады для Путина
12.12 14:00 Минобрнауки РФ поддержало обучение школьников «Семьеведению»
12.12 13:55 «Сколково» и «Янссен» поддержат проекты по диагностике и терапии социально-значимых заболеваний
12.12 13:51 ФБР признало право генпрокурора не сообщать о встречах с Кисляком
12.12 13:44 Песков признал «большое волнение» Кремля из-за Саакашвили
12.12 13:37 Новый препарат замедляет развитие болезни Хантингтона
12.12 13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
12.12 13:25 Помощник Путина раскритиковал «Роскосмос» за неумение делать деньги
12.12 13:11 Украинское Минобрнауки разработало отдельную модель для русскоязычных школьников
12.12 13:06 CardsMobile и Bitfury Group объединяют рынок программ лояльности
12.12 13:00 ОКР попросит МОК пересмотреть решение о российском флаге
12.12 12:41 ОКР одобрил участие российских спортсменов в ОИ-2018 под нейтральным флагом
12.12 12:39 По делу о хищении денег из разорившихся банков арестованы топ-менеджеры
12.12 12:35 ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
12.12 12:18 При взрыве на газопроводе в Австрии пострадали десятки человек
12.12 12:03 Разоблаченная в Москве группа террористов оказалась ячейкой ИГ
12.12 11:55 Трамп «узаконил» удары коалиции по сирийской армии
12.12 11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
12.12 11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
12.12 11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
12.12 11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
12.12 10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.