Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 июля 2018, суббота, 18:58
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

06 июля 2005, 15:16

Вопрос недели: Культурные бренды

"Прагматика культуры" на "Полит.ру" начинает системный разговор о брендах в области культуры. Как часто мы покупаем книгу или идем в театр только потому, что имя автора или название театра является раскрученным культурным брендом? Насколько мы склонны доверять разрекламированным явлениям в области культуры? Этому мы посвятили вопрос недели.

КУЛЬТУРНЫЕ БРЕНДЫ ВАС КОГДА-НИБУДЬ ОБМАНЫВАЛИ?

8 июля, пятница.

Андрей Курилкин, продюсер "Нового издательства".

- Нет, меня культурные бренды не обманывали.

Для меня бренд не является знаком качества - высокого или низкого - и вообще, пожалуй, существует отдельно от "произведения искусства", с которым он должен ассоциироваться. Бренд сам по себе является таким произведением - развивается он спонтанно или в результате работы целого департамента бренд-менеджеров - все равно. Бренд и означаемый им товар могут двигаться по совершенно разным траекториям, и траектория бренда по-своему не менее интересна, чем траектория какого-то замечательного художника.
 
Мы знаем массу случаев успешных пиар-компаний бездарных выставок или книг и, наоборот, открываем для себя авторов или проекты, которые не сопровождаются рекламой и не обладают каким-либо брендом. Бренды живут самостоятельной жизнью, становятся элементами художественной практики, расставляют акценты в произведениях искуства, влияют на их смысл, как, например, в случае сочетания бренда Большого театра и "Детей Розенталя" - очевидно, поставь эту оперу другой музыкальный театр, она звучала бы (отнюдь не только в смысле вокала) по-другому. То же касается и экономики: на рынке хороший бренд без, так сказать, производственных мощностей может стоить дороже, чем эти самые мощности без какого бы то ни было бренда или с брендом негативным - испорченной репутацией.
 
Мне всегда трудно абстрагироваться от этой мысли о самостоятельной жизни бренда, и потому я отвечу на ваш вопрос отрицательно.

7 июля, четверг.

Елена Фанайлова, поэт, обозреватель «Радио Свобода».

Одно из самых больших и ранних моих разочарований – это великий бренд под названием «русская культура». Я очень радуюсь, когда обнаруживаю в ней замечательные вещи типа, например, дневников протопопа Аввакума, - то есть абсолютно русские. А в принципе русская культура совершенно вторична и  декоративна – и если нормально относиться к этому факту, то с этим можно смириться.

Особенно много нареканий вызывает «великая русская литература». Я считаю, что стилеобразующих авторов в русской поэзии было два: Пушкин и Блок. В прозе – ну, Достоевский, Чехов. А в XX веке литература «сдулась», и современная литература – ну, например, так называемый «русский Букер» - вызывает массу вопросов. Здесь речь идет о простом обучении технологиям, поскольку Россия оказалась выброшенной из мирового культурного контекста на 80 лет.

Но я это говорю не из анти-патриотических соображений. Скажем, последнее крупное разочарование мне пришлось испытать года два назад – от бренда по имени «Рафаэль». Я с удивлением обнаружила, что миф о Рафаэле как о великом художнике – это миф, а на самом деле он не то что находится в тени Микеланджело, а просто один из хороших итальянских живописцев, каких много. А его успех – вопрос пиара и его политической удачи. И когда смотришь на «великого Рафаэля» в недрах католичества – в Ватикане, - понимаешь его истинное место.

А вот, кстати, Ватикан нисколько не разочаровывает. Ведь здесь главное, чтобы бренд радовал, а не приносил разочарования. И меня радуют «культурные» бренды типа Nike и Кока-Колы: есть в них что-то успокаивающее. Ведь консервативное не разочаровывает: вот бренд под названием «американский блокбастер» консервативен и совершенно не разочаровывает. Когда идешь смотреть такой фильм, знаешь, что получишь, и там не бывает провалов по качеству. А когда мы говорим о такой «сомнительной» вещи как русская культура – тут только и жди подвоха.

6 июля, среда.

Илья Кукулин, редактор издательства «Новое литературное обозрение».

Довольно сложный вопрос. Пожалуй, да, обманывали. Правда, моя готовность к этому обману была разной: в некоторых случаях я был вполне готов, что меня обманут. В частности, самым большим обманом со стороны культурного бренда для меня оказалась издательская политика «Ad Marginem». Оно сначала заявляло себя как интеллектуальное издательство, но потом стало издавать обыкновенную беллетристику, которая могла бы выходить, например, в «Вагриусе», и совершенно не соответствовала той репутации, которую издательство заработало себе до 2002 года.

В результате я стал покупать меньше книг Ad Marginem, поскольку не собирался поддерживать изданного там Проханова. Кроме того, это повлияло на мою оценку общественных процессов в России: я понял, что подстраивание под линию псевдо-радикальной националистической культуры зашло гораздо дальше, чем я мог предположить.

Но, за этим исключением, считать себя обманутым культурными брендами я не могу. Думаю, что вообще никаким брендам доверять не нужно, за исключением общеизвестных вещей типа "Макдональдса" и "Кока-Колы", которые не обманут, потому что в любой точке Земного шара они более или менее одинаковые. Обычным брендам вообще больше доверия, чем культурным, потому что обычные легче проверить и за них отвечает репутация той фирмы, которая их выпускает. А с культурой сложнее: там представления потребителя могут быть несопоставимы с продуктом, и поэтому управление репутацией производителя происходит по другим законам.

5 июля, вторник.

Давид Ян, президент компании ABBYY Software House:

А что, кто-то может сказать, что не обманывали? Да, обманывали, и я думаю, что это естественный процесс. Ощущение обмана возникает тогда, когда ожидаешь одно, а получаешь совсем другое. На самом деле такое несовпадение ожиданий и действительности связано с тем, что культурный бренд с момента последнего твоего контакта с ним ушел далеко вперед, а ты за ним не поспел. Или наоборот, если культурный бренд двигается по пути популяризации, идет на популистские меры в борьбе за сохранением аудитории. Это касается и писателей, и музыкантов, ну разве что не наблюдал такого у художников.

Но на самом деле у автора, который является одновременно и брендом, есть свои причины делать именно так, а не иначе. Вот от того, что Фредди Меркьюри в последние годы своей жизни стал петь почти откровенную попсу, я его меньше любить не стал, хотя для меня это был реальный шок, и в первый момент я даже разозлился. А вот Pink Floyd я так и не простил: ранние их вещи казались мне такими серьезными, а последние – такими мерзкими, что я теперь не слушаю и их ранние вещи тоже. А вот King Crimson так никогда и не делали реверансов в сторону публики и шли очень ровно.

Так случилось, что сейчас я общаюсь со многими музыкантами лично и начинаю понимать, что в этой области законы те же, что и в остальном мире. Люди отлично понимают, что снижают уровень, что не создают великого и вечного. Но им прикольно, им нравится, когда молодежь прыгает и свистит. Ну не вся жизнь заключается в том, чтобы написать великую книгу, и кроме очень сложного искусства есть место и более легкому искусству. Многие авторы не видят в этом большой проблемы и совершенно осознанно идут на такую замену.

Поэтому сейчас я гораздо спокойнее отношусь к ситуации, когда культурный бренд меня обманывает. Если раньше я почти буквально чувствовал себя обманутым и считал, что мне плюнули в душу, когда мой родной автор вдруг выдавал что-то совсем другое, то сейчас я воспринимаю это как должное. Просто если мне это не нравится, я обращаюсь к чему-то другому.

4 июля, понедельник.

Александр Шаталов, ведущий программы "Графоман".

- Культурный бренд – это вообще понятие относительное. Мне кажется, что в данном случае имеет смысл говорить об обмане ожиданий, а не о простом обмане. А такое бывает всегда. Я считаю, что нельзя доверять ни одному бренду в области высокой культуры, потому что они все относительны.

Скажем, Большой Театр – это известный бренд. Но последние постановки Большого Театра были чудовищны, и поэтому зритель может выдвигать достаточно жесткие претензии к этому бренду. Обманывать могут и издательства, к которым сначала относишься позитивно, а потом они тебя разочаровывают. Или вот Третьяковская галерея: там была выставка «Бубновый валет», очень известная, которая проходила и в Москве, и в Петербурге. И я был очень разочарован этой выставкой, потому что ожидал более глубокой работы. И как считать: это обман или не обман?

Если говорить о театре, то одного плохого представления достаточно, чтобы я не ходил туда достаточно долго. Что касается издательств, то обычно разочаровавшее меня издательство я вычеркиваю из списка тех, за чьей работой я стараюсь следить. Это относится и к кинорежиссерам, которые тоже являются культурными брендами.

Как я уже говорил, такое происходит почти всегда, и гораздо интереснее бывает, когда к какому-то бренду относишься негативно, а потом вдруг с удивлением встречаешь какую-то новую работу, и она тебе нравится. Поэтому я считаю, что ко всем культурным брендам надо априори относиться негативно, и если вдруг под каким-то брендом выходит что-то хорошее, это становится для тебя приятным сюрпризом.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

18:28 «Аэрофлот» предупредил о сбое доставки багажа пассажиров
17:17 Глава МВФ оценила ущерб от торговых санкций США
16:44 Нефтяники США борются против новых антироссийских санкций
16:33 Глава КЧР не допустил своей отставки вслед за министрами
16:24 Из дел о госизмене и шпионаже в базе судов Москвы исчезнут имена
15:51 Специалисты в противогазах ищут «Новичок» в туалетах Солсбери
15:36 Украинский министр анонсировал новые антироссийские санкции
15:28 Посол РФ рассказал об убийстве россиянина в Кении
14:56 S&P признало способность РФ пережить шок от будущих санкций
14:15 Трамп проигнорировал составленный для него план беседы с Путиным
14:02 Семь музеев Москвы открыли доступ к своим цифровым коллекциям
13:48 Мосгорсуд отклонил жалобу Гудкова на «нерегистрацию мэром»
13:13 В Благовещенске введен режим ЧС из-за наводнений
12:15 Ученые нашли радиацию с «Фукусимы» в калифорнийском вине
11:57 Сотрудник структуры «Роскосмоса» уволился после следственных действий
11:11 Госдеп отверг идею «нелегитимного» референдума в Донбассе
10:40 «Хулиганы» застрелили россиянина в столице Кении
10:09 Черчесов уклонился от ответа на вопрос о продлении контракта
09:52 «Президентский резерв» испытают соревнованиями по гребле
09:35 ФБР изъяло у экс-адвоката Трампа записи разговоров с ним
20.07 20:59 Путин не отрицал возможность проведения в России женского ЧМ
20.07 20:43 Фонд ОМС попросил из госбюджета более 400 млрд рублей
20.07 20:14 Отравившегося в Эймсбери британца выписали из больницы
20.07 19:57 Путин допустил возвращение пива на стадионы
20.07 19:42 ЦБ смягчит ограничения для потребкредитования
20.07 19:10 Кабмин одобрил ускорение выдачи маткапитала
20.07 18:53 Туристы потратили в России за время ЧМ-2018 100 млрд рублей
20.07 18:49 Оба подозреваемых в убийстве Дениса Тена арестованы
20.07 18:37 Семьи и друзья держателей Fan ID получат бесплатные российские визы
20.07 18:18 Умерла переводчик Мария Спивак
20.07 18:18 Минтруд пообещал россиянам очередные 10 новогодних выходных
20.07 18:06 Дума защитила права покупателей товаров в интернете
20.07 17:48 Путин поручил учредить медаль ЧМ-2018
20.07 17:30 Выходец из Ирана устроил резню в автобусе в Германии
20.07 17:26 МОК объявил о готовности к возвращению России
20.07 17:12 Экс-начальник столичного главка СКР обжаловал арест
20.07 17:04 Возбудитель паратифа С обнаружен в скелете рубежа XII – XIII веков
20.07 16:55 CAS дисквалифицировал российского прыгуна за допинг
20.07 16:48 Путину не понравился ни один вариант пенсионной реформы
20.07 16:35 В Минфине появился департамент по противодействию санкциям
20.07 16:20 ВЦИОМ отметил рост рейтинга Путина благодаря ЧМ-2018
20.07 16:13 Финляндия подсчитала стоимость саммита Россия-США
20.07 15:50 Трамп пригрозил обложить пошлинами весь импорт из Китая
20.07 15:44 Ученые вернули парализованным мышам способность ходить
20.07 15:22 Грудинин объяснил отказ участвовать в выборах мэра Москвы
20.07 15:02 Меркель обвинила Россию в ведении гибридной войны
20.07 14:43 ФСБ оценила бурых медведей для контрабандистов
20.07 14:19 МИД РФ выразил еще один протест послу Греции
20.07 13:47 Кабмин пообещал нарастить расходы на уход за пожилыми в 20 раз
20.07 13:44 «Нафтогаз» согласился помириться с «Газпромом» за 12 млрд долларов
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.