Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 мая 2018, среда, 14:05
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

13 июня 2005, 12:23

Рекламная фотография без фокусов

Как и указывает на то морфология слова фотомодельный, бизнес этот (о котором шла речь в одной из недавних наших публикаций) распадается по меньшей мере на две части:  у стройной модели есть верный спутник - фотограф. Присутствие его неизбежно и во множестве других коммерческих затеях, из которых реклама на первом месте. Рекламный бизнес без фотографии существовать не может.

Между тем рекламная фотография лишь одно из звеньев в технологической цепочке производства рекламы. Действительно, сам по себе снимок (слайд, негатив, отпечаток на фотобумаге или файл картинки в компьютерном формате) клиента мало интересует. Заказчику рекламы нужно получить проспект, постер, журнальную публикацию, упаковку и т.д. По самому же большому счету, целью заказчика является получение дополнительной прибыли от рекламы.

Понятно, что фотография очень важная, но не единственная и, как правило, не самая затратная составляющая во всех указанных изделиях – тиражирование буклета, постера, каталога, размещение в журнале рекламного модуля обходится на порядок дороже. С другой стороны, фотография сама является весьма высокотехнологичной  деятельностью. Для оснащения современной рекламной фотостудии требуется сложное и дорогостоящее оборудование: несколько мощных импульсных, напичканных электроникой, осветительных приборов, несколько камер разных форматов, десяток самых необходимых объективов (так называемый "малый джентльменский набор"), экспонометрическое оборудование, стойки для света, фонов, сами фоны, фильтры, полароидные задники и прочие мелочи. В совокупности все это тянет в самом скромном варианте на 35-40 тысяч долларов. Кажется, только страховые компании принимают в расчет данные обстоятельства и, как следствие, относятся к фотографам с большим уважением.


Квалифицированный рекламный фотограф обычно имеет за спиной 10-15 лет практической работы в разных областях фотографии. Для работы с моделями требуется определённый уровень коммуникативных навыков, которые приобретаются, как с опытом, так и в процессе обучения. В принципе, фотограф должен обладать определёнными познаниями в области оптики, механики, компьютерных и полиграфических технологий, а также понимать технологию и психологические основы рекламы.


Другая особенность этой деятельности - зависимость качества продукта (фотографии) от задаваемого клиентом объекта съёмки. Несмотря на то, что в фотографии возможно практически всё, снимок не может полностью подчиниться воле фотографа, невозможно переделать модель, невозможно изменить интерьер, геометрические параметры того или иного объекта и т.д. Да ещё и при наличии жёстких временных рамок.

Неподготовленному зрителю часто бывает сложно уловить различие между фотографией мастера и просто крепкой профессиональной картинкой. Тем более, представить предложенный ему отдельно взятый слайд в общем контексте полиграфического продукта, для которого он предназначается. Различия часто бывают действительно незначительны, но разница во влиянии на массового зрителя в смысле работоспособности рекламного изображения велика. Собственно, за это и платятся деньги известным мастерам.

Благодаря такому порядку вещей, на рынке рекламной фотографии благополучно сосуществуют фотографы, выполняющие как бы одну и ту же работу за совершенно разные деньги. Попробуем  выделить здесь несколько уровней, оговорившись сразу, что данная классификация весьма условна. Каждому из этих уровней соответсвуют определённая клиентура, определённые заказы и суммы гонораров.

                                                               Фотограф "А"
«На самом верху»  (назовём этот уровень "А") народу немного, там довольно тесно, ветренно, но гонорары высоки. Съемочный день может принести тысячу долларов и больше. Это не означает, конечно же, ежедневной работы в подобном режиме, хотя порой приходится пахать и месяцами без выходных, снимая, допустим, сезонные коллекции модных домов. Кстати сказать, гонорарный рекорд для нашего отечества по-видимому составляет около $25 000 за слайд, приобретенный компанией "Люфтганза". Правда, слайд не студийный – на нем был запечатлен извергающийся вулкан, а снял его московский фотограф, специализирующийся на пейзажной съемке.


Совершенно очевидно, что качество рекламного продукта на этом уровне высоко, техническая сторона съёмки безупречна. Такие фотографы творческие и одновременно достаточно дисциплинированные люди, способные работать в заданных рамках рекламной идеи и делать работу в срок. Последнее часто бывает недоступно на следующем уровне, назовём его "В" – где-то слегка промахнулся, где-то чуть-чуть опоздал…

Однако, вернёмся на уровень "А". Практически все российские специалисты подобного класса живут в Москве – даже в Питере пятерка самых известных и востребованных фотографов может быть отнесена к данной группе лишь с известными натяжками. Клиентами фотографов "А" обычно являются крупные корпорации с развитыми маркетинговыми или рекламными отделами, в которых сотрудники всегда обладают высокой квалификацией и специальными знаниями, позволяющими говорить с фотографами на одном языке. Гонорары, выплачиваемые фотографам уровня "А", при всей своей значительности, обычно несопоставимы с затратами на тиражирование и размещение конечного рекламного продукта.

Понятно, что заработанных фотографом уровня "А" денег хватает не только на, допустим, строительство подмосковного коттеджа, но и на развитие собственного фотографического бизнеса, постоянное обновление студийного оборудования, подписку на дорогие иностранные специализированные издания, участие в выставках, шоу и т.д.


Фактически, клиент, ориентируясь на имя фотографа, платит большие деньги за отсутствие риска, то есть, например, за гарантии того, что деньги, потраченные на декорации, моделей, макияж, костюмеров, аренду реквизита, приглашение дрессировщиков с животными или родителей с малышами не будут выброшены впустую, а сроки начала рекламной кампании не придётся переносить.
                          

                                                              Фотограф "В" 

Для фотографов уровня "В" подобный клиент исключительно редок и почитается большой удачей. Обычно фотографу уровня "В" приходится доказывать заказчику свою профессиональную состоятельность и обоснованность своих расценок. Процесс этот порою тяжкий, чреватый взимонепониманием и даже конфликтами. Достаточно интенсивно обсуждаются все цены и условия оплаты работ. В конце концов заказчик соглашается платить, исходя из сложившихся у него представлений о трудозатратах фотографа и заработке "который должен по справедливости иметь парень, разъезжающий на жигулях 99 модели". Понятно, что снижая «фотоиздержки», он, в то же время, подвергает свою рекламную программу дополнительным рискам. Вместе с тем, риски самого фотографа "В" также превосходят те, что несут его коллеги на уровне "А". Так, фотограф уровня "В" часто соглашается начинать работу без предоплаты, что, разумеется, совершенно не свойственно  «грандам».


Средние и небольшие частные и корпоративные клиенты, являющиеся заказчиками уровня "В" командируют для общения с фотографами разных сотрудников, как правило, не знающих специфики рекламной фотографиию. Это могут быть владельцы, директора, производственники и даже «специалисты по общим вопросам». Каждый из них говорит на своём языке, предъявляя свои требования, и не факт, что достигается взаимопонимание. У любого фотографа с течением времени складывается целая коллекция "перлов" – высказываний, оценок, предложений подобных контрагентов.

Один из них, допустим, всерьез требует, чтобы на имиджевом слайде для уличного постера уместился ВЕСЬ ассортимент его мебельного салона. Тогда как другой никак не может понять, почему фотограф заменил профессиональной моделью предложенную заказчиком для съемки секретаршу гендиректора. "Наверное, просто разводит на дополнительные бабки", – подумал заказчик. Третий же реально усомнился в профессионализме фотографа после того, как тот предложил картинки со слегка расфокусированным передним планом – писк тогдашней фотогламурной моды.

Итак, фотограф уровня "В" продаёт свои профессиональные навыки, так сказать, в чистом виде, периодически испытывая в этом затруднения. Тем не менее, ему чаще всего удаётся обеспечить себе достаточный заработок и как-то поддерживать техническую оснащенность на более или менее пристойном уровне.

                                                             Фотограф "С"

Деятельность фотографов уровня "С" вообще трудно назвать коммерческой. Расценки, по которым они работают, позволяют поддерживать лишь биологическое существование и только.

Аппаратура, которой пользуется фотограф "С", не только не может быть модернизирована, но и принципиально не окупается. В некотором смысле, это похоже на частный извоз – денег если и хватает, то лишь на бензин и самопальный текущий ремонт; когда же машина рассыпется от ветхости в хлам, новую купить уже будет не на что.

С точки зрения заказчика, фотограф "С" приглашается для пресловутого «нажатия на кнопку», как приложение к собственной камере. Обсуждая с заказчиком цену, так или иначе, он втягивается в изнурительную игру под названием «угадай сумму», поскольку разумность авторского гонорара определяется рыночной ситуацией и желанием (или нежеланием) клиента  платить на уровне запросов фотографа. Невысокий гонорар отпугивает серьёзного заказчика, и фотограф "С" оказывается окутан множеством мелких, часто требовательных, не совсем (или совсем не) представляющих, чего же они хотят, клиентов, отворачивающихся от исполнителя при самом незначительном увеличении стоимости работ. Риски неоплаты выполненной работы здесь настолько высоки, что у фотографа постепенно формируется ощущение, будто он живет в мире, где "кидают" все. И сам зачастую становится "кидалой".

                                                                  А, B, С
Как фотографы попадают на тот или иной уровень? Похоже, что это происходит в самом начале карьеры, когда сам маэстро начинает разбираться в своих творческих и финансовых притязаниях, сопоставляя их со своим талантом и работоспособностью, а также качествами характера. "Как корабль назовете, так он и поплывет..."

Исключительно сложно перейти с одного уровня на другой. Такое перепозиционирование требует  серьёзнейших усилий и затрат – временных, финансовых и нервных. Причем, зачастую – усилий экстраординарных. Так, известны случаи, когда фотографы с этой целью меняли свои  фамилии. Даже востребованный, заваленный работой фотограф уровня "В", имеющий клуб постоянных заказчиков и отличное портфолио, имеет шанс остаться без работы, если вдруг резко увеличит расценки – заказчики воспринимают его таким, каков он есть сейчас и, как правило, не готовы менять свои представления, чтобы видеть его иным.


Теоретически, проблема адекватной оценки результатов труда фотографа решается через институт квалифицированных посредников – рекламные агентства. По идее, там должны сидеть люди, способные говорить на языке фотографа с фотографом и на языке заказчика с заказчиком. Кроме того, агентства часто располагают собственной технической базой. То есть, для фотографа уровня "В" появляется возможность работать в условия, привычных для его коллеги уровня "А". На практике, однако, это не вполне работает: дело в том, что сами по себе сильные рекламные агентства – это крупные корпорации, обслуживающие другие крупные корпорации, т.е. старающиеся иметь дело исключительно с уровнем "А". Круг, тем самым, замкнулся.

И в заключение – еще об одной особенности российской рекламной фотографии. У нас отсутствует специальное высшее образование для данной отрасли. Ныне практикующие фотографы имеют за плечами самые различные вузы – от киношных до электромеханических, но "фотографических" в России не оканчивал никто. (В США "фотографические" университетские дипломы существуют уже лет пятьдесят). Возможно, это одна из причин недооценки творческого и интеллектуального характера фотодеятельности...

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

14:04 Дипломат США заявил об «акустической атаке» в Китае
14:03 Центр имени Хруничева привез на выставку новые «Протоны»
13:34 МИД России назвал сроки выхода Украины из СНГ
13:32 Изменение кислотности среды послужит тормозом для молекулярных машин
13:30 Роскачество нашло нарушения в 25% образцов сливочного масла
13:25 Бывший тренер «Спартака» и ПСЖ возглавил лондонский «Арсенал»
13:00 Просившую Путина о помощи онкобольную похоронят 24 мая
12:59 Девять сотрудников Мариинского театра госпитализированы с отравлением
12:40 Минкульт России открестился от планов запрета Booking.com
12:20 МИД РФ рассказал о мизерных зарплатах боевиков ИГ
12:19 Сбербанк в четвертый раз попытается продать украинскую «дочку»
11:51 Бизнес предложил отменить посадки за исполнение санкций
11:38 Хазанов готов озвучить попугая Кешу в полнометражке «Союзмультфильма»
11:32 В ДНР рассказали о попытке украинских военных захватить Горловку
11:21 Глава Сбербанка рассказал о переговорах с «Русалом» по долгам
11:13 В аварии школьного автобуса под Псковом пострадал 21 человек
10:51 В Совфеде ответили на заявление депутата Верховной Рады по Крымскому мосту
10:46 ВТБ прекратил сотрудничать с бизнесом Дерипаски
10:40 Медведев раздал поручения по реализации «майского указа»
10:22 В деле о госизмене экс-сотрудников ФСБ остался единственный эпизод
10:17 Высокопоставленных сотрудников ФСО заподозрили в хищениях при строительстве резиденции Путина
10:13 Николай Караченцов попал в больницу
09:51 Международная Букеровская премия досталась Ольге Токарчук
09:49 Отмена бумажных ПТС создаст проблемы покупателям новых машин
09:37 США выдвинули условия снятия санкций с группы ГАЗ Дерипаски
09:21 В ответ на санкции в России могут заблокировать Booking.com
09:20 Писатель Филип Рот умер в США от сердечной недостаточности
09:04 Удачно прошел очередной запуск ракеты Falcon 9
22.05 21:03 «Юрий Долгорукий» провел залповый пуск ракет «Булава»
22.05 20:46 Кудрин рассказал об участии в разработке новейшего оружия
22.05 20:21 Глава Facebook отчитался Европарламенту о безопасности пользователей
22.05 20:04 Трамп подтвердил готовность отказаться от встречи с Ким Чен Ыном
22.05 19:51 Госдума одобрила повышение стоимости голоса избирателя на выборах президента
22.05 19:27 В Росстате зафиксировали сокращение численности населения России
22.05 19:21 Крымский мост прошел чин освящения
22.05 19:04 Эрмитаж подал иск к Пирумову на 856 млн рублей
22.05 18:57 ФИФА закрыла все дела о применении допинга российскими футболистами
22.05 18:41 Дума отклонила законопроект о выдаче водительских прав с 16 лет
22.05 18:24 Нью-йоркскую фондовую биржу впервые за 200 лет возглавит женщина
22.05 18:17 Астероид-нарушитель оказался выходцем из другой планетной системы
22.05 17:48 Бинбанк и «Открытие» сообщили о сделках с признаками вывода активов
22.05 17:24 В Дебальцево подорвали рейсовый автобус
22.05 17:23 Путин подписал указ о создании НКО «Россия — страна возможностей»
22.05 17:04 Мариничев предложил Генпрокуратуре проверить действия Роскомнадзора
22.05 16:57 Прокуратура заняла первое место в рейтинге доверия опрошенных россиян
22.05 16:34 Израиль впервые использовал истребитель F-35 в бою
22.05 16:24 Ритейлеры допустили рост цен из-за закона о контрсанкциях
22.05 16:06 Audi отзовет более 11 тысяч машин для обновления ПО
22.05 15:53 Госдума рассмотрит возможность присвоения законам имен их авторов
22.05 15:47 63% опрошенных россиян не одобрили проведение ЕГЭ
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.