28 марта 2024, четверг, 23:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 октября 2005, 09:33

Ре-анимация

Поводов поговорить про дистрибуцию отечественных мультфильмов в году бывает ровно два – зимний суздальский анимационный фестиваль, где показывают все российские мультфильмы, созданные за последний год, и  осенний международный «Крок», который проводят совместно Россия и Украина. Ну и, конечно, когда кто-нибудь из наших возьмет приз на знаменитом фестивале, публика начинает волноваться: кто такой? почему нам раньше не показывали?
Один из таких поводов случился недавно: закончился XII «Крок» - фестиваль, проходящий на теплоходе, который плывет то по украинским водам, то по российским, почти круглосуточно показывая мультфильмы. Понятное дело, на теплоходе народу помещается немного, так что зрителями всего этого роскошества становятся только режиссеры, художники и продюсеры, связанные с анимацией.

Крок – фестиваль профессиональный. Именно это обстоятельство больше всего обижает тех, кто любит мультфильмы, и на каждой пресс-конференции организаторы фестиваля слышат раздраженные реплики, что коли программу «Крока» не видят зрители, значит, он и сам никому не нужен. Аниматоры обычно на это так же обиженно отвечают, что претензии надо высказывать по другому адресу: мол, наше дело – снимать мультфильмы, а продвижение и дистрибуция – занятие совсем других людей, и если, мол, вам интересно, почему наши фильмы не показывают по телевизору, то вы на телевидение и обращайтесь.

Авторская анимация во всем мире – вещь сугубо фестивальная, не стоит думать, что где-то за границей ее с утра до вечера крутят по телевизору. Разумеется, никто этому особенно не радуется (всякий автор хотел бы, чтобы его кино увидели), но ни от кого, кроме наших соотечественников, не услышишь гневно-обличительных тирад по этому поводу. Все уже привыкли к тому, что коли берешься делать что-то штучное, лично тебе интересное, – будь готов принять на себя и все сопутствующие проблемы, в частности, сам занимайся дистрибуцией: хоть договаривайся с телевидением, хоть выпускай и продвигай диски, хоть выкладывай в Интернет. Не хочешь – иди на студию, где клепают сериалы. 

Зарубежные участники «Крока» рассказывали об этих проблемах примерно одно и то же, и знаменитый голландец Геррит Ван Дейк даже впадал в раздражение: «Да перестаньте говорить о дистрибуции, тут у всех все одинаково, поговорим лучше об искусстве!». Молодой итальянец Симоне Масси (взявший на фестивале приз за лучший фильм в номинации до 5 минут) иронизировал над телевидением, которое готово показывать его фильмы, но только бесплатно. О том же рассказывала весьма известная американка Джоанна Пристли: «Телевидение считает, что если оно покажет мои фильмы, то это честь для меня, а я так не считаю и не собираюсь отдавать их даром. Ведь деньги на него я находила сама. У нас, правда, можно получить грант на анимационный фильм, но совсем маленький – порядка тысячи долларов». О грантах говорил и португалец Фернандо Галрито, но в его стране, если государство (в лице Министерства культуры) дало деньги на фильм, то телевидение обязано показать его шесть раз за два года. Такому положению дел, я полагаю, завидовали отечественные режиссеры. Ведь у нас на минкультовские деньги делается практически 100 процентов отечественной анимации (за исключением заказной), но потом ни судьба, ни качество фильмов, снятых за его деньги, государство совершенно не интересует, и ленты, в лучшем случае показанные на фестивалях, так и остаются лежать в архивах студий. 

В отличие от западных, наши режиссеры, когда фильм уже сделан, больше думают о том, чтобы его увидели, чем о том, чтобы получить за него деньги. Один из самых знаменитых наших аниматоров, увенчанный всевозможными премиями Иван Максимов, и вовсе говорит, что был бы рад, если бы его фильмы пираты продавали на каждом шагу: «Не жду я от этого денег, лишь бы люди смотрели». Оттого он не испугался и выложил свое кино на Rambler-Vision, где его бесплатно может посмотреть каждый желающий. Гаяне Матевосян из Узбекистана рассказала, что ее дебютный фильм «Маленькая пери» уже несколько раз показывали по ТВ. Как он туда попал, никто не знает, да и не интересуется – наверное, кто-то из знакомых отдал. Разумеется, в таком случае речь о деньгах не идет. Но большие студии, раскручивающие коммерческие проекты, разумеется, не так беспечны.

Давайте разберемся – чем зарабатывают студии во всем мире? До недавнего времени, если не считать заказы на рекламу, - только сериалами, поскольку именно на регулярный показ мультфильмов ориентировано телевидение. Каналы любят покупать мультсериалы пакетами по 52 штуки (еженедельный показ в течение года) и специально телевизионного формата – по 26 минут (это полчаса показа с рекламой) или, соответственно, более мелкими кусочками: 13 минут, 6 и так далее, они удобно ложатся в сетку вещания. Отечественная анимация к съемкам таких больших циклов мало приспособлена – для этого нужно сложное налаженное производство, работающее, как завод. Вторая проблема состоит в том, что наше телевидение не хочет платить за съемку отечественного сериала полную цену: ему выгоднее покупать старые зарубежные по бросовой цене. Александр Татарский рассказывает, что в начале 90-х состоял в Совете по покупке анимационных сериалов при первом канале: «Мы совсем уж дряни старались не покупать, но брали фильмы десятилетней давности по цене 20 долларов минута (при том, что стоимость их изготовления около 1000 долларов за минуту)».

Сегодня отечественная анимация постепенно собирает силы для изготовления мультсериалов. Например, над малышовым циклом «Смешарики» работает целая специально созданная студия «Петербург». Но самый амбициозный сериальный проект (он взял особенно много призов на нынешнем «Кроке») затеяла студия «Пилот». Здесь решили сделать сказочный цикл в телевизионном формате (по 13 минут), но по законам авторского кино: каждую сказку из «Горы самоцветов» снимает другой режиссер (причем участвуют в этой работе лучшие силы постсоветского пространства), нет никаких повторяющихся героев и даже техника, в которой сделаны фильмы, – разная (есть и рисунок, и куклы, и трехмерная компьютерная анимация). Объединяет все картины в единый сериал лишь однотипная пластилиновая заставка, рассказывающая о народе, сочинившем эту сказку (речь идет только о национальностях, живущих в России). И только теперь, когда число готовых фильмов приближается к тридцати, проектом, который очень рассчитывал на свою конъюнктурную политическую составляющую, заинтересовалось телевидение. Правда, покупать новые фильмы оно будет по цене, далекой от реальных затрат на съемки, но хотя бы не по бросовой. И есть надежда, что в следующем году мы на одном из главных государственных каналов  увидим фильмы из пилотовской «Горы самоцветов».

Второе активно развивающееся коммерческое направление – это анимационное полнометражное кино. Во всем мире за последние два-три года именно полный метр собирает главные деньги. Как только мода на него началась, длинные фильмы начали создавать и у нас, но поначалу сил явно не хватало, и результаты имели плачевный вид. Сегодня главные успехи в области полнометражных мультфильмов делает питерская студия «Мельница», выпустившая не так давно совершенно диснеевского «Карлика Носа». А за ним – уже вполне приличного «Алешу Поповича и Тугарина Змея», который очень хорошо прошел в прокате (не последнюю роль сыграло, что одним из его продюсеров стал Сергей Сельянов) и вовсю продается на пиратском рынке, что ясно свидетельствует о его успешности.

На «Кроке» разговоров о полном метре было много: лучшие в мире артхаусные студии - французская «Фолимаж» и британская «Аардман анимэйшн», показывавшие на фестивале свои ретроспективы, - стали делать длинное кино и возлагают на него большие надежды. А пока даже такая студия, как «Аардман», имеющая множество Оскаров и прочих призов (в частности, за фильмы про Уоллеса и Громита), выживает прежде всего за счет заказов на рекламу.

Символично, что фильм «Район!», получивший на «Кроке» приз в номинации «полный метр», молодые венгерские аниматоры сделали, собрав деньги маленькими кусочками, – гранты, частные пожертвования, вложения разных фирм и фондов. А картина оказалась очень успешной и собрала куда больше зрителей, чем рассчитывали создатели.

Теперь даже «Пилот» зашевелился, и Татарский уже рассказывает, что задумал сам снимать полнометражное кино – ретро-детектив с музыкой. И, размышляя о том, что такое дорогое кино без международного проката не окупится, говорит, что в его планах найти себе иностранного соавтора сценария, сопродюсера, разработчика диалогов, композитора и обязательно звать на озвучание известных западных актеров (даже если они съедят львиную долю бюджета).

А пока первыми вкушают плоды всех коммерческих усилий наших студий, разумеется, пираты. И «Алеша Попович» продавался на каждом лотке на Горбушке чуть ли не до начала проката, и «Гора самоцветов», которую так конспирировали, что даже авторам не давали копий, продается там же. Впрочем, и отечественное авторское кино теперь можно купить. Причем даже не у пиратов – для этого спрос маловат, новое поколение аниматоров ведь мало кто знает. Зато лицензионные кассеты и диски с постсоветскими фильмами наших главных анимационных студий выпускает фирма «Мастер Тейп». Очень советую.

Кадр из мультфильма Андрея Кузнецова "Как обманули змея"

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.