Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 июля 2018, суббота, 03:35
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 октября 2005, 11:18

Срочное прохождение дистанции

В последнее время Большой театр все активней ассимилируется с большим оперным пространством, вставая в ряд  крупнейших оперных домов Европы. Его новая театральная политика – ставка на проверенные режиссерские имена – меняет имидж здания на Театральной. Был театр одного стиля, монументально-репрезентативного: в оперу ходили полюбоваться красотой, которую олицетворяли соборы в натуральную величину, как в знаменитом «Борисе Годунове» 1948 года, державшемся в репертуаре до наших дней. Потом, в 1990-е, так называемом переходном периоде между двумя театральными моделями, театр вообще был без лица. В последние годы Большой позиционирует себя как площадка, открытая для разных театральных моделей.

Превращение главной сцены страны из витрины режима в многопрофильный художественный комбинат по выпуску спектаклей разного стиля – процесс неизбежный и отрадный. Другой аспект – контекст. Хотя мы и занимаемся сегодня срочным прохождением дистанции, которую Европа давно одолела, все же успеваем не только радоваться, но задавать вопросы: а что, собственно, происходит, когда западные постановщики попадают в наше поле? Вот, скажем, явился в Москву Уилсон, которого Европа уже давно переварила, и как ни в чем не бывало переносит к нам руками своих ассистентов «Мадам Баттерфлай», которую поставил впервые в Опера де Пари в 1993-м, а по большому счету – лет тридцать назад, когда нашел свой метод создания спектакля.

Мы хотя и понимаем, что до такого совершенства нам как до луны, все же кожей ощущаем, что время минимализма ушло, что при очевидной оперной периферийности мы вовсе не стоим на месте и с момента наступления свободы в 1991-м изменились. То есть, попросту, чувствуем, что диалог с Западом должен строиться в каких-то других формах – не как механический перенос придуманного кем-то когда-то решения, а как создание версии, сделанной на наших актеров. Чтобы выходил не  слепок, а новое произведение, куда постановщики вложили свои свежие ощущения. Так стало на премьере «Нормы» Беллини в Новой Опере, сделанной лучшей постановочной командой Европы (режиссеры Йосси Вилер, Серджо Морабито, сценограф Анна Фиброк), где была работа с реальными актерами в реальном времени.

Еще один, и едва ли не главный, аспект проблемы -- потребитель. Опера – не кино, и публика туда идет пока не на имя постановщика, а на товар – известное название или спектакль, который сообщит зрителю актуальную информацию или подтвердит какие-то ожидания. По поводу премьеры «Волшебной флейты» ожидания были разными. Во-первых, горячо любимый, но нерепертуарный в России Моцарт. Во-вторых, особый трепет по отношению к «Флейте», его последнему сочинению, которое не шло в Большом около ста лет. Даже в отсутствие театральных традиций есть некая установка на подтверждение бренда: веселое, загадочное, народное, игровое сочинение, к тому же мировой театральный хит.

Сегодня в мире скопилось огромное количество интерпретаций «Флейты»: от традиционно-нейтральной (Август Эвердинг в Баварской опере, 1978) до эстетской (Йоханнес Шааф в Зальцбурге, 1991), от простодушно-цирковой (Ахим Фрайер в Зальцбурге, 1997) до хулиганско-стебной  (Петер Конвичный в Штутгарте, 2004). В России пока робко проклевывался скромный экспортный вариант, когда на постановку приглашались немцы средней руки, выпускающие нейтральные по смыслу спектакли, наверное, более уместные в перенасыщенном немецкоязычном пространстве – что «Флейта» в Мариинском театре (1993), что в Уфе (2004).

И вот теперь версия Большого, словно начало новой жизни с чистого листа: «Флейту» ставят известные в мире, статусные англичане, из них режиссер Грэм Вик – просто олицетворение качественной европейской режиссуры 1990-х. Вик, который только что выпустил «Флейту» на Зальцбургском фестивале, а в Москве вроде как не повторяется, а делает новый спектакль.

В результате Москва получает может и эксклюзивное, но очень странное зрелище. Его основные знаки мрачны и даже неприятны: черные лимузины, один их которых – катафалк, покрытый цветами, бетонные стены, расписанные граффити, прямоугольная яма на дороге, напоминающая могилу (сценограф Пол Браун). Царица ночи – дама богатая, холеная и недоступная, вылезает из лимузина, Зарастро – мрачный тип в черном фраке во главе похоронной процессии. Извращенное человечество, где уже нормальных людей не обнаружишь, тащится за катафалком или сомнамбулически бредет мимо играющего на флейте Тамино.

Спору нет, «Флейта» – форма открытая, и поставить можно все что угодно: пусть царство света превратится в пустое место, а добро и зло утратят свои признаки, обозначая современный мир с его аморальностью. Суть в другом: было бы внятно и не скучно. Но если с претензией одетые герои ведут себя, как в обычном замшелом оперном спектакле, – бессмысленно разводят во время пения руками, если заявленный прием – дать героев современной улицы, шире – современного города с его блеском и нищетой, извращенцами и простаками – буксует на старте, если в спектакле нет драйва, тогда хочется сказать: пусть будет попроще, потрадиционней, мы с нашим голодом на Моцарта проживем и без черного юмора, тем более, что он совсем не смешной. И потом, мы еще не доросли до эсхатологического ощущения современной цивилизации, у нас пока еще энергии через край и все впереди.

У театра проблемы с публикой быть не должно: название кассовое. Но вот вопрос, для кого создан этот спектакль, повисает в воздухе. Для семейного просмотра вроде не годится – юмор тяжелый и мрачный. Жаждущие сказочной красоты разочаруются: здесь ее нет и в помине. Новой публике, идущей на актуальный театр, станет тоскливо: спектакля как целого нет, сценический текст удручающе провисает. Насмотренные критики начнут недоумевать: Вик, чье имя гарантирует качество, занялся не своим делом, показав по сути беспомощный спектакль. Его уличный театр скучен на корню. Безусловно, мы уважаем режиссера за то, что он не стал двигаться проторенной дорогой, а искал новый способ контакта с другом Моцартом, решая свои творческие задачи. 

Театр тоже решал свои задачи: он приобрел в коллекцию новое имя и восполнил репертуарный пробел, получив на афишу Моцарта. Возможно, что и Вик, и Большой довольны. Ни при чем только публика: кроме живого звучания (дирижер Стюарт Бэдфорд), она получает вместо спектакля эксперименты маститого английского режиссера. Но то, о чем он хотел сказать, по большому счету, нам не интересно. Вик говорит об уставшей и скучной цивилизации, а у нас, напротив, жизнь бьет ключом. В нашей новой реальности это, по большому счету, первая «Флейта», а не 125-я, когда можно и о мрачном. Словом, западный мастер высказался. Теперь нам недоумевать.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:59 Путин не отрицал возможность проведения в России женского ЧМ
20:43 Фонд ОМС попросил из госбюджета более 400 млрд рублей
20:14 Отравившегося в Эймсбери британца выписали из больницы
19:57 Путин допустил возвращение пива на стадионы
19:42 ЦБ смягчит ограничения для потребкредитования
19:10 Кабмин одобрил ускорение выдачи маткапитала
18:53 Туристы потратили в России за время ЧМ-2018 100 млрд рублей
18:49 Оба подозреваемых в убийстве Дениса Тена арестованы
18:37 Семьи и друзья держателей Fan ID получат бесплатные российские визы
18:18 Умерла переводчик Мария Спивак
18:18 Минтруд пообещал россиянам очередные 10 новогодних выходных
18:06 Дума защитила права покупателей товаров в интернете
17:48 Путин поручил учредить медаль ЧМ-2018
17:30 Выходец из Ирана устроил резню в автобусе в Германии
17:26 МОК объявил о готовности к возвращению России
17:12 Экс-начальник столичного главка СКР обжаловал арест
17:04 Возбудитель паратифа С обнаружен в скелете рубежа XII – XIII веков
16:55 CAS дисквалифицировал российского прыгуна за допинг
16:48 Путину не понравился ни один вариант пенсионной реформы
16:35 В Минфине появился департамент по противодействию санкциям
16:20 ВЦИОМ отметил рост рейтинга Путина благодаря ЧМ-2018
16:13 Финляндия подсчитала стоимость саммита Россия-США
15:50 Трамп пригрозил обложить пошлинами весь импорт из Китая
15:44 Ученые вернули парализованным мышам способность ходить
15:22 Грудинин объяснил отказ участвовать в выборах мэра Москвы
15:02 Меркель обвинила Россию в ведении гибридной войны
14:43 ФСБ оценила бурых медведей для контрабандистов
14:19 МИД РФ выразил еще один протест послу Греции
13:47 Кабмин пообещал нарастить расходы на уход за пожилыми в 20 раз
13:44 «Нафтогаз» согласился помириться с «Газпромом» за 12 млрд долларов
13:27 В США демократы реже республиканцев изменяют своим супругам
13:17 Роскачество опровергло главный миф о покупном шашлыке
13:07 Пайсон попросил не упоминать его в связи с делом о госизмене
12:46 ВС запретил обвинять участников несогласованных акций в неповиновении полиции
12:38 СМИ узнали подробности предполагаемого референдума в Донбассе
12:12 «Натали Турс» попала под прокурорскую проверку
12:00 СМИ сообщили подробности дела Марии Бутиной
11:48 Посол РФ в США подтвердил «конкретные предложения» по Донбассу в Хельсинки
11:29 Посол РФ в США обвинил Госдеп в попытках помешать ВТС с другими странами
11:28 Глава разведки США высмеял новость о приглашении Путина в Вашингтон
11:03 Новая организация на основе ОПЕК+ заработает в 2019 году
10:57 Бывший президент Южной Кореи получила еще 8 лет тюрьмы
10:43 СМИ узнали об утечке данных о российском гиперзвуковом оружии
10:39 Microsoft обвинил ГРУ в попытке взлома на американских выборах 2018 года
10:13 Полиция задержала предполагаемого убийцу Тена‍
10:09 Умерла первая жена Владимира Высоцкого
09:56 15 детей из лагеря в ЕАО попали в больницу с отравлением
09:54 СМИ узнали о бегстве подозреваемых в отравлении Скрипалей из Британии‍
09:42 В александрийском саркофаге оказались останки троих человек
09:34 СМИ сообщили о предложении Путина Трампу провести референдум в Донбассе
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.