Байкальская служба новостей сообщила о том, что по инициативе администрации Иркутской области состоялась презентация проекта ОАО «АК «Транснефть» магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Во время презентации было сообщено, что строительство нефтепровода начнется этой осенью. Главный инженер проекта Михаил Баранов сообщил, что первый этап прокладки трубы по маршруту Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) планируется завершить в 2008 году.
Первый этап предполагает строительство участка нефтепровода от станции Тайшет до станции Сковородино оценочной стоимостью $6.5 млрд. Предполагается, что строительство будет завершено к середине 2008 г.
На строительных работах в Иркутской области будет задействовано около 7 тыс. человек. Для обеспечения эксплуатации трубы предполагается создать порядка 450 рабочих мест. В Братске разместится пункт по управлению перекачкой нефти, в Тайшете и городе Северобайкальске Республики Бурятия будут организованы аварийно-восстановительные бригады.Таким образом, кажется, что долгожданный проект восточного транзита наконец-то вышел из стадии переговоров.
15 июля представители "Транснефти" патетически указывали, что "строительство и эксплуатация нефтепроводной системы ВСТО ("Восточная Сибирь - Тихий океан") позволит вдохнуть жизнь в эти удаленные регионы, откуда в последние 15 лет идет постоянный отток населения, направить туда финансовые потоки и в какой-то степени изменить крайне неблагополучные демографические и миграционные процессы".
И далее: "Выполняя поставленную руководством страны задачу, компания «Транснефть» в ближайшее время планирует завершить разработку ТЭО с одновременной подготовкой рабочей документации на первый пусковой комплекс".
Даже без патетики ясно, что проект стратегически важен. Он выводит российскую нефть из перенасыщенной Европы в динамичный и быстроразвивающийся регион Восточной Азии, где производится 28% мировой промышленной продукции.
Презентация проекта по идее должна означать, что разработка документации завершена, как и планировалось, в июле 2005 года, и остаются считанные дни до начала работ: осень - ведь это уже сентябрь. С другой стороны, не совсем понятно, почему инициатором проекта выступила Иркутская область, а не сама "Транснефть", или они своим PR-щикам перестали платить?
"Транснефть" уже получила два кредита для осуществления проектирования строительства первого этапа. Один из них в российских рублях был предоставлен Сбербанком России, другой - в размере около $200 млн - предоставили 4-5 западных банков. После завершения проекта предусматривалось сразу приступить к переговорам с иностранными банками о кредитовании строительства.
Конечно, переговоры о финансировании с западными банками - дело серьезное, но ведь сама презентация может являться хорошим ходом для дальнейших переговоров с западными и российскими финансистами - это в любом учебнике по PR написано.
Очень похоже на то, что проект пока не готов, - это действительно очень сложный трубопровод, и трасса его должна пройти в очень сложных условиях : немудрено было задержаться и чуть-чуть опоздать. Невелика беда - плохо, что презентация заменяет реальный проект. Будет совсем плохо, если весь проект уйдет в презентации.
Подробности в статье "Что тормозит Восточный транзит"