Адрес: https://polit.ru/article/2005/07/29/nashestvie/


29 июля 2005, 22:47

"Нашествие" без грязи

С 5 по 7 августа в поселке Эммаус Тверской области состоится летний фестиваль "Нашего радио"   «Нашествие». После того как 1 февраля 2005 года стало известно об уходе Михаила Козырева с поста генерального продюсера «Нашего Радио», поклонников русского рока интересовало, изменится ли формат фестиваля. О нововведениях, исправлении прежних ошибок и появлении новых хедлайнеров «Нашествия» Льву Константинову рассказал продюсер фестиваля «Нашествие», новый креативный директор «Нашего радио» Андрей Клюкин.

Что нового, кроме трех площадок и трех дней фестиваля, запланировано на грядущем "Нашествии"?

Это и есть новое. Идея собрать все интересные фестивали, которые проходят в стране, в рамках одного фестиваля и есть наша главная и глобальная идея. Три сцены "Нашествия" не просто подиумы для выступления. Это три абсолютно разные по наполнению площадки. Есть главная сцена, на ней выступают хедлайнеры, к которым люди привыкли, знают их и любят. Это и «ЧайФ», и «ДДТ», и «Алиса», и «Агата Кристи», и «Ленинград», и Гарик Сукачев с "Неприкасаемыми", и многие другие группы с большими именами. Существуют южная и северная сцены. Но они так названы не по географическому принципу, это, скорее, ощущение. Потому что на южной сцене пройдут более теплые фестивали: там будет акустическая музыка, театры, регги, Ш-2 ("Шансон с человеческим лицом"). Если исполняемую там музыку представить в цветовой палитре – она окажется зелено-желтой.

На северной сцене мы хотим показать все интересное, что есть в тяжелой музыке. Там состоится очень суровый фестиваль «Обойма», который делает Паштет. Здесь будет представлена альтернатива, которая, по сути, является альтернативой даже по отношению к рок-музыке, представленной на фестивале «Нашествие». Еще в "Обойме" музыканты особенно борются за то, чтобы был хороший звук, чтобы тексты звучали разборчиво. Например, в группе «FAQ» играют высочайшего уровня музыканты, поверьте мне как человеку, который 17 лет занимается музыкой.

Там же, на северной сцене, будет представлена полная противоположность такому скрупулезному  отношению к музыке. Высшая школа панка – фестиваль панк-музыки. Возможно, они расхлябанно относятся к звукоизлечению, но при этом собирают аудиторию и заряжают ее дикой энергией. Здесь пройдет и очень интересный фестиваль «АВАНТ». Один молодой продюсер,  Макс Сильва-Вега, собирает коллективы, которые занимаются разной инструментальной, интересной музыкой - от мелодичного пост-рока до абсолютно нойсовой составляющей. И такой музыки, кроме как на «АВАНТЕ», нигде нельзя услышать. Кроме того, на северной сцене в субботу высадится "питерский десант" - десяток групп, которые на данный момент представляют новую питерскую волну: Amatory, Психея, Skunk, Protozoa, JANE AIR. На этой же сцене все любители металла увидят своих кумиров - от «Черного Обелиска» до «Мастера»…

Три площадки подразумевают то, что зрители не увидят трети выступающих?

Это можно сравнить с тем, что вы заходите в магазин и видите там 10 сортов хлеба, но выбираете то, что вам нравится. Наша задача не «вталдыхать» зрителю в голову все, что есть, а чтобы человек выключился  вообще из ощущения городского ритма и получал ровно то, что ему нравится. Он сам выбирает, что посмотреть и послушать. Это и есть настоящий фестиваль. А в России как правило называют фестивалями мероприятия, где на одной сцене играет много групп подряд, но это неправильно. Фестиваль – это когда представляется все самое интересное и есть возможность выбора.

В "Нашествии" участвуют 100 групп, и это не просто мы взяли и сказали - приходите все, кто хотите. Лично я последние полтора месяца прослушал более 500 пластинок, и за каждую из тех групп, которые будут выступать, я еще и отвечу, так как они реально хорошие.

Очень кстати вы об этом заговорили. Что такое фестиваль «Нашествие» для начинающего музыканта - патент на профессионализм? 

Скорее шанс быть услышанным. Есть две шкалы. Первая – это так называемая популярность. Существуют группы, которые уже заслужили свое право участвовать в фестивале, они будут играть на большой сцене. Есть группы, которые все время рядом, и они тоже определенно заслужили приглашения. И - молодые группы. Когда я отбираю кого-то, для меня важно, чтобы эти молодые группы были не вторичны. Дело в том, что рок-музыка в России стала несколько приходить к одному вектору, к одному знаменателю, и тем самым стала неинтересной.

10-15 лет назад выстрелили «Аукцион», «Странные игры», «Авиа», «Звуки Му», «Кино», «Алиса», даже «Ария». Это были разнополюсные группы. Все они представляли какое-то направление и усиливали самобытность русского рока. Само по себе понятие «русский рок» было более емкое, оно имело национальный колорит, следы национальной культуры. Проявление ярких, неординарных в музыке людей, живущих в этой стране, - это и был русский рок. Со временем это начало сглаживаться. И, в основном, здесь, конечно, виноваты средства массовой информации, радиостанции в том числе, и ТВ. Молодые, начинающие группы стали писать музыку с точки зрения того, как бы попасть на радио, на ТВ или еще куда-то, где лучше издаться. В результате вся разнообразная музыка стала медленно приходить к одному и тому же приемлемому для потребления массы направлению.

Это, на мой взгляд, беда, потому что интересное музыкальное направление вдруг стало очень узким. Поэтому сейчас, отслушивая группы, я старался выбрать те, которые не повторяют других, а приносят что-то свое, с одной стороны, а с другой - обладают достаточной харизмой,  чтобы начать это делать.

Странная история с заявкой группы «Звери» на «Нашествие», от которой они то ли отказались, то ли ее не было - это рекламный ход со стороны группы или со стороны фестиваля? Еще кто-то отказался от участия в фестивале?

Нет никакой странной истории. Я вам расскажу реальную, действительную историю с группой «Звери». У продюсера фестиваля, то есть у меня, была договоренность с продюсером коллектива - с господином Войтинским, мы с ним созвонились и договорились об участии «Зверей», и он его подтвердил. Но в последний момент Войтинский сделал вид, что договоренности не существует.

На «Нашествии» аудиторию собирает группа «ДДТ», группа «Алиса», группа «Ленинград» или «Агата Кристи» и точно не группа «Звери». То есть у нас как у организаторов, нет такой идиотской мазы вставить группу «Звери» на афиши, с тем чтобы собрать дополнительную аудиторию. "Нашествие" - это рок-фестиваль, а группу «Звери» поклонники рок-музыки воспринимают как попсу. Поэтому на фестивалях толпа показывает факи и свистит. Другое дело, что я считаю Рому Зверя действительно хорошим музыкантом, я считаю, что то, что он делает на сцене, – это очень энергично и очень честно, вне зависимости от того, как это воспринимает аудитория. И мне действительно жаль, что из-за неадекватности менеджмента группы «Звери» не будут выступать на фестивале.

Кстати, группа «Звери», чтобы уладить конфликт, в эту субботу приезжала на радиостанцию и дала концерт в прямом эфире. Для меня теперь очевиден тот факт, что если мне нужно договариваться о чем-то с этой группой, то нужно общаться напрямую с Ромой, а не с его менеджментом.

Вы по-прежнему не включаете в программу фестиваля группы из дальнего зарубежья?

Вы знаете, «Нашествие» - это фестиваль «Нашего радио», а «Наше радио» занимается русской рок-музыкой, и, соответственно, мы всячески хотим поддерживать именно эту музыку. Если бы у нас была задача привлечь спонсоров, тогда, возможно, мы задумались бы об этом. Но радиостанция не зарабатывает денег на фестивале вообще, то есть мы не участвуем ни в финансовых рисках, ни в финансовых успехах. У нас есть продакшн-компания, которая этим занимается. Мы только определяем музыкальное наполнение фестиваля.

И у нас нет задачи собрать как можно больше людей. Мы стараемся представить как можно больше интересной музыки. А задача привезти западных музыкантов – совершенно другая вещь. Это разговор о том, как вложить двадцатку, привезти кого-то и заработать тридцатку. Такой бизнес.

Но при этом я не исключаю подобной возможности в следующие годы. Если мы будем когда-нибудь привозить кого-то, то, наверное, мы построим гостевую сцену. Может быть, в следующем году и пригласим такие коллективы, которые будут не главными на фестивале, а скорее станут приправой к нему. 

То, что среди ваших хедлайнеров оказалась группа «Алиса», означает, что за участие в «Нашествии» начали платить?

Нет. Музыканты участвуют в "Нашествии" бесплатно, и все это знают.

Тогда каким образом, если не секрет, вам удалось склонить Кинчева, который играет только за гонорары, выступить на фестивале?

Мы поговорили с ним. Дело в том, что есть установка директоров коллективов, а есть установка самих музыкантов. «Наше радио» сейчас меняется, и меняется, на мой взгляд, в хорошую, более мощную корневую сторону. Мы встречались с Константином  и обсуждали с ним изменения, которые у нас на станции будут происходить. Мы просто с ним поделились планами, а он, соответственно, нам рассказал, какие у него по жизни задачи. И мы поняли, что должны и можем друг другу помогать. Кинчева  не пришлось упрашивать. После этой нашей встречи он сказал, что готов выступить на фестивале «Нашествие».

Когда мы договаривались об интервью, вы сказали, что учли предыдущие ошибки, - какие именно?

Конечно. Например, несколько лет назад мы проводили фестиваль в «Раменском», знали, что у нас на поле в пятницу приезжают три тысячи палаток, и были к этому готовы. Когда в «Эммаус» приехало 25 тысяч палаток, потому что это чуть дальше от Москвы и люди конкретно поехали жить в палатках, мы оказались к этому не готовы.

Сейчас мы это меняем и готовы к тому, что фестиваль начнется с пятницы. Мы даже изменили программу «Нашествия». Коль скоро к нам приезжает 30 тысяч человек уже у пятницу, то мы начинаем фестиваль в пятницу. С четырех часов все начинает играть и петь. Это раз. Второе – мы не учли в прошлом году сложности подъезда и выезда. Были и такие, для музыкального продюсера непонятные вещи, но теперь уже мы все в них разбираемся – в сложностях вывоза и ввоза продуктов, вывоза мусора и содержимого биотуалетов.

В этом году мы увеличим количество туалетов в два раза. В прошлом году возникла такая ситуация: ровнялось поле, и был снят дерн, и, когда пошел дождь,  получилась грязь. Людям негде было умыться. В этом году мы проводим водопровод в палаточный город. Чтобы жителям палаточного городка было уютнее ночевать, проводим электрические столбы, ставим освещение.

То есть идет борьба не только за то, кто на сцене и как это звучит, но сейчас мы стараемся, чтобы людям, которые пришли на поле, было комфортно, чтобы они могли перемещаться от сцены к сцене, чтобы они могли питаться в трех ценовых зонах. Будет еда от самой-самой дешевой до очень-очень дорогой. Мы договорились с заводом, который поставляет питьевую воду, чтобы ее привозили и отпускали по цене ниже магазинной. Короче, мы сейчас стараемся сделать так, чтобы ребятам на "Нашествии" было хорошо. Причем этот фестиваль лично для меня переломный. Это уход от простого концерта к уик-энду, куда люди могут приехать компанией, или  с семьей, или с любимым и провести там три дня.