Адрес: https://polit.ru/article/2005/08/09/turizmusys/


09 августа 2005, 11:19

Деньги из мечты

"Прагматика культуры" продолжает обсуждать проблемы туристического бизнеса. Собеседник Льва Усыскина,  Николай Слиозберг, генеральный директор туристической компании "Актис", одного из крупных игроков на туристическом рынке Петербурга, рассказал о том, как ошибаются городские власти в своем отношении к туристическому бизнесу, что перспективы внутреннего туризма в России пока почти бесконечны, и почему тем не менее рынок внутреннего туризма у нас еще не сложился.

Первым делом, хочется услышать от Вас несколько слов о перспективах российского и, в частности, петербургского внутреннего туризма – туризма для наших, российских граждан в нашей же стране.

Российский рынок внутреннего туризма существует, но он еще не сформирован в значительной степени. Нет тех структур, которые формировали его в советское время – профсоюзных и т.д., – они разрушены, по сути дела. Те фирмы, которые работают на этом рынке сейчас, – их немного и они сравнительно слабенькие, во-первых. А во-вторых, это как бы не очень туризм.

То есть?

Туризм приемный, если мы вспомним советское время – это крупные группы, это жесткие графики, по которым люди ездили. Организовывали это, в основном, профсоюзы и немного другие структуры. Аналоги этому есть и в других странах – так называемый корпоративный туризм, когда предприятие посылает в турпоездку своих сотрудников. У нас эта система только начинает формироваться.

Появляются такие предприятия?

Да. Появляются предприятия, которые покупают туры для своих сотрудников. Но еще довольно редко – не накопили пока денег для подобного социального пакета. Покупают довольно активно туры для своих агентов, дилеров. Впрочем, в этих случаях часто покупают зарубежные, а не внутренние туры.

А за рубежом?

Там подобное очень распространено. В Израиле, например, в связи с нынешним спадом въездного туризма появилась возможность покупать довольно дешевые туры, особенно в низкий сезон. И этой возможностью тут же воспользовались местные фирмы, премируя своих сотрудников турами по стране. В Китае огромная индустрия внутреннего туризма. Это просто безумие какое-то – сами китайцы летом съедают все туристические ресурсы своей страны. В Китай летом лучше не ездить – да и не летом тоже порой проблематично. Колоссальный масштаб. Думаю, он поддерживается какими-то элементами социалистической структуры – иначе трудно представить, как это все функционирует при небогатом населении. В Америке тоже развит внутренний туризм. Но там он иначе построен. Там человек сам себе создает индивидуальный тур – бронирует по Интернету гостиницы, автомобили, экскурсии, все, что требуется. Нет проблем с языком, нет проблем с коммуникациями, нет проблем с оплатой – там очень хорошо построена система платежей, система гарантирования платежей.

Это принципиальный момент?

Конечно. Вот у нас вы можете заказать тур, а как вы его оплатите? Кредитной картой? Хотел бы я посмотреть в России на человека, который звонит в Сочи и диктует по телефону номер своей кредитной карты… Не верю… У нас пока такого еще нет. У нас для внутреннего туризма необходим посредник, необходима турфирма. Поэтому этот вид туризма пока хромает. Есть посредники, они организуют небольшое количество цепочечных туров – Москва, Петербург, Золотое Кольцо, немного круизов. Вот и все, главным образом.

А Байкал, например?

Массового направления такого нет. Есть индивидуалы – приходит человек, у него с детства мечта побывать на Байкале. Он заказывает тур. Но, большей частью, люди едут сами и уже на месте покупают путевки в местные дома отдыха или снимают комнаты.

А какие проблемы мешают развитию отрасли?

Я бы назвал в первую очередь проблемы маркетинга. Гостиницы, например, очень не любят посредников. Они не могут получить денег без посредника, не могут продать номера, но категорически отказываются делать посредникам скидки. И турфирмам приходится накручивать свой интерес. А клиент понимает, что, приехав на место, он "у стойки" купит номер дешевле. И гостиница ждет, когда этот турист приедет и заплатит деньги, поскольку у нас мало кто станет платить гостинице заранее. В результате ничего не происходит – деньги не получает ни турфирма, ни гостиница.

Как Вы считаете, какие могли бы быть меры властей по стимулированию внутреннего туризма?

Создать Комитет по туризму совсем бы было хорошо. В свое время туризмом ведал Комитет по спорту. Затем – по культуре. Сегодня туристическая деятельность в Санкт-Петербурге курируется комитетом по внешним связям Мэрии, а оперативное руководство осуществляет Комитет по инвестициям.

Что-то, правда, меняется, но в целом эти вот колебания как раз и говорят о том, что власти не рассматривают туризм в качестве серьезной части городской экономики. А туризм – с экономической точки зрения - является вещью совершенно уникальной. Он создает серьезные деньги из ничего. Не затрачивая невозобновляемых ресурсов, не строя заводов и так далее. Он делает деньги, по сути, из мечты. Из человеческой фантазии. Из потребности человека менять свое местонахождение. Причем не менять худшее на лучшее, а просто менять то, что есть, на другое, отличающееся. Правда, туризм требует инвестиций, причем немалых. Оценочная стоимость номера в четырехзвездочной гостинице – 50-70 тысяч долларов. И сегодня все – да, практически все страны вкладываются в развитие туризма.

Если бы все у нас было "по уму" – какие новые туристические центры бы возникли в России?

Практически любое место у нас в стране может, при желании, стать туристическим центром.

Ну, а все-таки - если попытаться перечислить?

Возьмем Карелию. Прекрасные места, ничем не хуже Финляндии.. Сейчас, кстати, интенсивно развиваются туркомплексы наподобие финских. Зимой мы ездили – прекрасно. Всевозможные виды зимних развлечений, причем гораздо дешевле, чем у финнов, а качество выше. И, понятно, никакого языкового барьера, никаких виз.

Вы сказали – качество выше финского?

Да. Прекрасные маршруты – мы, например, катались на отличных снегокатах по семичасовому маршруту с великолепным инструктором по идеально оборудованной трассе. Были прекрасные экскурсии на Мраморное озеро, и так далее.

А чей это бизнес?

Это местные предприниматели. Развивают бизнес. Очень хорошо.

Вы сейчас продвигаете эти туры?

Пытаемся. Хотя не особенно хорошо получается.

Почему?

Все та же проблема: наш человек, узнав, что это все здесь же, в России, пытается сам все себе организовать, связываясь напрямую с исполнителем. В ходе этого процесса он начинает понимать, что все это не так просто – связаться, оплатить, забронировать. И теряет интерес. Но нам-то это тоже становится уже неинтересно, а исполнитель оттуда, из Карелии, не в состоянии самостоятельно обеспечить себе необходимую маркетинговую поддержку.

И как они в Карелии выходят из положения?

Как? Успешно продают свои туры финнам. Те едут с удовольствием, им все нравится, у них такого и нет порой: нас возили из Сортавалы на Валаам на катерах на воздушной подушке. Зимний Валаам – это вообще с ума сойти что такое. Его ведь почти никто не видел у нас – теплоходы-то только летом ходят.

Еще какие регионы?

Пушкинские Горы, например. Старый, давно известный маршрут. Сейчас там поток раза в четыре меньше, чем в советское время.

Там тоже есть активные местные предприниматели?

Нет, там активно инвестирует сам музей-заповедник. Были большие деньги отпущены на двухсотлетие Пушкина и так далее. Построены коттеджи вполне приличные. Есть необходимый сервис.

Тоже на финском уровне?

Нет, попроще, конечно. Но вполне достаточный для нормального самочувствия. И потихоньку развивается.

Хорошо. Еще где точки роста?

Псков, Новгород. Круизы Петербург-Москва. Прекрасное место появилось на этом маршруте – Мандроги. Там везде сохранились остатки прежней инфраструктуры – санатории, дома отдыха. Некоторые из них переоборудованы в комфортабельные отели по принципу "все включено" (Подмосковье, Тверь, Псков) и управляются по цепочечному принципу. Есть от чего стартовать.  Еще – среднее Поволжье. Воронеж.

А что такое – туристический потенциал Воронежа?

Там есть реки. Озера очень красивые. Очень качественные местные сельхозпродукты. Вообще – средняя полоса имеет неплохой потенциал. Масса красивейших мест неиспорченных. И, кстати, очень неплохой вариант отдыха для людей, чувствительных к проблеме акклиматизации.

А все, что восточнее Урала, – Алтай, Камчатка?

Это прекрасные места для направления, называемого "спортивный туризм". Тоже ведь была в СССР целая индустрия – турбазы, плановые заезды. Сейчас почти разрушено все – у нас, в Ленинградской области, осталось, я думаю, несколько десятков квалифицированных инструкторов, которые частным образом водят группы. И это все тоже можно возродить при желании.

Я знаю, в том же Израиле очень развит школьный туризм. И государство спонсирует поездки школьников по стране, познавательные экскурсии.

Ну, у нас пока система образования… Ей не хватает денег на учителей-то. Если кто и спонсирует познавательный туризм, то это родители школьников. Но тут, к сожалению, довольно много проблем. Туры выходят либо очень недешевые, либо очень примитивные. Потому что познавательный туризм требует хорошей экскурсионной программы. И хороших условий для проживания детей. А все считают почему-то, что детский туризм должен быть дешевым. В итоге детский туризм вроде как есть у нас, но не сказать, что развивается. Мы видим год от года одни и те же объемы в школьные каникулы.

И всякий раз это инициативы снизу – конкретные школы и т.д.?

Да. Я не слышал, чтобы детский туризм где-либо у нас поощрялся на более высоких уровнях.

И так будет всегда?

Надеюсь, что нет. Я верю, что за внутренним туризмом, несмотря на все его проблемы, - будущее. И как и во всех прочих странах, он станет основой туристического бизнеса в стране. Потому что дает стабильные, мало подверженные сезонности потоки людей и денег.