Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 02:15
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

22 июня 2005, 23:11

Невстроенные в Европу

В программе Чеховского театрального фестиваля есть один раздел, который принято считать более интересным для специалистов, а театралы, охочие до шедевров, числят его для себя необязательным. Раздел называется «экспериментальным и молодежным», но на деле экспериментов в нем практически не бывает - одна молодежность. Спектакли, привезенные, главным образом, из стран, составлявших бывший СССР, в большой степени оказываются приложением к семинару молодых режиссеров, который проводит во время фестиваля Конфедерация театральных союзов.

Если говорить о театре, то, конечно, программа осеннего фестиваля NET, ориентированного на самых знаменитых молодых режиссеров Европы, куда сильнее. Но для тех, кто хочет понять, что происходит с нашей бывшей театральной империей и каковы ее надежды на будущее, режиссерский семинар с его спектаклями, спорами и видеопоказами работ участников, открывает много нового. Жаль только, что участвовать в нем могут лишь профессионалы театра. Но раз уж мне в этом году пришлось на семинаре работать, поделюсь некоторыми своими наблюдениями.

Спектакли
Во-первых, о молодежной театральной программе, которую мог увидеть любой желающий. В ней было два спектакля уже прославившегося в Москве ГИТИСовского курса Сергея Женовача («Мальчики» и «Как вам это понравится») и две совместные постановки, спродюсированные фестивалем: российско-датский «Ан-дер-сен» Ольги Субботиной, настолько неудачный, что и говорить о нем не хочется. И занятное российско-китайское «Прекрасное время» в постановке ученика Фоменко Николая Дручека. Как я понимаю, нашему режиссеру предложили для работы вполне традиционную китайскую современную пьесу – душещипательную историю о семье, члены которой в течение многих поколений были артистами традиционной Кунчуйской оперы, а мужчины всегда пели партии юных героинь. И вот, в этой семье разлад: сыновья и слышать не хотят о Кунчу, к семейным дрязгам добавляется адюльтер, внебрачный ребенок и так далее.

Дручек очень старался уйти от эстетики мыльной оперы, в которую тащила пьеса. Он сделал представление тягучим и медитативным, погрузил героев в живую музыкальную среду, сочиненную Александром Бакши и только намекающую на китайскую мелодичность. Заставил актеров не столько ходить и говорить, сколько танцевать (это им привычнее и получается лучше), а вместо стандартной домашней обстановки предложил им открытое пространство Эмиля Капелюша – со светящимся задником-небом и бумажными гирляндами. Для нас, само собой, в этом спектакле была интересна не история (игра шанхайских актеров выглядела весьма наивно), а именно то, что осталось  в спектакле от архаической оперной традиции: изысканная пластика, нарумяненное фарфоровое женское личико старика-отца и финал представления – завораживающая сцена из Кунчуйской оперы «Пионовая беседка» с золотыми костюмами и поляной белых цветов. А в Китае, как рассказывают, спектакль Дручека сочли очень продвинутым и с успехом возят по всей стране.


Из привезенных «чужих» спектаклей самым сильным оказались польские «Игры» Редбада Клынстры, из знаменитого вроцлавского театра Вспулчесны, откуда теперь идет чуть ли не вся новая польская режиссура. Клынстра  с отличными молодыми актерами поставил документальный сюжет о групповом изнасиловании девочки и суде над мальчишками-насильниками в нарочито замедленном ритме, который как будто укрупняет каждое слово, движение, намерение в этой истории. И не разберешь: где соблазнение, а где подначивание, что случилось от безделья, агрессии или буйства гормонов. И вообще: кто виноват.

На дискуссиях и видеопоказах режиссерского семинара оказалось, что из наших бывших соотечественников соответствовать такому качеству театра могут только прибалты, где сейчас явно поднимается волна новой режиссуры. Учившаяся в РАТИ Галина Полищук, которую считают самым перспективным молодым режиссером Латвии показывала на видео очень красивый спектакль по Райнису, где история любви разворачивалась в четырех сезонах от пробуждения до сна природы под пение фольклорного ансамбля, а квадрат сцены был превращен в краеведческий музей, который режиссер называла «музей чувств». А в ее же «Ромео и Джульетте», как нынче модно, равноправно со сценическим действием шла видеопроекция, и чуть ли не главными героями были солдаты-миротворцы. (Симптоматично: где у нас террористы или спецназ, у европейцев, какими теперь стали прибалты, - миротворцы).

Эстонец Тийт Оясоо тоже увенчанный у себя в Таллинне многочисленными наградами, показывал свою версию шекспировской пьесы: она называлась «Джульетта» и весь ее текст строился из реплик Джульетты, а сама героиня была современной девушкой, пришедшей работать в театр. Ромео тут было два: один, немолодой, был ее соблазнителем и партнером по сцене, а другой, почти мальчик, относился к домашней жизни и появлялся, как водится, на экране. Все это шло в сопровождении ансамбля, исполнявшего переделанные к случаю песни группы «Ленинград». Во всем, что показывал Тийт, было много бодрой поп-музыки, режиссер лихо жонглировал разными попсовыми жанрами и как-то, показывая одно из представлений, напоминавшее мюзикл, ткнул пальцем в актера: «Это у нас очень известный певец, Тынис Мяги». Похоже, что он даже не представлял, что у нас с ним общее прошлое, которому Мяги принадлежит так же, как, скажем, Пугачева. Не знаю, понятно ли это было его ровесникам из Закавказья. Наверное, тоже нет.

Проблемы
Молодые прибалты ставили спектакли в главных национальных театрах своих стран, на их постановки выделялись такие бюджеты, которые другим режиссерам семинара и не снились. Услышав от Гали Полищук, что на ее спектакль «Вей, ветерок» театр потратил по нашим представлениям весьма скромную сумму – 25 тысяч долларов – коллеги окаменели. Двадцативосьмилетнему Сурену Шахвердяну постановка «4.48» в национальном театре Армении (этот спектакль приехал на фестиваль) стоила 400 долларов, и режиссер был этой суммой вполне доволен. Гурам Брегадзе, чей тбилисский спектакль «Супермелодия» по каким-то причинам до Москвы не доехал, сказал, что потратил на него 10 долларов, которые ему дала мама. А новая его постановка в «Театральном подвале» имела уже невероятный бюджет в три с половиной тысячи долларов, но часть этих денег пришлось потратить на новые прожектора, поскольку с освещением сцены дела были совсем плохо. Впрочем, со всем техническим оснащением в театрах бывших республик - беда. Ясно, что в такой ситуации современный театр делать практически невозможно.


Но дело не только в деньгах. Почему-то новым тормозящим препятствием для людей театра оказывается язык. Для прибалтов, встроенных в Европу, тут нет проблемы, а до Закавказья, как выясняется, новая драма практически не доходит. Монолог самоубийцы «4.48», о котором я уже говорила, сочиненный англичанкой Сарой Кейн, в театре Сундукяна идет по-русски, в переводе Татьяны Осколковой, оттого, что, как сказал Сурен, на армянский язык нет адекватного перевода. Гурам привез из Москвы в Тбилиси переведенную Натальей Бакши на русский пьесу немца Майенбурга «Холодное дитя» и уже из этого текста делал грузинскую версию. Бакинские режиссеры о новой драме слыхом не слыхали. Мало того, молодые азербайджанцы, почему-то гораздо хуже своих коллег из других стран владеющие русским, вообще почти потеряли возможность что-то узнать об истории и теории театра, поскольку на азербайджанский они почти не переводились. Да и чехарда с постоянной сменой письменности с кириллицы на латиницу, вязь и так далее, как говорят, очень усложняет чтение старых книг для тех, у кого родной язык – азербайджанский.

Ко всем этим денежно-языковым сложностям в работе наших бывших соотечественников-режиссеров прибавляются какие-то совершенно неожиданные методологические проблемы.

С одной стороны, очевидно, что все молодые постановщики стремятся к тому, что считают нетрадиционным, авангардным. Но представление об авангарде очень связано с образованностью и тем, что называют «насмотренностью». А разнообразного и продвинутого театра видели они, судя по всему, немного. Да и где им его взять? Как оказалось, для молодых режиссеров авангардность выражается, прежде всего, в отказе от психологизма, в стремлении к визуальности, физическому театру и т.д.  При этом – вот что удивительно – все до одного клянутся именем Станиславского, но понимают его как-то причудливо. Например, бакинские режиссеры, работающие в театре «Юг», который считают очень авангардным, рассказывали, что у их Мастера есть свой метод работы над спектаклем. Рассказывать о нем начинают так: «первый этап – это формальный разбор (то есть по Станиславскому), второй называется «парадигма» (это то, что вносится от себя)…». Кто что-нибудь слышал про систему Станиславского, поймет мое удивление.


На самом-то деле я все это рассказываю не к тому, чтобы указать, где все хорошо, а где – плохо. А к тому, что, послушав эти рассказы и посмотрев спектакли, убеждаешься, что театр – занятие для подвижников, немножко сумасшедших. Где-то для него есть условия, где-то – совсем нет. Но всегда существуют люди, которые будут заниматься театром, независимо от того, дадут им большой бюджет или вовсе никакого, есть у них освещение или нет, какая у них система репетиций, образование и т. д. И очень хочется всем помочь, только я не знаю, как это сделать.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.