Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 декабря 2017, понедельник, 12:19
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 октября 2005, 11:18

Срочное прохождение дистанции

В последнее время Большой театр все активней ассимилируется с большим оперным пространством, вставая в ряд  крупнейших оперных домов Европы. Его новая театральная политика – ставка на проверенные режиссерские имена – меняет имидж здания на Театральной. Был театр одного стиля, монументально-репрезентативного: в оперу ходили полюбоваться красотой, которую олицетворяли соборы в натуральную величину, как в знаменитом «Борисе Годунове» 1948 года, державшемся в репертуаре до наших дней. Потом, в 1990-е, так называемом переходном периоде между двумя театральными моделями, театр вообще был без лица. В последние годы Большой позиционирует себя как площадка, открытая для разных театральных моделей.

Превращение главной сцены страны из витрины режима в многопрофильный художественный комбинат по выпуску спектаклей разного стиля – процесс неизбежный и отрадный. Другой аспект – контекст. Хотя мы и занимаемся сегодня срочным прохождением дистанции, которую Европа давно одолела, все же успеваем не только радоваться, но задавать вопросы: а что, собственно, происходит, когда западные постановщики попадают в наше поле? Вот, скажем, явился в Москву Уилсон, которого Европа уже давно переварила, и как ни в чем не бывало переносит к нам руками своих ассистентов «Мадам Баттерфлай», которую поставил впервые в Опера де Пари в 1993-м, а по большому счету – лет тридцать назад, когда нашел свой метод создания спектакля.

Мы хотя и понимаем, что до такого совершенства нам как до луны, все же кожей ощущаем, что время минимализма ушло, что при очевидной оперной периферийности мы вовсе не стоим на месте и с момента наступления свободы в 1991-м изменились. То есть, попросту, чувствуем, что диалог с Западом должен строиться в каких-то других формах – не как механический перенос придуманного кем-то когда-то решения, а как создание версии, сделанной на наших актеров. Чтобы выходил не  слепок, а новое произведение, куда постановщики вложили свои свежие ощущения. Так стало на премьере «Нормы» Беллини в Новой Опере, сделанной лучшей постановочной командой Европы (режиссеры Йосси Вилер, Серджо Морабито, сценограф Анна Фиброк), где была работа с реальными актерами в реальном времени.

Еще один, и едва ли не главный, аспект проблемы -- потребитель. Опера – не кино, и публика туда идет пока не на имя постановщика, а на товар – известное название или спектакль, который сообщит зрителю актуальную информацию или подтвердит какие-то ожидания. По поводу премьеры «Волшебной флейты» ожидания были разными. Во-первых, горячо любимый, но нерепертуарный в России Моцарт. Во-вторых, особый трепет по отношению к «Флейте», его последнему сочинению, которое не шло в Большом около ста лет. Даже в отсутствие театральных традиций есть некая установка на подтверждение бренда: веселое, загадочное, народное, игровое сочинение, к тому же мировой театральный хит.

Сегодня в мире скопилось огромное количество интерпретаций «Флейты»: от традиционно-нейтральной (Август Эвердинг в Баварской опере, 1978) до эстетской (Йоханнес Шааф в Зальцбурге, 1991), от простодушно-цирковой (Ахим Фрайер в Зальцбурге, 1997) до хулиганско-стебной  (Петер Конвичный в Штутгарте, 2004). В России пока робко проклевывался скромный экспортный вариант, когда на постановку приглашались немцы средней руки, выпускающие нейтральные по смыслу спектакли, наверное, более уместные в перенасыщенном немецкоязычном пространстве – что «Флейта» в Мариинском театре (1993), что в Уфе (2004).

И вот теперь версия Большого, словно начало новой жизни с чистого листа: «Флейту» ставят известные в мире, статусные англичане, из них режиссер Грэм Вик – просто олицетворение качественной европейской режиссуры 1990-х. Вик, который только что выпустил «Флейту» на Зальцбургском фестивале, а в Москве вроде как не повторяется, а делает новый спектакль.

В результате Москва получает может и эксклюзивное, но очень странное зрелище. Его основные знаки мрачны и даже неприятны: черные лимузины, один их которых – катафалк, покрытый цветами, бетонные стены, расписанные граффити, прямоугольная яма на дороге, напоминающая могилу (сценограф Пол Браун). Царица ночи – дама богатая, холеная и недоступная, вылезает из лимузина, Зарастро – мрачный тип в черном фраке во главе похоронной процессии. Извращенное человечество, где уже нормальных людей не обнаружишь, тащится за катафалком или сомнамбулически бредет мимо играющего на флейте Тамино.

Спору нет, «Флейта» – форма открытая, и поставить можно все что угодно: пусть царство света превратится в пустое место, а добро и зло утратят свои признаки, обозначая современный мир с его аморальностью. Суть в другом: было бы внятно и не скучно. Но если с претензией одетые герои ведут себя, как в обычном замшелом оперном спектакле, – бессмысленно разводят во время пения руками, если заявленный прием – дать героев современной улицы, шире – современного города с его блеском и нищетой, извращенцами и простаками – буксует на старте, если в спектакле нет драйва, тогда хочется сказать: пусть будет попроще, потрадиционней, мы с нашим голодом на Моцарта проживем и без черного юмора, тем более, что он совсем не смешной. И потом, мы еще не доросли до эсхатологического ощущения современной цивилизации, у нас пока еще энергии через край и все впереди.

У театра проблемы с публикой быть не должно: название кассовое. Но вот вопрос, для кого создан этот спектакль, повисает в воздухе. Для семейного просмотра вроде не годится – юмор тяжелый и мрачный. Жаждущие сказочной красоты разочаруются: здесь ее нет и в помине. Новой публике, идущей на актуальный театр, станет тоскливо: спектакля как целого нет, сценический текст удручающе провисает. Насмотренные критики начнут недоумевать: Вик, чье имя гарантирует качество, занялся не своим делом, показав по сути беспомощный спектакль. Его уличный театр скучен на корню. Безусловно, мы уважаем режиссера за то, что он не стал двигаться проторенной дорогой, а искал новый способ контакта с другом Моцартом, решая свои творческие задачи. 

Театр тоже решал свои задачи: он приобрел в коллекцию новое имя и восполнил репертуарный пробел, получив на афишу Моцарта. Возможно, что и Вик, и Большой довольны. Ни при чем только публика: кроме живого звучания (дирижер Стюарт Бэдфорд), она получает вместо спектакля эксперименты маститого английского режиссера. Но то, о чем он хотел сказать, по большому счету, нам не интересно. Вик говорит об уставшей и скучной цивилизации, а у нас, напротив, жизнь бьет ключом. В нашей новой реальности это, по большому счету, первая «Флейта», а не 125-я, когда можно и о мрачном. Словом, западный мастер высказался. Теперь нам недоумевать.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

12:13 Каддафи-младший решил возглавить Ливию и призвать на помощь ООН
12:02 Россельхознадзор разрешил поставки шпрот из Латвии и Эстонии
11:41 Минфин простит долги предпринимателям
11:21 Саакашвили отказался отвечать на вопросы украинских прокуроров
11:20 Новым «Звездным войнам» не хватило шага до кассового рекорда
10:54 СМИ узнали о возможном выделении 19 трлн рублей на перевооружение армии
10:31 Саакашвили изложил свою версию истории письма к Порошенко
10:29 Власти Рима отменили указ об изгнании Овидия
10:28 США потратят 200 млн долларов на сдерживание России
10:06 Три НПФ продали акции Промсвязьбанка до объявления о его санации
10:02 В Израиле умерла любимая учительница Путина
09:45 Полиция обыскала дом написавшей о слежке за Россией журналистки
09:41 Правозащитники рассказали о просьбах Улюкаева в СИЗО
09:26 Еще одна биржа в США начала торговать фьючерсами на биткоины
09:15 На Дальнем Востоке появится новая армия
09:05 Депутаты ГД предложили штрафовать стритрейсеров на миллион рублей
08:45 Посол РФ в США в Вашингтоне встретится с замгоссекретаря
08:22 60 нацгвардейцев пострадали при столкновении со сторонниками Саакашвили
08:07 В ЦРУ отказались обсуждать помощь в предотвращении теракта в Петербурге
07:50 18 декабря официально началась президентская кампания
17.12 21:00 Президент Финляндии ответил на информацию о слежке за военными РФ
17.12 20:27 Компания Ковальчука претендует на крымский завод шампанского «Новый свет»
17.12 20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
17.12 19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
17.12 19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
17.12 18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
17.12 18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
17.12 17:25 Между сторонниками Саакашвили и полицией произошли столкновения
17.12 16:47 Прокуратура впервые запросила пожизненный срок для торговца наркотиками
17.12 16:24 Курс биткоина превысил 20 тысяч долларов
17.12 16:16 Спортсменам РФ разрешили использовать два цвета флага на Олимпиаде
17.12 15:13 В Госдуме назвали неожиданностью слежку Финляндии за Россией
17.12 14:54 Скончался Георгий Натансон
17.12 14:15 В Крыму работы на трассе «Таврида» привели к перебоям с интернетом
17.12 13:44 В Москве снова побит температурный рекорд
17.12 13:15 СМИ сообщили об убийстве плененного ИГ казака
17.12 12:39 Губернатор Подмосковья пообещал избавить жителей региона от вони в начале года
17.12 12:07 Правительство Австрии поддержало смягчение санкций против РФ
17.12 11:35 Глава МИД Великобритании не увидел фактов влияния РФ на Brexit
17.12 11:15 СМИ рассказали о затрате Пентагоном 20 млн долларов на изучение НЛО
17.12 10:52 В Финляндии возбуждено дело после публикации данных о контроле разведки над интернетом
17.12 10:20 Представители Трампа обвинили спецпрокурора по РФ в незаконном получении документов
17.12 09:53 Завершилось голосование по названию моста в Крым
17.12 09:34 В Москве побит абсолютный температурный рекорд с 1879 года
17.12 09:24 Источник рассказал о переносе с Байконура пилотируемых пусков
17.12 09:12 В Дагестане силовики вступили в бой с боевиками
16.12 22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
16.12 21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
16.12 19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
16.12 19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.