Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 02:05
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

09 июня 2005, 21:11

Как реформировать правоохрану

Тема правоохранительных органов неоднократно становилась и становится предметом пристального интереса многих ведущих экономистов, социологов, юристов. Научные структуры МВД и Прокуратуры систематически заняты изучением современного положения правоохранительной системы и поиском наиболее оптимальных решений всевозможных и уже очевидных для обывателей проблем. И хотя результаты этих (назовем их «внутренними») исследований не предаются огласке, они все же не являются закрытыми, и наиболее целеустремленные граждане умудряются ознакомиться с их результатами. Например, используя возможности доступа студентов-юристов профильных ВУЗов к библиотечным фондам, где все эти исследования аккуратно накапливаются.

Собственно по такому пути пошел и Центр «Демос» (www.demos-center.ru), заполучив в итоге материалы интересных по своим результатам исследований социологов и криминалистов из системы МВД. Разъяснять исследовательскую привлекательность этих результатов нужно, наверное, в другой статье, но здесь все же уместно сформулировать один, крайне немаловажный тезис: результаты исследований научных структур правоохранительной системы практически ничем не отличаются от результатов независимых по своему характеру исследовательских контор, а с социологической точки зрения и вовсе совпадают. Получается, что экспертное сообщество чуть ли не единодушно в своих выводах и оценках, что «гражданским» и «правоохранительным» исследователям совершенно очевидны и одинаково понятны проблемы и конфликты внутри органов. Тогда остается вопрос, что же мешает объединиться и разработать эффективную программу действий?

Можно долго перебирать причины автономности научных работ и отсутствия перекрестного обсуждения, в том числе сослаться на неразвитость дискурсивных практик в современном экспертном сообществе России и это все будет верным, но главная причина, как представляется, кроется в другом.

Все известные в открытом доступе исследования хороши в своей диагностике, они предельно четко и ясно ориентированы на выявление проблем, но при этом, в сущности, не предлагают того, что называется «позитивным выходом из ситуации». Это утверждение выглядит жестким, но оно справедливо, так как в своих рекомендациях исследователи не идут дальше предложений, требующих усилить контроль, ввести жесткие репрессивные санкции, не уточняя каким образом, но изменить существующую систему отчетности и пр. Многие предложения верны и обоснованны, часть из них уже реализуется, но все они не могут изменить ситуации в целом и потому остаются половинчатыми. Так, один весьма знающий эксперт приходит к выводу, что поделать с ситуацией ничего нельзя, а выход только один – использовать весь арсенал уголовных репрессий. Предложение понятное, но при большевистском следовании ему ни к чему кроме окончательной деструкции прийти невозможно. Одних посадят, другие от испуга разбегутся – наверное, именно такой результат мы получим.

Думается, что такой «негативный выход» не устраивает ни граждан, ни профессиональных правоохранителей, ни государственную власть, ни, в конце концов, экспертное сообщество. Требуется все же каким-то, пока не до конца известным образом, изменить ситуацию и при этом окончательно не уничтожить правоохранительные органы. 

Кстати, именно такой запрос был коллективно заявлен на публичной лекции Леонида Косалса. Лекция была посвящена как раз правоохранительным органам и рассказывала о причинах и последствиях коммерциализации правоохранительной сферы. Аудитория согласилась с выводами, но, мягко говоря, расстроилась из-за того, что ей сходу не предложили варианты позитивного развития. Прозвучавшие предложения не устраивали. Другие же, например, от самих слушателей, по их словам, весьма осведомленных о происходящем в правоохранительных органах, не поступали.

В одном из интервью в рамках экспертного опроса, который проводился региональными экспертами – партнерами Центра «Демос» по проекту «Произвол правоохранительных органов: практики и причины» респондент, начальник районного отделения милиции, сказал: «Надо что-то, конечно, менять. Государство должно решить». Незамысловатая цитата, но поразительная по двум причинам. Во-первых, что менять – неизвестно, во-вторых, изменений ждут от государства, т.е. как обычно сверху.

Вот и получается, что сейчас мы живем в каком-то смысле в безвыходной ситуации: граждане/общество адекватны в своих оценках современной милиции, независимые и «внутренние» эксперты синхронно разобрались в положении дел, правоохранители, тем более, – последние, кого можно было считать дезориентированными, но никто не предлагает решения. Даже сами сотрудники правоохранительных органов, для которых система – часть повседневности, не имеют не то что комплексного решения, но не могут уверенно предложить какой-либо одной реализуемой и эффективной меры. И это те правоохранители, которые поддерживают реформу, а они, судя по результатам экспертного опроса, явно не в большинстве. Согласие между правоохранителями достигается только на идее возврата к системе льгот и социальных гарантий. Оная мыслится единственным средством, которое может оздоровить систему.

Конечно, считать, что сотрудники МВД могут самостоятельно, без внешней помощи справиться с неэффективностью правоохранительной системы и найти реформаторские способы изменений, - дилетантское заблуждение. Очевидно, что реформирование не происходит изнутри, но сам запрос на реформу должен быть сформулирован, в том числе, и ими. Но пока есть только признание проблем, затрудняющих работу правоохранительной службы, и требование эти проблемы решить.

Этот запрос не сформулирован ни обществом, которое, казалось бы, должно негодовать от ситуации перманентных вынужденных платежей, об объемах которых рассказывалось на лекции на материалах специального исследования. Но общество, при всех негативных оценках, уровень которых поражает, когда изучаешь данные социологических замеров, по большей части относиться к правоохранительным органам с безразличием, иногда - с терпением.

Граждане свыклись с тем, что если жизнь тебя вынуждает общаться с милицией, то есть способы, которые это общение могут сделать менее неприятным, а то и вовсе свести его на нет, едва оно начнется. Причем, речь идет не только о тех гражданах, которые попадают в поле зрения милиции как правонарушители, но и о тех, кто платит милиции за те услуги, которые законодательно должны предоставляться бесплатно. Нельзя сказать, что граждан устраивает такая ситуация. Но преодолевать ее, с точки зрения граждан, становится себе дороже. Проще, быстрее и надежнее действовать по тем неформальным правилам игры, которые установились в период коммерциализации правоохранительных органов.

Обыватель всегда выбирает тот способ, который гарантированно приведет к желаемому результату. Такой гарантией и является следование этим правилам, которые, в сущности, не что иное, как результат своего рода невербальной конвенции между обнищавшей милицией и экономически более благополучным обществом.

Если отношения граждан с милицией перешли на квазидоговорную основу (допускаю, что это случилось далеко не в постсоветское время, но именно в этот период такая схема взаимодействия укрепилась и получила обновленный статус социальной нормы), заменив кодифицированные отношения обязательств и прав, то милиция как государственный институт по обеспечению безопасности граждан перестал существовать в общественном мнении. Скорее милиция воспринимается как репрессивный государственный аппарат, взаимодействия с которым всегда вынуждены или принудительны, сопряженны с расходами. В этой ситуации безразличие становится оптимальным типом гражданского отношения, а «караван при этом идет своим ходом».

Вроде бы освоенная большинством граждан схема отношений с правоохранителями доказала свою работоспособность просто самим фактом своей живучести. Отчасти так и есть. Но уже сейчас гражданское безразличие обернулось игнорированием милиции, девальвацией значения ее работы и в конечном итоге, отказом в доверии.

Милиция превратилась в маргинальную структуру, в «дешевенькое пугало», что, безусловно, понятно работающим в системе людям. Не каждый правоохранитель готов мириться с таким социальным статусом, и это в конечном итоге оборачивается той или иной формой компенсации, граничащей с грубыми социальными девиациями. А это уже может сказаться на гражданах, причем случайно, не избирательно, в порядке превентивной агрессии. Такая проблема есть, и о ней исследователи из структур МВД говорят как о профессиональной деформации.

Тем не менее, все как один, и начальники отделов, и рядовые во время интервью отмечали сложности, связанные с преодолением недоверия граждан. А ведь задачи по профилактике преступности, по расследованию преступлений, по ведению оперативной деятельности возникают не от случая к случаю, а решаются ежедневно. И, по правде говоря, задумываешься, а как можно вести оперативную работу, если серьезные проблемы возникают уже на стадии формирования круга осведомителей. Не говоря уже о частностях, когда приходится уговаривать свидетелей преступлений не смываться из отделения и подождать следователя 10 минут.

Можно упрекать самих правоохранителей в том, что в сложившейся ситуации виноваты именно они. Но взаимные упреки, а со стороны правоохранителей их также предостаточно, - не способ изменения. Точно так же стереотипизация проблемы не дает аргументов ни обществу, ни правоохранителям, а только может привести к трансляции уже поднадоевших мифов. Как гражданских («им за все надо платить», «они покрывают преступников», «милиция и криминал – одно и тоже», «законы бесполезны»), так и правоохранительных («СМИ настроены против милиции, они нас очерняют», «мы работаем как на войне», «люди настроены против нас»). В такой ситуации известная многим исследователям проблема отчуждения общества и правоохранительных органов будет только усиливаться.

По всей видимости, требуется шаг навстречу. Как со стороны самих граждан, так и со стороны правоохранителей. Уже сейчас можно услышать слова высокопоставленных сотрудников правоохранительных структур о необходимости совместной работы с общественными организациями. Но все эти высказывания не перестают оставлять ощущение наигранности, риторичности и ни чем не подкрепленной вербальной формулы, потому что не превращаются в четко поставленную задачу для региональной и местной правоохранительной власти.

Из-за такой непоследовательности, которая не что иное как результат дефицита политической воли, мы наблюдаем впечатляющее разнообразие между различными регионами: где-то такие установки по сути игнорируются, где-то реализуются в конкретное взаимодействие, как, например, в Республике Коми. Но очевидно одно – механизмов горизонтального диалога в каком-то оформленном и работающем виде пока не существует, хотя составляющие этого диалога по большей части уже «созрели».

Маленький пример. Во время экспертного опроса (респонденты – сотрудники как высшего, так и низшего звена правоохранительных органов в регионах) в Екатеринбурге ни один из опрошенных не отказался от продолжения сотрудничества в совместных гражданских проектах. И такая ситуация повторялась практически во всех регионах, где осуществляется проект (работы ведутся партнерами Центра «Демос» в Тверской, Воронежской, Свердловской, Нижегородской и Пермской областях, в Красноярском и Алтайском краях, в Республиках Адыгея, Коми и Татарстан). То есть кредит доверия выдан и им надо воспользоваться. В первую очередь, тем социальным медиаторам, которые имеют опыт взаимодействия с государственными структурами.

Амбициозная цель такого социального лоббизма понятна: с помощью спонсируемых гражданскими организациями, общественными деятелями и пр. микродействий помочь оформиться совместному, как правоохранительному, так и общественному запросу на реформирование органов. Артикулированный общественный запрос является заказчиком на реформу, с которым не считаться станет весьма затруднительно. А наличие заказчика – основа для дальнейшего объединения усилий, в том числе, между гражданскими и правоохранительными исследователями, без которого решить сложную задачу преобразования системы никак не получится.

Без последовательной и систематической политической воли реформирование нигде не происходит, и тем более не случится в России. Она – главное условие перемен. Но ее одной недостаточно. Неудовлетворенность милиции своим нынешнем положением не перерастет в осознанный запрос на реформу, пока правоохранительная власть на местах не заявит коллективного требования. В таком, пока только зарождающемся, принудительном для государства контексте федеральной правоохранительной власти выгоднее будет следовать общественному запросу, чем идти против течения.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.