28 марта 2024, четверг, 17:48
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 октября 2005, 09:39

Цена культуры

В Москве в рамках программы совета Европы «Мосты к новым партнерствам в культуре» открылся первый Московский международный форум «Культура Plus». Его главная тема –взаимодействие культуры, бизнеса и политики; основная цель – обозначение новых тенденций и стратегий развития общества, основанных на использовании творческого потенциала и ресурсов культуры.

«Культура Plus» -- плод совместной работы российского Института культурной политики, Совета Европы и еще нескольких организаций, чья деятельность лежит на стыке культуры и бизнеса. Например, в области культурного менеджмента (Ассоциация менеджеров культуры, британское агентство «Arts and Business»), развития городской среды и культурной политики (Институт экономики города, Комитет по культуре города Москвы, Центр культурных инициатив Московской области). Открывшийся форум – это отчасти подведение итогов официальной трехлетней партнерской обучающей и исследовательской программы ИКП, Совета Европы и министерства культуры РФ «Культура и экономика». Основной задачей программы было продвижение в России западной идеи фандрайзинга или, иначе говоря, привлечения в культуру негосударственных средств. В то же время, уже само выбранное место проведения – конференционное пространство совсем недавно открывшегося (официально – с 22 октября 2005 года) Центра дизайна Artplay – а также программа мероприятия и его атмосфера ощутимо указывают на то, что речь идет о чем-то гораздо большем, чем просто внедрение в отечественную культурную практику неких западных бизнес-моделей или создания на их основе своих собственных. А именно, о некоторой новой модели, по которой культура вписывается в современное общество.

Новизна этого пути, движение по которому идет не более пары десятилетий и носит пока еще характер очень хаотичный, плохо структурированный и практически совершенно неотрефлексированный – в довольно непривычных для нас (особенно в России) обоснованиях мотивов  существования культуры. Речь идет о ее взаимодействия с другими областями жизни человека и государства, в первую очередь с политикой и бизнесом. На мой взгляд, это, скорее, именно новая практика, а не только уже хорошо и давно знакомые явления – такие, как использование культуры как ширмы для политики или идеологии, туманные разговоры об «общечеловеческих ценностях» или так называемое «распиливание бюджетных денег» большими культурными колективами. Эта модель противостоит трем другим – «меценатству» традиционалистского общества (вроде вкладывания денег в культуру ренессансными государями), привычной постпозитивистской схеме противопоставления «голодный художник- сытые буржуа»,  и возникшему совсем недавно, но уже практически исчерпавшему себя беззубому и прекраснодушному «мультикультурализму». И главным словом, ее описывающим, могло бы стать «партнерство».

Именно о последнем речь шла на двух первых событиях Форума – презентации книги Эндрю Мак-Илроя «Культура и бизнес: путеводитель по фандрайзенгу» и последовавшему за ним круглому столу «Культура плюс бизнес: европейское измерение», на котором директор организации «Arts and Business» Колин Твиди и его коллеги рассказывали о британском опыте поиска средств на культуру. Путь этого агентства – от маленького бюро, созданного на собственные деньги двумя сотрудниками в 1976 году, до крупнейшей организации-монополиста, посредника в области взаимодействия на самом высоком уровне культуры, бизнеса и государства (агентства со 120 сотрудниками, 17 офисами и 75-процентной господдержкой, предложенной самим государством) – здесь весьма показателен. По мнению Эндрю Мак-Илроя, британский и вообще европейский опыт мог бы быть необычайно ценным для России – гораздо более важным, чем, скажем, опыт Америки.

В отличие от Америки, в которой поддержка бизнесом культуры ощущается как моральный долг делового человека перед обществом, во многих европейских странах традиционно сильна государственная поддержка искусства, которая в данный момент сильно сокращается, а сотрудничество культурных областей и бизнеса строится, скорее, на маркетинговой, а не морально-нравственной модели. Цель «Arts and Business» -- избавить деятелей культуры от позиции просящего милостыню, научить их сохранять творческую свободу, одновременно показывая бизнесу (и особенно его конкретным представителям), в чем именно состоит преимущество финансирования культуры для конкретных компаний (от узнавания широкой публикой того или иного бренда до налоговых льгот, некоторые из которых агентство «пробило» через правительство). Речь здесь, понятно, идет не о банальном продакт-плейсменте (когда герой на экране курит сигареты определенной марки или ездит на той или иной шикарной машине), а о чем-то куда более глобальном -- внедрении идеи о том, что культура не является прекраснодушными мечтаниями или довеском к общественной жизни. В итоге, по мнению участников круглого стола, искусство и бизнес не просто становятся «двуязычными», но возникает новый симбиоз культуры и бизнеса: культура становится более жизнеспособной, более вписанной в общественные процессы и за них отвечающей, а бизнес – более креативным. Поэтому Мак-Илрой и его коллеги советуют забыть слова «меценатство» и «спонсорство» - и употреблять слово «партнерство»

Вторая половина первого дня Форума, во время которой происходила презентация на русском языке книги «Креативный город» Чарльза Лэндри, могла бы служить еще одним примером подобных тенденций – но, к сожалению, им не стала. Лекция автора книги была посвящена роли творчества и культуры в возрождении городов и, к сожалению, больше напоминала оптимистичный детский альбом с картинками (выступление сопровождалось слайд-показом), в котором говорится о прекрасном новом мире, но не приводится ни одного доказательства возможности его построения. Спору нет, со словами о том, что генеральные планы городов должны делать их в первую очередь приятным для жизни, а культура может быть средством гармонизации и борьбы со все увеличивающейся скоростью жизни и фрагментарностью информации, согласится любой (и, к слову сказать, на этот счет еще десять лет назад вышла куда более аргументированная книга Хайнера Мюльмана «Природа культуры»). Однако приведенные примеры «креативных городов» особого доверия не вызывали – скажем, тот же Берлин, хотя и город необычайно творческий, в последнее десятилетие, как известно,  испытывает колоссальные трудности финансового характера, являясь фактически банкротом, что не может не сказаться на качестве жизни и депрессивных настроениях его жителей.

Нынешний московский форум – отнюдь не единственная попытка осмысления новой, цементирующей и интгерационной роли культуры в современом мире. О возникновении непривычного явления свидетельствуют, например, спорадически появляющиеся общеевропейские программы, вроде существующей с 1985 года крупнейшей европейской инициативы в области культуры «Культурная столицы Европы», в которую государства-члены ЕС каждый год вбухивают десятки миллионов евро. Другое свидетельство – все увеличивающееся количество проводящихся по всей Европе мероприятий, подобных нынешнему форуму: только в этом году мне пришлось участвовать в нескольких из них, скажем, той же «European cultural capital» в ирландском Корке, совместной программе Минского и Вильнюсского Европейского универистетов по визуальности, мультикультурализму и культурной идентичности и отечественном форуме «Партнеры программы Культурная столица Поволжья».

Впрочем, о положительных и отрицательных сторонах новых тенденций в культурной политике (скажем, о срастании культуры и бизнеса с точки зрения свободы художника) говорить стоит отдельно. Безусловно также и то, что включенность Москвы в эти процессы, количество культуртреггеров по всей России и осмысленность происходящего пока довольно невелики.

Для меня лично, при говорившихся с трибуны словах о важности для популяризации программы постоянного общения с прессой, показательным был отказ директора Института культурной политики Михаила Гнедовского, к которому я дважды обращалась с просьбой о хотя бы небольшом комментарии происходящего (в первый раз он отослал меня к брошюре, изданной ИКП, второй – к своей помощнице), и спонтанное двадцатиминутное интервью, данное мне руководителем Отдела культурной деятельности Совета Европы Доменико Ронкони. Однако хороши или плохи наблюдаемые нами культурные процессы, но это – наша сегодняшняя реальность. И чем раньше мы ее осознаем, тем лучше мы сможем минимизировать отрицательные стороны процесса и оптимизировать положительные. Собственно, речь об этом пойдет на форуме в понедельник и во вторник.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.