Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 июля 2018, понедельник, 06:14
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

28 октября 2005, 09:20

Европейское качество российской температуры

Две лучшие оперные постановки последнего времени -- «Тристан и Изольда» Вагнера в Мариинском и «Норма» Беллини в Новой Опере – сигнализируют о качественном скачке российского оперного рынка. Мировые тренды двинулись в нашу реальность: вот спектакли без скидок на местную специфику, климат и обычаи. «Тристан» выполнен отечественным гением Дмитрием Черняковым (режиссер и сценограф), «Норма» –  немецкими силами первого ряда (режиссеры Йосси Вилер, Серджо Морабито, сценограф Анна Фиброк).

Достоинство этих постановок не в каких-то могучих концепциях, а в новом понимании природы оперы и оперного спектакля. То, что в России передовыми умами числится по ведомству ущербного театрального жанра, где все грубо и приблизительно (от грима и париков до движения и декораций) и автоматом выносится за скобки серьезного драматического искусства, достойно предстает его полноценным видом, которому можно отдаться всем существом, не боясь приблизительности и фальши. Наконец-то в неправдоподобно-пафосной опере, где ради музыки прощается глупая бестактность сцены, пение оказывается частью целого, а жизнь на подмостках достигает той выразительности, когда уже по спине актера понятно, о чем, собственно, речь. Не по внешним признакам, а по существу опера раскрыла свой потенциал как современного искусства высшей пробы – то есть сложного по внутренней организации, осмысленного в мелочах, тонкого по выделке, отзывчивого в своей драматической ипостаси.

Результаты такого шага очевидны: потенциальное расширение аудитории. В том смысле, что на «Тристана» и «Норму» можно придти уже не одному, а захватить с собой друга и даже – страшно сказать -- специалиста в области современных высоколобых зрелищ, перед которым явно не окажется стыдно. Если ваш спутник  - человек мыслящий, ему будет о чем задуматься, если его глаз воспитан на качественном искусстве, он не заскучает. А если при том он еще и музыкант, способный расслышать содержательный диалог постановщиков с композитором, его представление о данном произведении обрастет новыми обертонами.

Словом, на какой-то миг возникла иллюзия, что главное свершилось, принципиальные шаги сделаны и остается пожинать плоды. Но нет. Как всегда, самое трудное оказалось впереди: в России проще создать спектакль заново, чем сохранить его форму. Нет этого механизма, чтобы коллективные усилия сплетались на несколько часов в единый узел и всякий раз спектакль был равен самому себе, а друзьям не приходилось смущенно бормотать, что в прошлый шло иначе.

«Норма» в Новой Опере

«Норма» (премьера 7 сентября 2005) пережила свой пик на генеральной репетиции. Премьера прошла в более спокойной температуре, а на втором спектакле (19 сентября) стало и вовсе страшно за его будущее. Причин несколько: другой дирижер (вместо Феликса Коробова – Дмитрий Волосников), вошедший в спектакль без репетиций. Исполнители (второй состав), которые с новым дирижером и поскучневшим оркестром превратились из людей с историей в обычных вокалистов с их единственной думой о диафрагме. Хор, в поведении которого начал проступать типичный для российского театра пережим: буквально на глазах эти разные, живые, такие достоверные мужчины и женщины стали превращаться в грубые существа с топорной жестикуляцией. Словом, из всех щелей полезло ужасное российское свойство -- пренебрежение мелочами. В другом случае сошло бы, но не здесь -- ненавязчиво-документальный стиль не выдерживает грязи. Материальная среда этой "Нормы" (французское Сопротивление) превращается из содержательной в бутафорскую, бытовые подробности (алюминиевая кружка, резиновый мяч, черно-белое фото) утрачивают метафизические качества, превращаясь в обыденные предметы, ассоциации (итальянский неореализм, Анна Маньяни, Трюффо) испаряются. Вот тут и начинают возмущаться, кожей чувствуя ложь, противники нового стиля, призывая возвращение «Нормы» в античные тряпки. Отсутствие абсолюта дискредитирует намерения лучших европейских постановщиков.

Чтобы такое не происходило, стоит выявить приоритеты. Если самое главное в оперном деле – художественная ценность спектакля, значит, ее надо оберегать в первую очередь. А уже во вторую решать внутренние задачи театра (ввод исполнителей и пр.), по возможности, не афишируя трудности процесса перед потребителем. То есть если уж замахиваться на европейский уровень, то во всем, в т.ч. и в вопросе проката. На Западе даже в репертуарном театре спектакли идут блоками (т.е. несколько раз подряд), чтобы не падал тонус и шлифовалась форма. Московская «Норма» идет раз в месяц. Ее третье явление (14 октября) вернуло прежние позиции: за пульт встал Феликс Коробов, на сцене была настоящая героиня (Татьяна Печникова), и сопереживание этой исключительной женщине в экстремальной ситуации (жрица, давшая обет целомудрия, и мать двоих детей, брошенная возлюбленным -- врагом-оккупантом) стало естественной ответной реакцией. Когда в финале Норма оставляет детей на своего несчастного отца, запахивает черное пальто, и ее уволакивает конвой под проклятия толпы, всякий раз к горлу подступают слезы. В этом пронзительном жесте всплывает не только художественный, но и человеческий опыт.

Чтобы забыть о лицедействе и поверить в иллюзию, надо заменить российскую приблизительность на европейскую концентрированность. Иначе бренд «Нормы» как спектакля высшей лиги улетучится на глазах. Даже для развивающегося российского рынка, где потребитель пока еще реагирует на ввоз импорта, имена западных постановщиков на афише – только старт, после которого начинается дистанция на выносливость. Ничего не поделаешь, ее цель – качество, которое теперь нужно подтверждать всю жизнь. В следующий раз -- 11 ноября.

«Тристан» в Мариинском театре

«Тристан» (премьера 27 мая 2005) – историческое событие (вторая постановка в России после спектакля Мейерхольда 1909 года) и грандиозный коллективный труд. Вагнер заметил, что плохое исполнение убьет эту музыку, а от превосходного можно будет сойти с ума. Достичь второго в России, с одной стороны, элементарно (меломанам хватит названия в афише), с другой - сложнее, чем в Германии, с ее музыкально воспитанной публикой. Чтобы сложнейшая партитура не показалась нормальному человеку бескрайним хаосом, она должна выглядеть безупречно. Для Мариинки, живущей в экстремальном режиме, это практически недосягаемо: выпуск «Тристана» подразумевает временную оседлость и сосредоточенность на объекте, что для главы театра,  человека планетарного масштаба, который  должен быть одновременно во всех точках мира, означает смену крови и алгоритма.

Результат трагической несовместимости художественных задач и неуправляемой реальности можно было наблюдать на премьере: пока Валерий Гергиев примерялся к партитуре, которую оркестр выучил с дирижером-ассистентом, публика переживала не за Тристана, а за здоровье и жизнь Сергея Лядова (допоет – не допоет?), плавающего среди звуковых потоков, ставших  почти неуправляемыми. Но когда окрепшего Лядова после  трех спектаклей (27 и 29 мая, 30 июня) заменил Леонид Захожаев (8 октября), выяснилось, что мир понес невосполнимую утрату: раньше герой был, а теперь его не стало. Не стало, и все: Леониду Захожаеву в данном спектакле партия Тристана биологически противопоказана: действия Изольды (прекрасная Лариса Гоголевская) теряют смысл, если их цель – не человек с глубоким внутренним конфликтом, а движущийся объект с повадками Тарзана. Но эта потеря меркнет рядом с другой: партитура до сих пор не освоена дирижером, и оркестр обваливается на зал аморфно-громкой массой, топя солистов. В результате вагнеровский блокбастер вместо грандиозного впечатления несет растерянность.

Главный вопрос: для чего брать одну из самых прекрасных партитур и не доводить дело до конца, т.е. высочайшего качества? К полуночи остается треть зала, которая бешено аплодирует полуживым актерам и полуразвалившемуся спектаклю. Уходят не потому, что начавшийся с получасовым опозданием спектакль долог и антракты растянуты (их точная продолжительность неизвестна публике). А потому, что если певцы несколько часов бьются с автономно существующим оркестром, не надо быть специалистом, чтобы почувствовать катастрофу. И дирижерская магия не поможет. После такого «Тристана» Вагнер еще долго будет оставаться в России нерепертуарным автором, а Россия – нецивилизованной музыкальной державой, застрявшей в периоде быстрого накопления капитала – срочного освоения новых названий.

Довольно экстрима в транзитных условиях. Наступает пора качества.

Фото с сайта News@oboe.ru

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:04 Трамп объявил ЕС противником США
19:54 Франция второй раз в истории стала чемпионом мира по футболу
19:29 Хорватия отыграла один мяч в финале ЧМ-2018
19:24 Французы забили четвертый мяч в финальном матче ЧМ-2018
19:19 Франция увеличила отрыв в финале ЧМ-2018
19:00 Джокович в четвертый раз выиграл Уимблдон
18:41 Французы вышли вперед в финальном матче ЧМ-2018
18:28 Хорватия сравняла счет в финале ЧМ-2018
18:19 Счет в финале ЧМ-2018 открыла Франция
18:00 Франция и Хорватия начали матч за кубок ЧМ-2018
17:59 В «Лужниках» прошла церемония закрытия ЧМ-2018
17:41 Роспотребнадзор предупредил об опасных салатах в американских McDonald's
17:08 Франция и Хорватия назвали стартовые составы сборных на финал ЧМ-2018
16:43 Минфин отказался торговаться по пенсионной реформе
16:29 Путин встретился с президентами Хорватии и Франции
15:58 Безработным россиянам предпенсионного возраста повысят пособие
15:38 Силуанов назвал случайностью запуск пенсионной реформы перед ЧМ
15:14 Трамп попросит Путина выдать 12 обвиняемых по «российскому делу»
14:43 Мэй объявила об уходе Британии с единого рынка ЕС
14:18 Путин передал Катару символический мяч мундиаля
13:50 Хабенский попал в базу данных «Миротворца»
13:28 СМИ узнали об увольнении главного тренера сборной Аргентины
13:02 Президент Хорватии поблагодарила за ЧМ-2018 на русском языке
12:40 ООН согласовала первый глобальный договор по миграции
12:17 Белый дом попенял России на агрессию в соцсетях
11:50 Туск отметил склонность Трампа к российской позиции по Украине
11:15 Крупнейшая финская газета пригласила Путина и Трампа на танго
10:51 Опрошенные россияне решили болеть в финале ЧМ за Хорватию
10:30 Путин пообещал упростить визовый режим для болельщиков
10:12 Россия вошла в тройку главных угроз ЕС
09:52 Мэй призвала к прагматизму ради спасения Brexit
09:28 Трамп решил переизбираться в президенты США в 2020 году
09:06 Путин подвел итоги ЧМ-2018
14.07 21:02 100 тысяч жителей эвакуированы при наводнении в Китае
14.07 20:38 На юге Ирака прошли антиправительственные протесты
14.07 20:03 Скотленд-Ярд собрал более 400 доказательств по отравлению в Эймсбери
14.07 19:42 Анжелика Кербер обыграла Серену Уильямс в финале Уимблдона
14.07 19:32 Дворкович обвинил вице-президента FIDE в коррупции
14.07 19:12 Путин отметил развитие военного сотрудничества с Суданом
14.07 19:00 Бельгия стала бронзовым призером ЧМ-2018
14.07 18:38 Рогозин решил создать в России корпорацию ракетного двигателестроения
14.07 18:17 Роскачество предложило улучшить ГОСТ для коньяка
14.07 17:50 Президенты России и Габона договорились о совместной работе по ЦАР
14.07 17:32 В посольстве РФ уверены в политизации ОЗХО со стороны Лондона
14.07 17:09 Путин рассказал о задаче Козака во взаимодействии РФ и Молдавии
14.07 16:34 Из Газы выпущено по Израилю 60 ракет и снарядов
14.07 15:45 СМИ рассказали о планах США на новые военные базы в Ираке и Кувейте
14.07 15:09 Россия осудила теракт в Пакистане
14.07 14:32 «Росатом» начал строить второй энергоблок АЭС в Бангладеш
14.07 14:06 Сеул вызывал военного атташе России из-за полета Ту-95
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.