Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
20 июля 2018, пятница, 02:33
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

25 октября 2005, 06:05

Китай в поисках стабильных отношений с Америкой

Россия в глобальной политике

Согласно долгосрочным планам руководства в государстве, Китай должен достичь процветания к середине XXI века. По прогнозам же специалистов, Китай в качестве мировой державы займет второе место после США уже через 20 лет. Единственное, что может, по мнению китайского руководства, помешать этому – нестабильные отношения с Соединенными Штатами. «Полит.ру» публикует исследование Ван Цзисы, декана факультета международных исследований Пекинского университета, директора Института международных стратегических исследований при Центральной партийной школе (ЦПШ) КПК. Автор предлагает подробный анализ проблем, ставших причиной настоящей конфронтации США и Китая, а также возможные пути их разрешения. Данное эссе – расширенная и переработанная версия статьи, опубликованной в журнале ЦПШ «Чжунго данчжэн ганьбу луньтань» («Трибуна кадровых работников партийной политики Китая»). Материал готовится к выходу в новом номере журнала «Россия в глобальной политике» (2005. № 5).

ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ

На сегодняшний день Соединенные Штаты – единственная держава, способная и стремящаяся к мировому первенству, и она еще долго будет оставаться таковой. Из этого следует, что Америка в состоянии оказывать на Китай максимальное стратегическое давление. Хотя в последние годы Пекин не рассматривает Вашингтон как противника и не критикует его за «гегемонизм» (этим словом, имеющим негативную коннотацию, в КНР обозначается американское первенство), многие китайцы до сих пор считают США одной из главных угроз безопасности и внутренней стабильности своей страны. Однако Соединенные Штаты остаются признанным мировым лидером  в области экономики, образования, культуры, технологии и науки, и ради успеха модернизации Китай должен поддерживать с США тесные отношения. В условиях, когда на передний план вышли вопросы экономического благосостояния и социальной стабильности, партнерское сотрудничество с Вашингтоном действительно имеет для Пекина первостепенное значение.

К счастью, Америка тоже заинтересована в расширении сотрудничества с Пекином – особенно после событий 11 сентября. Поддержка со стороны Китая на таких направлениях, как борьба с террором и распространением оружия массового уничтожения (ОМУ), восстановление Ирака и поддержание стабильности на Ближнем Востоке, теперь необходима Соединенным Штатам. Кроме того, Вашингтон все больше также начинает стремиться к торговому и финансовому сотрудничеству с Пекином, несмотря на растущие разногласия по вопросам, связанным с валютным курсом, правами интеллектуальной собственности и торговлей текстилем. Хотя возможности дальнейшего укрепления связей между обеими странами еще не исчерпаны, основа стабильности их отношений, сформировавшаяся после 11 сентября, обещает оказаться достаточно устойчивой. По крайней мере в течение следующих нескольких лет Вашингтон не будет видеть в Пекине особо серьезную угрозу номер один, а Китай станет избегать конфронтации с Соединенными Штатами.

ОДИНОКАЯ СВЕРХДЕРЖАВА

Чтобы понять, какие силы влияют на американо-китайские отношения, нужно сначала осознать, в чем заключается суть американского могущества и нынешней глобальной стратегии Вашингтона. Как считают по этому поводу в Китае, закат американского превосходства  и переход к многополярному миру в долгосрочной перспективе неизбежен, но в ближайшем будущем влияние Вашингтона и его позиции на международной арене, скорее всего, сохранятся. Необходимо учитывать, что США по-прежнему лидируют среди развитых стран в том, что касается экономического роста, новых технологий, эффективности производства, научно-исследовательской деятельности, а также умения развивать и использовать способности человека. Несмотря на серьезные проблемы, такие, как растущий торговый и бюджетный дефицит, нелегальная иммиграция, несовершенная система здравоохранения, высокий уровень преступности, существенное неравенство доходов, упадок в системе образования и глубокий раскол в электорате, Америка остается страной со здоровой экономикой. В 2004 году ее ВВП вырос на 4,4 %, а в текущем году он составит, согласно прогнозам, 3,5 %, что намного превышает соответствующие показатели по еврозоне (2,0 % и 1,6 %). Если в стране не случится резкий экономический спад, доля Америки в мировой экономике в будущем, скорее всего, возрастет.

Возрастают и многие другие показатели «жесткой силы» Соединенных Штатов. Например, в последние годы значительно увеличился оборонный бюджет США. В 2004-м он достиг 437 млрд долларов, или около половины всех военных затрат в мире. Причем доля бюджета, выраженная в процентах от ВВП, оказалась даже меньше, чем в годы холодной войны.

Тот факт, что потенциальные соперники Америки, такие, как Европейский союз, Россия и Япония, обременены внутренними проблемами и потому вряд ли составят ей серьезную конкуренцию в ближайшем будущем, способствует дальнейшему наращиванию превосходства Соединенных Штатов. Очевидно, Америка еще долго будет доминировать, имея достаточно «жесткой силы» для поддержки своей напористой дипломатической и военной политики.

С точки зрения Китая, в 2001 году США получили дополнительные геополитические преимущества благодаря победе в войне в Афганистане. Теперь Америка обеспечила себя военно-политическим и экономическим плацдармом в Центральной Азии и усилила свое военное присутствие в Юго-Восточной Азии, в районе Персидского залива и на Аравийском полуострове. Эти шаги были частью глобальной стратегии безопасности, которая может быть образно представлена как одно ядро, состоящее из двух сердцевин. Ядро – это борьба с террором. Обеспечение безопасности на Ближнем Востоке и предотвращение распространения ОМУ – сердцевины.

Большой Ближний Восток, простирающийся от Кашмира до Марокко и от Красного моря до Кавказского хребта, – жизненно важный для Америки регион. Здесь имеются богатые запасы нефти и газа, здесь же бушуют этнические и религиозные конфликты, и отсюда распространяется международный терроризм. Страны этого региона политически нестабильны, и, как показали события 11 сентября, царящий в них хаос может напрямую отразиться на США.

В сфере нераспространения основное беспокойство Вашингтона вызывают Иран и Северная Корея – страны, стремящиеся заполучить ядерные технологии и давно уже враждебно настроенные по отношению к США. Для решения этих проблем Америка осуществила в 2004-м крупнейшую со времен Второй мировой войны передислокацию своих зарубежных военных контингентов.

АБСОЛЮТНАЯ НЕУЯЗВИМОСТЬ?

Америку, несмотря на все ее преимущества, нельзя считать полностью неуязвимой. Война в Ираке, к примеру, обернулась такой международной изоляцией, какой Вашингтон не подвергался с начала холодной войны. Это вторжение встретило осуждение людей по всему миру и столкнулось с открытым неприятием со стороны большинства правительств. Вашингтон поссорился со многими традиционными союзниками, такими, как Париж и Берлин, которые отказались принять участие в военной операции. Еще более резко усилилась напряженность в отношениях с исламскими странами, особенно в арабском мире.

С тех пор масштабы вооруженного противостояния американской оккупации в Ираке превысили ожидаемый администрацией уровень. Тем временем вскрывшиеся факты издевательств американских военнослужащих над заключенными в иракских и других тюрьмах обесценили американскую риторику в защиту прав человека и нанесли новый удар по репутации США в мире. Америка утратила часть своей «мягкой силы» – способности косвенно влиять на действия других государств. Сегодня она сталкивается с конкуренцией и несогласием Европы, Японии и России по многим вопросам, связанным с экономикой и развитием; имеют место и споры о контроле над вооружениями, о региональной политике, о роли ООН и других международных организаций.

И все же единодушие, установившееся между этими странами и США в сфере идеологии и стратегических интересов, преобладает над их разногласиями. Модель взаимодействия и сотрудничества основных мировых держав, институционализированная в качестве «большой восьмерки» (группа ведущих промышленно развитых стран мира), уже сформировалась и вряд ли претерпит значительные изменения в ближайшие 5–10 лет. Несомненно, некоторые противоречия между США, с одной стороны, и Европейским союзом, Японией, Россией и прочими странами – с другой, со временем наверняка усугубятся, и Вашингтону придется периодически иметь дело с согласованным противодействием Франции, Германии и России, как это случилось во время войны в Ираке. Однако едва ли можно ожидать возникновения в будущем устойчивого объединения, призванного противостоять Вашингтону.

Тем временем многие развивающиеся страны демонстрируют более высокие темпы роста, чем государства индустриального мира, и их роль на мировой арене возросла благодаря наращиванию ими своих потенциалов и согласованию подходов к основным международным вопросам. Тем не менее зажиточные страны, и особенно США, по-прежнему занимают ведущие позиции в ООН, Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирном банке, Международном валютном фонде (МВФ) и других глобальных институтах. Более того, они продолжают поддерживать нынешний международный порядок и законы, которые служат их интересам в сфере экономики и безопасности. Все эти перемены предоставляют Китаю новые, пусть и ограниченные, возможности для маневра. До тех пор пока имидж Вашингтона не улучшится, Пекин будет располагать более значительными рычагами в многосторонних структурах. Однако бросить вызов непосредственно мировому порядку и находящимся под покровительством Запада институтам было бы безрассудством. И подобный сценарий, конечно же, едва ли реален.   

В ФОКУСЕ – АЗИЯ

Непосредственный контакт США и Китая, способный привести к крупному конфликту интересов или к подлинному сотрудничеству (либо к тому и другому одновременно), наиболее вероятен в Азии и Тихоокеанском регионе. Поэтому, чтобы предугадать направление развития отношений между нашими странами, необходимо тщательно проанализировать соотношение сил в этой части света. Из всех недавних событий в Азии подъем Китая привлекает сегодня наибольшее внимание. Но одновременно происходит ряд других важных изменений.

Благодаря внутренним реформам Япония оправилась от застоя 1990-х и укрепляет свой статус наиболее мощной экономики Северо-Восточной Азии. Тем временем индийская экономика растет высокими темпами; Дели стремится к сближению с Исламабадом и улучшил отношения с Вашингтоном и Пекином. В России также отмечается быстрый экономический рост, во многом обусловленный скачком мировых цен на энергоносители. Под влиянием этих и других сил происходит дипломатическое сближение большинства стран Азиатско-Тихоокеанского региона и ускорение экономического сотрудничества в Восточной Азии. Но при этом по-прежнему сохраняются две вызывающие тревогу проблемы в сфере безопасности: северокорейская ядерная программа и тайваньский вопрос.

Из всех стран региона Япония оказывает наибольшее воздействие на китайско-американские отношения. Со времени окончания холодной войны американо-японский альянс в области безопасности не только не ослаб (на что в свое время надеялся Пекин), но и, напротив, усилился. В отличие от других традиционных союзников Америки Токио направил свои войска для поддержки оккупации Ирака и оказывает существенную помощь в восстановлении Афганистана и Ирака. В ответ Вашингтон высоко оценил международную роль Японии и поддержал (по крайней мере, дипломатически) ее стремление стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Вопрос о вероятном конфликте между двумя союзниками, который в свое время активно обсуждался в средствах массовой информации, сегодня, похоже, снят с повестки дня.

Что же касается японско-китайских связей, то они, наоборот, серьезно ослабли. Недавняя серия вызвавших раздражение инцидентов осложнила отношения, которые и без того напряжены вследствие повторяющихся визитов японского премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми в храм Ясукуни (где покоится прах японцев, погибших во Вторую мировую войну, и в том числе ряда военных преступников). Речь идет об инцидентах, связанных с непреднамеренным заходом китайской субмарины в японские территориальные воды в ноябре 2004 года, визитом в Японию в январе 2004-го бывшего президента Тайваня и активиста движения за независимость Ли Дэнхуэя, непрекращающимся изданием в Японии учебников, затушевывающих правду o  зверствах японцев в период Второй мировой войны, и антияпонскими демонстрациями в некоторых крупных китайских городах весной нынешнего года. Как показывают эти события, исторические конфликты между Китаем и Японией и взаимная антипатия обоих народов легко могут перерасти в политические проблемы. При отсутствии осторожного подхода к этим вопросам они грозят обернуться серьезными кризисами.

Америка могла бы способствовать сближению между Китаем и Японией, но предпочла стратегию, направленную на их разобщение. Пекин опасается, что консолидация американо-японского альянса осуществляется за его счет и связана с общей озабоченностью союзников растущей мощью Китая. По мере того как теория «китайской угрозы» набирает сторонников в Японии, правые становятся более активными и все чаще апеллируют к Америке как к своей защитнице. Токио также использует содействие США для обмена с Тайванем данными военной разведки. Больше того, японские правые перестали избегать нанесения обид Пекину и инициировали сближение с тайбэйскими сторонниками отделения. Кроме того, Япония воздерживается от позитивной реакции на тот факт, что Китай является спонсором укрепления институциональной основы экономического сотрудничества в Восточной Азии. Это говорит о том, что Токио опасается роста китайского влияния в регионе и не хочет поддерживать попытки создания местных структур, исключающих американское участие. Сторонники жесткой линии в Вашингтоне, возможно, думают, что США выгодно охлаждение отношений между Китаем и Японией. Но в долгосрочной перспективе этот конфликт не принесет пользы никому, поскольку может нарушить устойчивость существующих в Азии договоренностей по вопросам экономики и безопасности, многие из которых отвечают американским интересам.

Ядерная программа Северной Кореи является приоритетной проблемой китайско-американских отношений в сфере международной безопасности. Здесь у администрации Буша есть только один путь: действовать осторожно, используя шестисторонние переговоры как средство оказания давления на Пхеньян и полагаясь на различные механизмы (в частности, финансируемая Соединенными Штатами Инициатива по безопасности в борьбе с распространением ОМУ), призванные остановить экспорт из КНДР ядерных материалов или технологий.

Китай по-своему пытается убедить Северную Корею отказаться от разработки ядерной программы, но он пока не поддерживает такие меры в отношении Пхеньяна, как многосторонние санкции или блокада. Если однажды Пхеньян открыто и недвусмысленно продемонстрирует, что обладает ядерным оружием, это станет провалом политики США, Китая, Южной Кореи, Японии и России, выступающих за безъядерный Корейский полуостров. В таком случае Вашингтон сможет призвать к гораздо более жестким мерам против Северной Кореи, что усилит разногласия и в значительной мере свяжет Пекину руки. Подобный ход событий грозит новыми трениями между Китаем и США и серьезными испытаниями для их отношений. Если же, с другой стороны, шестисторонние переговоры возобновятся, то это, вероятно, ослабит напряженность между США и Северной Кореей и обеспечит более благосклонное восприятие роли Китая. Если такое произойдет, вовлеченные в переговорный процесс страны могут даже рассмотреть возможность расширения шестистороннего механизма до постоянной организации по поддержанию безопасности в Северо-Восточной Азии, что было бы положительно встречено Пекином и пошло бы на пользу всем заинтересованным государствам. Но в нынешних обстоятельствах вероятность подобного шага довольно мала. Скорее всего, напряженность между Вашингтоном и Пхеньяном сохранится, хотя и не перерастет в войну.

На фоне в общем стабильных политических отношений Пекина и Вашингтона и расширения торгово-экономических связей между нашими странами основным источником беспокойства остается Тайвань. Война из-за Тайваня между Америкой и Китаем обернется кошмаром, и обе стороны приложат серьезные усилия к тому, чтобы ее избежать. Несмотря на все разногласия, ни у одной из сторон нет никаких оснований прибегать к силовому решению проблемы. И все же ряд деятелей на Тайване, преследующих собственные интересы и получающих поддержку извне – в первую очередь от представителей американской оборонной сферы и некоторых конгрессменов, – продолжают настаивать на обретении независимости, не считаясь с мнением большинства тайваньцев. Вставая на сторону таких сепаратистов, американцы совершают ошибку. В случае конфликта ответственность ляжет именно на них.

Китай считает статус Тайваня внутренним вопросом. Однако Пекин сможет обуздать сепаратистские силы на острове, только если его линия в отношении США будет скоординирована с его политикой на тайваньском направлении. Хотя Америка была недовольна принятием в Китае в марте 2005 года Закона против сецессии, вашингтонские политики неоднократно высказывались против предоставления острову независимости и одобрительно отнеслись к визиту лидеров тайваньской оппозиции на материк весной 2005-го, что способствовало ослаблению напряженности в отношениях между КНР и Тайванем. Тем не менее сегодня Вашингтон призывает Пекин вести непосредственные переговоры с правящей партией Тайваня и ее лидером Чен Шуйбяном. Чтобы улучшить ситуацию, китайские и американские правительственные органы и внешнеполитические стратеги должны начать длительный и подробный диалог по этому вопросу и изучить пути недопущения со стороны сепаратистов резких шагов, способных подтолкнуть обе страны к ненужной им конфронтации.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Отношения между Китаем и Соединенными Штатами отягощены глубочайшими разногласиями в большей степени, чем какие-либо другие двусторонние связи ведущих держав в сегодняшнем мире. Это крайне сложное и чрезвычайно парадоксальное единство противоположностей. Отношения Пекин – Вашингтон нельзя, подобно американо-советским отношениям времен холодной войны, свести к противостоянию и борьбе за первенство, но отчасти эти элементы все же присутствуют. Если судить по модели взаимодействия, то это – отношения между равными. Но огромный разрыв в государственной мощи и международном статусе, фундаментальные различия в политических системах и идеологиях мешают Америке видеть в Китае ровню. Политическое, экономическое, социальное и дипломатическое влияние Пекина на США гораздо меньше, чем влияние Вашингтона на Китай. Поэтому неудивительно, что во взаимоотношениях Соединенные Штаты занимают наступательные позиции, а КНР – оборонительные. Что касается межгосударственных вопросов, не приходится рассчитывать, что Китай и США установят подлинные дружеские отношения. Но всё же наши страны должны суметь наладить дружественные связи на неправительственном и личном уровнях.

Как и все другие страны, Америка и Китай строят двустороннюю политику, основываясь, по существу, на собственных интересах. Но в данном случае, в отличие от других двусторонних отношений, замешаны более сильные, противоречивые чувства. Позитивные и негативные факторы китайско-американских отношений тесно переплетены и часто трансформируются один в другой. Столь сложная динамика означает, что рассматривать эти отношения в традиционных категориях игры с нулевой суммой ошибочно и чревато неэффективной политикой; на самом деле подобный упрощенный подход может навредить национальным интересам обеих стран.

Анализ по принципу «черное – белое» никогда не передаст всех особенностей ситуации. К примеру, если бы Америка действительно попыталась воспрепятствовать экономической модернизации КНР, как предлагал Джон Миршеймер из Чикагского университета, то пострадал бы не только Китай. Многие американские компании лишились бы доходов от своих китайских инвестиций, а простые американцы – возможности покупать недорогие и высококачественные китайские продукты. С другой стороны, хотя Америка, укрепляя торгово-экономические связи с Пекином, действует в собственных интересах, эти связи приносят выгоду и Китаю, поскольку способствуют росту его экономического процветания и развитию технологий.

Это экономическое благополучие и новые технологии, в свою очередь, естественным образом усилят военную мощь Поднебесной, что вызывает беспокойство США. Здесь проявляется парадокс, скрытый в самой основе долгосрочной стратегии Вашингтона. Если экономика Китая не рухнет, его расходы на оборону будут и впредь расти. Но Вашингтон должен понимать: важно не то, сколько КНР тратит на оборону, а то, куда нацелена его военная машина, которая по своим масштабам до сих пор многократно уступает американской. Наилучший способ снять напряжение – откровенный и всесторонний стратегический диалог, и поэтому следует возобновить обмены по военной линии.

Китай сталкивается с похожим парадоксом: только спад экономики США может привести к сокращению американской мощи (включая его военный потенциал) и уменьшить стратегическое давление на Пекин. Такой спад, однако, нанесет удар по китайской экономике. К тому же усилившееся в этой связи у американцев ощущение отсутствия безопасности может привести к другим последствиям, не обязательно выгодным для Пекина. К примеру, снижение американского влияния на Ближнем Востоке способно обернуться нестабильностью, которая, возможно, поставит под угрозу поставки нефти в КНР. Точно так же усиление религиозного фундаментализма и терроризма в Центральной и Южной Азии способно угрожать безопасности самого Китая, особенно вдоль его западных границ, где отмечается напряженность в межэтнических отношениях и сохраняются опасные сепаратистские тенденции.

С той же точки зрения можно говорить и о возможном энергетическом конфликте между США и КНР. Стороны должны с пониманием относиться к интересам безопасности и энергетическим потребностям друг друга. Сегодня Китай покупает нефть у таких стран, как Венесуэла и Судан, чьи отношения с США далеки от дружественных. Тем временем Вашингтон, как полагают, присматривается к центральноазиатским нефтяным месторождениям неподалеку от китайской границы. Пекин и Вашингтон должны стремиться к тому, чтобы другая сторона понимала их намерения, и пытаться развивать энергетическое сотрудничество, опираясь на совместные проекты, такие, к примеру, как строительство в Китае атомных электростанций. История уже доказала, что Америка не является постоянным врагом Китая. И Пекин также не хотел бы, чтоб Вашингтон видел в нем неприятеля. Предсказание Дэн Сяопина о том, что «все наладится, когда в конце концов улучшатся китайско-американские отношения», – трезвый прогноз, базирующийся на долгосрочных интересах. Конечно, надежды не могут заменить реальности. Процесс потепления будет долгим, мучительным, ограниченным и зависящим от многих обстоятельств; не исключено, что он может дать задний ход в случае конкретных провокаций (например, провозглашение независимости Тайванем). Именно поэтому сложные вопросы двусторонних отношений требуют осторожного подхода и новой устойчивой модели взаимодействия, призванной предотвратить негативное влияние имеющихся проблем на взаимоотношения, благоприятствующие формированию процветающих обществ. Китайское руководство намерено достичь преуспевания к середине XXI века, и при содействии Вашингтона мало что сможет ему помешать.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:24 Путин подписал закон о совместном завещании супругов
20:01 Впервые за 20 лет в бондиану могут вернуться «плохие русские»
19:49 Президент Эквадора не станет обсуждать с Лондоном судьбу Ассанжа
19:30 Российские дипломаты посетили арестованную в США Бутину
19:23 Суд Херсона арестовал имущество главреда «РИА Новости Украина»
19:13 Эксперты предложили властям занять у граждан на медицину и образование
19:02 Ко второму чтению в проект пенсионной реформы внесут поправки
18:30 Трамп пожелал вновь встретиться с Путиным
18:21 Путин разрешил кабмину повышать пошлины на экспорт бензина на 90%
17:56 За время ЧМ-2018 иностранцы оформили tax free почти на 1 млрд рублей
17:48 Древний змееныш был найден в янтаре
17:48 Дуров впервые попал в рейтинг Fortune самых влиятельных людей до 40 лет
17:25 Минобороны отчиталось об испытаниях новых видов оружия
17:00 Экс-замглавком ВВ МВД получил шесть лет колонии по делу о взятке
16:33 ЦБ РФ получил право обыскивать банки без предупреждения
16:22 МВД Британии опровергло идентификацию отравителей Скрипалей
15:58 Призер Олимпиады-2014 умер от ножевого ранения в Казахстане
15:53 ВС Испании отозвал ордер на арест Пучдемона
15:37 Адреналин помогает при остановке сердца и вредит мозгу
15:18 Российский магазин AliExpess запускает доставку день в день
14:53 Обвинение попросило для экс-замначальника УСБ СКР шесть лет строгача
14:36 ЦБ подтвердил ускорение роста цен из-за ЧМ-2018
14:32 Фанаты ЧМ-2018 украли подстаканники и белье РЖД на 1 млн рублей
14:00 Минтруд не нашел денег на индексацию пенсий работающим пенсионерам
13:44 ЦБ подтвердил выявление фальшивых двухтысячных купюр
13:28 Россия вышлет греческих дипломатов
13:08 Дума одобрила пенсионную реформу в первом чтении
13:01 Собянин выбрал фабрику мороженого для первой встречи с избирателями
12:56 МОК включил в Олимпиаду-2022 семь новых дисциплин
12:30 ФСБ объяснила запрет иностранных судов для рыболовов
12:20 Израиль официально стал еврейским государством
11:49 BlaBlaCar убедил Минтранс узаконить карпулинг в России
11:49 Ученые исследуют распространение тепла в сверхчистых кристаллах
11:37 Дума продлила срок приема поправок к пенсионной реформе
11:23 Путин учредил звание «Заслуженный журналист РФ»
11:16 РФ подготовит санкции против сотен украинских граждан и компаний
11:02 Обсуждение пенсионной реформы в Думе началось под акцию протеста
10:44 Экс-глава МЧС Кузбасса пытался уничтожить улики по делу «Зимней вишни»
10:32 Арестованной в США россиянке Бутиной отказали в выходе под залог
10:20 Трамп объявил Путина ответственным за вмешательство в выборы в США
10:06 СМИ узнали об идентификации отравителей Скрипаля
10:00 Армрестлер из России завоевал золотые медали на Кубке мира в Хорватии
09:54 Минпромторг решил запретить называть «нестандартную» продукцию по ГОСТу
09:39 В ТК РФ может появиться новая статья об увольнении сотрудников
09:26 Минфин РФ составил план систематизации ответных санкций
18.07 21:38 В Конгресс США внесен проект санкций к «Северному потоку — 2»
18.07 21:16 Трамп назвал себя самым жестким к России президентом США
18.07 20:36 Путин лично поблагодарил Мутко за организацию ЧМ-2018
18.07 20:18 СМИ узнали о дополнении санкционного списка ЕС по Украине
18.07 20:01 В столичном метро поставили привязанные к «Тройке» туалеты
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.