Адрес: https://polit.ru/article/2005/08/30/premiazaveta/


30 августа 2005, 19:01

Заветные сказки

Московское Инвестиционное Агентство Недвижимости «МИАН» объявило о создании Благотворительного фонда «Заветная мечта». Первым проектом фонда станет учреждение Национальной детской литературной премии под тем же названием «Заветная мечта».

Пресс-конференция, прошедшая 30 августа в Государственной детской библиотеке, оставила ощущение странной, но в общем приятной свежести. Очевидно было, что ни председатель совета директоров Группы «МИАН» Александр Сенатров, ни директор премии Елена Кабаева к общению с журналистами не привыкли. На вопросы прессы гораздо активнее отвечал председатель жюри Эдуард Успенский и глава Литературного совета премии писатель Михаил Бутов. Но сама идея создания премии, принадлежащая именно агентству, выглядит и небанально, и своевременно.

В конкурсе могут участвовать авторы любого возраста, включая детей. Помимо Большой премии (450, 300, 150 тысяч рублей за первые три места), которую собираются  присуждать за роман или сборник рассказов, будет вручаться и премия Малая – за рассказ или повесть. Малых премий может быть до шести штук, по 50 тысяч на каждого лауреата. Предусматриваются и премии Дополнительные – за лучший литературный дебют, за самое смешное произведение, за произведение в жанре научной фантастики, за историю о животных или живой природе, за детектив для детей.

Пока неясно, кто кроме Успенского войдет в жюри, – на пресс-конференции сказано только о том, что состоять жюри будет из семи человек, среди них – два классика детской литературы,  два известных писателя из поколения 40-летних, а еще два подростка. Кто они – пока тайна,  кажется, даже и для самих организаторов. Прием работ начнется 15 сентября, закончится в конце года, список финалистов будет объявлен 30 марта, а имена лауреатов – 1 июня 2006 года.

Таковы подробности технические. С содержательными целями премии все, в общем, ясно.  "Заветная мечта" ее создателей: подбодрить авторов, стимулировать их писать для детей -  лучше, острей, живей, чем это делалось до сих пор, - и в итоге обнаружить самых талантливых и ярких.

Времена, когда именно детская литература становилась островом, на котором можно было укрыться от жестких идеологических бореев, позади. Эпоха, когда в отечественной детской поэзии допускались литературные эксперименты и игры запретные в поэзии взрослой, подергиваются туманом забвения. Сегодня ни обэриутам, ни поэтам лианозовской школы, ни Самуилу Маршаку, ни Валентину Берестову, ни Борису Заходеру, оказавшимся в детской литературе отчасти по призванию, но отчасти и по необходимости, не пришлось бы надевать на свои стихи короткие штанишки. Сегодня можно плыть в любом направлении, но на этих-то просторах абсолютной свободы и мощного ветра перемен русская детская литература и сгинула. Новых детских авторов, относящихся к собственному творчеству как к служению, а не как к источнику существования (вариант Татьяны Крюковой или Дмитрия Емца), до обидного мало.  Все это хорошо известно не только специалистам по детской словесности, библиотекарям, преподавателям, но и родителям.

А потому учреждение детской премии – дело и хорошее, и разумное. Так что по большому счету, предмета для дискуссии тут нет. По гамбургскому - есть.

Обилие заявленных номинаций производит впечатление некоторого захлебывания организаторов бесконечностью выделенных на премию средств (бюджет Фонда на ближайший год - 30 миллионов рублей!). Складывается ощущение, что создатели премии и сами не слишком хорошо понимали, каким образом распределить эту внушительную сумму.

Судите сами: будет награждено три «больших», до шести «малых»  и еще до шести «дополнительных» лауреатов. Итого - в случае, если все валентности окажутся заполненными, - 15 человек. Я совсем не против, чтобы было много детских писателей, хороших и разных, и все же когда победителей не один, не три, а три по пять, это странным образом распыляет весомость награды. К тому же, при нынешнем-то жестком безрыбьи в детской литературе, – откуда вдруг явится 15 (пятнадцать!) хороших, талантливых авторов? Даже если прямо с сегодняшнего дня кто-то возьмется за перо и начнет писать книжку специально «под конкурс»  – успеет ли он написать по-настоящему качественную вещь  (роман? повесть?) к концу года? Он не успеет.

Еще и потому что творчество для детей – это, во-первых,  школа, это, во-вторых, животворная среда единомышленников. Нынешним авторам творить придется на пустом месте и в пустоте:  писать, как прежде, в духе советской школы писательского мастерства для детей, уже невозможно, а писать по-новому никто не умеет. Копировать Роулинг тоже, в общем, стыдно.

А потому если не случится чуда, обещанные МИАНом золотые горы породят мышь. Дай Бог из этих пятнадцати вакантных мест хотя бы половина будет заполнена достойными литераторами. Чтобы избежать "натягивания" средним авторам хороших оценок, возможно, стоило бы те же суммы распределить чуть иначе – не только премировать тексты, но и, положим, поощрять библиотеки, спонсировать публикацию книг победителей, обеспечить создание специальной детской радио- или телепередачи на литературные темы.

Конечно, все это даже не упрек "группе компаний", пока агентство делает больше, чем может. Происходящее – скорее, знак государству, еще один прозрачный намек, что разрушенную империю словесности для детей надо восстанавливать и на институциональном уровне.

Собственно, некоторые жесты в адрес детской литературы государство уже делало: два года назад Министерство печати учредило премию для детских авторов «Алые паруса». Дважды она уже присуждалась, среди ее лауреатов много достойных имен, но премия (как раз по вышеозначенным причинам, при отсутствии писательской школы и среды) никакой погоды на отечественном рынке детской литературы не сделала. Да, вышли в свет книги ее лауреатов - милые и смешные рассказы Артура Гиваргизова, замечательный детский детектив Мариэтты Чудаковой, но маховик не завертелся, процесс не пошел. Судьба детской литературы относительно недавно обсуждалась чиновниками, за последние два года Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ при поддержке Агентства по печати провел в Переделкино два семинара для молодых писателей, пишущих для детей. Это и всё.

На фоне постоянно декларируемой чиновниками заинтересованности в улучшении качества детского чтения, в пропаганде чтения среди детей, этого, согласитесь, слишком мало. Инициатив, идущих не только от крупных компаний, но и сверху, могло бы быть гораздо больше, они тоже могли бы стать намного разнообразней – от создания новых издательских программ, разработки системы грантов для детских авторов до возрождения тихо угасших детских киностудий, экранизирующих лучшие произведения современной литературы для детей.

Но возможно, именно "Заветная мечта" МИАНа сдвинет дело с мертвой точки.