Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
19 июля 2018, четверг, 18:49
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

12 октября 2005, 09:40

К столетию Высочайшего Манифеста

Введение

100 лет назад, 17 октября 1905 года (по старому стилю), Николай II утвердил знаменитый “Всеподданнейший доклад Статс-Секретаря Графа Витте”, в котором содержалась оценка политической ситуации (“неслыханной смуты”) в империи, а также перечень неотложных (при том, сугубо либеральных) мер по ее стабилизации (“восстановлению тишины и мира на родной земле”).

В тот же день государь утвердил Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка, в котором была осуществлена PR-упаковка представленных предложений, к сожалению, как это всегда случается, с существенными ухудшениями первоначального проекта.

Еще через двое суток был подписан указ о реформировании Совета министров, во главе которого был поставлен С.Ю. Витте.

Так что юбилейный повод налицо.

В заметках, первая из которых предлагается сегодня вниманию читателей, я попытался изложить взгляд просвещенного обывателя-неисторика на некоторые обстоятельства событий столетней давности, а также некоторые актуальные последствия оных.

Часть первая. О режиме труда и отдыха локомотивных бригад

Читателям-неисторикам, во всяком случае, старшему поколению читателей, в связи с упоминанием Высочайшего Манифеста вспомнится разве что частушка, вошедшая в советские учебники:

“Царь испугался, издал манифест:

Мертвым свобода, живых под арест”.

Даже при самом нейтралистском подходе к истории следует констатировать, что вторая строка частушки – чистейшей воды оппозиционный контр-PR, к тому же совершенно лживый. А вот испуг властей предержащих, как и все основания для оного, похоже, действительно имели место.

Министр внутренних дел доносил о наличии бастующих в количестве до 2 млн человек нарастающим итогом с начала года. С января по октябрь 1905 года министром был А.Г. Булыгин. Граф С.Ю. Витте напишет позже в своих воспоминаниях: “Это был честный, прямой и благородный человек, бывший отличным губернатором, затем помощником московского генерал-губернатора и назначенный министром внутренних дел вопреки своему желанию только потому, что петербургский генерал-губернатор, а затем товарищ министра внутренних дел Трепов пожелал, чтобы министром был Булыгин, с которым он служил в Москве”.

Витте имел в виду не Ф.Ф. Трепова, в которого стреляла Вера Зусулич, а его сына Д.Ф. Трепова, назначенного в январе 1905 года генерал-губернатором Петербурга с диктаторскими полномочиями и прославившегося знаменитым приказом: “Холостых залпов не давать, патронов не жалеть!” Впрочем, по отзывам современников, Дмитрий Федорович был человеком вполне либерально настроенным (сторонник создания Госдумы, автономии высших учебных заведений, щадящего рабочего законодательства), хотя и недалеким.

Впервые Витте услышал фамилию Дмитрия Федоровича еще в 1896 году, на похоронах Александра III. Когда траурная процессия поравнялась со строем солдат, ротмистр скомандовал: “Смирно! Голову направо! Смотри веселей!” "Кто этот идиот?" – спросил Витте. – "Ротмистр Трепов".

Военный министр, им был генерал А.Ф. Редигер, “всеподданнейше докладывал” о “ненадежном состоянии армии”. Незадолго до подписания Манифеста он сменил на министерском посту генерала В.В. Сахарова, ветерана Русско-турецкой войны и многолетнего начальника генштаба; в ноябре 1905 года Виктор Викторович погибнет от пули террористки-революционерки в Саратове, будучи направленным в помощь губернатору П.А. Столыпину для подавления волнений, “возобновившихся с невиданной силой”.

Александр Федорович Редигер, как и его предшественник в должности, был не только боевым генералом, но и военным теоретиком – автором множества военно-научных трудов и планов проведения военных реформ. Участник войны 1877 года, он с 1882 по 1884 г. служил в Болгарии товарищем военного министра и управляющим военным министерством. Перед занятием министерского поста на родине являлся начальником канцелярии военного министерства и заслуженным профессором Николаевской академии Генерального штаба. В лукавстве или, тем паче, в трусости замечен не был; так что, докладывая о ненадежности армии, он не сеял панику и не сгущал красок.

Оба сменивших другу друга за 1905 год министра путей сообщения столь же “всеподданнейше” докладывали “о прерывании железнодорожного сообщения”. Им, так же как и их военным коллегам, сгущать краски нужды не было.

Вот что писал “крокодил мировых революций”, а также их будущий коллега по руководству МПС Лев Троцкий: “Десятого (октября – М.А.) замерли почти все дороги, примыкающие к Москве, в том числе Николаевская до Твери, - и Москва совершенно затерялась в центре необъятной территории. Последняя дорога Московского узла, Савеловская, забастовала 16-го. … Утром 12-го с полным единодушием было проведено прекращение работ во всем петербургском узле. Одна Финляндская линия работала, поджидая революционной мобилизации всей Финляндии, - она встала только четыре дня спустя, 16-го. Тринадцатого октября забастовка достигла Ревеля, Либавы, Риги и Бреста. Прекращены работы на ст. Пермь. Остановлено движение на части Ташкентской дороги. Четырнадцатого забастовали Брестский узел, Закавказская дорога и станции Асхабад и Новая Бухара на Средне-Азиатской ж. д. В этот же день забастовка открылась на Сибирском пути; начав с Читы и Иркутска и передвигаясь с востока на запад, она 17 октября докатилась до Челябинска и Кургана. 15 октября стала ст. Баку, 17-го забастовала ст. Одесса. …” (“Стачка в октябре”, 1905 г.)

К моменту принятия манифеста министром был К.С. Немешаев, только что, в середине октября, переведенный в столицу с должности начальника Юго-Западной железной дороги. Он сменил на этом посту легендарного транспортника князя М.И. Хилкова, уволенного за попытку самостоятельных переговоров с забастовщиками или, по другой версии, подавшего в отставку после неудачных переговоров с оными.

По причинам профессионального свойства не удержусь от удовольствия рассказать читателю о том, какое место занимает Михаил Иванович Хилков в истории российского транспорта. Вот его биография в самом кратком очерке.

Родился в 1834 г.; по окончании курса в пажеском корпусе служил в лейб-гвардии егерском полку. В 1860 г. предпринял вместе с молодой женой путешествие по Европе и Америке, затем служил мировым посредником. В 1864 г. снова уехал за океан, уже один; поступив на службу в англо-американскую компанию по сооружению Трансатлантической железной дороги в Южной Америке. Там он “прошел трудовой путь” от простого рабочего - трассового лесоруба, затем кочегара - до начальника службы подвижного состава и тяги. Около года проработал слесарем на паровозном заводе в Ливерпуле.

Вернувшись в Россию, служил “начальником тракции” на Курско-Киевской, а затем на Московско-Рязанской железной дороге.

В 1880 г. был вызван генералом М.Н. Анненковым, начальником военных сообщений Закаспийского края, для заведования постройкой железнодорожной ветки от Михайловского залива до Кизил-Арвата протяженностью 230 км, необходимой для предстоящей экспедиции генерала Скобелева в Ахал-Текинский оазис (замечу с грустью, что наш достойнейший соотечественник заложил основу железнодорожного сообщения между столицей независимого Узбекистана - Ташкентом - и городом Туркменбаши (бывш. Красноводск) столь же независимого Туркменистана).

В 1882 году М.И.Хилков занял в Болгарии пост управляющего Министерством общественных работ, путей сообщения, торговли и земледелия. В 1885 году возвратился в Россию, вновь поступив на Закаспийскую железную дорогу. Начиная с 1892 года последовательно руководил шестью различным железными дорогами – от Привислянской до Оренбургской.

С января 1895 по октябрь 1905 года М.И. Хилков - Министр путей сообщения.

Князь М.И. Хилков занимает выдающееся место в истории не только железнодорожного, но и автомобильного транспорта. В сентябре 1896 года он утвердил один из первых нормативных документов в истории мировой автомобилизации “О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах”.

Был он человеком скурпулезно честным и порядочным. На 10 лет его министерской карьеры пришлась эпоха масштабного железнодорожного строительства, протяженность сети удвоилась. В части “откатов” и “распилов” нравы были подстать нынешним: на государственных строительных подрядах делались состояния. При всем при том, будучи реальным единоначальником огромной отрасли (никаких тебе согласований в аппарате Правительства, в транспортном отделе ЦК или в Администрации Президента!), Михаил Иванович, по свидетельству родственников, оставил семье после ухода с должности “то самое состояние, которое имел, когда работал в Америке дровосеком”.

Был прост в обращении с подчиненными и начисто лишен сановного чванства; уделял исключительное внимание развитию общего и профессионального образования работников отрасли; был избран почетным гражданином 15 городов Российской Империи.

Имеются свидетельства современников о том, что 72-летний князь, пробравшись в октябре 1905 года на собственный страх и риск в эпицентр стачки - московский железнодорожный узел - и будучи квалифицированным машинистом, вывел паровоз из депо, пытаясь личным примером склонить революционные массы железнодорожников к возобновлению работы. Передовые пролетарии посмеялись над стариковским чудачеством…

Итак, высшие чиновники разной степени компетенции, но все вполне преданные престолу, докладывают: народ бастует, пути сообщения, а вместе с ними хозяйственная жизнь, парализованы, армия ненадежна.

Фактически о том же самом говорят вожди бунтовщиков: “Всюду замирает промышленная, а во многих местах и торговая жизнь. Учебные заведения закрываются. К стачке пролетариата присоединяются “союзы” интеллигенции. Присяжные заседатели во многих случаях отказываются судить, адвокаты - защищать, врачи - лечить. Мировые судьи закрывают свои камеры…

Полной и безусловной уверенности в армии не было: на митингах появились солдаты; ораторы-офицеры уверяли, что треть армии “с народом”. Забастовка железных дорог создавала к тому же непреодолимые препятствия делу военных усмирений. И, наконец, - европейская биржа. Она поняла, что имеет дело с революцией, и заявила, что не хочет этого долее терпеть. Она требует порядка и конституционных гарантий” (Троцкий Л. Стачка в октябре).

Сто лет спустя трудно себе представить, что все эти 2000000 забастовщиков, включая 750000 бастующих железнодорожников, парализовавших всю национальную экономику, требовали всего-то-навсего “8-часового рабочего дня, амнистии, демократических свобод и созыва Учредительного собрания”.

С этих злосчастных восьми часов я и начну. Здесь во всем виноват Иван Михайлович Сеченов, опубликовавший в 1895 году знаменитую работу “Физиологические критерии для установки длительности рабочего дня”.

Медики говорят, что он обнаружил в рабочем цикле сердечной мышцы три фазы: сокращение, расслабление и отсутствие реакции на раздражитель. На основе этого медицинского факта можно было бы изобрести трехтактный двигатель или, на худой конец, светофор. Никому хуже бы не стало. К сожалению, великий физиолог сделал вместо этого далеко идущий вывод, имевший скверные политические последствия. Он предположил, что суточный цикл человека тоже должен состоять из трех частей, из которых 8 часов должен занимать сон, 8 часов - работа, а еще 8 часов – активный отдых.

110 лет спустя очень трудно понять, почему эта сугубо абстрактная и логически слабо мотивированная гипотеза в такой степени взволновала паровозных машинистов, задавших тон в боевом профсоюзе и стачечном комитете железнодорожников.

Суть дела в том, что при любом трудовом законодательстве 8-часовая норма рабочего дня не распространяется на операторов транспортных средств – машинистов, летчиков, водителей автобусов и трамваев, etc.

В частности, в настоящее время действует приказ МПС России, подписанный незадолго до ликвидации этого министерства. Документ называется “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов” (от 05.03.2004 №7).

“Положением” предусмотрено, что продолжительность непрерывной работы для данной категории тружеников не может превышать 12 часов. Это обстоятельство связано не со злой волей железнодорожного (или иного транспортного) начальства, но с объективными условиями привязки режимов работы локомотивных бригад к графикам движения поездов. Более того, с учетом времени сдачи и приемки локомотива, фактическая продолжительность рабочей смены локомотивной бригады составляет много больше формально установленных 12 часов.

Так что даже сегодня, через 100 лет после октябрьской стачки, ни о каком 8-часовом рабочем дне для работников локомотивных бригад речи не идет и идти не может.

Тем более, это требование было чистейшей политической демагогией в 1905 году. Это обстоятельство прекрасно понимали, в частности, оба причастных к проблеме ветерана железнодорожного транспорта: и князь Хилков, и граф Витте.

Кстати, ни во “Всеподданнейшем докладе”, ни в “Высочайшем Манифесте” выполнение этого требования народных масс предусмотрено не было. Ну, не мог граф Витте “пересмотреть аксиомы арифметики” даже “в интересах рабочего класса”.

Думаю, что невозможность остановить железнодорожный состав посреди пути в связи с окончанием сеченовской 8-часовой фазы у паровозного машиниста хорошо понимали также и лидеры октябрьской стачки.

Получается, что единственное хотя бы по форме реальное, тред-юнионистское требование, вошедшее в программу грандиозной рабочей стачки, исходно являлось полной чушью в глазах компетентных представителей обеих сторон острейшего политического конфликта.

Тогда в чем, собственно, была содержательная платформа этого конфликта?

Я постараюсь ответить на этот вопрос в следующих частях своих заметок. Здесь же напомню дальнейшую судьбу всех этих “агитаторов, горланов, главарей”, прогнавших в октябре 1905 года князя Хилкова из депо “Москва-Сортировочная”. Через несколько лет они организуют легендарный ВИКЖЕЛЬ, сыграют ключевую роль в обеих следующих революциях, немедленно войдут в жесткую конфронтацию с большевиками, требуя “повесить провокатора - Ленина”, а вскоре уйдут в небытие в числе самых первых жертв коммунистического террора, или, если угодно, наведения пролетарской дисциплины на железных дорогах.

Новые руководители отрасли (Красин, Троцкий, Дзержинский…) будут разговаривать с профсоюзниками по-другому: “Союз железнодорожников нужно перевоспитать, дисциплинировать, укрепить, … выкинуть всю шваль, покарать злостных саботажников” (Троцкий Л. Доклад на IX съезде РКП(б), 1920 г.).

Низкорослый лесок по пути в Бузулук,
весь похожий на пыльную армию леших -
конных, моторизованных, пеших -
и застывших, как будто в преддверии разлук.
Их седой командир, весь в коросте и рвани,
пишет письма домой на глухом барабане.
Позабыв все слова, он марает листы.
Истрепались знамена, карманы пусты,
ординарец - безумен, денщик - безобразен.
Как пейзаж поражения однообразен.
(Б.Ш.Окуджава)

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

18:21 Путин разрешил кабмину повышать пошлины на экспорт бензина на 90%
17:56 За время ЧМ-2018 иностранцы оформили tax free почти на 1 млрд рублей
17:48 Древний змееныш был найден в янтаре
17:48 Дуров впервые попал в рейтинг Fortune самых влиятельных людей до 40 лет
17:25 Минобороны отчиталось об испытаниях новых видов оружия
17:00 Экс-замглавком ВВ МВД получил шесть лет колонии по делу о взятке
16:33 ЦБ РФ получил право обыскивать банки без предупреждения
16:22 МВД Британии опровергло идентификацию отравителей Скрипалей
15:58 Призер Олимпиады-2014 умер от ножевого ранения в Казахстане
15:53 ВС Испании отозвал ордер на арест Пучдемона
15:37 Адреналин помогает при остановке сердца и вредит мозгу
15:18 Российский магазин AliExpess запускает доставку день в день
14:53 Обвинение попросило для экс-замначальника УСБ СКР шесть лет строгача
14:36 ЦБ подтвердил ускорение роста цен из-за ЧМ-2018
14:32 Фанаты ЧМ-2018 украли подстаканники и белье РЖД на 1 млн рублей
14:00 Минтруд не нашел денег на индексацию пенсий работающим пенсионерам
13:44 ЦБ подтвердил выявление фальшивых двухтысячных купюр
13:28 Россия вышлет греческих дипломатов
13:08 Дума одобрила пенсионную реформу в первом чтении
13:01 Собянин выбрал фабрику мороженого для первой встречи с избирателями
12:56 МОК включил в Олимпиаду-2022 семь новых дисциплин
12:30 ФСБ объяснила запрет иностранных судов для рыболовов
12:20 Израиль официально стал еврейским государством
11:49 BlaBlaCar убедил Минтранс узаконить карпулинг в России
11:49 Ученые исследуют распространение тепла в сверхчистых кристаллах
11:37 Дума продлила срок приема поправок к пенсионной реформе
11:23 Путин учредил звание «Заслуженный журналист РФ»
11:16 РФ подготовит санкции против сотен украинских граждан и компаний
11:02 Обсуждение пенсионной реформы в Думе началось под акцию протеста
10:44 Экс-глава МЧС Кузбасса пытался уничтожить улики по делу «Зимней вишни»
10:32 Арестованной в США россиянке Бутиной отказали в выходе под залог
10:20 Трамп объявил Путина ответственным за вмешательство в выборы в США
10:06 СМИ узнали об идентификации отравителей Скрипаля
10:00 Армрестлер из России завоевал золотые медали на Кубке мира в Хорватии
09:54 Минпромторг решил запретить называть «нестандартную» продукцию по ГОСТу
09:39 В ТК РФ может появиться новая статья об увольнении сотрудников
09:26 Минфин РФ составил план систематизации ответных санкций
18.07 21:38 В Конгресс США внесен проект санкций к «Северному потоку — 2»
18.07 21:16 Трамп назвал себя самым жестким к России президентом США
18.07 20:36 Путин лично поблагодарил Мутко за организацию ЧМ-2018
18.07 20:18 СМИ узнали о дополнении санкционного списка ЕС по Украине
18.07 20:01 В столичном метро поставили привязанные к «Тройке» туалеты
18.07 19:44 В Думе опровергли намерение ввести спецналоги для майнеров и криптотрейдеров
18.07 19:17 В Москве сняли дорожные ограничения к ЧМ-2018
18.07 18:50 МИД РФ опроверг слухи о намерении блокировать переименование Македонии
18.07 18:30 Глава МЭР заявил о растущей роли счастья в экономике
18.07 18:14 «Нафтогаз» изъявил готовность к мировому соглашению с «Газпромом»
18.07 18:09 Путин сменил состав президиума Госсовета
18.07 17:56 В Австралии открыт новый вид ядовитых змей
18.07 17:50 Экипажу «Норда» разрешили покинуть Украину
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.