Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 13:45
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

22 сентября 2005, 12:11

Культпросвет

По мере роста государственного бюджета, количество проблем у государства будет только возрастать. Таков, если перефразировать тезис Сталина о классовой борьбе, социально-управленческий парадокс эпохи.

Дело в том, что до наступления путинской стабилизации вопрос о механизмах эффективных государственных расходов как-то не стоял. Все сферы социальной и экономической жизни в последние 15 лет занимались задачей минимизации ущерба и консервацией постоянно ухудшающейся системы распределения до лучших времен. Так, например, Академия наук, Союз театральных деятелей и др., естественно, стоят за сохранение сложившейся системы финансирования своих сфер, чтобы чего-нибудь резко не разрушить.

С тех пор, как в России есть бюджет, то есть более-менее развитая система планирования доходов-расходов, а не автоматическое, как бы естественное распределение денег по традиционно сложившемуся набору традиционно недофинансированных получателей, впервые возник вопрос о государственном управлении. И это – хорошо. Но при этом механизмов управления, как и механизмов государственных инвестиций, не создано. По крайней мере, правительство для управления чем-либо не годится (естественно, если исключить расширенный Минфин в его технической, казначейской части). И это – плохо.

“Лишние” деньги страшно давят, многим хочется их потратить или поучаствовать. И в отсутствие инструментов управления вариантов два: плохой и ужасный. Плохой вариант – это когда просто украдут. Ужасный вариант - это когда при этом будет предпринята безответственная попытка реформы какой-либо чувствительной сферы.

Скандалы, потрясающие в последнее время, скажем, Министерство культуры, – это прямое отражение данной проблемы (кроме того, что – прямое административное следствие реформы правительства). Так, вчерашний окрик из аппарата правительства в адрес Александра Соколова с угрозой отобрать 10 млрд руб., предназначенных для Федеральной целевой программы (ФЦП) в области культуры в случае, если министерство не представит эту самую программу в устраивающем правительство виде, - это признак не только межведомственной склочности, но и настоящей неспособности правительства даже спланировать расходы внятным образом.

Справедливости ради заметим, что механизм ФЦП во всех без исключения ведомствах часто при пристальном взгляде обнаруживает плохой, но не ужасный характер происходящего. Общее представление об осмысленности многих программ можно составить, ознакомившись, например, с избранными местами программы патриотического воспитания. Впрочем, то, что ФЦП по науке содержат более научные слова, а ФЦП по культуре – более культурные, в существе дела меняют немного. Некоторое оправдание безобразий получается из того факта, что каждый отдельный проект стоит немного. То есть для отдельного человека – существенно, но никакой разумной задачи решить не позволяет. Короче, полезнее украсть, чем бессмысленно потратить.

Понятно, что в сфере культуры оценка эффективности расходов - это более сложная задача, чем в большинстве других сфер (меньше рациональных критериев). Соответственно, возможностей для неэффективности, коррупции и прямого воровства больше. Но, с другой стороны, государственная политика в сфере культуры - безусловно, стратегическая сфера, в которой, вообще-то, наиболее буквальным образом стоит вопрос о культурно-исторических основаниях государственности.

Вообще-то политическая сфера целиком входит в сферу культуры как подмножество, а в управлении культурка находится далеко позади большинства других министерств и ведомств. Отсюда, в частности, следует начавшаяся еще в советское время традиция назначения совершенно уникальных министров. Данный тезис – не философическое причитание, он необходим для ясной оценки объекта управления.

Сейчас в правительстве актуальны два управленческих взгляда на “сферу культуры”. Первый – собственно министерства, или, вернее, агентства, которое и имеет распределительные полномочия. Здесь есть три механизма: финансирование организаций и учреждений, госзаказ и ФЦП. Финансирование театров, библиотек и т.п. – это понятная вещь, как раз выполняющая задачу консервации имеющегося на каком-то уровне. Остальное – не так понятно, здесь, по идее, могло бы быть место собственно культурной политики.

Второй взгляд происходит из Минэкономразвития, где из общих соображений об оптимизации бюджетных расходов и снов о бюджетировании, ориентированном на результат, предлагается поиграть со статусами отдельных организаций и учреждений в сферах медицины, образования, науки и культуры. Так, кроме статуса бюджетных организаций, предлагается ввести статусы автономных организаций и государственных (муниципальных) некоммерческих организаций.

Именно это прогрессивной общественностью принимается за реформы. Как раз вчера заместитель директора Государственного института искусствоведения А.Я. Рубинштейн на семинаре фонда “Единство во имя России” подверг разгромной критике данную идею, в деталях показав, к чему конкретно в области культуры приведет изменение статусов организаций. Если коротко, то у тех, кто останется бюджетным учреждением, отберут дополнительные собственные доходы, а остальным государственные деньги не гарантированы, а если и гарантированы, то при условии непонятного номенклатурного контроля.

Я-то думаю, что игра со статусами учреждений – это хороший и правильный инструмент. Ну и вообще, многое, что предлагает МЭРТ, интересно и правильно, если с умом это использовать. Однако инструментом нельзя подменять разумные цели и задачи, иначе он будет употреблен теми, кто сможет это сделать. И известно для чего: с одной стороны, для снятия ответственности за финансирование учреждений, с другой – для неэффективных и неподконтрольных затрат.

Отсюда следует необходимость понимать объекты управления и возможные разумные задачи. И уже под цели и задачи строить инструменты управления, им адекватные. Думать, что можно пройти через повторную реформу правительства (сейчас как раз планируется) и обрести инструменты управления, – наивно.

В сфере культуры как минимум возможны следующие цели:

Консервативная. “Поддержка старого”. Сделать так, чтобы перестало хиреть и загнивать то, что есть и безусловно необходимо. Введение не какого-нибудь, а достаточного финансирования определенного набора организаций, про которые все одинаково понимают, что они необходимы стране: архивы, крупнейшие библиотеки и театры, музеи, памятники. Про какое-то количество таких вещей не найдется разумных возражений – таким образом несложно установить их список.

Тут возникнут сложные управленческие задачи следующего уровня (например, модернизация библиотечной и архивной сфер), но не факт, что профильное министерство чем-то поможет, здесь нужны квалифицированные управленцы (а таковые всегда находятся, если есть ясные цели и внятный заказ).

Вообще-то это – важнейшая задача сохранения памяти страны, которая может быть и должна быть институционализирована особым образом. Это не вопрос “оказания услуг”, на экономическом языке. В США на этом месте – т.н. Смитсоновский институт, возглавляемый, кстати, действующим вице-президентом и председателем Верховного суда. Он, может быть, и оказывает какие-то услуги, но существует не для этого.

Здесь мы смыкаемся со следующей задачей.

Идеологическая. Есть ряд функций, которые государство вряд ли может делегировать кому-то еще, не разрушив собственные основания: язык, вопрос о национальных символах и святынях, праздниках, о школьном преподавании истории. Отчасти это вопрос проектирования национального аналога Смитсоновского института в Вашингтоне, имеющего беспрекословный и огромный государственный статус и общественное доверие, в том числе и со стороны профессиональных сообществ (историков, музейщиков и т.п.).

С другой стороны, есть в этой части ряд задач, которые нельзя решить, не научившись создавать инстанции и меньшего уровня и размаха, отдельные от правительства, но имеющие официальный статус или получающие государственный заказ. Ближайшие прототипы – грантовые фонды или общественные организации, которые почти везде, кроме нашей страны, выполняют государственный заказ по представлению страны на выставках и т.п.

Такие инстанции должны иметь безусловное доверие со стороны соответствующих творческих людей - в том смысле, что все должны понимать: организация занимается понятной задачей, а не административными играми. То есть такие инстанции должны иметь общественную легитимность в соответствующем творческом сообществе. Государство в лице министерства здесь должно выступать консолидирующим агентом, который с помощью рубля принуждает творческие сообщества участвовать в общем деле и снижать градус интриг, но не вмешиваться содержательно.

Тот же навык нужно иметь и для иных, “неидеологических” задач, где тоже нужны будут отделенные от министерств общественные инстанции и нанятые под задачу менеджеры.

Инновации. “Открытие нового”. Здесь надо неким политическим образом определить точки сосредоточения. Так, например, ВШЭ и Фонд “Прагматика культуры” предлагают сосредоточиться на низовой инфраструктуре, на вовлечении граждан в творчество, на работу с досугом граждан. Сюда попадает, например, то, что раньше было клубами и Домами культуры, а также маленькие библиотеки, которые автоматически не попадают в короткий список безусловно необходимого. Понятно, альтернативный фокус – это конкурсная поддержка наиболее выдающихся людей и коллективов. Сюда попадает, например, поддержка театров, литературные премии. Можно что-то выбирать, можно установить разумный баланс между этими фокусами, но понятно, что в инновациях дефицит менеджеров особенно ощутим.

Не упомянут по причине очевидности вопрос о вовлечении под разные задачи частных денег. Пока наша налоговая система не очень позволяет играть с налоговыми льготами и придумывать подобные фишки. Но политическое стимулирование типа “президент (губернатор) считает важным” как-то функционирует.

Таким образом, если трезво смотреть на цели в сфере культуры, то обнаружится, что в большинстве вопросов отраслевые министерства вообще не при чем. Для каких-то целей достаточно Минфина, для каких-то нужно создавать отдельные от министерства государственные и негосударственные инстанции. Тот же результат гарантируется и для большинства других министерств.

Нельзя построить управление в сложных сферах жизни путем перетасовки административного аппарата. Такие инструменты могут возникнуть только в ответ на цели и задачи, исходящие из ясного политического заказа, вместе с готовностью размещать сложные управленческие задачи на частном рынке управленцев, а конкурсные и контрольные задачи - в общественном секторе.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13:39 Госдума разрешила внеплановые проверки бизнеса по жалобам сотрудников или СМИ
13:36 ЦБ снизил ключевую ставку
13:24 Ученые заглянули в глаз трилобита
13:23 Власти Москвы отказали Илье Яшину в проведении акции 24 декабря
13:19 Индекс потребительских настроений по всей России вышел в «зеленую зону»
13:08 Прокуратура назвала самое коррумпированное подразделение силовиков
13:00 Лавров заявил о вмешательстве США в выборы в России
12:47 Совет Федерации подключился к поиску источника вони в Москве
12:40 Минтранс анонсировал возобновление рейсов в Каир в феврале
12:25 Дед Мороз заявил об отказе от пенсии
12:20 Дума приняла закон об индексации пенсий в 2018 году
12:07 Антитела к вирусу лихорадки Эбола вырабатываются через сорок лет после болезни
12:01 ЦИК снова пересчитал желающих баллотироваться в президенты
11:41 Улюкаев признан виновным в получении взятки
11:40 Совладельцы Промсвязьбанка списали проблемы на конкурентов и информатаки
11:24 Дума подняла МРОТ до прожиточного минимума
11:14 В Совфеде предложили заменить флаг России на ОИ-2018 флагами регионов
11:07 Министерство образования отказалось вводить 12-й класс в школах
10:54 Власти предложили схему отказа от долевого строительства
10:54 Управление «клеточной смертью» поможет победить опасное заболевание
10:46 Гендиректором «Яндекса» назначена Елена Бунина‍
10:33 Трамп предлагал продать изъятую у России дипсобственность
10:17 Совет Федерации дал официальный старт президентской кампании
10:06 В США отменили введенный при Обаме сетевой нейтралитет
10:05 Правительство отказалось запретить курение у подъездов‍
09:45 «Нелюбовь» Звягинцева вошла в короткий список претендентов на «Оскар»‍
09:42 ЦБ ввел в Бинбанк и Промсвязьбанк временную администрацию‍
09:32 Задержан отец подозреваемых в организации теракта в Петербурге
09:25 Вонь в Москве дошла до Собянина
09:13 ЦБ отозвал лицензию у банка «Солидарность» из второй сотни
09:10 WADA ответило на обвинения Путина в запугивании
08:52 Суд арестовал замглавы Росимущества по подозрению в хищении‍
08:36 Путин обсудил с Трампом Северную Корею
08:19 Лидеры ЕС договорились продлить антироссийские санкции
08:00 СМИ рассказали об отказе Медведева уволить главу Росавиации
14.12 23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
14.12 22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
14.12 22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
14.12 21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
14.12 21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
14.12 21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
14.12 21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
14.12 20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
14.12 19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
14.12 19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
14.12 19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
14.12 19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
14.12 18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
14.12 18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
14.12 18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.