Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 13:44
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

06 июля 2005, 15:16

Вопрос недели: Культурные бренды

"Прагматика культуры" на "Полит.ру" начинает системный разговор о брендах в области культуры. Как часто мы покупаем книгу или идем в театр только потому, что имя автора или название театра является раскрученным культурным брендом? Насколько мы склонны доверять разрекламированным явлениям в области культуры? Этому мы посвятили вопрос недели.

КУЛЬТУРНЫЕ БРЕНДЫ ВАС КОГДА-НИБУДЬ ОБМАНЫВАЛИ?

8 июля, пятница.

Андрей Курилкин, продюсер "Нового издательства".

- Нет, меня культурные бренды не обманывали.

Для меня бренд не является знаком качества - высокого или низкого - и вообще, пожалуй, существует отдельно от "произведения искусства", с которым он должен ассоциироваться. Бренд сам по себе является таким произведением - развивается он спонтанно или в результате работы целого департамента бренд-менеджеров - все равно. Бренд и означаемый им товар могут двигаться по совершенно разным траекториям, и траектория бренда по-своему не менее интересна, чем траектория какого-то замечательного художника.
 
Мы знаем массу случаев успешных пиар-компаний бездарных выставок или книг и, наоборот, открываем для себя авторов или проекты, которые не сопровождаются рекламой и не обладают каким-либо брендом. Бренды живут самостоятельной жизнью, становятся элементами художественной практики, расставляют акценты в произведениях искуства, влияют на их смысл, как, например, в случае сочетания бренда Большого театра и "Детей Розенталя" - очевидно, поставь эту оперу другой музыкальный театр, она звучала бы (отнюдь не только в смысле вокала) по-другому. То же касается и экономики: на рынке хороший бренд без, так сказать, производственных мощностей может стоить дороже, чем эти самые мощности без какого бы то ни было бренда или с брендом негативным - испорченной репутацией.
 
Мне всегда трудно абстрагироваться от этой мысли о самостоятельной жизни бренда, и потому я отвечу на ваш вопрос отрицательно.

7 июля, четверг.

Елена Фанайлова, поэт, обозреватель «Радио Свобода».

Одно из самых больших и ранних моих разочарований – это великий бренд под названием «русская культура». Я очень радуюсь, когда обнаруживаю в ней замечательные вещи типа, например, дневников протопопа Аввакума, - то есть абсолютно русские. А в принципе русская культура совершенно вторична и  декоративна – и если нормально относиться к этому факту, то с этим можно смириться.

Особенно много нареканий вызывает «великая русская литература». Я считаю, что стилеобразующих авторов в русской поэзии было два: Пушкин и Блок. В прозе – ну, Достоевский, Чехов. А в XX веке литература «сдулась», и современная литература – ну, например, так называемый «русский Букер» - вызывает массу вопросов. Здесь речь идет о простом обучении технологиям, поскольку Россия оказалась выброшенной из мирового культурного контекста на 80 лет.

Но я это говорю не из анти-патриотических соображений. Скажем, последнее крупное разочарование мне пришлось испытать года два назад – от бренда по имени «Рафаэль». Я с удивлением обнаружила, что миф о Рафаэле как о великом художнике – это миф, а на самом деле он не то что находится в тени Микеланджело, а просто один из хороших итальянских живописцев, каких много. А его успех – вопрос пиара и его политической удачи. И когда смотришь на «великого Рафаэля» в недрах католичества – в Ватикане, - понимаешь его истинное место.

А вот, кстати, Ватикан нисколько не разочаровывает. Ведь здесь главное, чтобы бренд радовал, а не приносил разочарования. И меня радуют «культурные» бренды типа Nike и Кока-Колы: есть в них что-то успокаивающее. Ведь консервативное не разочаровывает: вот бренд под названием «американский блокбастер» консервативен и совершенно не разочаровывает. Когда идешь смотреть такой фильм, знаешь, что получишь, и там не бывает провалов по качеству. А когда мы говорим о такой «сомнительной» вещи как русская культура – тут только и жди подвоха.

6 июля, среда.

Илья Кукулин, редактор издательства «Новое литературное обозрение».

Довольно сложный вопрос. Пожалуй, да, обманывали. Правда, моя готовность к этому обману была разной: в некоторых случаях я был вполне готов, что меня обманут. В частности, самым большим обманом со стороны культурного бренда для меня оказалась издательская политика «Ad Marginem». Оно сначала заявляло себя как интеллектуальное издательство, но потом стало издавать обыкновенную беллетристику, которая могла бы выходить, например, в «Вагриусе», и совершенно не соответствовала той репутации, которую издательство заработало себе до 2002 года.

В результате я стал покупать меньше книг Ad Marginem, поскольку не собирался поддерживать изданного там Проханова. Кроме того, это повлияло на мою оценку общественных процессов в России: я понял, что подстраивание под линию псевдо-радикальной националистической культуры зашло гораздо дальше, чем я мог предположить.

Но, за этим исключением, считать себя обманутым культурными брендами я не могу. Думаю, что вообще никаким брендам доверять не нужно, за исключением общеизвестных вещей типа "Макдональдса" и "Кока-Колы", которые не обманут, потому что в любой точке Земного шара они более или менее одинаковые. Обычным брендам вообще больше доверия, чем культурным, потому что обычные легче проверить и за них отвечает репутация той фирмы, которая их выпускает. А с культурой сложнее: там представления потребителя могут быть несопоставимы с продуктом, и поэтому управление репутацией производителя происходит по другим законам.

5 июля, вторник.

Давид Ян, президент компании ABBYY Software House:

А что, кто-то может сказать, что не обманывали? Да, обманывали, и я думаю, что это естественный процесс. Ощущение обмана возникает тогда, когда ожидаешь одно, а получаешь совсем другое. На самом деле такое несовпадение ожиданий и действительности связано с тем, что культурный бренд с момента последнего твоего контакта с ним ушел далеко вперед, а ты за ним не поспел. Или наоборот, если культурный бренд двигается по пути популяризации, идет на популистские меры в борьбе за сохранением аудитории. Это касается и писателей, и музыкантов, ну разве что не наблюдал такого у художников.

Но на самом деле у автора, который является одновременно и брендом, есть свои причины делать именно так, а не иначе. Вот от того, что Фредди Меркьюри в последние годы своей жизни стал петь почти откровенную попсу, я его меньше любить не стал, хотя для меня это был реальный шок, и в первый момент я даже разозлился. А вот Pink Floyd я так и не простил: ранние их вещи казались мне такими серьезными, а последние – такими мерзкими, что я теперь не слушаю и их ранние вещи тоже. А вот King Crimson так никогда и не делали реверансов в сторону публики и шли очень ровно.

Так случилось, что сейчас я общаюсь со многими музыкантами лично и начинаю понимать, что в этой области законы те же, что и в остальном мире. Люди отлично понимают, что снижают уровень, что не создают великого и вечного. Но им прикольно, им нравится, когда молодежь прыгает и свистит. Ну не вся жизнь заключается в том, чтобы написать великую книгу, и кроме очень сложного искусства есть место и более легкому искусству. Многие авторы не видят в этом большой проблемы и совершенно осознанно идут на такую замену.

Поэтому сейчас я гораздо спокойнее отношусь к ситуации, когда культурный бренд меня обманывает. Если раньше я почти буквально чувствовал себя обманутым и считал, что мне плюнули в душу, когда мой родной автор вдруг выдавал что-то совсем другое, то сейчас я воспринимаю это как должное. Просто если мне это не нравится, я обращаюсь к чему-то другому.

4 июля, понедельник.

Александр Шаталов, ведущий программы "Графоман".

- Культурный бренд – это вообще понятие относительное. Мне кажется, что в данном случае имеет смысл говорить об обмане ожиданий, а не о простом обмане. А такое бывает всегда. Я считаю, что нельзя доверять ни одному бренду в области высокой культуры, потому что они все относительны.

Скажем, Большой Театр – это известный бренд. Но последние постановки Большого Театра были чудовищны, и поэтому зритель может выдвигать достаточно жесткие претензии к этому бренду. Обманывать могут и издательства, к которым сначала относишься позитивно, а потом они тебя разочаровывают. Или вот Третьяковская галерея: там была выставка «Бубновый валет», очень известная, которая проходила и в Москве, и в Петербурге. И я был очень разочарован этой выставкой, потому что ожидал более глубокой работы. И как считать: это обман или не обман?

Если говорить о театре, то одного плохого представления достаточно, чтобы я не ходил туда достаточно долго. Что касается издательств, то обычно разочаровавшее меня издательство я вычеркиваю из списка тех, за чьей работой я стараюсь следить. Это относится и к кинорежиссерам, которые тоже являются культурными брендами.

Как я уже говорил, такое происходит почти всегда, и гораздо интереснее бывает, когда к какому-то бренду относишься негативно, а потом вдруг с удивлением встречаешь какую-то новую работу, и она тебе нравится. Поэтому я считаю, что ко всем культурным брендам надо априори относиться негативно, и если вдруг под каким-то брендом выходит что-то хорошее, это становится для тебя приятным сюрпризом.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:39 Госдума разрешила внеплановые проверки бизнеса по жалобам сотрудников или СМИ
13:36 ЦБ снизил ключевую ставку
13:24 Ученые заглянули в глаз трилобита
13:23 Власти Москвы отказали Илье Яшину в проведении акции 24 декабря
13:19 Индекс потребительских настроений по всей России вышел в «зеленую зону»
13:08 Прокуратура назвала самое коррумпированное подразделение силовиков
13:00 Лавров заявил о вмешательстве США в выборы в России
12:47 Совет Федерации подключился к поиску источника вони в Москве
12:40 Минтранс анонсировал возобновление рейсов в Каир в феврале
12:25 Дед Мороз заявил об отказе от пенсии
12:20 Дума приняла закон об индексации пенсий в 2018 году
12:07 Антитела к вирусу лихорадки Эбола вырабатываются через сорок лет после болезни
12:01 ЦИК снова пересчитал желающих баллотироваться в президенты
11:41 Улюкаев признан виновным в получении взятки
11:40 Совладельцы Промсвязьбанка списали проблемы на конкурентов и информатаки
11:24 Дума подняла МРОТ до прожиточного минимума
11:14 В Совфеде предложили заменить флаг России на ОИ-2018 флагами регионов
11:07 Министерство образования отказалось вводить 12-й класс в школах
10:54 Власти предложили схему отказа от долевого строительства
10:54 Управление «клеточной смертью» поможет победить опасное заболевание
10:46 Гендиректором «Яндекса» назначена Елена Бунина‍
10:33 Трамп предлагал продать изъятую у России дипсобственность
10:17 Совет Федерации дал официальный старт президентской кампании
10:06 В США отменили введенный при Обаме сетевой нейтралитет
10:05 Правительство отказалось запретить курение у подъездов‍
09:45 «Нелюбовь» Звягинцева вошла в короткий список претендентов на «Оскар»‍
09:42 ЦБ ввел в Бинбанк и Промсвязьбанк временную администрацию‍
09:32 Задержан отец подозреваемых в организации теракта в Петербурге
09:25 Вонь в Москве дошла до Собянина
09:13 ЦБ отозвал лицензию у банка «Солидарность» из второй сотни
09:10 WADA ответило на обвинения Путина в запугивании
08:52 Суд арестовал замглавы Росимущества по подозрению в хищении‍
08:36 Путин обсудил с Трампом Северную Корею
08:19 Лидеры ЕС договорились продлить антироссийские санкции
08:00 СМИ рассказали об отказе Медведева уволить главу Росавиации
14.12 23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
14.12 22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
14.12 22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
14.12 21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
14.12 21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
14.12 21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
14.12 21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
14.12 20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
14.12 19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
14.12 19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
14.12 19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
14.12 19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
14.12 18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
14.12 18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
14.12 18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.