Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 декабря 2017, суббота, 14:25
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

22 июля 2005, 11:28

Бренд - это как бренди

До недавнего времени в туризме «говорящими именами» для нас были разве что географические названия: Сочи, Крым, Кемер, Хургада, Мальдивы. В середине 1990-х на бурно растущем  рынке путешествий в дальние страны стали появляться крупные игроки, или операторы, продающие туры в эти райские кущи. В режиме острой конкуренции им тоже хочется, чтобы их узнавали и отождествляли с ними отпускной отдых.

И хотя молодой туристический рынок у нас скорее бродит, чем устоялся, узнаваемых брендов сегодня уже предостаточно – туроператоры даже стали ранжироваться по рейтингам. Так, согласно данным  опроса туристических агентств страны, брендом 2004 года стала компания Tez Tour в России. Генеральный представитель компании Александр Синигибский объяснил Михаилу Грунину, почему бренд, как хороший бренди, крепнет с годами. Но и в условиях развивающегося рынка – это единственный способ навигации потребителя в растущем предложении.

Расскажите о создании бренда Tez Tour в России.

Совсем недавно само понятие «бренд» было малопонятно. Вот и наш бренд специально не создавался. Это сейчас появились специальные фирмы, которые делают на заказ красивые, хорошо продаваемые лейблы. Мы же изначально занимались мелким, с нашей точки зрения, бизнесом. Потихоньку он развился, и к нам пришли консультанты, стали объяснять что-то про «сознание потребителя». Тогда мы стали думать, как должны выглядеть, какие у нас цели и задачи, чем мы отличаемся от других, какие у нас стандарты качества и обслуживания.
Но если честно, наш бренд до сих пор не сделан так, как принято в солидных компаниях. Нет у нас и особого должностного лица, которое следило бы за тем, чтобы он использовался правильно и выглядел в соответствии с прописанными стандартами. Мы работаем на очень динамичном, быстрорастущем рынке. Вот когда он пойдет на спад, тогда подумаем об этом более напряженно.

И все же, бренд в туризме - что это, на Ваш взгляд?

Если я хочу купить костюм, у меня есть два пути. Я могу проанализировать характеристики: какая ткань, какой кашемир, как прошиты швы и т.д. Через неделю маркетинговых исследований я выберу «правильный» костюм по соотношению цена-качество, плюс чтобы он мне еще нравился. Но потрачу на это кучу времени и денег. Но я могу пойти и по другому пути, ориентируясь на бренды с определенными стандартами качества, - «Бриони», например. Только мне надо определиться – вписываюсь я в эту ценовую группу или нет. Так вот, в туризме другого пути у меня как у потребителя нет.

Поясните.

Тому есть две причины. Во-первых, если из года в год компания работает стабильно, никуда не пропадает, выдерживает потрясения, возвращает деньги, когда идет какой-то форс-мажор, – это бренд. В туризме разницу между хорошей и плохой компанией, когда ничего плохого не случается, можно и не почувствовать. Но когда происходит что-то неприятное, сразу видно – кто и как работает с клиентом. Вторая причина – у нас нет адекватных туристических журналов. Грамотно ориентироваться в океане предложения на рынке не получится, если не знать систему туризма изнутри. В лучшем случае – заказная статья: мы были в Тайланде, отдыхали неделю, катались на слонах, благодарим за это компанию такую-то. Хорошо, если это в женском журнале, где все построено на «охах» и «ахах». А когда подобное появляется в серьезном издании, уже грустно. Если у вас математический склад ума, и вы действительно хотите разобраться в особенностях предложения – попробуйте найти и проанализировать всю необходимую информацию! Придется все делать самостоятельно, без какой-то экспертной помощи.

А сколько, по вашим оценкам, стоит бренд туристической компании?

Очень непростой вопрос. Приведу пример. Лет пять назад компания «Тур Альянс» купила раскрученный бренд «Куда.ру». Тогда она заплатила за него примерно 250 тыс. долларов. Ну, сейчас эту сумму можно было бы на 2 умножить. Казалось бы, стоимость бренда известна. Но ведь дальше-то начинаются вложения – и это уже вещь тонкая. Вкладывать можно до бесконечности, бренд бренду рознь.

А можно ли судить о силе туроператора по объективным показателям – объему годового оборота, прибыли, ценовой политике, глубине продаж?

Обо всем по порядку. Недавно журнал Forbs насчитал нам 180 млн долларов годового оборота. Для меня это очень странная цифра. Как они оценивали – неизвестно. По нашим данным, он гораздо меньше. Ведь в туризме ничего не происходит по «простой бухгалтерии». В деле замешаны оператор, агентства, страховщики, перевозчики, хотельеры … Схемы расчетов очень сложные – оборот можно «накрутить» и наоборот. Вроде, прибыль посчитать не сложно. К примеру, в прошлом году через российский Tez Tour прошло полмиллиона туристов. Умножь на стоимость путевок, вычти издержки – получишь прибыль. На бумаге получишь, а на деле – едва ли. Как я уже говорил, пока рынок растет, львиная доля прибыли идет в инвестиции. Поэтому в туризме так часто банкротятся известные компании. Очень много прибыли инвестируется в развитие, иначе не выживешь. Но любой сбой (вроде пресловутого цунами) грозит катастрофой.
Теперь о ценовой политике. Есть известные бренды, работающие в нише недорогих туров. Они могут продавать и «5 звезд». Но эта категория – вещь формальная. Там существуют нормативы: например, на завтрак должно быть не менее 10 видов еды. Хорошо, будет вам 10: оливки соленые, маринованные, свежие; яйца трехминутные, пятиминутные, омлет, глазунья; три вида хлеба. То есть жрать нечего – а формально норматив выполнен! Поэтому и бывают «5 звезд» по 35 долларов или по 200.
Глубина продаж с точки зрения чистой коммерции – хороший показатель. А с позиций качественного бренда – опять вопрос. Скажем, вы хотите полететь на самолете в Париж следующей весной. Вы рассчитываете на проанонсированную акцию авиакомпании, когда ее билеты будут стоить в 10 раз дешевле обычного. Когда же вам в Париж по делу срочно, эконом-класса наверняка не будет, а 1 класс за большие деньги – есть. В туризме надо уметь обеспечить все варианты. Баланс между «продажами заранее» и «всегда есть» – вот подтверждение качества бренда.

У Tez Tour, пожалуй, самая массированная рекламная кампания на телевидении среди российских туроператоров. Это главная стратегия раскрутки бренда? Какой рекламный бюджет, и каков эффект?

Не хотел бы оперировать цифрами. Мы шли к этой рекламе довольно долго. Несколько лет обсуждали, пока нас не убедили, что надо попробовать. К тому же удалось получить очень хорошие финансовые условия на телеканалах. Сложно делать замеры. Кампания на телевидении стоит дорого сама по себе. Чтобы просчитать эффект, надо нанимать дополнительные структуры, заказывать всякие исследования. Под это дело надо еще один бюджет создавать! Причина выхода на ТВ в том, что плакаты по Москве перестали работать. Слишком много появилось наружной рекламы, она рассеивается. Сейчас, чтобы заявить о себе в столице – надо 400 поверхностей ставить. Тоже очень дорого, а игра свеч не стоит.

Что еще характеризует работу хорошего туристического бренда?

Сейчас бурно развиваются бронирование, поисковые сервисы. Скоро должны появиться внятные дистрибутивные системы, когда можно будет на рабочем месте подобрать вариант и расплатиться кредиткой, не мотаясь в агентство. Сейчас такая ситуация более характерна для Штатов.

Но вообще-то на Западе таким образом продается не более 30% туров. Когда речь идет о таком понятии как отдых – в компьютер не вложишь все необходимое, это же не просто авиабилет заказать. Здесь никуда от туристических агентств уйти не удастся. Ведь на самые распространенные вопросы менеджеру: «А вы сами там бывали? Как там вообще?» – компьютер ответить не сможет. И наиболее продвинутые операторы проводят с менеджерами агентств тренинги, поскольку их «вменяемость» – неотъемлемая часть имиджа оператора.
Но в принципе, главная тенденция – в информатизации процесса. Если раньше куча народу сидела, перекладывала бумажки и ставила на них крестики – сейчас все это уходит в прошлое. Появляются компьютерные базы, сети и пр. Интернет занимает в туризме все большее место.
 
Кстати, по нашим данным, вы пострадали от «пиратов» именно в Интернете.

Да, время от времени там появляются наши «клоны». Название компании можно набрать в поисковике с ошибкой – и, как правило, попадаешь на другой сайт. Правда, бывают ситуации, когда такой сайт принадлежит агентству, которое реально продает наши туры. На такое «пиратство» мы закрываем глаза. Но бывает и по-другому. Например, некое агентство «Изумрудный город» использовало наше написание с небольшим искажением. Наши юристы подъехали к ним и объяснили, что будет суд. Они поняли, что неправы, и передали нам домен.

Такие конфликты могли бы регулировать государственные службы…

У нас – нет. Государство вообще не проводит никакой политики в сфере туризма. В Турции, если нашему партнеру надо решить важный вопрос, ему ничего не стоит организовать встречу с министром по туризму за 1-2 дня, а с премьер-министром – за неделю. Они садятся за стол и находят компромисс. Понятно, вопросы чаще всего возникают относительно того, что и как считать. У бизнесмена мозги повернуты в сторону экономии, а у госчиновника, напротив, как бизнесмена ободрать, – это везде так. Но в нашей стране ни о каких компромиссах речи нет.
Мы судились лет пять назад с 36-й налоговой инспекцией. Выиграли суд. Они подали в арбитраж и развернули все в свою сторону. В итоге дело все же кончилось в нашу пользу, но нам пришлось-таки «заморозить» название юрлица и переименоваться. Потому что никакой жизни нам не дали бы – не мытьем, так катаньем. Государству плевать, что и как ты делаешь. Просто есть интересы чиновников. О высших чиновниках я не говорю, может, они бессеребренники – у меня нет возможности с ними общаться. Но на более низком уровне – каждый готов ущипнуть, и невозможно найти управу.

Чем сейчас реально занимается Федеральное агентство по туризму? 

Трудно сказать. 5 лет обсуждают, нужно ли делать страховые взносы: депозиты или страховой фонд операторов на случай массовых выплат туристам. Все свелось к тому, в какой банк эти деньги засунуть, чтобы они там на кого-то работали (на кого угодно, кроме туроператора, у которого эти деньги и взяли). Ввести материальную ответственность – мы только «за». Но когда выясняется, что нужно просто кому-то отстегнуть, – все теряет смысл.

Другой вопрос – лицензирование. Тоже обсуждается давно. Во многих странах турпредприятия делятся на несколько категорий, каждой из которых что-то положено, а что-то нет. И у каждого на стене висят «скрижали» – отличный инструмент навигации для туриста во всем разнообразии рыночного предложения. А у нас лицензию можно купить, отксерокопировать – никаких гарантий потребителю она не дает. Если на государственном уровне у нас нет бумаги, позволяющей клиенту четко идентифицировать организацию, то ориентироваться можно только на бренд.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
15.12 19:47 В Пентагоне рассказали о новом сближении с российской авиацией в Сирии
15.12 19:44 ЦБ оценил объем докапитализации Промсвязьбанка в 100-200 млрд рублей
15.12 19:27 Пожизненно отстраненная от Игр скелетонистка Елена Никитина выиграла ЧЕ
15.12 19:18 Косово объявило о создании собственной армии к марту 2018 года
15.12 19:03 В Назарете отменили Рождество
15.12 18:51 В Испании не поверили в угрозу отстранения от ЧМ-2018
15.12 18:35 Программу безопасности на дорогах увеличили на 2 млрд рублей
15.12 18:25 ФАС проверит частичную отмену роуминга сотовыми операторами
15.12 18:25 РФ и Египет подписали соглашение о возобновлении авиасообщения
15.12 18:19 Трамп попросил у России помощи с КНДР
15.12 18:03 Курс биткоина приблизился к 18 тысячам долларов
15.12 17:54 Промсвязьбанк сообщил о проблемах в работе интернет-банка
15.12 17:48 ФИФА пригрозила отстранить сборную Испании от ЧМ-2018 из-за действий властей
15.12 17:28 Задержанный в Петербурге планировал взорвать Казанский собор
15.12 17:25 Промпроизводство в РФ в ноябре упало максимальными темпами за 8 лет
15.12 17:01 Турция потребует в ООН отменить решение США по Иерусалиму
15.12 16:43 В посольстве США назвали ложью обвинение во вмешательстве в российскую политику
15.12 16:33 Букингемский дворец назвал дату свадьбы принца Гарри
15.12 16:29 Журналист сообщил о готовности Захарченко внедрить на Украину 3 тысячи партизан
15.12 16:14 МИД Украины опроверг ведение переговоров об экстрадиции Саакашвили
15.12 16:08 Страны ЕС согласились начать вторую фазу переговоров по выходу Великобритании
15.12 15:49 Дипломатов из США не пустят наблюдать за российскими выборами
15.12 15:47 Глава ЦИК назвала стоимость информирования избирателей о выборах
15.12 15:36 Гафт перенес операцию из-за проблем с рукой
15.12 15:21 В Кремле посчитали недоказанными обвинения в адрес Керимова во Франции
15.12 14:55 ФСБ задержала в Петербурге планировавших теракты исламистов
15.12 14:33 Сенаторы одобрили закон о штрафах за анонимность в мессенджерах
15.12 14:15 В Кремле признали нежелание Путина упоминать фамилию Навального
15.12 14:02 Дума отказалась ограничить доступ к сведениям о закупках госкомпаний
15.12 13:59 Минфин пообещал не допустить «эффект домино» из-за Промсвязьбанка
15.12 13:52 Алексей Улюкаев приговорен к восьми годам строгого режима
15.12 13:39 Госдума разрешила внеплановые проверки бизнеса по жалобам сотрудников или СМИ
15.12 13:36 ЦБ снизил ключевую ставку
15.12 13:24 Ученые заглянули в глаз трилобита
15.12 13:23 Власти Москвы отказали Илье Яшину в проведении акции 24 декабря
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.