Адрес: https://polit.ru/article/2005/07/19/zmeulfabriki/


19 июля 2005, 15:12

Фабрики - искусству!

В столице открылся Московский форум художественных инициатив. Под инициативами здесь понимают различные художественные проекты и культурные начинания. В этом году форум проходит на трех площадках, бывших прежде производственными помещениями,  – в выставочном зале «Новый Манеж», культурном центре «АРТСтрелка» и в пространстве «ПROЕКТ_FAБRИКА». Так что главным экспонатом-«инициативой» форума можно считать сами экспозиционные пространства, отвоевавшие территорию у промышленных объектов.

Трансформация отслуживших свое производственных зданий – явление, возникшее в Европе и Америке еще в 60-е годы, когда устаревшие производства либо закрывались, либо переезжали за город, при этом оставляя после себя великолепные здания. Опустевшие заводы и фабрики наполнялись новой жизнью: жильем, ресторанами, магазинами, музеями, галереями, офисами. В постиндустриальную эпоху перепрофилировали не только отдельные здания, но и целые районы и даже города. Трансформация по-российски, начавшаяся в 90-е годы, имела свою специфику – из бывших заводов получались сплошные офисы или торговые комплексы не самого высокого разряда, но другие варианты трансформации не рассматривались как низкоприбыльные.


Первым «окультуренным» промышленным объектом стала московская электростанция, превращенная в выставочный зал «Новый Манеж».  К моменту, когда в здании в Георгиевском переулке начали «переформатирование», в нем помещался гараж бывшего Госплана. Архитектурная стратегия трансформации была типична для первой половины 90-х – заказчик (а именно - московская мэрия) хотел, чтобы, с одной стороны, все было исторично, с другой – модно. В итоге получился лубочный теремок, увенчанный золотыми флажками, со стерильным евроремонтным интерьером с опять же золотыми поручнями и хрустальными люстрами. То, что здание построено в 1888 году, догадаться невозможно - ничто не напоминает о производственном прошлом «Нового Манежа».

Выставочный зал появился «высочайшим повелением» московского начальства, по его воле организуются в «Новом Манеже» и выставки. Конечно, мэрия не формирует выставочную стратегию зала, но вот в календарный план выставок вмешаться может запросто. Поэтому арендовать зал заранее практически невозможно – ведь всегда может возникнуть какая-нибудь непредвиденная, но политически значимая экспозиция. В общем, выставочный зал «Новый Манеж» создавали не для того, чтобы там проходили выставки вроде Московского форума художественных инициатив с его малопонятными «проектами», «инсталляциями» и «объектами». И как удается Форуму быть уже десять лет подряд под патронатом московских властей – загадка.

Самое удивительное, что открывшееся почти через 10 лет новое здание Государственного центра современного искусства, «Завод», строилось по той же схеме. И пусть в «Заводе» ГЦСИ, в отличие от «Нового Манежа», сохранена индустриальная эстетика, и пусть там показывают «правильное» актуальное искусство, и пусть его делал замечательный архитектор Михаил Хазанов, но здание создавалось так, будто и не было прошедших десяти с лишним лет. Проект на 100 процентов финансировался  государством, только на этот раз деньги были не московские, а федеральные.


Почти одновременно с новым зданием ГЦСИ появились еще две территории современного искусства - культурный центр «АРТСтрелка» и выставочное пространство «ПROЕКТ_FAБRИКА». Стратегии создания этих двух институций отличаются, хотя их объединяет то, что это инициатива активных арт-менеджеров, поддержанная владельцами фабрик, на которых и обосновалось современное искусство.

Первой, в сентябре прошлого года, появилась «АРТСтрелка», она заняла бывшие гаражи – мастерские кондитерской фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной. Два активных арт-деятеля – успешный художник Владимир Дубосарский (один из тандема Виноградов – Дубосарский) и куратор Ольга Лопухова, являвшаяся сокуратором российского павильона на последней Венецианской биеннале, - договорились с руководством фабрики о том, что гаражи будут выведены, а затраты на их вывод и обустройство на новом месте «отобьются» за счет аренды.

«АРТСтрелка» - это живой организм, где одни галереи исчезают, другие меняют формат, сейчас здесь действует более десятка галерей разного направления. Это, прежде всего, галереи, работающие с актуальным искусством (XL- project, галерея Лизы Плавинской, «АРТСтрелка projects», площадка Клуба коллекционеров современного искусства и др.), галерея фотографии Reflex, галерея светового дизайна Виктора Фрейденберга, бутик James, галерея авторской мебели Ильи Пиганова. Каждая галерея оплачивает аренду  самостоятельно, а Владимир Дубосарский и Ольга Лопухова осуществляют общее администрирование. При этом важным им видится присутствие на "Стрелке" галерей, работающих на стыке искусства, дизайна, fashion’a. 20 июля на «АРТСтрелке» отпразднует свой 50 день рождения коллекционер трэш-моды Александр Петлюра, а с 30 июля все галереи культурного центра в рамках Форума художественных инициатив представят свои проекты.


По мнению Ольги Лопуховой, «для «Красного Октября» «АРТСтрелка» - это скорее имиджевый, чем финансовый проект». Она знает, что говорит: тандем Лопухова – Дубосарский руководил сверхпопулярным фестивалем современного искусства «АРТКлязьма», в течение последних трех лет ежегодно проходившего на территории бывшего профсоюзного пансионата «Клязьминское водохранилище». Сейчас огромная территория постепенно превращается в фешенебельный курорт с яхт-клубом, гольф-полями, коттеджами, пляжем. Таким образом, фестиваль с его десятками работ, мощной рекламой работал на «место»; в свою очередь «место» работало на современное искусство.

Но если на Клязьме интересы арт-менеджеров и владельцев территории совпали, то в случае с островом, кажется, нет. Устроители «АРТСтрелки» видят западную оконечность острова московским южным Манхэттеном, где культура стала «мотором» реновации целого района, московские же власти видят остров банальным скоплением дорогого жилья, магазинов и развлекательных центров.  Реновация острова должна осуществляться кавалерийским наскоком – почти все предполагается снести, а из исторических промышленных зданий оставить небольшое музейное производство «Красного Октября». Но инвестор для этого проекта не найден, и в ближайшие года два «АРТСтрелка» продолжит свое функционирование. Правда, результаты пока скромные – например, галереей «АРТСтрелка projects» за полгода было продано пять работ, одну из которых купил Зураб Церетели для Московского музея современного искусства.

"ПROЕКТ_FAБRИКА" – это еще одна экспансия искусства на промышленную территорию. «Фабрика» разместилась в одном из корпусов фабрики технических бумаг (ФТБ) «Октябрь» на Бакунинской улице, расположенной на востоке Москвы за Третьим транспортным кольцом. Одним из инициаторов этого проекта стала сама фабрика, бесплатно предоставившая помещение, за  художественную политику "ПROЕКТ_FAБRИКА" отвечает Елена Куприна – владелица успешной галереи «Е.К. Арт Бюро», - за художественное качество – художник и дизайнер Сергей Мироненко. Он же создал и внутреннее пространство "ПROЕКТ_FAБRИКА" - стены бывшего цеха выкрашены в галерейный белый цвет. Однако от этого помещение не перестает быть похожим на цех, тем более что следы от еще недавно стоявших станков отчетливо видны на полу. Да и в остальных цехах продолжает действовать производство.
 «Фабрика» называется не выставочным пространством или культурным центром, а «проектом». Конечно, это эфемерное слово может обозначать все что угодно, и первая ассоциация – со знаменитой «Фабрикой» Энди Уорхолла. В случае с "ПROЕКТ_FAБRИКА" -  под "проектом" также можно понимать эксперимент. По словам Елены Куприной, здесь будет обкатываться новая модель функционирования культурной институции. Сейчас формируется попечительский совет, который займется управлением и стратегией развития этого пространства. Цель создания попечительского совета в том числе и в привлечении дополнительных источников финансирования.


В отличие от «Арт-Стрелки», "ПROЕКТ_FAБRИКА" задумывается как долгоиграющая история. По мнению Куприной, «развивать "ПROЕКТ_FAБRИКА" не имеет смысла, если проект не рассчитан на 5-7 лет». И хотя пока попечительский совет не создан, но место уже стало модным – например, здесь проходили вечеринки "АРТ МОСКВЫ" и" АРХ МОСКВЫ". "ПROЕКТ_FAБRИКА" продвигает свой бренд также и за счет участия в больших и качественных проектах – Первой московской биеннале современного искусства и фестивале «Мода и стиль в фотографии». В рамках Форума художественных инициатив представлены видеоинсталляция «Прогулки по Венеции» и фотосерия «Пешком по радуге. Лежебоки на острове Бурано». Оба проекта посвящены недавно прошедшей Венецианской биеннале современного искусства.


Кроме советских по способу создания выставочного зала «Новый Манеж» и «Завода» Государственного центра современного искусства, романтическо-утопической «АРТСтрелки» и технологичного "ПROЕКТ_FAБRИКА" в Москве можно наблюдать и иные стратегии перепрофилирования отслуживших фабрик и заводов под «культурные» нужды. Так, один из цехов завода им. Орджоникидзе приспособлен под шоу De La Guarda, а на на бывшей текстильной фабрике «Красная Роза» обосновался центр дизайна Art Play. В нем разместились офисы дизайн-студий и архитектурных бюро, мебельный магазин, два кафе, а с недавнего времени появилось и выставочное пространство. Причем оба проекта - и De La Guarda, и Art Play - коммерчески успешны.

На фото: бывший цех фабрики "Октябрь" превращен в выставочное пространство.

Фото Игната Данильцева.