Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 декабря 2017, воскресенье, 02:03
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

03 августа 2005, 09:40

СНГ: Война за "свою" землю

"Виртуальный" характер существования непризнанных государств не мешает им быть вполне реальными игроками "большой игры" на постсоветском пространстве. Большинство знаковых событий на евразийском пространстве (СНГ-1) так или иначе связано с политическими хитросплетениями вокруг своеобразного СНГ-2.

Американизация и европеизация постсоветского пространства связана со стремлением признанных постсоветских государств вернуть контроль над утраченными территориями (непризнанными государствами). Появление (а затем и возрождение) ГУУАМа как альтернативы СНГ – реакция на поддержку этих образований со стороны России. Первая политическая заявка постреволюционной Украины в СНГ была сделана по поводу проблемы Приднестровья.

Проблема

Проблему непризнанных государств нередко сводят к формально-юридическому формату. Между тем речь идет не исключительно о правовых казусах. Спор признанных и непризнанных государств - не обычный межгосударственный спор и уж тем паче не дележ «бабушкиного наследства». Здесь нельзя ограничиться побиванием друг друга цитатами из очередной резолюции Совета безопасности ООН.

Непризнанные государства как феномен не могут быть исследованы и поняты исключительно в правовых терминах. Само создание непризнанных государств и начало борьбы за их признание - факты эмоционально-символического и социокультурного плана, без учета которых невозможно любое эффективное урегулирование межэтнических споров как неизбежного спутника этих особых государственных образований.

Трудно придумать лучшую тему  для исследования вопроса о соотношении формально-правовых и фактических аспектов государственного строительства (в равной степени нациестроительства, политической легитимации), чем проблема так называемых непризнанных государств. В свое время Фердинанд Лассаль предлагал формулу о существовании двух видов Конституций - «формальной» и «фактической». Думается, что анализ природы непризнанных государств более перспективен с позиций «фактического» конституционного права.

Понятие

Непризнанные государства… Подразумевается их непризнание мировым сообществом? Но сегодня само мировое сообщество как некий институт находится в глубоком не только политико-правовом, но и аксиологическом кризисе. К мировому сообществу апеллируют все - и признанные государства, и непризнанные. Однако внятного ответа нет и быть не может.

В эпоху глобального постмодерна, наступившего после распада ялтинско-потсдамского мира, не вполне понятны (так как они еще не прорисованы до конца) контуры нового миропорядка, а значит и критерии признания (непризнания) некоего образования как самостоятельного государства.

Что брать за основу? Единый суверенитет над подведомственной территорией? Тогда, очевидно, Грузию или Азербайджан не следовало бы признавать как государства, поскольку ни одно из этих образований к моменту своего официального признания не осуществляло единый суверенитет над всей территорией своих государств.

К 1991 г. Азербайджан фактически утратил контроль над Нагорным Карабахом, а Грузия над Южной Осетией (Абхазия будет впереди). В этом смысле и у России в конце 1991-начале 1992 гг. могли возникнуть проблемы из-за Ичкерии, оказавшейся фактически вне российского правового и политического пространства.

Кстати сказать, и у непризнанных государств с обеспечением суверенитета тоже не все хорошо. Та же Нагорно-Карабахская республика (НКР), контролируя семь районов Азербайджана, не осуществляет свой непризнанный суверенитет над всей территорией НКР (Шаумяновский, часть Мартунинского и Мардакертского районов). Абхазия фактически не контролирует Кодорское ущелье и весьма слабо реализует свой суверенитет над Гальским районом (мегрелоязычным). Южная Осетия фактически не контролирует грузинские анклавы (например, село Тамарашени), а Приднестровье (ПМР) лишь частично контролирует Бендеры.

Может быть, взять за основу критерий «состоятельности» государства? Тогда очевидно, что государственные институты (армия, полиция, чиновничий аппарат) НКР будут намного эффективнее азербайджанских, Абхазии намного результативнее грузинских (по крайней мере, в период Шеварднадзе), а Приднестровья не будут уступать молдавским.

По мнению немецкого политолога Штефана Трёбста, именно государственная состоятельность - главная препона в рассмотрении непризнанных государств в качестве эдаких бандитских анклавов.

Бандитским анклавам не нужны государственная символика, претензии на легитимность и  самое главное - государственно-исторический миф. Между тем идеологические системы непризнанных государств постсоветского пространства насквозь историчны. Не праздный вопрос «А что больше похоже на государство - Афганистан, Сомали, Либерия, являющиеся не более чем флажками на лужайке перед зданием ООН, или НКР, Абхазия или Приднестровье?»

Но самая большая проблема – это признание непризнанного государства его подданными. Можно сколь угодно обвинять в экстремизме политиков НКР, ПМР, Абхазии или Южной Осетии (и обвинять, заметим, справедливо), но их экстремизм опирался и опирается на массовую поддержку граждан государств, которые формально не существуют. Более того, в любой миротворческой инициативе, направленной на разрешение спора между признанным и непризнанным государством, этот самый экстремизм должен быть учтен. Иначе последствия могут иметь плачевный характер.

Очевидно, что даже успешно «купив» абхазскую элиту, невозможно успокоить Абхазию при решении о массовом возвращении грузинских беженцев на только в Гальский район, но и в Сухуми, Гагру, Леселидзе. Таким образом, непризнанные государства от самого факта отсутствия международного признания не перестают быть важнейшими политическими акторами постсоветского пространства и головоломкой для международного сообщества.

Причины

Для успешного разрешения проблемы непризнанных государств необходимо определить причины их массового появления в начале 1990-х гг., своеобразного «мирового рекорда» (по словам британского эксперта Томаса де Ваала). На наш взгляд, следует выделить два фактора: международный и внутренний (последний в большей степени социокультурный).

Анализ причин крушения ялтинско-потсдамской системы международных отношений не является предметом настоящей статьи. Тем не менее, отметим ряд принципиальных моментов. Среди первопричин «похорон Ялты» обычно называют два разнонаправленных процесса – объединение Германии и распад Советского Союза. Думается, что воссоединение «осси» и «весси» и исчезновение с карты государства, занимающего 1/6 часть суши, было бы более справедливым рассматривать лишь как следствия.

Более важной, с нашей точки зрения, причиной краха «ялтинского мира» стали внутреннее фундаментальное противоречие самой международной системы «Ялты и Потсдама» между принципами территориальной целостности и нерушимости послевоенных границ и правом этнических меньшинств на самоопределение. И тот, и другой принципы были зафиксированы во всех основополагающих декларациях и пактах ООН.

Ялтинский мир создавался друзьями-врагами (такого радикального разрыва вчерашних союзников Версальский мир не знал), что доказал и весь последующий ход истории, а потому он неизбежно базировался на сдержках и противовесах, коими и стали, с одной стороны, нерушимость границ и территориальная целостность, а с другой - защита прав этнических меньшинств. В 1975 г. в Хельсинки подвели черту под Второй мировой войной, торжественно провозгласив нерушимыми послевоенные границы.

Но в то же время в Международном пакте о гражданских и политических правах ООН (принят 16 декабря 1966 г.) шла речь о том, что «все народы имеют право на самоопределение…Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования». Данный пакт по сути дела юридически формировал право народа на «свою» территорию и расположенные на ней природные богатства. «Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как ущемление неотъемлемого права всех народов обладать и пользоваться в полной мере и свободно своими естественными богатствами и ресурсами».

Подобное противоречие открывало возможности для двойной международной бухгалтерии. Советский Союз, защищая священное право этнических меньшинств, апеллировал к борцам за «национальное освобождение» от «наследия колониализма», а США и их союзники были готовы защищать «права человека» и «ценности свободы».

В результате два столпа ялтинского мира, два «полюса» международной системы укрепляли этносепаратизм и, как следствие, терроризм в борьбе друг с другом. В одном случае можно было констатировать необходимость сохранения территориальной целостности (тогда прав был Советский Союз, подавлявший выступления различных национальных движений в 1989-1991 гг., в том числе грузинское (события 9 апреля 1989 г.) или армянское (операция «Кольцо» по разоружению армянских формирований фидаинов). В другом можно было поддерживать «молодые демократии», бросившие перчатку имперской власти.

Если встать на позиции территориальной целостности и защиты государственного единства СССР, то можно оправдать позицию абхазов (что с успехом и делают историки и политологи этой республики) как защиту территориальной целостности Союза ССР от сепаратистских поползновений Грузии (участие абхазов в референдуме 17 марта 1991г. в отличие от грузин).

В любом случае поражение СССР и Варшавского блока, распад внешней и внутренней советских «империй» (освобождение стран Центральной и Восточной Европы из-под политической опеки Советского союза и разрушение самого Союза) открыли шлюзы для свободного плавания «молодых демократий», положивших в основу своих идеологий принцип этнонационального самоопределения.

По словам Вячеслава Никонова, «распад СССР положил начало явно недооцененному на Западе процессу формирования национальных государств. Никогда до 1991 года на планете не было таких организованных по этническому принципу суверенных стран…». Новые суверенные государства бывшего СССР с момента приобретения независимости где в явной, а где в закамуфлированной форме совершили конвертацию принципа права наций на самоопределение на принцип территориальной целостности. «Сдержки и противовесы» были принесены в жертву делу «национального строительства».

Следствием подобной «смены вех» стали этнополитические конфликты, переросшие в некоторых регионах (в особенности на Южном Кавказе) в «горячую фазу».

По мнению грузинского эксперта Александра Рондели, подобный результат стал следствием неготовности элит новообразований Южного Кавказа к современному госстроительству. «Южный Кавказ был периферией Российской империи, но все же он был органичнее связан с остальным миром, нежели постсоветские Азербайджан, Армения и Грузия, в одночасье оказавшиеся суверенными государствами…» В результате провала коммунистической теории и практики, а также разрушения коммунизма как ценностно интегрируемой идеологии в нацреспубликах в составе Союза произошло заполнение идеологического вакуума в виде замены «интернационализма» на идею этнической собственности на землю.

Идеология. «Своя» земля

Центральным моментом новой идентичности выступает «своя» земля. Родная земля здесь рассматривается как святыня, как нечто совершенно независимое от ее экономической или геополитической ценности. Абхазской стороне предлагается план возвращения грузинских беженцев в Гальский район, где они составляют подавляющее большинство. В ответ же выдвигают контраргумент о древней абхазской Самурзакани, где большинство было этнически абхазским. Ту же абхазскую элиту обвиняют в проведении этнической чистки, которой подверглись в 1993 г. более 200 тыс. грузин (составлявших численное большинство республики), а в ответ нам представляют таблицы, из которых следует, что к началу вооруженного конфликта между грузинами и абхазами в 1992 г. грузины оказались большинством в результате процесса «грузинизации» абхазской территории, проводимой руководством Грузинской ССР. Напротив, грузинскую сторону вопрошают об обоснованности силового подхода к разрешению абхазской проблемы. Самый распространенный аргумент в ответ имеет приблизительно такую систему аргументации. Это - земля, принадлежащая Грузии, и никто кроме Грузии не имеет права устанавливать там свои порядки. Получается замкнутый круг. Армянская сторона говорит о более древнем своем появлении на территории Карабаха, а азербайджанская о государственности своих соплеменников на этой же территории (Иреванское, Нахчыванское, Карабахское ханства).

В результате при таком подходе общественно-политические «картинки» мира разных конфликтующих сторон на Кавказе всегда будут непересекающимися параллельными прямыми. Для грузин борьба за Южную Осетию будет защитой грузинского Самачабло или Шида Картли, а для осетин борьбой против «малой империи». Армянская «историософия» будет «брать план» Сумгаита и Баку, а азербайджанская ограничится только панорамой Ходжаллы. Грузинская сторона будет помнить одну лишь этническую чистку 1993 г., а абхазы процесс насильственной грузинизации и вторжение войск Госсовета Грузии в августе 1992 г.

«Своя земля» как идеологический концепт предполагает приоритет этнической коллективной собственности. Этнос и только он может выступать верховным собственником и  распорядителем этой земли. При этом (в отличие от обоснования прав собственности в гражданском праве) права на «свою землю» трактуются произвольно, на основе исторического «презентизма», без учета реальных фактов прошлого.

Тот факт, что последовательная реализация принципа jus primae occupationis в конечном итоге обесценивает сам концепт «своей земли», в сознании лидеров национальных движений  не является логическим противоречием. В самом деле, если следовать этой логике, то у греков будет не меньше прав на Абхазию, чем у абхазов и грузин, а удин можно будет признавать «заинтересованной стороной» в защите «своего» Карабаха.

Легитимация власти в постсоветских государственных новообразованиях проходила на основе «принципа крови» именно под лозунгом создания «своих» государств, выражающих интересы «своей» земли. Но следование этому принципу в конечном итоге заложило мину замедленного действия под легитимность новых государств и национальных образований.

При этом под легитимностью следует, на наш взгляд, понимать не только восприятие власти как законной, но и как власти, выражающей интересы граждан. «Одна нация (этнически понимаемая) - одно государство» - не самый лучший подход для обеспечения легитимности власти в странах с полиэтничным и поликонфессиональным составом населения и с многочисленными образами «своих земель». Отсюда и непризнанные государства как бегство к «своей земле».

По словам Томаса де Ваала, «не имеет смысла рассматривать это (непризнанные государства - С.М.) как временное явление, которое само по себе исчезнет». Эти образования успели обзавестись многими атрибутами государственности: госсимволикой, правительством и парламентом, бюджетом,  армией, полицейскими силами и структурами безопасности, разработали основы национальной идеологии. Однако, по словам того же Томаса де Ваала, «не следует забывать, что эти образования утвердились как самоуправляющиеся единицы, только избавившись от больших сообществ…» А претензии на легитимность самопровозглашенных структур также основывались на апелляциях к «своей земле». Родившись в результате «бегства» от нелегитимности признанных образований Южного Кавказа, непризнанные государства сами оказались в той же ловушке. Абхазия оказалась чужой для грузин, а НКР для азербайджанцев. Круг замкнулся.

Было бы серьезной ошибкой трактовать ожидания признанных и непризнанных образований на постсоветском пространстве исключительно как утопии и иллюзии. За этими утопиями стоит тысячелетний исторический опыт. В условиях обретения политической свободы социумы нацреспублик в составе СССР принялись спасать самое дорогое с их точки зрения - свою этническую идентичность.

Защита своих прав таким образом стала одновременно нарушением прав чужих, «не наших». Но признав данный тезис, не стоит впадать и в другую крайность - признание культурологической «инаковости», «уникальности» цивилизации, ментальности и т .п. Если бы эта «уникальность» получала импульсы в замкнутом географическом (геополитическом) пространстве, то можно было бы признать это самое пространство особой этнографической территорией. Но в условиях глобализации «вызовы», идущие от непризнанных государств, затрагивают уже не только интересы  России, но и стран Европы, и США.

"Прагматичный" подход

Отсюда и необходимость международной кооперации ведущих государств мира в обеспечении легитимности на постсоветском пространстве. Кооперации по вполне прагматичным соображениям. Поддержание очагов нестабильности на постсоветском пространстве нигде не принесло России существенных дивидендов.

Проармянский крен российской политики и поддержка НКР обернулись для нас созданием  Культурного центра Чеченской Республики Ичкерия (январь 1995 г.) и офиса полпреда Ичкерии в мусульманских странах в Баку (1999 г.). «Неоценимую помощь в размещении беженцев нам оказал Азербайджан», - высказывался в свое время глава «внешней разведки сепаратистской Ичкерии Хож –Ахмед Нухаев. Некоторое исправление азербайджанского вектора российской политики в 2000-2001 гг. привело к экстрадиции ряда сепаратистов из Азербайджана и появлению любопытного документа - Открытого письма Чеченских беженцев ныне покойному Гейдару Алиеву. Проабхазский крен России аукнулся эхом в Панкисском и Кодорском ущелье в 2001-2002 гг.

Как же приблизиться к разрешению этой задачи? Очевидно, что денежными вливаниями и финансовой поддержкой «мирного процесса» дело не решить. Это показали такие два не менее «проблемные» региона как Балканы и Ближний Восток. Защитники «своей земли» охотно «осваивают» средства, идущие на защиту мира и прогресса для продолжения борьбы за этническую чистоту.

Поэтому, на наш взгляд, речь должна идти о масштабной идеологической (интеллектуальной) работе, рассчитанной на годы и десятилетия, нацеленной на изменение самих основ представлений о нации, этносе, их правах и взаимоотношениях. По сути, дело идет о масштабной культурной трансформации в политическом и социальном сознании кавказских народов.

«Видимо, историческая справедливость все же имеет свои пределы. Иногда попытки вернуться к прошлому становятся актом исторической несправедливости по отношению к настоящему», - считает профессор Украинского Национального института стратегических исследований Б. Парахонский. Эту истину в конечном итоге должны понять и принять лидеры как признанных, так и непризнанных государственных образований на Юге Кавказа.

Второй не менее важный принцип. Необходимо не отвлеченное, а прагматичное и даже циничное миротворчество. Вопрос об обязательном возвращении беженцев должен перестать быть несущей основой конструкции постконфликтного урегулирования (в случае с Абхазией и НКР). Необходимо совместными усилиями проработать сценарий «невозвращения» грузинских беженцев в Абхазию, за исключением Гальского района, и азербайджанцев в Карабах.

При этом беженцам за счет международных финансовых институтов должны быть выплачены компенсации за материальный и моральный ущерб и выделены средства на обустройство на новом месте плюс отдельный "бонус" за невозвращение.

Как бы цинично ни выглядел подобный план - это единственная возможность избежать нового передела собственности и сфер влияния, а также обострения межэтнических отношений в Абхазии и в Карабахе. Беженцы - это не только дети и старики, но и вчерашние "хозяева" жизни, потерявшие недвижимость и былой статус, опьяненные ненавистью и жаждой мщения.

Подобные же ксенофобские настроения весьма характерны и для "победителей" (если такой термин вообще уместен) конфликтов (абхазов и армян). В ходе конфликта с Грузией небольшой абхазский народ (чуть более 90 тыс. чел.) потерял 3 тыс. своих представителей. Сегодня абхазы не готовы к совместному проживанию с бывшими компатриотами. Можно их за это осуждать, но игнорировать сей факт невозможно.

Россия и США могли бы выступить совместным гарантом непередела собственности и власти в непризнанных образованиях. Очевидно, что только получив гарантии сохранения завоеванных ресурсов (и административных рент), нынешние непризнанные элиты, ставшие таковыми благодаря военным успехам в 1992-1994 гг., будут намного более сговорчивыми.

См. также другие тексты Сергея Маркедонова:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
19:28 Галерея-банкрот потребовала 27 млн рублей из Фонда храма Христа Спасителя
19:14 Российский биатлонист принес сборной первую медаль Кубка мира
17:07 Володин призвал власти РФ и Белоруссии уравнять граждан в правах
16:18 Фигуранта дела о контрабанде алкоголя нашли убитым в Ленобласти
15:13 Экс-сотрудник ФСБ отверг обвинения в хакерских атаках против США
15:11 Украина составила план покорения Крыма телевидением
14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
15.12 19:47 В Пентагоне рассказали о новом сближении с российской авиацией в Сирии
15.12 19:44 ЦБ оценил объем докапитализации Промсвязьбанка в 100-200 млрд рублей
15.12 19:27 Пожизненно отстраненная от Игр скелетонистка Елена Никитина выиграла ЧЕ
15.12 19:18 Косово объявило о создании собственной армии к марту 2018 года
15.12 19:03 В Назарете отменили Рождество
15.12 18:51 В Испании не поверили в угрозу отстранения от ЧМ-2018
15.12 18:35 Программу безопасности на дорогах увеличили на 2 млрд рублей
15.12 18:25 ФАС проверит частичную отмену роуминга сотовыми операторами
15.12 18:25 РФ и Египет подписали соглашение о возобновлении авиасообщения
15.12 18:19 Трамп попросил у России помощи с КНДР
15.12 18:03 Курс биткоина приблизился к 18 тысячам долларов
15.12 17:54 Промсвязьбанк сообщил о проблемах в работе интернет-банка
15.12 17:48 ФИФА пригрозила отстранить сборную Испании от ЧМ-2018 из-за действий властей
15.12 17:28 Задержанный в Петербурге планировал взорвать Казанский собор
15.12 17:25 Промпроизводство в РФ в ноябре упало максимальными темпами за 8 лет
15.12 17:01 Турция потребует в ООН отменить решение США по Иерусалиму
15.12 16:43 В посольстве США назвали ложью обвинение во вмешательстве в российскую политику
15.12 16:33 Букингемский дворец назвал дату свадьбы принца Гарри
15.12 16:29 Журналист сообщил о готовности Захарченко внедрить на Украину 3 тысячи партизан
15.12 16:14 МИД Украины опроверг ведение переговоров об экстрадиции Саакашвили
15.12 16:08 Страны ЕС согласились начать вторую фазу переговоров по выходу Великобритании
15.12 15:49 Дипломатов из США не пустят наблюдать за российскими выборами
15.12 15:47 Глава ЦИК назвала стоимость информирования избирателей о выборах
15.12 15:36 Гафт перенес операцию из-за проблем с рукой
15.12 15:21 В Кремле посчитали недоказанными обвинения в адрес Керимова во Франции
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.