Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 декабря 2017, суббота, 14:25
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

31 октября 2005, 06:00

Индийский императив

Россия в глобальной политике

Регион от Персидского залива до Пакистана, так называемый «Большой Ближний Восток», является одним из районов, в котором сосредоточены жизненно важные интересы США. Среди стран, непосредственно граничащих с данным регионом, - Китай и Индия, партнерские отношения с которыми в последнее время приобретают во внешней политике Штатов все большее и большее значение. «Полит.ру» публикует статью Роберта Блэкуила, посла США в Индии в 2001–2003 годах, ранее занимавшего различные ответственные должности в Государственном департаменте и администрациях президентов Джорджа Буша-старшего и Джорджа Буша-младшего. Автор подробно рассматривает все этапы и мотивы трансформации отношений США и Индии, а также пытается наметить перспективу данного партнерства как в экономической, так и в собственно политической сфере, предполагая, что Индия станет надежным союзником Штатов в борьбе против исламского экстремизма. Статья опубликована в новом номере журнала «Россия в глобальной политике» (2005. № 5).

Сегодня американо-индийские отношения переживают серьезную трансформацию. Как сказал президент Соединенных Штатов, «после долгих лет взаимного охлаждения Индия и США смирились с реальностью и признали неопровержимый факт: нашим отношениям суждено качественно измениться и улучшиться». Из всех наших двусторонних связей именно отношения с Индией претерпели за время первого президентского срока Джорджа Буша-младшего наиболее значительные перемены к лучшему.

ИСТОКИ ТРАНСФОРМАЦИИ

Некоторые наблюдатели связывают это потепление с событиями 11 сентября 2001 года, но они не правы. Еще за пять дней до терактов, выступая в Мумбае (бывший Бомбей. – Ред.) с первой большой речью в качестве американского посла в Индии, я отметил: «Президент Буш намерен укреплять связи с Дели не только в важной для нас сфере двусторонних отношений. Развивая сотрудничество с индийским народом и правительством, администрация не должна ограничиваться лишь поиском ответов на “азиатские вызовы”, хотя им будет уделено достаточно внимания. Президент стремится к более интенсивной совместной работе по всем проблемам, с которыми сегодня столкнулось мировое сообщество. Иными словами, президент Буш рассматривает наши взаимоотношения с глобальной точки зрения, что, безусловно, соответствует новому статусу Индии как мировой державы».

Этот довольно радикальный проект знаменовал кардинальную перемену в американской внешнеполитической стратегии. В отличие от Билла Клинтона президент Буш с самого начала видел в Индии союзника в решении ряда основных геополитических проблем, а отнюдь не один из факторов нераспространения, требующий воздействия со стороны Америки. С момента прихода к власти Джорджа Буша-младшего Белый дом принялся за разработку стратегии укрепления американо-индийских связей и решил прекратить упрекать Дели в его «ядерном выборе». Мы заговорили о перестройке отношений между обеими странами.

Однако в первый президентский срок Буша этот процесс продвигался не столь быстро и эффективно. Сторонникам новой стратегии пришлось провести бЧльшую часть этого периода в непрерывной борьбе с двумя мощными силами внутри правительственного аппарата. Первую составляли те в правительстве, кто рассматривает Индию лишь через призму пакистано-индийских отношений. Второй лагерь – это так называемые «аятоллы нераспространения», которые, несмотря на твердое намерение Вашингтона пересмотреть отношения с Дели, стремились не допустить кардинального изменения всех подходов клинтоновской администрации к нераспространению в Индии. Казалось, эти деятели так и не осознали, что к власти пришел новый президент. Назойливые советчики из прежних времен затаились в лабиринтах Госдепартамента и продолжали отдавать распоряжения.

Так что, хотя трансформация в первый президентский срок уже имела концептуальную базу, она порой замедлялась из-за постоянной бюрократической борьбы. Воплощение задуманного – слабое место государственной политики, и недаром Гарри Трумэн, готовясь передать дела Дуайту Эйзенхауэру, заметил: «Бедняга, это ему не армия! Тут он целыми днями будет раздавать указания, и всё без толку. Боюсь, его ждет большое разочарование».

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ?

Визит госсекретаря США Кондолизы Райс в Дели в марте 2005 года стал свидетельством стремительного развития американо-индийских отношений. Удалось достичь заметного успеха в решении ряда задач, вполне согласующихся с президентской концепцией трансформации, но не выполненных в течение первого срока в силу противодействия чиновников, приоритетности иракского вопроса и предвыборной кампании президента.

Во-первых, сегодня Америка готова оказать Индии содействие в получении мирной ядерной энергии. Это большой прорыв, так как «аятоллы» активнейшим образом противились этому на протяжении первого срока. Я считаю, что на данном этапе США должны интегрировать Индию в растущую систему глобального нераспространения в качестве дружественной ядерной державы. Нужно снять ограничения на оказание Индии помощи и на сотрудничество с ней в сфере мирной ядерной индустрии, равно как и на торговлю высокими технологиями, при необходимости изменив действующие законы и существующую практику. Мы должны продавать Индии мирные ядерные реакторы и в целях снижения ее потребности в поставках электроэнергии из стран Персидского залива, и для того, чтобы смягчить негативные экологические последствия ее бурного экономического роста.

Необходимо также разработать долгосрочную программу активного космического сотрудничества с Индией. Подобный совместный проект произведет большое впечатление на жителей обеих стран. Ограничивая сотрудничество в области мирного использования космоса из опасения, что американские технологии и ноу-хау просочатся к разработчикам индийской ракетной программы, мы игнорируем сегодняшнюю реальность. Зачем сдерживать ракетный потенциал Дели, если это может обернуться постоянным ядерным превосходством Китая над демократической Индией?

Во-вторых, Америка готова продать Индии истребители F-16 и F-18, а также рассмотреть возможность совместного производства как данных самолетов, так и других американских систем вооружений и подписания в этой связи лицензионных соглашений. Администрация открыто отказывается от давней парадигмы, в рамках которой военный потенциал Дели оценивался лишь в контексте индо-пакистанских отношений. Тем самым она признаёт, что ее отношение к Индии как к упрочивающей свои позиции дружественной великой державе существенно отразится на состоянии дел в военной сфере. Сама идея военного баланса в Южно-Азиатском регионе теряет смысл, и администрация во главе с новым руководством Госдепартамента недвусмысленно отказалась от нее.

Нам, конечно, следует торговать с Индией нашими передовыми вооружениями. В свете предстоящих стратегических вызовов Америке выгодно, чтобы индийские военные располагали самыми эффективными системами вооружений, что зачастую подразумевает приобретение оружия у США. В таком случае Соединенные Штаты должны превратиться в надежного и долгосрочного поставщика, заключив с этой целью соглашения о совместном и лицензионном производстве, и отказаться от прежней «привычки» прекращать поставки оборонительного вооружения в Индию на время кризиса.

Третий прорыв, достигнутый на переговорах в Дели, связан с заявлением Кондолизы Райс о том, что Индия должна занять более влиятельные позиции в международных организациях.

Нам следует заявить, что в рамках базовой реформы ООН США выступят за получение Индией статуса постоянного члена Совета Безопасности. Хотя такое произойдет еще не скоро, это станет для индийцев самым убедительным доказательством того, что Вашингтон реально пересмотрел свою политику на индийском направлении. Одновременно мы должны способствовать скорейшему вхождению Индии в «восьмерку». Мощный рост экономики, расширение геополитического влияния Индии и стремительное развитие ее демократических институтов требуют включить это государство в число ключевых акторов международной политики.

Чиновники, конечно, продолжат чинить препятствия новому курсу, представленному Кондолизой Райс от лица президента. Оппозиция внутри Госдепартамента и в околоправительственных структурах осталась непобежденной; бюрократы старых времен не сдаются – занимают оборону. Но они уже понимают, что им не взять верх ни над госсекретарем Кондолизой Райс, ни над ее заместителем Робертом Зелликом и специальным советником Филипом Зеликовом, ни над помощником президента по национальной безопасности Стивеном Хэдли, ни над министром обороны Доналдом Рамсфелдом.

Импульс, заданный переменам в американо-индийских отношениях этой блестящей административной командой, был сначала усилен мартовским визитом Райс в Дели, а затем, в апреле, – встречами с министром иностранных дел Индии Натваром Сингхом в Вашингтоне. Особенно плодотворной оказалась его беседа с президентом. Дальнейший толчок новому развитию отношений дали двусторонний энергетический диалог на уровне министров, стартовавший в мае, июньские переговоры в Пентагоне между министром обороны Доналдом Рамсфелдом и его индийским коллегой Пранабом Мухерджи, июльские переговоры в Белом доме между президентом Бушем и премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом, их встреча в сентябре в Нью-Йорке в рамках работы Генеральной Ассамблеи ООН, а также визит в Индию Джорджа Буша в конце года. Каждая из встреч на высоком уровне предоставит американской администрации и правительству, возглавляемому представителями партии Индийский национальный конгресс, новые возможности для дальнейшего укрепления двусторонних связей.

ПОЧЕМУ ИНДИЯ – ЕСТЕСТВЕННЫЙ СОЮЗНИК США?

Перечислим важнейшие национальные интересы США. Это глобальная война с террором и джихадистами; предотвращение распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и попадания его в руки террористов; решение проблем, связанных с усилением Китая; обеспечение бесперебойных поставок энергоносителей из района Персидского залива и поддержание правильного курса глобальной экономики.

Теперь посмотрим, какая из ведущих мировых держав давно и открыто – причем исходя из собственных мотивов – разделяет с нами и эти интересы, и стремление защитить их от имеющихся угроз. Список таких стран, скорее всего, откроет Индия. Генри Киссинджер утверждает, что сотрудничество с Индией предопределено «ее геополитическими целями, которые Дели преследует весьма упорно и которые в общем и целом соответствуют нашим собственным задачам».

Что касается терроризма, то за последние 15 лет от рук приверженцев джихада в Индии погибло больше людей, чем в любой другой стране мира. Хотя активность трансграничного терроризма в Кашмире значительно снизилась, Индия остается постоянной мишенью как для самих террористов, так и для их сторонников в правительствах, обвиняющих ее в притеснении мусульманского населения, особенно в Кашмире. Поэтому Дели не отступится от своего намерения любыми средствами устранить эту угрозу. Более того, индийцы задолго до американцев поняли всю опасность исламского экстремизма. Как точно отмечает Стивен Колл в документальной книге Ghost Wars (2004), Америка фактически передала свою афганскую политику в ведение пакистанских спецслужб, что способствовало росту в Афганистане исламского фанатизма и соответственно возвышению организации «Талибан». Пока мы были заняты другими делами, индийцы распознали будущую угрозу. Все эти годы Дели отчаянно, но тщетно пытался предупредить нас о том, что «Талибан» и социальное реформаторство не совсем одно и то же. Поэтому Вашингтону не придется долго уговаривать Индию присоединиться к США и принимать действенное участие в глобальной борьбе с исламским экстремизмом вплоть до победного конца. А вот надолго ли сохранят такую решимость наши европейские союзники, некоторые из которых имеют значительные неассимилированные мусульманские меньшинства, неизвестно.

ОМУ также представляет собой насущную общую проблему. Допустим, что группа террористов заполучила ядерную бомбу и теперь решает, где ее взорвать. Мишенью номер один, безусловно, будут Соединенные Штаты. А где же находится вторая по вероятности цель? Возможно, в Израиле. Возможно, в Англии, хотя «интерес» к ней со стороны террористов будет падать по мере установления мира в Ираке. Но Дели и Мумбай, финансовая столица Республики Индия, навсегда останутся в ряду главных потенциальных мишеней для этих массовых убийц, поскольку идеология джихада видит в Индии смертельного врага. Это, несомненно, гарантирует нам содействие Дели в будущем.

Как и некоторые вашингтонские политики, индийские лидеры пристально следят за возвышением Китая. Но данный факт не приведет к совместным действиям по сдерживанию КНР – ведь ни один сколько-нибудь влиятельный индийский лидер не поддержит подобную политику. Это означает, что индийцы, как никто, понимают, что под влиянием растущей экономической мощи Китая и его искусных дипломатических шагов ситуация в Азии кардинально меняется.

В краткосрочной перспективе индийские военные круги не обеспокоены ростом военного потенциала Пекина, поскольку внимание последнего сконцентрировано на районе Тайваньского пролива. Вместе с тем от них не ускользнул тот факт, что Китай сооружает военные аэродромы в Тибете, расположенном довольно далеко от Тайваня. Китай участвует также в строительстве крупного порта в Пакистане и проявляет большой интерес к Мьянме (до 1989 года Бирма. – Ред.). Так что индийское военное руководство не исключает возможности проведения Пекином враждебной политики. Военные искренне надеются, что ничего подобного не случится, и ожидают от своих политических лидеров реализации стратегии, максимально снижающей вероятность конфронтации. Именно это соображение явилось важной установкой индийской стороны в ходе успешного апрельского визита в Индию премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао.

С другой стороны, анализируя стратегическую перспективу, индийские военные лидеры сосредотачивают внимание прежде всего на Китае. В свете китайского фактора, а также с учетом проблем энергетической безопасности Индия планирует усилить свой Военно-морской флот сразу четырьмя авианосцами. Со временем Дели будет располагать военными самолетами с большей дальностью полета; ведется работа по увеличению дальности полета ракет. Кто еще из союзников США, не считая Японии, столь осмотрителен в отношении Пекина? В Европейском союзе, напротив, сейчас весьма популярна идея об отмене эмбарго на продажи Китаю вооружений. Как сказал мне один китайский генерал пару лет назад, европейская политика на китайском направлении определяется одним словом – «аэробус». (Имеется в виду стремление европейского аэрокосмического концерна EADS, в частности его авиастроительного подразделения Airbus, победить в конкурентной борьбе с американской компанией Boeing и использовать китайский рынок для продажи своих самолетов-аэробусов. – Ред.)

В сфере энергетической безопасности и США, и Индия в высшей степени зависят от внешних поставщиков. Так, примерно четверть сырой нефти поступает в Америку из Ближнего Востока. Индия же на 75 % зависит от импортной нефти, значительная часть которой поставляется из того же региона.

На данный момент товарообмен между нашими странами невелик, но и при этом Америка – крупнейший торговый партнер Индии. В 2004 году доля американского экспорта в эту страну выросла на 25 %. Америка держит первое место и по совокупному объему инвестиций, как прямых зарубежных, так и портфельных. Более половины из 500 крупнейших компаний США отдают часть своих информационных технологий на аутсорсинг индийским компаниям. В течение следующих шести лет 15 % рабочих мест в сфере информационных технологий США переместятся в Индию.

Для выполнения своих внутриполитических задач и продвижения национальных интересов обеим странам необходимы высокие и устойчивые показатели экономического роста. Следовательно, есть все основания надеяться на быстрое расширение американо-индийской торговли. В 2004-м прирост ВВП в Индии превысил 8 %. Сегодня в Бангалоре больше IT-инженеров, чем в Силиконовой долине. При этом около 30 % инженеров-программистов, работающих в этой долине, – специалисты из Индии или американцы индийского происхождения, а 774 компании принадлежат «индийским» американцам. Более того, 41 % всех временных рабочих виз, выдаваемых Госдепартаментом квалифицированным специалистам (визы типа H1-B), ежегодно приходится именно на граждан Индии.

У нас не только общие национальные интересы, но и общие ценности. Политика США и Индии зиждется на единой прочной нравственной основе. Индия с населением более миллиарда человек – демократическая страна, что не такое уж частое явление для этой части света. Местному демократическому режиму удается поддерживать существование неоднородного, многоязычного светского общества. Говоря словами Сунила Хилнани, автора The Idea of India (1999), Индия находится «в авангарде стремительного шествия свободы по азиатскому континенту». Сегодня – в свете продвижения свободы на Большом Ближнем Востоке и приверженности президента США развитию в регионе плюрализма, демократии и демократических институтов – индийская демократия приобрела особое значение для американской внешней политики. Хотя по численности мусульманского населения (130 миллионов человек) Индия занимает второе место в мире после Индонезии, исламскому экстремизму практически не удалось пустить здесь корни. Например, не известно ни одного случая, когда бы молодой индиец вступил в ряды «Аль-Каиды»; среди военнопленных в Афганистане не было граждан Индии, равно как и на базе Гуантанамо нет мусульман индийского происхождения. Это серьезный довод в пользу демократических процессов как предохранительного клапана, оберегающего общество от зарождения в нем экстремистских настроений.

В сфере важнейших вопросов, связанных с жизненно важными национальными интересами и ценностями свободы, Индия и США надолго останутся партнерами. Наши страны являются естественными союзниками отнюдь не в силу того, что входят или будут входить в одну организацию, – между ними никогда не будет формального альянса. Но я не знаю другой страны, которая бы столь же полно и активно разделяла с нами эти интересы и ценности и которой предстояло бы защищать их от угроз в течение следующих десятилетий.

Это не означает, что мнения Вашингтона и Дели по конкретным стратегическим и тактическим вопросам всегда будут совпадать. Это невозможно. Индийские аппаратчики могут быть столь же медлительны и упрямы, как и наши собственные. Из-за своего колониального прошлого Индия особо настороженно относится к предполагаемым попыткам навязывания ей политического курса из-за рубежа. Некоторые члены индийского правительства по-прежнему поддерживают идеи Движения неприсоединения времен холодной войны. У Индии есть собственное стратегическое видение, во многом обусловленное ее географическим положением. Иногда требования внутренней политики будут ограничивать действия Дели. Но, несмотря на это, общность основных интересов и ценностей будет снова и снова сближать наши страны.

РОЛЬ ИНДИИ В СУДЬБЕ БОЛЬШОГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Жизненные интересы США в основном сконцентрированы в регионе, который простирается от Персидского залива до Пакистана. Он является средоточием мировых энергоресурсов и оружия массового уничтожения, центром исламского экстремизма. Во времена советского вторжения в Афганистан этот регион называли «дугой кризиса». Сегодня, однако, его можно рассматривать как «дугу возможностей». Влияние Индии здесь будет неуклонно расти.

Иногда, говоря о данном районе, мы используем термин «Большой Ближний Восток», но где проходит его восточная граница? Учитывая взаимоотношения Пакистана и Афганистана, я бы предположил, что в Пенджабе или, возможно, даже в Бенгальском заливе. Индия граничит с Большим Ближним Востоком с одной стороны, другой ее сосед – Китай, а третий – Юго-Восточная Азия.

В течение следующих 30 лет страны – члены Европейского союза, в первую очередь Великобритания, Франция и Германия, будут постоянно вовлечены во все происходящее на Большом Ближнем Востоке. Это понятно: они ведут переговоры с Ираном (в рамках так называемой «тройки ЕС») по поводу его ядерных программ, Евросоюз участвует в реализации плана «Дорожная карта» по установлению мира между Израилем и Палестиной. Экономическое содействие со стороны Европейского союза может оказаться одним из залогов стабилизации в регионе.

Но мало кто осознаёт уровень заинтересованности Индии в Большом Ближнем Востоке и глубину ее связей с регионом. Как было сказано выше, ситуация в данном регионе затрагивает многие важнейшие для Индии сферы, такие, как поставки энергоносителей, борьбу с исламским терроризмом и распространением ОМУ. Джасвант Сингх, «индийский Джордж Шульц», занимавший посты министра иностранных дел, обороны и финансов, однажды сказал мне: «Это довольно занятно, что вы заинтересовались Ираком. Мы-то имеем с ним дело довольно давно – еще с тех пор, как он назывался Месопотамия».

Кроме того, в районе Персидского залива сегодня живет и работает около трех миллионов индийцев. Не забудем и о том, что со временем энергетическая зависимость Индии от этого региона будет расти. Следует учитывать также культурно-религиозные связи Индии с Ираном и Пакистаном. По численности шиитского населения Индия занимает второе место в мире после Ирана.

Индийский воинский контингент не участвовал в иракской операции, поскольку это было чревато серьезными политическими проблемами. Но индийские деловые круги уже в течение нескольких столетий поддерживают контакты, в том числе коммерческие, с Ираком. В краткосрочной перспективе Дели мог бы оказать Багдаду содействие в подготовке полицейского контингента и в формировании гражданского общества. Даже те в Индии, кто не был согласен с политикой США (большинство индийцев не поддержали вторжение в Ирак и остаются при своем мнении по сей день), безусловно, не хотят нашего провала. Они понимают, чем обернется для них поражение США в Ираке – серьезным и долгосрочным усилением исламского терроризма по всему миру, причем Индия может особенно пострадать от этого. В результате дестабилизируется и без того непростая обстановка в Ближневосточном регионе, с которым тесно связаны жизненно важные национальные интересы Индии.

Иран представляет для Дели более серьезную проблему, и, как недвусмысленно сказал Натвар Сингх, индийский взгляд на Тегеран отличается от американского. Когда Вашингтон вывел войска из оставленного Советами Афганистана, Индия и Иран (вместе с Россией) противостояли режиму «Талибан» и боролись за сохранение Северного альянса. Когда Вашингтон выражает недовольство строительством трубопровода между Ираном и Индией, Дели вежливо отвечает, что, мол, американцы имеют право на свое мнение, но этот проект стратегически важен для республики. В этом вопросе консенсус невозможен. Что же касается иранской ядерной программы, то многие индийцы сомневаются, стоит ли верить мрачным прогнозам Вашингтона, памятуя о его критической ошибке в отношении иракского ОМУ. Проще говоря, индийцы не уверены, что Тегеран стремится заполучить ядерное оружие, и Вашингтону ни на йоту не удалось их в этом убедить.

Тем не менее ядерный Иран Индии не нужен, и поэтому, вероятно, американская администрация сможет, не привлекая всеобщего внимания, заручиться поддержкой Дели, с тем чтобы тот попытался убедить Тегеран отказаться от разработки и реализации ядерной программы. Вместе с тем, как сказал мне недавно один из ведущих индийских политиков, «Индия – не самое подходящее государство в мире для того, чтобы отговорить Иран от создания полного топливного цикла и атомных боеголовок. В конце концов, обе наши страны получили ядерное оружие, несмотря на активное и упорное противодействие со стороны Америки». В любом случае было бы серьезной ошибкой с нашей стороны поставить Индию перед альтернативой: либо зарождающееся стратегическое партнерство с США, либо добрые отношения с Ираном. Дели не пойдет на такой выбор.

ПАКИСТАНСКИЙ ФАКТОР

Поведение Пакистана по-прежнему вызывает беспокойство и в США, и в Индии. За последние четыре года взаимоотношения Вашингтона и Исламабада заметно изменились к лучшему, что, однако, вызывает недовольство со стороны Индии.

После советского вторжения в Афганистан Пакистан был нужен нам в качестве военной базы для отправки оружия моджахедам. Но и в течение всего этого времени, и потом, уже в 1990-е, Исламабад систематически дезинформировал нас относительно своей ядерной оружейной программы и поддержки, которую он оказывал талибам. К началу второго срока президентства Билла Клинтона отношения снова испортились, причем особую роль сыграл переворот, организованный Первезом Мушаррафом в 1999 году.

События 11 сентября в корне изменили ситуацию. Нам снова понадобилось содействие Пакистана для ведения войны в Афганистане. Сегодня наши отношения с Исламабадом значительно потеплели, и это одно из крупнейших достижений администрации Буша. Нам удалось задержать и уничтожить в Пакистане сотни боевиков «Аль-Каиды», и мы продолжаем преследовать Усаму бен Ладена в районе пакистано-афганской границы. Пакистан является основным союзником США в глобальной борьбе с террором.

Не так легко убедить индийцев в разумности и эффективности этой политики. Многие в Индии уверены, что американо-пакистанские отношения строятся на вопиющих двойных стандартах. По их мнению, заявляя о том, что государства, поддерживающие терроризм, будут приравнены к террористам, администрация закрывает глаза на поведение государства – главного спонсора террора, который может перекинуться и на Индию, проникнув на ее территорию через кашмирский участок границы. Я лично могу удостоверить, что разубедить индийцев непросто. Но и здесь наметились перемены. Апрельский визит президента Мушаррафа в Индию продемонстрировал, что отношения между Индией и Пакистаном достигли сегодня самого высокого за последние десятилетия уровня. «Надолго ли?» – спрашивают себя индийцы…

Ситуация в Пакистане – как в обществе, так и на правительственном уровне – нестабильна, что в общем-то свойственно диктаторским режимам, особенно в том случае, когда диктатора пытаются устранить серьезные люди вроде алькаидовцев и их союзников внутри страны. За последний год произошло несколько крупных покушений на жизнь Мушаррафа, причем одно из них чуть не привело к его гибели. Добавим к этому наличие в стране тысяч медресе, а также сотен тысяч потенциальных джихадистов и сторонников движения «Талибан», пересекающих афгано-пакистанскую границу в обоих направлениях. Не меньше проблем создает и нежелание Мушаррафа развивать в стране подлинную демократию, несмотря на то, что плюрализм и демократия – это единственное долгосрочное средство от перманентной дестабилизации.

Уже более полувека слушателям пакистанских военных академий, как и самому Мушаррафу в свое время, втолковывают, что их святая миссия – освободить весь Кашмир, а главная цель государства – способствовать этому процессу. Попытки Исламабада решить проблему Кашмира военным путем начались в 1947 году и каждый раз оканчивались ничем. После этих неудач Пакистан уже в течение пятнадцати лет использует террор в борьбе за штат Джамму и Кашмир, но по-прежнему не добился успеха.

Когда правительство видит, что его стратегия бесплодна, у него есть три пути: продолжать старую линию, разработать новую или наметить иные цели. По моему мнению, Пакистан еще не осуществил стратегический отход от своей давней политики захвата и пограничного террора. Хотя сегодня Исламабад не столь упорно переправляет убийц через границу Кашмира, Мушарраф открыто рассматривает возможность возобновить террор против Индии в случае, если на двусторонних переговрах в Дели не будет достигнуто удовлетворяющее его решение по кашмирскому вопросу. Таков был смысл одного из последних выступлений генерала в ходе его вполне успешного апрельского визита в Индию. Вся инфраструктура терроризма в Пакистане – тренировочные лагеря и инструкторы, тайники с оружием, системы коммуникации и сами террористы – по-прежнему может быть пущена в ход.

И все же Исламабад обречен на проигрыш. Дели не отдаст ни пяди подконтрольных ему территорий, включая Джамму и Кашмир. Судя по официальным заявлениям, Индия, как и прежде, намерена вернуть себе контролируемую Пакистаном часть Кашмира. Но индийская правящая элита, думается, удовлетворилась бы проведением по линии контроля постоянной межгосударственной границы. Поэтому, если пакистанское правительство и армия не откажутся от своих целей и не примут нынешнюю схему раздела территории, спор о Кашмире затянется очень надолго. А это в свою очередь может повлечь за собой возобновление террора со стороны Пакистана.

Возможный кризис в Пакистане – стране, располагающей десятками ядерных боеголовок, – способен особенно тяжело отразиться на Индии и США. Политика администрации Буша в отношении Исламабада до сего дня была вполне адекватна и результативна, но все может измениться, если завтра Мушаррафа убьют. Поэтому обе наши страны так заинтересованы в формировании демократии, в создании обстановки стабильности и процветания в Пакистане. Вашингтон и Дели должны постоянно поддерживать негласный диалог о путях достижения этой исторической цели.

КАК ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ?

После событий 11 сентября администрация Буша кардинально изменила свою политику в отношении Большого Ближнего Востока. Прежние кабинеты пытались контролировать существующие конфликты, одновременно оказывая поддержку автократическим режимам. Ни региону, ни планете в целом этот подход не принес длительной стабильности и мира. Джордж Буш верит, что продвижение демократии и свободы – наша основная стратегия, являющаяся долгосрочной альтернативой исламскому экстремизму. И, по-моему, президент прав. В текущем десятилетии Индия будет все активнее участвовать в нашем благородном деле, и это станет центральным аспектом продолжающейся трансформации американо-индийских отношений, основанной, помимо прочего, на совпадении многих жизненно важных интересов обеих стран.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
15.12 19:47 В Пентагоне рассказали о новом сближении с российской авиацией в Сирии
15.12 19:44 ЦБ оценил объем докапитализации Промсвязьбанка в 100-200 млрд рублей
15.12 19:27 Пожизненно отстраненная от Игр скелетонистка Елена Никитина выиграла ЧЕ
15.12 19:18 Косово объявило о создании собственной армии к марту 2018 года
15.12 19:03 В Назарете отменили Рождество
15.12 18:51 В Испании не поверили в угрозу отстранения от ЧМ-2018
15.12 18:35 Программу безопасности на дорогах увеличили на 2 млрд рублей
15.12 18:25 ФАС проверит частичную отмену роуминга сотовыми операторами
15.12 18:25 РФ и Египет подписали соглашение о возобновлении авиасообщения
15.12 18:19 Трамп попросил у России помощи с КНДР
15.12 18:03 Курс биткоина приблизился к 18 тысячам долларов
15.12 17:54 Промсвязьбанк сообщил о проблемах в работе интернет-банка
15.12 17:48 ФИФА пригрозила отстранить сборную Испании от ЧМ-2018 из-за действий властей
15.12 17:28 Задержанный в Петербурге планировал взорвать Казанский собор
15.12 17:25 Промпроизводство в РФ в ноябре упало максимальными темпами за 8 лет
15.12 17:01 Турция потребует в ООН отменить решение США по Иерусалиму
15.12 16:43 В посольстве США назвали ложью обвинение во вмешательстве в российскую политику
15.12 16:33 Букингемский дворец назвал дату свадьбы принца Гарри
15.12 16:29 Журналист сообщил о готовности Захарченко внедрить на Украину 3 тысячи партизан
15.12 16:14 МИД Украины опроверг ведение переговоров об экстрадиции Саакашвили
15.12 16:08 Страны ЕС согласились начать вторую фазу переговоров по выходу Великобритании
15.12 15:49 Дипломатов из США не пустят наблюдать за российскими выборами
15.12 15:47 Глава ЦИК назвала стоимость информирования избирателей о выборах
15.12 15:36 Гафт перенес операцию из-за проблем с рукой
15.12 15:21 В Кремле посчитали недоказанными обвинения в адрес Керимова во Франции
15.12 14:55 ФСБ задержала в Петербурге планировавших теракты исламистов
15.12 14:33 Сенаторы одобрили закон о штрафах за анонимность в мессенджерах
15.12 14:15 В Кремле признали нежелание Путина упоминать фамилию Навального
15.12 14:02 Дума отказалась ограничить доступ к сведениям о закупках госкомпаний
15.12 13:59 Минфин пообещал не допустить «эффект домино» из-за Промсвязьбанка
15.12 13:52 Алексей Улюкаев приговорен к восьми годам строгого режима
15.12 13:39 Госдума разрешила внеплановые проверки бизнеса по жалобам сотрудников или СМИ
15.12 13:36 ЦБ снизил ключевую ставку
15.12 13:24 Ученые заглянули в глаз трилобита
15.12 13:23 Власти Москвы отказали Илье Яшину в проведении акции 24 декабря
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.