Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 июля 2018, понедельник, 23:00
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

03 ноября 2005, 09:48

Не кольцо в носу

В Москве на форуме "Культура plus" прошла презентация книг Ричарда Флориды "Креативный класс: люди, которые меняют будущее" и Чарльза Лэндри "Креативный город" (обе - издательство "Классика- XXI"). Две очень непохожие книги представляют системный анализ нового явления на стыке культуры и бизнеса, свидетельствующего о коренных изменениях, происходящих в общественной, экономической и социальной жизни разных стран мира.

Книги Ричарда Флориды и Чарльза Лэндри, несмотря на то что они изданы под похожими обложками, в названиях обеих стоит слово "креативность", стоят они по 530 рублей, а у каждого автора имеется список впечатляющих достижений, крайне неравноценны по своему содержанию. "Креативный класс" создателя компаний Creativity Group (инновационные коммуникации) и Catalytix (стратегический консалтинг), американского профессора, экономиста и социолога Ричарда Флориды, сразу по своему выходу в свет три года назад произвел нечто вроде эффекта разорвавшейся бомбы и уже считается одной из самых революционных книг начинающегося XXI века. Изданный двумя годами раньше "Креативный город" создателя фирмы "Co-media" и эксперта Всемирного банка британца Чарльза Лэндри рядом с ней выглядит безобидным и милым пособием для учеников средней школы по выпиливанию лобзиком, вышиванию крестиком и прочим полезным умениям творчески ориентированных членов детских коллективов.

Про "креативность" и "креатив" в последние пять-десять лет у нас, как кажется, не говорит только ленивый. Это излюбленное словечко в словаре декораторов аляповатых домов на Рублевке и создателей рекламных роликов, его активно используют в бизнес-треннингах любители НЛП и прочие шарлатаны от психологии, а в последнее время его можно все чаще встретить на страницах глянцевых журналов - рядом с такими базовыми понятиями, как "гламур" и "метросексуал". Не удивительно, что в среде серьезных профессионалов в сфере, скажем, экономики или юриспруденции репутация у "креативности" сильно подмочена. Это показала и крайне ироничная реакция моих коллег (между прочим, безусловно относящихся к флоридовскому "креативному классу") на названия обеих книг. Между тем, по мнению обоих авторов, креативность - это гораздо больше, чем модное словцо, утопический проект будущего или избыточная концепция, придуманная для впаривания работодателям или потребителям дорогостоящих и попросту ненужных им продуктов.

Как считает Ричард Флорида, блестящий систематизатор и аналитик, опирающийся на цифры и социологические выкладки (не только свои, но и других специалистов) об устройстве американского общества последнего столетия, креативность - это движущая сила современного экономического и политического развития. В самом начале книги автор делает громкое заявление: современное общество имеет новую классовую структуру. Его основой является "креативная экономика", а ядром - политическим, социальным и экономическим - так называемый "креативный класс". Флорида настаивает именно на таком определении новой силы, отрицая наименование "средний класс" как бессмысленное. В США новый класс составляет 30 процентов от всей рабочей силы (более 38 млн человек), будучи вторым по численности (на первом месте стоит так называемый "обслуживающий класс" - 55 млн чел., или около половины всей рабочей силы США, на третье переместился "рабочий класс"- 33 млн чел.). Обладая собственной системой ценностей и значительной политической и экономической властью (самые успешные его члены составляют основу правительства и топ-менеджмента главных предприятий страны), этот класс является первым по уровню доходов и влиянию на экономические и политические процессы.

Непризнанный, но существующий де-факто новый класс, по мнению Флориды, имеет четкую структуру.  В его центре находится так называемое "суперкреативное ядро" - "ученые и инженеры, университетские профессора, поэты и писатели, художники и актеры, дизайнеры и архитекторы, публицисты, редакторы, крупные деятели культуры, эксперты аналитического центра, обозреватели". Этих людей "творческий процесс поглощает целиком" - и это вполне соответствует стандартному представлению не столько о "креативном классе", сколько о так называемой "творческой интеллигенции". Однако, по мнению Флориды, к центральной группе примыкают (и все чаще проникают в нее) специалисты, работающие в "секторе высоких технологий, финансов, права и здравоохранения, а также управления бизнесом". Эти люди "участвуют в творческом решении проблем" по тем же творческим моделям, так как это "как правило, подразумевает высокий уровень образования, а тем самым и человеческого капитала", "умение всегда мыслить самостоятельно", "оригинальным образом применять (или комбинировать) стандартные подходы" и т.д. Они "опробуют и совершенствуют новые технологии, лечебные протоколы или методы менеджмента, а также разрабатывают их". Если эта деятельность начинает занимать у них основное время, они входят в суперкреативное ядро класса. На границах же класса располагаются лаборанты и технический персонал, способный творчески подходить к решению конкретных проблем и проявлять самостоятельность в их принятии.

Что же такое пресловутая "креативность", являющаяся базовой ценностью нового класса, почему всякого рода чудаки, жившие раньше на периферии общества, начинают диктовать ему свои условия, а крупные и мелкие корпорации перенимают методы организации рабочего пространства у университетской лаборатории или дизайн-бюро? Ответ Флориды таков: потому что креативность - это не просто способность сочинять стихи, облекать свои идеи в эстетически приятную форму или появляться на работе в полдень с кольцом в носу. Не тождественно это понятие и словам "творчество" или "интеллект". Креативность, по Флориде и его единомышленникам (скажем, по мнению сторонника экономической "теории нового роста" Пола Роммера), - это "производство новых форм и моделей, которые можно с легкостью распространять и широко использовать (сюда относятся, например, "разработка новых видов продукции для массового производства, продажи и потребления" или "изобретение теоремы или стратегии универсального значения"). Одной из первых подобных идей (которые "не изнашиваются и не истощаются при пользовании") стала, например, пришедшая тысячелетия назад в голову кому-то "концепция колеса".

Способность к созданию таких практических идей и форм является одной из основных для человека. Вся разница, однако, в том, что "в настоящий момент мы переводим эту деятельность с периферии в центр всей экономической структуры". В "креативной экономике" (термин, появившийся на свет в августе 2000 года в журнале Business Week) технологии и открытия начинают играть ключевую роль - а значит, необходимо сделать место работы привлекательным для несговорчивых гениев, для которых стабильность и финансы не являются основными мотивациями выбора места работы. Кстати, во мнении о том, что компании, строящие свою внутреннюю политику и управление персоналом на основании унификации и вытеснения "непохожих", "рискуют проиграть, потому что они ограничивают для себя потенциальный контингент творческих талантов", Флорида отнюдь не одинок. Достаточно вспомнить недавно вышедшую у нас книгу Тома Питерса "Представьте себе: превосходство в бизнесе в эпоху разрушений" ("Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге". 2004) или знаменитую статью "Опасность: токсическая компания" Джефри Пфеффера (текст статьи на английском).

Эта идея об экономической природе креативности - проходит через всю книгу Флориды, постоянно подчеркивающего, что она является основой развития ведущих стран и одновременно ответом на перемены в мире. Однако его работа - отнюдь не панегирик креативному классу. Среди главных проблем -то, что представители креативного класса пока не рассматривают себя в качестве общественной силы, хотя в реальности их объединяют "общие вкусы, желания и предпочтения". К тому же креативность - явление хрупкое, требующее поддержки и целиком зависящее от стабильности экономической и политической ситуации. Кстати, именно такого - критического, системного, всеобъемлющего - подхода не хватает книге Чарльза Лэндри "Креативный город". Последнее является довольно целостным руководством по созданию "творческого города", с некоторыми важными выводами по поводу "креативности", борьбы с бюрократией и "человеческого климата". Однако этой работе не хватает ни системности, ни вписанности в иные конткесты. Позицию этой книги можно определить как взгляд на мир через розовые очки западного гуманитария, с его прекраснодушными представлениями о всеобщей открытости, мультикультурности и всеобщем торжестве политкорректности -- взгляды, которые не выдерживают первого же испытания реальностью, будь то многие проблемы финансового характера (не связанные с культурой) или терроризм.
Однако основная ценность книги Флориды для так называемой новой российской элиты заключается, пожалуй, в части "Взросление креативного класса", в которой автор критикует его за инфантилизм, безответственность и пренебрежение исполнением своих лидерских обязательств. Если свободный и активный выбор места жизни и работы на основании собственных интересов является одной из базовых особенностей представителей новой общественной формации, то ее стремительно растущий разрыв с так называемым обслуживающим классом (увеличившимся в США с 1900 года в 10 раз, крайне пассивным, фактически занимающимся только удовлетворением бытовых потребностей креативного класса и часто ведущим "изнурительную борьбу за существование посреди чужого изобилия") является, пожалуй, важнейшей социальной проблемой. Как ни режет слух свободолюбивых "творцов"-индивидуалистов это выражение, автор призывает их к выработке классового сознания: "Любая концепция персональной идентичности требует продуманного представления о том, как человек соотносится с другими людьми, в чем его обязанности перед ними и что он ожидает от них. Боюсь, что об этом у членов креативного класса самые раплывчатые представления". И далее: "Мы должны превратиться из аморфного сборища самодеятельных, пусть и преуспевающих, индивидов, в более сплоченную, более ответственную группу".

Просто диву даешься, насколько многие из выкладок Флориды, сделанных, напомню, на основании анализа экономики и общественной жизни только в США (и также иногда грешащие всеми "родимыми пятнами" современного западного человека, будь то излишняя толерантность в ущерб самосохранению или превознесение индивидуальности в ущерб семейным и традиционным ценностям), в этой своей части применимы к только-только зарождающемуся (и в совершенно, заметим, других экономических условиях), российскому креативному классу - а по оценке автора, в России уже существует около 13 млн представителей этой общественной силы. Тут сразу же припоминаешь разнообразные случаи проявления беспринципности разнообразными отечественными "креативными специалистами", будь то олигархи, политтехнологи, журналисты или деятели пиар-компаний, а также наша общая разобщенность. Между тем, по Флориде, социальная ответственность, чувство общности и включенности не только в глобальную экономику, но и вписанность в конкретную экономическую ситуацию являются не просто необязательным довеском, эдаким изящным розовым бантиком в фиолетовый горошек на сумочке гламурного метросексуала, но условиями выживания этого класса, фактически в данный момент провоцирующего усиление социальной напряженности (чем она чревата в такой стране, как Россия, пожалуй, объяснять особенно не нужно). Кстати, готовьтесь и к тому, что выводы Флориды вас изумят, а то и вызовут слезы радостного узнавания - возможно, впервые в жизни вы поймете, что в вашей собственной способности перерабатывать, жить в постоянном цейтноте и "искривленном времени", чувстве неустроенности и нестабильности или тоске, которую вы испытываете, когда вынуждены работать с 9 и до 5, вы отнюдь не одиноки - с вами десятки миллионов других людей. Я бы также советовала всем креативным специалистам особенно подробно проштудировать главы о работе и о жизни и досуге - чтобы понять, как управлять собственной креативностью, а также творческими коллективами из многих десятков людей.

"Эту книгу трудно будет осилить,"- высказался на презентации какой-то человек, держа в руках "Креативный класс". "Одни тридцать пять страниц сносок в конце чего стоят! Кто будет в это вчитываться?" Несмотря на обилие схем и примечаний, я прочла эту книгу от корки до корки (в отличие от опуса Лэндри, в который мне лично вчитываться с карандашом в руке не захотелось уже после пары десятков страниц). Ведь в конечном итоге сделать это стоит для того, чтобы узнать, каким образом получить контроль над важнейшим "средством производства", которое находится у нас в голове, и как устроить так, чтобы твоей креативностью и чувствительностью к рабочему и общественному микроклимату не воспользовались те, кто строит свое благосостояние исключительно на умении манипулировать творческим потенциалом других людей.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:01 Глава Amazon стал самым богатым человеком в современной истории
20:37 США пожаловались в ВТО на ответные пошлины Китая и ЕС
20:06 Путин и Трамп не пришли к общему мнению по Крыму
19:49 Путин подарил Трампу мяч ЧМ-2018
19:26 Путин объявил сообщения о компромате на Трампа шелухой
19:22 Трамп признал отсутствие связи 12 обвиняемых в США россиян с выборами
18:50 Трамп пообещал России серьезную конкуренцию на газовом рынке ЕС
18:47 «Ювентус» за день отбил половину стоимости Роналду
18:29 Лондонский суд арестовал активы братьев Ананьевых
18:27 Путин напомнил о завершении холодной войны с США
18:04 Комитет Госдумы одобрил законопроект о повышении НДС ко второму чтению‍
17:43 Ученые объявили Туринскую плащаницу подделкой
17:38 Минтруд подтвердил пересмотр балльной пенсионной системы
17:37 Крысы снижают количество рыб на коралловых островах
17:14 «Бог Кузя» получил пять лет за создание секты
16:54 Мосгорсуд продлил арест двух фигурантов дела «Седьмой студии»
16:36 Тет-а-тет Путина и Трампа занял больше двух часов
16:21 Booking.com прекратил работу в Крыму из-за санкций
16:03 Посольство Франции подтвердило закрытие торгпредства в России
15:59 Яровая предложила искать пропавших детей по мобильникам
15:43 У одной пчелиной семьи может быть до пятидесяти разных отцов
15:35 Минздрав объяснил рост заболеваемости ВИЧ
15:16 Италия будет агитировать за отмену антироссийских санкций
14:55 Евросоюз запретил импорт российской птицы
14:36 Прокуратура Москвы объяснила выделение 33 млн рублей разогнавшим митинг казакам
14:31 Путин и Трамп уединились для обсуждения «болевых точек»
14:20 В ЕР решили единогласно поддержать пенсионную реформу
14:13 Минобороны отчиталось по выводу российской авиации из Сирии
13:48 Положительные отзывы на пенсионную реформу дали 77 регионов
13:44 Звонивший в колокол деревянный рыцарь был найден в башне Линкольнского собора
13:33 Путин опоздал на встречу с Трампом
13:27 ФИФА выдвинула Дзюбу и Черышева на приз автору лучшего гола ЧМ-2018
13:16 Путин прибыл в Хельсинки на встречу с Трампом
13:11 ЦБ оценил рост цен после повышения НДС
12:53 РЖД пустят домашних питомцев в поезда без хозяев
12:34 Думский комитет одобрил повышение пенсионного возраста
12:28 Грудинин развелся с женой после 38 лет брака
12:13 Яд из Эймсбери находился во флаконе из-под духов‍
12:08 Мособлизбирком окончательно определил кандидатов в главы Подмосковья
11:50 С отдыхающих на Кубани начали взимать курортный сбор
11:46 Трамп признал вину США в плохих отношениях с Россией
11:30 В офис «Натали Турс» пришли следователи
11:19 СМИ узнали о готовности кабмина ограничить импорт алюминия ради «Русала»
11:11 Минтруд пообещал 5 млрд рублей в год на переобучение будущих пенсионеров
10:53 В Калуге прошел концерт московских творческих коллективов
10:51 «Мегафон» решил избавиться от статуса публичной компании
10:44 Въезд в Россию по паспорту болельщика продлят до конца 2018 года
10:29 Следком подтвердил подлинность останков Николая II и его семьи
10:24 В Великобритании заподозрили ГРУ в отравлении Скрипалей
09:50 Песков не уверен в обсуждении «Северного потока — 2» на саммите Россия-США
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.