Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
22 июля 2018, воскресенье, 23:41
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

20 июля 2005, 10:07

«Большая игра» на Южном Кавказе

Журнал «Свободная мысль-XXI»

Южный Кавказ традиционно является одним из самых стратегически важных мест, как с точки зрения выгодного географического положения на стыке Европы, Азии и Ближнего и Среднего Востока, так и с точки зрения запасов нефти и газа на каспийском шельфе. На берегах Каспия сегодня располагаются пять государств, которые и оказываются центром борьбы различных стран за влияние в регионе, и если ранее лидером на Южном Кавказе был Советский Союз, то сейчас роль России стремительно уменьшается, а влияние США все более и более возрастает. «Полит.ру» публикует исследование Ибрагима Марзиева, заместителя начальника экспертного отдела Управления Главгосэкспертизы России по Республике Ингушетия, кандидата исторических наук, в котором автор обозначает основные тенденции распределения зон влияния на Южном Кавказе, а также мотивы и возможные последствия той или иной расстановки сил. Статья вышла в последнем номере журнала «Свободная мысль – XXI» (2005. № 7).

 

С распадом СССР четко обозначилась тенденция к перераспределению зон влияния основных игроков на мировой политической арене. Как протекали эти изменения в Закавказье или, как принято сейчас называть этот регион, — Южном Кавказе?

Южный Кавказ является частью «Евразийских Балкан». С востока и запада регион омывается Каспийским и Черным морями. При этом Каспий, который на протяжении двух веков был поделен между Ираном и Российской империей, а затем СССР, теперь стал зоной интересов пяти прибрежных государств. Таким образом ситуация на Южном Кавказе в немалой степени зависит от положения дел в Центральной Азии, и наоборот. Кроме того, в регионе все отчетливее просматриваются интересы внешних игроков. К числу таковых можно отнести США, Китай, Евросоюз, а также страны, по территории которых пролегают пути транспортировки каспийской нефти.

Стратегическое положение региона определяется двумя факторами: во-первых, выгодным географическим положением на стыке Европы, Азии и Ближнего и Среднего Востока, во-вторых, запасами нефти и газа на каспийском шельфе. Следует заметить, что данные о запасах углеводородного сырья здесь разнятся, причем значительно. По оценкам западных специалистов, только доказанные извлекаемые запасы нефти Каспийского моря составляют примерно 4 миллиарда тонн (29 миллиардов баррелей), что составляет 2,6 процента от мировых запасов. Разведанные запасы газа — около 7 триллионов кубических метров [1]. По оценкам российских специалистов, разведанные запасы углеводородного сырья региона составляют 12 миллиардов тонн условного топлива (ТУТ), в том числе 7 миллиардов тонн нефти. По другим оценкам, запасы нефти в недрах Каспия превышают 13 миллиардов тонн, по третьим — 22 миллиарда тонн, по четвертым — 50 миллиардов тонн [2]. В соответствии с корзиной энергетических прогнозов, к 2050 году в Персидском заливе и Каспийском море будет добываться более 80 процентов объема всей мировой добычи нефти и природного газа [3].

Однако без рентабельных маршрутов транспортировки все разговоры о запасах сырья не имеют смысла. Однако это обстоятельство не ослабляет активности Соединенных Штатов в их попытках утвердиться в регионе, и если раньше ключевыми факторами, вокруг которых закручивались события в регионе, называли нефть и морские богатства Каспия, то сегодня вектор склоняется в сторону политической составляющей.

Рассматривая роль нефтяного фактора в регионе, нельзя обойти вниманием проблему раздела Каспия. Камнем преткновения стал вопрос о том, считать ли Каспий морем или озером. В случае признания его морем раздел экономических зон должен производиться по серединной линии. При таком варианте раздела неприбрежные государства получают право морепользования (право на судоходство и полеты, прокладку кабелей и трубопроводов, проведение научных исследований) в исключительной экономической зоне. Если же признать Каспий озером, то его следует отнести к внутренним водам, и международный режим на него не распространяется. Однако в этом случае раздел должен осуществляться по взаимному согласию всех пяти прибрежных государств.

На сегодняшний день сторонам пока так и не удалось прийти к какому-то общему знаменателю. Азербайджан выступает за раздел Каспия на нацсектора, продлевая границу до серединной линии. Казахстан предложил разделить только дно моря, оставив решение прочих вопросов на будущее. Иран предлагал установить суверенитет над 20-мильной зоной территориальных вод, приплюсовав к этому еще 20 миль исключительной экономической зоны. После нескольких лет метаний Россия 6 июля 1998 года подписала с Казахстаном договор «О разграничении дна северной части Каспийского моря с целью соблюдения суверенных прав на недропользование» [4]. В 2002 году аналогичное соглашение было подписано между Россией и Азербайджаном. Перечеркнув таким образом советско-персидский договор, Россия фактически отказалась от своих прав на разработку минеральных ресурсов, расположенных в зоне кондоминиума. В результате иностранные нефтяные компании получили возможность закрепиться на Южном Кавказе. Определение статуса Каспия в соответствии с азербайджанским вариантом выгодно США по двум причинам: оно позволяет проводить политику постепенного выдавливания России из региона при одновременном ослаблении иранского влияния.

После решения вопроса об участии иностранных компаний в нефтедобыче на каспийском шельфе встал вопрос о маршрутах транспортировки нефти на Запад. До сегодняшнего дня только Россия могла обеспечить перекачку основного объема добываемой в регионе нефти. В настоящее время каспийская нефть транспортируется на мировые рынки по пяти основным маршрутам: Баку — Новороссийск, Баку — Супса, Тенгиз — Новороссийск, Атырау — Самара и Нека — Тегеран. Их общая пропускная способность к 2015 году составит 122 миллиона тонн, не считая мощности только что сданного в эксплуатацию трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД) [5]. Из-за малой пропускной способности трубопровод Баку — Супса можно не принимать в расчет, а иранскому маршруту противодействуют США по идеологическим мотивам. Таким образом, в руках России оказывается мощный рычаг для проведения своей политики в регионе, с чем не могли смириться в Вашингтоне. Для достижения своих целей в регионе Белый дом сделал ставку на Азербайджан и Грузию.

Вообще внешнеполитическая активность США удивительным образом совпадает с маршрутами прохождения действующих либо планируемых к строительству магистралей транспортировки углеводородов. Так было на Балканах (через территории Хорватии, Македонии, Албании и Румынии проходит один из маршрутов), после 11 сентября США решили разобраться с талибами (именно в этот период рассматривались проекты строительства трубопроводов, выходящих к Индийскому океану и Аравийскому морю), наконец, последовали события в Аджарии (располагающей портом в Батуми).

Объявив каспийский и кавказский регионы «зоной жизненно важных американских интересов», Вашингтон сформулировал свои цели следующим образом:

  • укрепление независимости, суверенитета и благосостояния стран региона;
  • снижение вероятности региональных конфликтов через включение этих стран в международное экономическое сотрудничество;
  • усиление энергетической безопасности США и их союзников при помощи стран каспийского региона;
  • расширение в этом регионе возможностей для американских фирм [6].

В свете последнего пункта стратегическое значение для США имеет нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан (его еще называют Основным экспортным трубопроводом), поскольку он представляет серьезную альтернативу российским транспортным маршрутам, что, в свою очередь, минимизирует российское влияние на Южном Кавказе. Вот что пишет по этому поводу Зб. Бжезинский: «Если основные трубопроводы будут по-прежнему проходить по территории России к российским терминалам в Новороссийске на Черном море, то политические последствия этого дадут о себе знать без какой бы то ни было открытой демонстрации силы со стороны России… Москва при этом будет занимать сильные позиции, решая, как делить новые богатства региона. И наоборот, если еще один трубопровод проляжет через Каспийское море к Азербайджану и далее к Средиземному морю, а другой протянется через Афганистан к Аравийскому морю, то не будет никакого единовластия в вопросе доступа к региону» [7].

Начавшееся в сентябре 2002 года строительство предварительно оценивалось в 2,95 миллиарда долларов, но в общей сложности, по последним данным, обошлось в 4 миллиарда. Столь значительные траты должны быть обоснованы экономическими либо политическими выгодами. Согласно последним исследованиям, Каспийский регион к 2010 году сможет поставлять 3—4 миллиона баррелей нефти в день, в то время как Саудовская Аравия уже сегодня производит 7,4 миллиона баррелей в день [8]. Это показывает, что контроль над каспийскими залежами не дает его обладателю возможности влиять на цену нефти. Кроме того, по проекту нефтепровод рассчитан на транзит примерно 50 миллионов тонн в год, однако азербайджанской нефти явно не достаточно, чтобы загрузить его на полную мощность. Чтобы обеспечить такую загрузку, США выступили с инициативой прокладки трубопровода по дну Каспийского моря от Актау до Баку, чтобы подключить к трубопроводу казахскую нефть, а администрация Турции ввела ограничения на проход танкеров через Босфор и Дарданеллы [9]. В результате убытки только Новороссийского морского пароходства из-за турецких санкций достигают миллионов долларов, а сумма совокупных издержек России приближается к 1 миллиарду долларов [10].

25 мая 2005 года состоялась торжественная церемония сдачи в эксплуатацию нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Коммерческая деятельность нефтепровода начнется уже к концу текущего года — в ближайшие месяцы он будет медленно наполняться нефтью. После переговоров в Баку Н. Назарбаев сделал заявление о том, что Казахстан присоединяется к этому нефтепроводу. Пока казахстанская нефть будет доставляться в Азербайджан танкерами, в перспективе решено построить соединяющий две страны нефтепровод через Каспий.

Включение нефтепровода означает не только еще большее усиление контроля американских военных над территориями Азербайджана и Грузии. В недалеком будущем Баку — Джейхан станет дорогой в Центральную Азию. Отныне страны Каспийского региона окончательно и напрямую включены в мировую экономику. «Однако, — как замечает российская печать, — по мере того как с востока на запад по нефтепроводу будет течь нефть, в обратном направлении будет распространяться дух “цветных революций”» [11].

На Черном море нынешние позиции России несопоставимы с былым влиянием СССР. Сегодня соотношение сил флота Турции и Черноморского флота России по кораблям выглядит как 4:1 (раньше оно составляло 5:1 в пользу СССР) [12]. После распада Советского Союза активность Турции на просторах Центральной Азии и Южного Кавказа значительно возросла. Анкара преследует здесь следующие основные цели:

  • через контроль над маршрутами транспортировки нефти на Запад добиться полноправного членства в Евросоюзе;
  • укрепить свои внешнеполитические позиции на Кавказе и в Центральной Азии;
  • с введением в действие нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан ослабить зависимость от ближневосточной нефти.

Усиление Турции в рамках региона выгодно и США, так как в результате заметно сжимается сфера влияния России на Кавказе, а также решается проблема сдерживания Ирана.

Что касается Грузии, то здесь не рассчитывают получить большие прибыли от реализации проекта. Выплаты за транзит через грузинскую территорию не превысят 60 миллионов долларов в год [13]. Зато Тбилиси явно надеется извлечь политические дивиденды из геополитического значения трубопровода. Выступая в роли проводника американской политики в регионе, грузинское руководство рассчитывает решить проблему восстановления территориальной целостности страны; прошлогодние события в Аджарии наглядно это продемонстрировали.

Политику государств Южного Кавказа можно охарактеризовать как лавирование между Россией и Западом с переменным креном в ту или другую сторону. Если говорить об Азербайджане, то это один из основных союзников США в регионе. Зб. Бжезинский, например, отводит этой стране ключевое значение в Прикаспии, называя ее «пробкой в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии» [14]. В рамках программы «Зарубежное военное финансирование» Соединенные Штаты только в 2004 году выделили Азербайджану 2,5 миллиона долларов на закупки американского обмундирования и вооружения [15]. Однако, судя по американской политике в отношении Чечни, Вашингтон не намерен в ближайшее время портить отношения с Кремлем. Московское руководство также продемонстрировало готовность к компромиссу, результатом чего стало подписание российско-азербайджанского "Соглашения о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря" в сентябре 2002 года. Несмотря на заявления азербайджанского президента о намерении следовать курсу российско-азербайджанского сотрудничества, дальше деклараций дело не идет. Зато Вашингтону сделано предложение о размещении своих военных баз на территории Азербайджана.

В противовес американо-азербайджанскому союзу Россия наладила тесные партнерские отношения с Арменией, делаются попытки подключить к сотрудничеству Иран и, выстроив таким образом ось Россия — Армения — Иран, совместно противодействовать США в их стремлении подчинить регион своему влиянию. Активное использование противоречий вокруг мятежных грузинских провинций и Нагорного Карабаха создает у ряда политиков иллюзию сохранения российского влияния в Закавказье. Однако в реальности непоследовательная, не подкрепленная экономическими стимуляторами российская политика является причиной постепенного ухода России с Южного Кавказа. Поддержка, оказанная Москвой Р. Кочаряну, принесла неожиданный для Кремля результат: по Армении прокатилась волна митингов под антироссийскими лозунгами. А переизбравшийся на второй срок Р. Кочарян - видимо, в благодарность за оказанную Москвой поддержку - провел на территории страны первые учения НАТО. Вашингтон постоянно ведет работу с российскими «союзниками», американцы, в частности, пытаются активно участвовать в разрешении карабахского конфликта. Важным фактором является и влиятельное армянское лобби в Вашингтоне, благодаря усилиям которого Комитетом по международным отношениям палаты представителей конгресса США была принята резолюция № 596, признающая геноцид армян в Турции в 1915 году [16].

Не оставлено без внимания в Вашингтоне и иранское направление. Еще в 1996 году в США был принят закон, предусматривающий введение жестких санкций против иностранных компаний, вкладывающих в иранский нефтегазовый сектор более 20 миллионов долларов. С другой стороны, западные компании («Shell», «British Petroleum», «Total», «Conoco», «Petronas», «Bridas») открывают свои представительства в Тегеране и вкладывают в иранскую нефтегазовую промышленность миллиарды долларов [17]. Для ослабления влияния России США способствовали созданию региональных организаций, исключающих влияние Москвы. Прежде всего — это ГУУАМ, на развитие которого Госдепартамент США выделил 45 миллионов долларов [18].

Ситуация в Грузии переживает сегодня новый виток своего развития и потому заслуживает отдельного рассмотрения, задачи которого выходят за рамки настоящей статьи. Вкратце замечу, что на фоне успешной «революции роз» в Аджарии процесс реинтеграции Южной Осетии мирным не назовешь. Ситуация обострилась после заявления, сделанного президентом М. Саакашвили на саммите НАТО в Стамбуле, в котором он выразил намерение Грузии вступить в эту организацию. В Вашингтоне не скрывают своих намерений вытеснить Россию с Южного Кавказа. Министр обороны США Д. Рамсфельд уже неоднократно требовал от России ускорить вывод своих войск из Грузии [19]. Эта же тема присутствовала и на переговорах президента Дж. Буша в Тбилиси в мае 2005 года, хотя публично американский президент и избегал затрагивать ее.

Главная проблема, стоящая сегодня перед грузинским руководством, — восстановление территориальной целостности страны. Результатом посреднических усилий России в 1990-х стало «замораживание» конфликтов. Однако в Тбилиси Москву рассматривают не как беспристрастного посредника, а как одну из сторон конфликта. Поэтому грузинское руководство стремится увеличить количество наблюдателей от ОБСЕ, а также вовлечь в процесс урегулирования другие влиятельные государства, в частности США. Поскольку Кремль не намерен окончательно решать проблему непризнанных государств на Южном Кавказе, а дальше эта ситуация сохраняться не может, все отчетливее вырисовывается перспектива выдавливания России из региона.

Дилемма российской политики на Кавказе заключается в том, что, подогревая сепаратистские настроения в грузинских провинциях и Карабахе, Кремль одновременно вынужден бороться с аналогичными тенденциями в своих северокавказских республиках. Причем у федерального центра «нет ни прогнозов, ни планов, ни сил, для того чтобы исключить превращение Северного Кавказа в сплошное «горячее пятно» на российской карте» [20]. Отсутствие какого-либо конкретного плана действий определяется, на мой взгляд, тем, что весь северокавказский регион рассматривается в Москве не как часть России, а как своего рода буферная зона между Центральной Россией и мусульманским югом. «Угрозу с юга» следует рассматривать не только в контексте религиозного или идеологического противостояния, определенное влияние оказывает и демографический фактор. Население Ирана и Турции по численности превосходит число российских граждан, а количество мусульман в мире возросло с 780 миллионов в 1980 году до 1 миллиарда 300 миллионов в начале 2004-го [21]; на фоне сокращающейся численности населения России это не может не вызывать беспокойства в Москве.

В отличие от России, в Вашингтоне четко знают свои цели. Что же движет американскими интересами на Южном Кавказе? Мысль о желании Белого дома диверсифицировать источники поступления энергоресурсов, а, если точнее, — решить проблему зависимости от ближневосточной нефти, выглядела бы убедительно, но за окном не 70-е годы прошлого века. С этой проблемой Вашингтон уже успешно справился. Сегодня основные нефтяные потоки направляются в США из Канады, Мексики и Венесуэлы [22]. После нефтяного кризиса 1970-х годов правительства стран — импортеров нефти взяли курс на постепенное сокращение нефтяной составляющей в общем объеме потребляемых энергоресурсов. Что касается США, то, несмотря на количественный рост импорта нефти, неуклонно снижается ее доля в общей потребности американской экономики в энергоресурсах [23]. Кроме того, чтобы избежать неверных выводов при рассмотрении роли нефтяного фактора в политике США и других вовлеченных в проблемы региона сторон, правильнее было бы концентрировать внимание не на голых показателях потребления нефти, а на величине, учитывающей количественный рост ее потребления в общей структуре энергоносителей. Интересные данные в этом плане приводятся в докладе профессора А. Бутаева, где на примере индекса ИЭПЭ * показано замедление темпа роста потребления нефти ведущими индустриальными странами за счет роста использования нетрадиционных энергоносителей и газа [24].

Таблица 1. Индекс экспансии первичных энергоносителей (ИЭПЭ) в 1987-1997 годы
Страна, регион Энергоноситель
нефть газ уголь прочие
США 0,6 1,5 0,9 2,0
Евросоюз 0,7 2,5 1,8
Япония 0,8 1,5 0,8 1,8
Китай 1,4 0,6 0,9 2,3
Южная Корея 0,3 3,6 0,3 0,6
Тайвань 1,0 4,4 1,5 0,1
В мире 1,0 1,6 0,3 2,2

Из Таблицы 1 явствует, что наименьший показатель ИЭПЭ по потреблению нефти у США, а наибольший — у Китая. Таким образом, с учетом последних данных о запасах углеводородов на Каспии, можно предположить, что нефть не является основной целью американской политики в регионе. Нефть и контроль над маршрутами ее транспортировки являются лишь инструментами политики США. По оценкам Бжезинского, «мировой спрос (на нефть. — И.М.) возрастет более чем на 50 процентов в период между 1993 и 2015 годами, причем наиболее значительный рост потребления будет иметь место на Дальнем Востоке» [25]. Действия США по закреплению на Балканах, Южном Кавказе и в Центральной Азии можно рассматривать как создание своеобразного пояса с целью нейтрализовать Россию в ее попытках наладить сотрудничество с Ираном и Китаем. У России и Ирана имеется целый ряд совпадающих проблем и интересов — это проекты по поставке российских вооружений, участие России в строительстве иранской АЭС в Бушере, транспортировка иранского природного газа, расширение НАТО на восток. Контроль над крупнейшими месторождениями углеводородов и маршрутами их транспортировки (в том числе на Каспии) позволяет США противодействовать возможному российско-иранскому союзу, а также дает возможность Белому дому препятствовать становлению Китая в качестве новой сверхдержавы.

Именно факт роста экономического и политического могущества Китая подталкивает Москву к завязыванию союзнических отношений с Пекином, имеющих целью сохранение российских позиций в Центральной Азии и на Южном Кавказе. Результатом устремлений России стало образование «Шанхайской пятерки». Союз этот страдает явным перекосом в сторону Китая, так как способствует большему участию Пекина в проблемах центрально-азиатского региона. Однако, как только США закончат формирование буферного пояса, включающего Центральную Азию, Кавказ и Балканы, союз, очевидно, прекратит свое существование. В пользу такого предположения говорит и тот факт, что Россия и Китай могут быть лишь тактическими союзниками, в стратегическом же плане они соперники, впрочем, как и пара Китай — США.

Проникновение на Южный Кавказ и в Центральную Азию позволяет США воздействовать на «болевые точки» России и Китая. Потребность Китая в нефти составляет 200 миллионов тонн в год, а самостоятельно КНР сегодня производит около 160 миллионов [26]. Поэтому энергоресурсы Каспия рассматриваются в Китае как потенциальные источники нефти и газа. Однако по мере дальнейшего развития китайской экономики на фоне ослабления позиций России в регионе на передний план выйдут политические интересы Китая на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Логичным выглядит предположение, что Белый дом будет противодействовать такому сценарию развития событий.

Сепаратистские настроения уйгурского населения в Синьцзяньской провинции Китая, «чеченская» проблема России — все это удобные рычаги воздействия на внешнюю политику двух государств. Попытки выдать нейтральное отношение США к действиям Кремля в Чечне за, пусть и небольшую, но победу российской дипломатии, выглядят несостоятельными. Пока Россия занята войной в Чечне, Запад включил в сферу своего влияния Закавказье и Центральную Азию. Еще в 1999 году тогдашний министр обороны И. Сергеев указывал на заинтересованность США в наличии постоянно тлеющего конфликта на южных рубежах России с перспективой последующего установления американского контроля над Северным Кавказом [27].

Неизвестно, как долго продлится американский нейтралитет в «чеченском» вопросе после введения в действие нефтепровода БТД. Еще в 1990 году Р. Чейни (сегодняшний вице-президент США) писал: «Тот, кто контролирует потоки нефти из Персидского залива, держит мертвой хваткой не только нашу экономику, но и экономику других стран мира» [28]. Захват Ирака строго вписывается в логику высказывания вице-президента, а вот усилия, прилагаемые США на южнокавказском направлении, — это уже продукт дальнейшего развития неоконсервативной мысли; об этом Чейни в 1990-м, возможно, и не помышлял. Контролируя основные месторождения углеводородов и маршруты их транспортировки на мировой рынок, США получили возможность определять ценовую политику на нефтяном рынке. Какие опасности это сулит России, объяснять не следует. Появление американцев в Закавказье представляет опасность и с чисто военной точки зрения. Запуск крылатых ракет с бомбардировщиков, летящих в грузинском небе вдоль Кавказского хребта, имеет шанс пройти незамеченным для российских радаров [29].

Нельзя оставлять без внимания еще одного игрока на южнокавказской политической арене. Имеется в виду Евросоюз, главные цели которого в основном совпадают с американскими. Налицо активное вовлечение Европы в решение межнациональных конфликтов на Кавказе, например, участие в минской группе ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта. Но основной акцент политики европейских государств делается на создание транспортных маршрутов, в том числе и трубопроводов, в направлении Восток — Запад. Был разработан специальный проект создания транспортного коридора из Европы в Азию через Кавказ, получивший название ТРАСЕКА. В 1995 году начата реализация программы ИНОГЕЙТ (Межгосударственный проект по нефте- и газопроводам) [30]. В 1999-м Соединенными Штатами был принят «Стратегический Акт по Шелковому пути», где большое внимание уделяется развитию транспортно-коммуникационных инфраструктур [31]. В этом Акте поддержка ТРАСЕКА признана необходимой, чтобы оградить новые независимые государства региона от доминирования над коммуникационными и транспортными потоками со стороны «какого-либо одного государства» [32]. Не сложно догадаться, что под «одним государством» подразумевается Россия.

Резюмируя, можно заключить, что, проникая в экономику региона, Соединенные Штаты преследуют, прежде всего, политические цели:

  • добиться минимизации российского участия в разработке каспийских недр и отсечь Россию от транспортных коммуникаций региона;
  • путем вовлечения южнокавказских и центральноазиатских государств в сферу политического влияния США создать своеобразную «буферную зону» между Россией и Китаем;
  • продолжить политическую и экономическую изоляцию Ирана при одновременном укреплении позиций Турции в регионе.

«Большая игра» на Кавказе продолжается, и ход ее складывается пока отнюдь не в пользу России. Слабость российских позиций определяется еще и тем, что основным движущим фактором в кавказской политике Кремля является имперский интерес (или «экспансионистская внешняя политика», по определению американского политолога М. Евангелиста [33]). А поскольку успешное проведение такой внешней политики напрямую зависит от экономической ситуации внутри страны, пики и падения активности России на этом направлении, очевидно, будут синхронны с амплитудой колебаний ее экономических показателей. Прямым следствием таких перепадов и является отсутствие стабильности во внешней политике Москвы.

 

Примечания

* ИЭПЭ — отношение доли энергоносителя в приросте суммарного энергопотребления за 1987—1997 годы к его доле в энергетическом балансе на начало данного периода.

[1] www.kisi.kz/Parts/books/02-12-03Central_Asia5.html

[2] А.М. Бутаев. Каспийская нефть как негатив российской экономики (доклад на Втором Международном нефтегазовом саммите «Каспий XXI: от политики к бизнесу», г. Астрахань, 23—24 мая 2002 года). — www.caspiy.net/dir2/sammit23-24.05.2002.html

[3] П. Грос. Каспийская нефть может составить одну пятую мировых запасов нефти. — www.inmarsys.ru/news/news.asp?filename=20040114094440.xml

[4] А.М. Бутаев. Каспийская нефть как негатив российской экономики.

[5] П. Гросс. Каспийская нефть может составить одну пятую мировых запасов нефти.

[6] П. Рихтер. Россия и борьба за каспийскую нефть. — www.wsws.org/ru/1999/okt1999/gus-o07.shtml

[7] Зб. Бжезинский. Великая шахматная доска. М., 1999. С. 168.

[8] «Материалы семинара IREX по геополитике Каспийского региона». — www.caspinfo.ru/data/1999.htm/000063.htm

[9] А.М. Бутаев. Каспий: статус, нефть, уровень. — www.caspiy.net/dir3/sol/sol1.html

[10] «Проблемы политики и стратегии национальной безопасности России в Закавказье (Аналитический доклад)». — www.e-journal.ru/p_bzarub-st7-8.html

[11] «Коммерсантъ». 25.05.2005.

[12] «Проблемы политики и стратегии национальной безопасности России в Закавказье».

[13] «На нефтяной трубе сидели. Грузия и Азербайджан делят нефтяные деньги трубопровода Баку — Джейхан». — www.gazeta.kg/print.php?i=5042

[14] Зб. Бжезинский. Великая шахматная доска. С. 62.

[15] В. Мухин. Военные вызовы Каспийского региона. — «Независимое военное обозрение». 16.01.2004.

[16] А. Язькова. Страны Кавказа в международной политике. — europe.rsuh.ru/journal/journal2.2001/10.htm

[17] А.М. Бутаев. Каспий: статус, нефть, уровень…

[18] А. Ключников. Американцы прибыли на Кавказ за каспийской нефтью. — www.strana.ru/stories/01/10/25/1867/119009.html

[19] J. Strauss. US moves in as Russia retreats from Caucasus. — «The Daily Telegraph». 11.01.2004.

[20] А. Рискин, М. Бондаренко, Н. Попова. Новое подбрюшье России. — «Независимая газета». 20.08.2004.

[21] А. Малашенко. Ислам: последнее предупреждение Западу. — «Pro et Contra». 2004. Т. 8. № 3. С. 84.

[22] «Нефть или Саддам?» (по материалам агентства «The Washington ProFile»). — iraq.newsru.com/article/8.html

[23] А.Н. Cordesman. US strategic interests in the Middle East and the process of regional change. Wash., 1996. Р. 45.

[24] А.М. Бутаев. Каспийская нефть как негатив российской экономики…

[25] Зб. Бжезинский. Великая шахматная доска. С. 151.

[26] Г. Бессарабов, А. Собянин. Нефть Китая и перспективы России. — profi.gateway.kg/china_oil

[27] И. Булавинов. Второй фронт маршала Сергеева. — «Коммерсантъ». 13.11.1999.

[28] J. Chapman. The real reasons Bush went to war. — «The Guardian». 28.07.2004.

[29] И. Аладашвили. Кто-то теряет — кто-то находит. — www.pankisi.info/analitic/?page=ge&id=34

[30] Д. Накашидзе. Нефть Каспия и международные отношения. — «Власть». 2002. № 6. С. 64.

[31] М. Халифа-заде. Некоторые аспекты внешней политики США на Южном Кавказе и в Центральной Азии в контексте российско-китайских отношений. — bridge.aznet.org/bridge/usinasiarus.htm

[32] З. Квачантирадзе. ТРАСЕКА — цель экономическое сотрудничество, а не конкуренция. — www.caspenergy.com/15/tracecarus.html

[33] М. Евангелиста. Геополитика и будущее Российской Федерации. — www.archipelag.ru/text/310.htm

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:43 Скотланд-Ярд проверят на коррупцию
20:17 В «Формуле-1» из-за аварии сменился лидер
19:40 Армения опровергла пересмотр статуса российских пограничников
19:06 Арестованный глава Серпуховского района обвинил ФСИН в мести
18:42 «Роскосмос» подтвердил арест сотрудника ЦНИИмаша
18:19 Новый закон освободит 14 тысяч российских заключенных
17:46 СМИ назвали спонсора проекта Марии Бутиной
17:19 Трамп обвинил «лживые СМИ» в принижении встречи с Путиным
16:49 Европарламент заморозил дотации партии Марин Ле Пен
16:20 Россия вошла в десятку лидеров по абсолютному числу рабов
15:45 Ученые создали технологию мгновенной зарядки iPhone
15:20 Германия согласилась принять высланных из Сирии членов «Белых касок»
14:52 СМИ узнали о встречах Бутиной с сотрудниками ФРС и минфина США
14:27 УПЦ узнала о запрете везти верующих в Киев на крестный ход
13:55 СМИ узнали о готовности Эквадора выгнать Ассанжа из посольства в Лондоне
13:36 В работе Telegram в России и Европе произошел сбой
13:22 ОНК нашла в СИЗО возможного фигуранта дела о госизмене в ЦНИИмаше
12:50 Талисман ОИ-2020 получил имя
12:30 Реальные зарплаты в Белоруссии обогнали российские
12:06 Беспилотники дважды атаковали базу Хмеймим
11:44 Россия приступила к созданию ракеты «Союз-5»
11:17 Заявление Трампа об оговорке в Хельсинке объяснили влиянием советников
10:40 U2 возглавила рейтинг самых высокооплачиваемых музыкантов мира
10:12 Австрия возглавила рейтинг продавцов гражданства
09:52 Великобритания пригрозила оставить Евросоюз без отступных за Brexit
09:30 Франция признала начало торговой войны с США
09:12 Украинец Усик победил россиянина Гассиева и стал чемпионом WBSS
21.07 21:03 Украина ратифицировала соглашение о расследовании гибели МН17
21.07 20:54 Подарок Путина Трампу забрала Секретная служба США
21.07 20:50 Посол РФ в Катаре рассказал о возможной поставке туда С-400
21.07 20:01 Секретарь ЕР в Ивановской области вышел из партии из-за пенсий
21.07 19:42 Замглавы Пентагона одобрил приглашение Путина в США
21.07 19:28 Братья Березуцкие завершили футбольную карьеру
21.07 18:28 «Аэрофлот» предупредил о сбое доставки багажа пассажиров
21.07 17:17 Глава МВФ оценила ущерб от торговых санкций США
21.07 16:44 Нефтяники США борются против новых антироссийских санкций
21.07 16:33 Глава КЧР не допустил своей отставки вслед за министрами
21.07 16:24 Из дел о госизмене и шпионаже в базе судов Москвы исчезнут имена
21.07 15:51 Специалисты в противогазах ищут «Новичок» в туалетах Солсбери
21.07 15:36 Украинский министр анонсировал новые антироссийские санкции
21.07 15:28 Посол РФ рассказал об убийстве россиянина в Кении
21.07 14:56 S&P признало способность РФ пережить шок от будущих санкций
21.07 14:15 Трамп проигнорировал составленный для него план беседы с Путиным
21.07 14:02 Семь музеев Москвы открыли доступ к своим цифровым коллекциям
21.07 13:48 Мосгорсуд отклонил жалобу Гудкова на «нерегистрацию мэром»
21.07 13:13 В Благовещенске введен режим ЧС из-за наводнений
21.07 12:15 Ученые нашли радиацию с «Фукусимы» в калифорнийском вине
21.07 11:57 Сотрудник структуры «Роскосмоса» уволился после следственных действий
21.07 11:11 Госдеп отверг идею «нелегитимного» референдума в Донбассе
21.07 10:40 «Хулиганы» застрелили россиянина в столице Кении
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.