Адрес: https://polit.ru/article/2005/09/13/bula/


13 сентября 2005, 14:49

Кого и как пожирала революция

Пришло время потолковать о разных вещах:

о башмаках, о кораблях, о сургучных печатях,

о капусте и королях.

С отставкой Юлии Тимошенко украинские парламентские выборы в марте 2006 года не сулят ничего хорошего ни Ющенко, ни востоку Украины (электоральной базе Януковича), ни стране в целом. Чтобы понять основания этого прогноза, необходимо вспомнить, как разворачивалась последняя президентская кампания на Украине.

До сентября 2004 года Ющенко, за предыдущие годы уже выстроивший себе имидж самого успешного украинского премьера и главного нонконформиста, просто дожидался дня голосования, который оформил бы решающий электоральный разрыв между ним и Януковичем в президентский мандат. Янукович оспаривал титул самого успешного премьера у Ющенко и перед телекамерами раздавал хлеба благодарному населению во время своих предвыборных поездок. Кучма готовился провести через парламент конституционную реформу с целью максимально ослабить позиции будущего президента, не желая расстаться с ролью главного украинского политического арбитра. В новой конструкции власти эта роль должна была перейти к премьер-министру, назначаемому большинством, и Леонид Данилович имел виды на этот пост.

В сентябре партии, подконтрольные Ющенко и Януковичу, прокатили в парламенте голосование по конституционной реформе, а Янукович начал идеологическую кампанию через статьи в региональной прессе с критикой “евроатлантического выбора” Украины, а заодно – Грузии и стран Балтии. Рейтинг его стал расти, и окружение президента Кучмы начало душить Януковича в дружеских объятьях, пытаясь максимально конвертировать в политические договоренности свой контроль над центральными телеканалами и во многом мифический административный ресурс. Штабы Ющенко встревожились сокращением электорального разрыва и новым дискурсивным поворотом в кампании Януковича. Ющенко опубликовал ряд статей в западной прессе об угрозе возрождения авторитарных режимов на востоке Европы под предводительством Москвы.

Потом последовало странное отравление Ющенко – в том смысле, что отравился ли он сам, его ли отравили – понять было совершенно невозможно. Ющенко и его окружение сначала обвинили в отравлении “власть” (разумно не назвав никого поименно), потом приплели еще и руку Москвы. Штаб Януковича обвинил Ющенко в несоблюдении режима питания и рекомендаций врача, параллельно пояснив, что рекомендаций американского госдепартамента Ющенко слушается куда более внимательно.

Дальше начался полный кавардак: уничтожение вражеских листовок и осада Центризбиркома, взаимные обвинения – в подготовке к фальсификации выборов, с одной стороны, и к подготовке организации государственного переворота – с другой. Один штаб строил маркетинговую кампанию, продавая Ющенко как воплощение украинской добродетели и воплощение цивилизованного европейского пути Украины. Второй – в условиях анархии в региональных штабах пытался строить идеологическую кампанию с обсуждением прагматики геополитического выбора Украины и критикой способов американского влияния в регионе. За счет еще не определившихся избирателей все больше сокращался разрыв между Ющенко и Януковичем, в среде уже определившихся – накалялись страсти.

Ближе к первому туру окончательно оформился главный конфликт избирательной кампании. Для одних он выстраивался в моральных категориях - добродетель против уголовника, для других – в геополитических: со Штатами или с Россией (так отложилась антиамериканская кампания). К первому туру кандидаты пришли ноздря в ноздрю (правда, соцопросы к тому времени дискредитировали себя настолько, что помогало только среднеарифметическое).

Потом было два тура с взаимными подтасовками – технологии известны, масштабы подтасовок с обеих сторон не узнать никогда. Был блистательно организованный Майдан и деморализованный Янукович. Был Грызлов, который слетал в Киев только для того, чтобы в переговорах с Квасьневским слить все, что только можно было слить. Третий тур прошел вне любых процессуальных норм, и итог его по сути легитимизировал Майдан. Объяснить, что произошло, проигравшей половине Украины было по сути уже некому – лидеры Востока с тех пор, похоже, так и не пришли в сознание. Региональную фронду, собравшуюся в Северодонецке, запугали уголовными делами, Россия предпочла постоять в стороне.

Новая украинская власть принялась за дело. Уголовные дела были заведены на бывшего донецкого и харьковского губернаторов, Януковича, Ахметова, Медведчука. У Кучмы отобрали привилегии, у Ахметова с Пинчуком – “Криворожсталь”. Соратники Ющенко – Тимошенко и Порошенко - поссорились из-за того, кто из них займет пост премьера, а после решения вопроса – из-за контроля над правительством и кадровыми назначениями. Из-за кадрового вопроса пострадал и Роман Беcсмертный – в новом правительстве он должен был в статусе вице-премьера заниматься административной реформой, т.е. влиять, помимо всего прочего, на кадровые назначения в регионах. Правда, совмещать это он должен был с формированием списка предвыборного блока “Наша Украина”, за что и был красиво административно “слит” - по слухам, не без активного участия Тимошенко. Через эту административную рябь проходили волны коррупционных скандалов, самые известные из них носили имена “Шоколадный король Порошенко и сахарный кризис”, “Тимошенко, бизнес-группа “Приват” и их совместный интерес в реприватизации Никопольского ферросплавного завода”, “сын Ющенко - Андрей и источник его доходов”.

На сегодняшний день бюджет Украины на 2005 год практически израсходован, экономический рост резко снизился – с 13% до 4,5%, а обещанные западные инвесторы потерялись где-то в Восточной Европе, не дойдя даже до Польши. И тут - отставка правительства во главе с Тимошенко. Що ж ми маємо?

Тимошенко вышла из ситуации с максимальным преимуществом. Во-первых, она не будет отвечать за последствия провала политики “оранжевого правительства”, а уже в ближайшее время они будут ощутимы для населения. Во-вторых, она близка к тому, чтобы переоформить на себя бренд “оранжевой революции”. Ее соратник, бывший вице-премьер Томенко, кося лукавым глазом, сказал, что еще грядет “Майдан-2”, что еще таится по углам недобитая контрреволюционная сволочь, что еще нужно завершить на парламентских выборах то, что было начато на президентских. В-третьих, Тимошенко забрала с собой людей: и Томенко, и министра экономики Терехина, и главу СБУ Турчинова, и еще ряд других, включая бывшего госсекретаря Зинченко, который с большой долей вероятности вольется в эти ряды. В ситуации, когда ушли худшие из лучших, придется выбирать лучших из худших. Беда Ющенко не только в кадровом дефиците в составе правительства - ушли испытанные бойцы, прошедшие жесточайшую электоральную кампанию, – это еще аукнется “Нашей Украине” не раз и недобро во время парламентских выборов.

Ющенко сегодня остался один на один с грядущим кризисом, в ситуации жесткого кадрового дефицита, дискредитированный скандалами с собственным окружением и сыном. А самое главное – он получил мощного конкурента на собственном электоральном поле. И Ющенко, и Тимошенко получили свою легитимность на Майдане, в апелляции к Майдану им придется строить свои предвыборные кампании. Переиграть талантливейшего популиста Тимошенко президенту будет нелегко.

Казалось бы, все произошедшее на руку бело-голубому фронту. Если бы не одно но: он потерял своего лидера - в тот момент, когда его лидер потерял цели и предмет, которые он удерживал в рамках предвыборной кампании. Последнее заявление Януковича о том, что он не исключает союза с Тимошенко, красноречивое тому свидетельство. В парламент “Регионы Украины”, конечно, пройдут, но нерв предвыборной кампании на Украине будет расположен в области рассуждений о том, кто более морален, кто вернее привержен идеалам Европы и как удобнее раскулачить олигархов. Тема независимости Украины, тема ее внешних союзников и угроз снова окажется заболтана местным политическим протоклассом и обслуживающей его сферой – политологами, журналистами и т.д.

Что делать в этой ситуации Моржу? Повысить цены на газ до европейского уровня.

См. также другие статьи Булата Нуреева:

См. также по теме: