19 марта 2024, вторник, 07:04
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 октября 2005, 09:33

Плоды великих DOOM

Самое интересное происходит, конечно, до и после фильма. Но об этом чуть позже. А сначала хочу утешить тех, кто не сможет по разным причинам досмотреть фильм до конца: все кончается хорошо.

На Марсе - а действие фильма разворачивается именно там -  жизнь тоже не сахар, дьяволов и оборотней (в погонах и без) более, чем достаточно, но в результате зло побеждено, преступные научные эксперименты остановлены, монстрам не дают проникнуть на землю, жизнь продолжается. Правда, не для всех. Морские пехотинцы в борьбе роковой почти все погибают (одного замочили прямо в сортире, ей-Богу!), но один выживает и спасает девушку, кстати, свою сестру, без пытливого сознания и научной выучки которой победа над адскими силами была бы невозможна. Ну и без гуманистического мировоззрения, естественно. А вы думали, что в фильме просто безdoomно стреляют? Вовсе нет.

Режиссер Анджей Бартковяк, вышедший перед пресс-показом на сцену кинотеатра "Пушкинский", сказал примерно следующее: "Мы надеемся, что доставим вам удовольствие, потому что мы очень старались". После этого стали крутить фильм. Не страшный. Не интересный. Местами - тошнотворный. У режиссера что-то не получилось, или он вообще не умеет снимать кино? Все получилось. Проблема не в качестве картины, а в том, на кого она рассчитана.

Вопрос: чем можно удивить, напугать, завлечь подростков, активно рубящихся в компьютерные игры? Ответ: ничем. Монстры? литры крови? Рутинная, как на школьном субботнике, разделка трупов? "Сиживали, не беспокойтесь, сиживали", - ответит вам любой геймер, отведавший виртуального адреналина. Для пользователя компьютерных игр любое кино (книжка, картина и т.д.) принципиально "не катит". Чукча больше не читатель (в данном случае - зритель), чукча - игратель! Помните, как в известном рассказе Драгунского, когда мальчишки не выдержали, что в кино белые напали на красных, и прямо из зала стали помогать нашим, т.е. попросту палить из рогаток и игрушечных пистолетов прямо в экран? Там дети приучались к тому, что любое искусство держится на созерцании, на сочувствии, что поучаствовать нельзя, даже если очень хочется. А в компьютерной игре - можно! И фильм получился слабым, потому что "волшебная сила искусства" заранее проигрывает перед волшебным соблазном игры. Перед нами вовсе не кино, а рекламная акция по продвижению компьютерного продукта на рынок. Впрочем, устроители шоу этого и не скрывали. На протяжении 30 минут до начала показа на сцене кинотеатра четыре девушки давали сеанс одновременной игры в DOOM - захватывающее зрелище с помощью лазерного проектора можно было лицезреть на экране. Когда всех замочили, началось кино. Почувствуйте разницу!

Но фильм - не просто рекламная акция производителей компьютерных игр, он выполняет еще одну важную функцию - идеологического прикрытия. В киноверсии doomцы стреляют не без разбору, а борются со злом, и не с каким-нибудь, а со всемирным, и не просто борются, а еще и поставлены перед тяжелым нравственным выбором. В оригинале - то есть в компьютерной игре - моральная проблематика отсутствует начисто. Зато в любой нормальной стрелялке присутствует то, что на казенном бюрократическом языке называется "сценами насилия и жестокости".

Недавно в новостях промелькнуло сообщение, что на телевидении собираются создать общественный совет, который будет строго оберегать нравственность зрителей и штрафовать тех, кто будет эфире пропагандировать насилие, жестокость и порнографию. Ничего, у телезрителей остаются компьютерные игры. Открываем журнал "PC игры" (№ 10 за 2005 год). Статья, рассказывающая о новой версии компьютерной игры BLOODRAYNE-2. "Пить кровь вооруженных дубинками людей можно, подобравшись к ним сзади". Еще цитата: "Несмотря на неоднозначное отношение прессы к проекту Bloodrayne, сама госпожа Рейн пользуется огромной популярностью среди геймеров. Более того, зеленоглазая бестия уже успела достичь статуса секс-символа среди играющего населения. Лучшее подтверждение этого -свежий номер Playboy, где можно увидеть пикантный артворк с Рейн".

Журнал "PC игры" раздавался в фойе кинотеатра "Пушкинский" всем, кто согласится ответить на вопросы анкеты. Вопросов было два: "Сколько вам лет?" и "Играете ли вы в компьютерные игры"? Вопросы совершенно правильные. Мне тоже интересно узнать, какого возраста читатели журнала "РС игры". Предлагаю общественному совету по нравственности начать с Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, где два года назад этот журнал был зарегистрирован.

Но мы отвлеклись от фильма. Вернее, от того, что произошло после. Когда кино закончилось, зрители вышли из зала. На улицу. И - что тут началось! Вы только представьте: вечерняя Москва, свет фонарей, народ снует, Пушкин опять же. Осень. Красота. Никто ни за кем не бежит, никто не стреляет, не расчленяет, вместо луж крови просто лужи. Хорошо. И сразу становится ясно, что Анджей Бартковяк правильный режиссер и великий гуманист. Потому что волшебная сила искусства сработала и здесь. Фильм снят для того, чтобы зритель вышел из кинозала, вздохнул полной грудью московский осенний смог и сказал: "Я люблю тебя, жизнь".

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.