Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 02:05
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

28 октября 2005, 09:20

Европейское качество российской температуры

Две лучшие оперные постановки последнего времени -- «Тристан и Изольда» Вагнера в Мариинском и «Норма» Беллини в Новой Опере – сигнализируют о качественном скачке российского оперного рынка. Мировые тренды двинулись в нашу реальность: вот спектакли без скидок на местную специфику, климат и обычаи. «Тристан» выполнен отечественным гением Дмитрием Черняковым (режиссер и сценограф), «Норма» –  немецкими силами первого ряда (режиссеры Йосси Вилер, Серджо Морабито, сценограф Анна Фиброк).

Достоинство этих постановок не в каких-то могучих концепциях, а в новом понимании природы оперы и оперного спектакля. То, что в России передовыми умами числится по ведомству ущербного театрального жанра, где все грубо и приблизительно (от грима и париков до движения и декораций) и автоматом выносится за скобки серьезного драматического искусства, достойно предстает его полноценным видом, которому можно отдаться всем существом, не боясь приблизительности и фальши. Наконец-то в неправдоподобно-пафосной опере, где ради музыки прощается глупая бестактность сцены, пение оказывается частью целого, а жизнь на подмостках достигает той выразительности, когда уже по спине актера понятно, о чем, собственно, речь. Не по внешним признакам, а по существу опера раскрыла свой потенциал как современного искусства высшей пробы – то есть сложного по внутренней организации, осмысленного в мелочах, тонкого по выделке, отзывчивого в своей драматической ипостаси.

Результаты такого шага очевидны: потенциальное расширение аудитории. В том смысле, что на «Тристана» и «Норму» можно придти уже не одному, а захватить с собой друга и даже – страшно сказать -- специалиста в области современных высоколобых зрелищ, перед которым явно не окажется стыдно. Если ваш спутник  - человек мыслящий, ему будет о чем задуматься, если его глаз воспитан на качественном искусстве, он не заскучает. А если при том он еще и музыкант, способный расслышать содержательный диалог постановщиков с композитором, его представление о данном произведении обрастет новыми обертонами.

Словом, на какой-то миг возникла иллюзия, что главное свершилось, принципиальные шаги сделаны и остается пожинать плоды. Но нет. Как всегда, самое трудное оказалось впереди: в России проще создать спектакль заново, чем сохранить его форму. Нет этого механизма, чтобы коллективные усилия сплетались на несколько часов в единый узел и всякий раз спектакль был равен самому себе, а друзьям не приходилось смущенно бормотать, что в прошлый шло иначе.

«Норма» в Новой Опере

«Норма» (премьера 7 сентября 2005) пережила свой пик на генеральной репетиции. Премьера прошла в более спокойной температуре, а на втором спектакле (19 сентября) стало и вовсе страшно за его будущее. Причин несколько: другой дирижер (вместо Феликса Коробова – Дмитрий Волосников), вошедший в спектакль без репетиций. Исполнители (второй состав), которые с новым дирижером и поскучневшим оркестром превратились из людей с историей в обычных вокалистов с их единственной думой о диафрагме. Хор, в поведении которого начал проступать типичный для российского театра пережим: буквально на глазах эти разные, живые, такие достоверные мужчины и женщины стали превращаться в грубые существа с топорной жестикуляцией. Словом, из всех щелей полезло ужасное российское свойство -- пренебрежение мелочами. В другом случае сошло бы, но не здесь -- ненавязчиво-документальный стиль не выдерживает грязи. Материальная среда этой "Нормы" (французское Сопротивление) превращается из содержательной в бутафорскую, бытовые подробности (алюминиевая кружка, резиновый мяч, черно-белое фото) утрачивают метафизические качества, превращаясь в обыденные предметы, ассоциации (итальянский неореализм, Анна Маньяни, Трюффо) испаряются. Вот тут и начинают возмущаться, кожей чувствуя ложь, противники нового стиля, призывая возвращение «Нормы» в античные тряпки. Отсутствие абсолюта дискредитирует намерения лучших европейских постановщиков.

Чтобы такое не происходило, стоит выявить приоритеты. Если самое главное в оперном деле – художественная ценность спектакля, значит, ее надо оберегать в первую очередь. А уже во вторую решать внутренние задачи театра (ввод исполнителей и пр.), по возможности, не афишируя трудности процесса перед потребителем. То есть если уж замахиваться на европейский уровень, то во всем, в т.ч. и в вопросе проката. На Западе даже в репертуарном театре спектакли идут блоками (т.е. несколько раз подряд), чтобы не падал тонус и шлифовалась форма. Московская «Норма» идет раз в месяц. Ее третье явление (14 октября) вернуло прежние позиции: за пульт встал Феликс Коробов, на сцене была настоящая героиня (Татьяна Печникова), и сопереживание этой исключительной женщине в экстремальной ситуации (жрица, давшая обет целомудрия, и мать двоих детей, брошенная возлюбленным -- врагом-оккупантом) стало естественной ответной реакцией. Когда в финале Норма оставляет детей на своего несчастного отца, запахивает черное пальто, и ее уволакивает конвой под проклятия толпы, всякий раз к горлу подступают слезы. В этом пронзительном жесте всплывает не только художественный, но и человеческий опыт.

Чтобы забыть о лицедействе и поверить в иллюзию, надо заменить российскую приблизительность на европейскую концентрированность. Иначе бренд «Нормы» как спектакля высшей лиги улетучится на глазах. Даже для развивающегося российского рынка, где потребитель пока еще реагирует на ввоз импорта, имена западных постановщиков на афише – только старт, после которого начинается дистанция на выносливость. Ничего не поделаешь, ее цель – качество, которое теперь нужно подтверждать всю жизнь. В следующий раз -- 11 ноября.

«Тристан» в Мариинском театре

«Тристан» (премьера 27 мая 2005) – историческое событие (вторая постановка в России после спектакля Мейерхольда 1909 года) и грандиозный коллективный труд. Вагнер заметил, что плохое исполнение убьет эту музыку, а от превосходного можно будет сойти с ума. Достичь второго в России, с одной стороны, элементарно (меломанам хватит названия в афише), с другой - сложнее, чем в Германии, с ее музыкально воспитанной публикой. Чтобы сложнейшая партитура не показалась нормальному человеку бескрайним хаосом, она должна выглядеть безупречно. Для Мариинки, живущей в экстремальном режиме, это практически недосягаемо: выпуск «Тристана» подразумевает временную оседлость и сосредоточенность на объекте, что для главы театра,  человека планетарного масштаба, который  должен быть одновременно во всех точках мира, означает смену крови и алгоритма.

Результат трагической несовместимости художественных задач и неуправляемой реальности можно было наблюдать на премьере: пока Валерий Гергиев примерялся к партитуре, которую оркестр выучил с дирижером-ассистентом, публика переживала не за Тристана, а за здоровье и жизнь Сергея Лядова (допоет – не допоет?), плавающего среди звуковых потоков, ставших  почти неуправляемыми. Но когда окрепшего Лядова после  трех спектаклей (27 и 29 мая, 30 июня) заменил Леонид Захожаев (8 октября), выяснилось, что мир понес невосполнимую утрату: раньше герой был, а теперь его не стало. Не стало, и все: Леониду Захожаеву в данном спектакле партия Тристана биологически противопоказана: действия Изольды (прекрасная Лариса Гоголевская) теряют смысл, если их цель – не человек с глубоким внутренним конфликтом, а движущийся объект с повадками Тарзана. Но эта потеря меркнет рядом с другой: партитура до сих пор не освоена дирижером, и оркестр обваливается на зал аморфно-громкой массой, топя солистов. В результате вагнеровский блокбастер вместо грандиозного впечатления несет растерянность.

Главный вопрос: для чего брать одну из самых прекрасных партитур и не доводить дело до конца, т.е. высочайшего качества? К полуночи остается треть зала, которая бешено аплодирует полуживым актерам и полуразвалившемуся спектаклю. Уходят не потому, что начавшийся с получасовым опозданием спектакль долог и антракты растянуты (их точная продолжительность неизвестна публике). А потому, что если певцы несколько часов бьются с автономно существующим оркестром, не надо быть специалистом, чтобы почувствовать катастрофу. И дирижерская магия не поможет. После такого «Тристана» Вагнер еще долго будет оставаться в России нерепертуарным автором, а Россия – нецивилизованной музыкальной державой, застрявшей в периоде быстрого накопления капитала – срочного освоения новых названий.

Довольно экстрима в транзитных условиях. Наступает пора качества.

Фото с сайта News@oboe.ru

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.