Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 июля 2018, понедельник, 10:10
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

24 ноября 2005, 08:58

Единая Россия и «Единая Россия»

Введение

Объемное политическое и общественное образование – партия “Единая Россия” - могло бы жить и работать гораздо эффективнее и функциональнее, чем сегодня. Может, мой внешний взгляд на дела партийного строительства поможет начать накануне съезда по вопросам стратегии и тактики, запланированного на 26 ноября, общественную и внутрипартийную дискуссию, так необходимую сегодня стране.

Тезис 1. “Единая Россия” должна четко позиционироваться и найти свою идентичность. Сегодня ее существование неопределенно.

“Единая Россия” определяет себя как партия власти. Но в обществе сложилось твердое мнение, что это не более чем “партия чиновников”. Ее упрекают в бюрократичности, в отсутствии идеологии, в том, что вступить в нее – значит лишь продемонстрировать лояльность и показать, что ты готов быть инструментом Администрации.

В то же время “ЕР” пытается действовать в Думе и законодательных собраниях как партия всего народа, стремясь перехватить инициативу в решении социальных вопросов у КПРФ. Но доверия это не вызывает, поскольку журналистский штамп или имидж – “партия чиновников” - постоянно “висит” над ней. У партии нет обоснованного плана действий, нет и собственного проекта, ее “шатает”.

Проблема для “ЕР” состоит в том, что ее становление не завершилось. Ее функции в обществе не определены и не сформулированы. Ее внутреннее устройство и организация партийной жизни противоречивы. И хотя эта, третья, попытка становления эффективной партии власти существенно лучше, чем предыдущие две, она не доведена до конца.

Партия должна ответить на вопросы: во-первых, зачем и кому нужна “ЕР” (по большому счету – обществу, стране, установившемуся порядку), и, во-вторых, в чем смысл ее существования. Партия должна четко позиционировать себя, найти свою идентичность, начать работать над этим целенаправленно, организуя по таким принципиальным вопросам внутрипартийные дискуссии.

Тезис 2. Принцип: превратить “ограничение” в ресурс. Партия чиновников – тем лучше!

“Единая Россия” - действительно, партия чиновников, людей государственной службы. И ничего плохого в этом нет. Не надо это скрывать или говорить, что она – “партия всего народа”.

Напротив – необходимо этот факт осознать как преимущество и сделать из этого все логические и организационные выводы. Именно из этого надо исходить, работая над позиционированием и поиском (проектированием) идентичности.

“ЕР” должна стать не партией чиновников - а партией чиновничества, людей государственной службы. История России показывает, что именно этот слой является становым хребтом страны.

Тезис 3. Попытки превратить партию “ЕР” в идеологическую или общенародную – явно неэффективны. Партия “ЕР” должна позиционироваться как партия, представляющая базисную силу России.

Сам тип позиционирования партии может быть разным. Связать “ЕР” с определенной идеологией, сделать ее “общенародной партией” (чтобы народ целиком видел в ней выразителей своих интересов) или партией, выражающей интересы какого-нибудь социального слоя, – на наш взгляд, совсем не лучшие варианты.

Такие партии - анахронизм. Сегодня по-настоящему жизнеспособны либо партии, устроенные как “машины” формирования мощной группы истэблишмента (как Демократическая и Республиканская партии в США), либо коалиции партий, причем создающиеся “на данный момент” (как это происходит в Германии). Идеологии оказываются незначимыми перед задачей сохранения общего порядка, а социальные интересы членов современного общества устойчиво с социальными группами не связаны.

Но этот вопрос - анализ современного устройства эффективных партий и коалиций - может и должен стать темой внутрипартийной дискуссии в партии “ЕР”.

Точно так же, как и современные “партии” на Западе, “ЕР” должна превращаться в партию, обеспечивающую (или хотя бы способствующую) поддержанию общего порядка и баланса общественных сил в стране. Но в России этот общий порядок основан в первую очередь на существовании чиновничества, на людях государственной службы – и значит, “ЕР” должна лишь перевести сложившееся положение дел (“партия чиновников”) в свое сознательное позиционирование.

Тезис 4. В России именно люди службы (чиновничество) являются тем “скелетом” (становым хребтом), благодаря которому всегда восстанавливалось и сейчас восстанавливается единство страны.

Чиновничество в России – не что-то привходящее или наносное, а отражающее сущность самой российской жизни. Так, все усилия по искоренению чиновничества в России приводили лишь к тому, что оно усиливается. Любые преобразования в стране необходимо задумывать и осуществлять с учетом этого фактора и этой силы.

Управление в России осуществляется в очень специфических условиях. Во-первых, это огромная территория с затрудненной коммуникацией. Во-вторых, регионы страны очень разные и в экономико-географическом смысле, и в смысле разности культур. И самое главное - удержание этой огромной страны в единстве требует постоянного воссоздания некоторого смысла: зачем она существует и участвует в истории. В указанных условиях никто, кроме однообразно устроенной совокупности людей государственной службы, на это не способен.

Россию удерживает как целое не “единое правовое поле”, не великая культура (к сожалению, не она) – а те люди, которые служат государству по единым правилам. Это – единообразная прослойка служащих. К ним относятся и чиновники в точном смысле слова, и врачи в министерской системе здравоохранения, и учителя, и какая-то часть армии, и научные работники, и профсоюзные деятели, и сотрудники милиции. Это – те люди, которые раньше в анкетах относились к категории “служащих” (сегодня надо добавить – “государственных служащих”). Государство им платит и требует единообразия действий, целостности и процедурности.

Тезис 5. Российские люди службы – это не бюрократы. Они действуют не формально, а по смыслу дела, что и нужно для страны. Возникает неформальный общественный договор между чиновником, высшей властью и обществом, и важно, чтобы он не нарушался.

Российские люди службы - это не бюрократы, не те чиновники, которые есть в Европе. В России нет бюрократов. Европейский чиновник четко вставлен в рамки, живет внутри системы и инструкций, и его задача – решать вопрос, не выходя за означенные рамки. При этом его решение - бессодержательное или “формально правильное”. Когда же возникает рассогласование между системой и реальностью, бюрократ стремится использовать некоторый стандарт.

В России чиновничество совсем другое. Оно удерживает единство страны – за счет того, что чиновники существуют в рамках одного языка, несут на себе один смысл и более-менее взаимозаменяемы. А потому они - не просто назначенные “государевы” люди: они уже превратились в самостоятельное сословие. Они чувствуют, что на них держится страна, и служат не только ей, но и самосохранению. Сохраняясь в этом единстве, они сохраняют целостность страны и государства.

Но этот слой людей опирается на смысл, который задается высшей властью. Только он способен удержать действия людей службы в определенных границах.

Кроме того, в условиях плохого законодательства, разности условий существования и культурных норм совершенно неизбежным является мздоимство в разных формах. В условиях, когда государство не может обеспечить чиновника (и личного состояния у него нет), а задачи перед ним стоят государственные, масштабные, - страна вынуждена часть этих дел давать на откуп, закрывать глаза на левые или серые схемы (но и держать их в определенных границах). Но это – не коррупция, это своего рода общественный договор между тремя инстанциями: государством, которое назначает чиновника, но не может обеспечить его эффективную деятельность; чиновником, который радеет о благе государства, но должен и о себе позаботиться; и обществом. Это соглашение внедрено в сознание еще с допетровских времен, когда воевод сажали на кормление. Этого не стеснялись.

Когда сегодня чиновник вынужден за мизерную зарплату решать круг задач более широкий, чем его функциональные обязанности, возникает критическая ситуация: если он действительно отвечает за многое, он должен быть соответственно вознагражден. Таково его внутреннее ощущение, и общество с этим согласно. Это нельзя назвать коррупцией – это способ осуществления управления, российская форма управления большим государством.

Это – тоже тема для отдельной и интересной дискуссии в партии “Единая Россия”

Однако при этом действия чиновников должны быть поставлены в некоторые рамки. Тогда этот механизм управления может превратиться в достаточно эффективный инструмент.

Тезис 6. Сегодня этот “негласный договор” разрушен. Налицо - чиновничье всесилие. Его можно ограничить только новой общественной силой – партией.

Сегодня в России - чиновничий беспредел. Но иного, как с помощью людей службы, механизма удержания в целостности разнородной страны - нет. Что можно сделать в этой парадоксальной ситуации?

Ответ один: нужна третья сила, которая реально будет произведена из того же чиновничества, из людей службы, но будет по каким-то основаниям ей антагонистична.

В этом отношении показательна новейшая история. Когда государство сказало: “Обогащайтесь”, появился бизнес. Туда двинулась активная часть людей службы. В результате чиновничество обескровилось и утеряло (по факту) возможность выполнять большую часть собственных функций. Оказалось, что оно не готово к регулированию.

Поэтому возникла третья сила - криминал, который начал регулировать отношения между бизнесами и тоже обогащаться, потому что никаких других регулирующих элементов между бизнесами нет.

Кроме того, возникли олигархи, которые начали использовать сначала бандитов для решения своих проблем, а потом и государство. Но как только они попытались“захватить” государство, возникла проблема целостности и единства России - ведь ее удерживает только чиновничество и имперские амбиции.

В результате реакции на эти процессы против криминала начали формироваться новые чиновничьи органы – МВД, ФСБ, таможня, налоговики. Это - единственная часть чиновничества, которая может с этим как-то справляться. И эта часть начала усиливаться. Иного варианта просто не было.

Поэтому сегодня в России возникла ситуация захвата чиновничеством лидирующих высот. Оно теперь ничем не ограничено. Возникает вопрос: можно ли это обуздать?

Этот вопрос также должен стать очень серьезной темой для партийной дискуссии и специального анализа.

Наш вариант ответа таков: должна быть создана партия, которая будет оценивать людей службы с точки зрения баланса общей ситуации. Единственный механизм обуздания чиновников - это единая монолитная партийная структура, которая сможет установить баланс между общественными силами. При этом эти силы реально никуда не исчезают - они просто вводятся в определенные рамки.

Тезис 7. Партия “Единая Россия” должна стать ориентирующей силой, которая и введет содержательные границы допустимых действий чиновников.

Люди службы поддерживают единство России своим социальным телом - несознательно. Это позиция - частичная, они не могут самостоятельно ставить цели. “Выстроить” чиновников, задать смысловую, неформальную границу, ориентиры для их действия можно только идеологически.

Такой ориентирующей силой должна быть политическая партия, партия “Единая Россия”. Она должна начать работать во имя людей службы как основы страны, но против них - как беспредельной силы.

Она должна в первую очередь определить, где кончается нормальное взаимодействие местных властей и бизнеса, а где начинается коррупция, за которую уже надо нести ответственность. Она должна определить, какими должны быть принципы взаимодействия чиновников с населением, восстанавливающие доверие к власти. Именно эти и подобные представления о границах допустимого в общей жизни и будут придавать смысл общему существованию людей службы.

Для этого необходимо всех чиновников (людей службы, начиная с какого-то уровня) сделать членами партии “Единая Россия”, ввести дисциплину, поставить условие, что чиновники занимают свое место только как члены партии. Если человека изгоняют из партии (не за конкретное преступление, а за “неподчинение линии партии”), он лишается рабочего места.

Но не получается ли, что мы выступаем за некий аналог национал-социализма или коммунизма в России? Ведь если “Единая Россия” станет действовать таким образом, то она и сама станет бесконтрольной, создав тоталитарное государство: государство с единым смыслом. Такой единый смысл полезен для чиновничества, а для жизни вообще он вреден.

Тезис 8. Партия “ЕР” является руководящей партией для людей службы, но не для всего остального народа. Партия должна организовывать только чиновничество, должна быть партией чиновничества, а не общенародной партией. Бизнесмены, самодеятельное население, рабочие, молодежь, интеллигенция – не должны организовываться “Единой Россией”.

Чтобы убрать возможность той опасности, о которой говорилось, следует четко разделить: России требуется хорошо организованное и единообразное чиновничество, однако тоталитарная организация жизни для страны должна быть исключена.

Механизм внутрипартийной жизни может быть такой же, что и был для КПСС. Но есть важнейшее отличие: КПСС была всенародной партией, которая контролировала все стороны жизни общества, а “ЕР” должна жестко контролировать только людей службы.

Сегодня же партия “ЕР” пытается “рулить” всем народом. Но если она – партия, организующая людей службы, то только их проблемами она должна заниматься и задавать рамки действия тоже только для них.

Пока эта проблема четко не поставлена. Партия стремится стать общенародной, будучи реально партией чиновников. В результате она получает то отношение, на которое мы указывали в начале статьи.

Партии “ЕР” следует определенно заявить: она будет управлять, контролировать, вводить в единые рамки только людей службы. Они – становой хребет страны, именно через них можно будет осуществлять реальную власть и реализовывать общий и единообразный порядок. Для них нужна общая идея и общий смысл, внутрипартийная дисциплина и тому подобные, ограничивающие демократию, формы.

Весь остальной народ не должен служить объектом организации для “ЕР”, жизнь в стране должна быть построена полностью на демократических и плюралистических принципах. Жизнь других групп населения может и должна регулироваться другими идеями.

Партия “ЕР” должна выполнять роль руководящей партии - но не по отношению к обществу, чтобы не стать тоталитарной, а по отношению к людям службы.

Совершенно другой вопрос – электоральный, вопрос агитации, демонстрации эффективности, выборов. В эти периоды, разумеется, партия “ЕР” должна находить “подходы” ко всему народу страны. Но в основное время своей жизни она должна определять себя как партия, придающая смысл существованию чиновников, находящая баланс между взаимоотношениями людей службы со свободным и самодеятельным населением, с бизнесом и т.п. В этом состоит специфика России.

В любом другом случае в партии будет постоянный внутренний разрыв. Если же создастся такой механизм, то смысл партии “Единая Россия” станет понятен всем.

Тезис 9. Главная общественная идея, которую должна поддерживать партия “ЕР” - сохранение баланса в обществе, реализация идеи справедливости.

Если верно, что различные общественные силы в России стремятся поочередно достичь полного господства, то эффективное и осмысленное управление общественными процессами в России должно опираться на идею баланса сил, их взаимного смыслового ограничения (а, например, не ограничения законом).

При этом возможны два варианта.

Первый: случай, когда российское государство имеет свой внутренний смысл существования и является стабильным. Здесь исторический пример – Россия XIX века. При этом все существующие силы находятся в соответствии и постоянно друг с другом борются, но в определенных границах. Сама эта структура была целостной и устойчивой, взаимно сбалансированной.

Есть второй вариант, в котором Россия сегодня реально находится. Ситуации баланса нет, и мы то и дело попадаем в положение, когда очередная сила вырывается на оперативный простор и начинает все остальные пытаться подмять под себя.

Поэтому с точки зрения нынешнего момента абсолютно необходимо, чтобы партия “Единая Россия” взяла на себя функцию задания чиновничеству смысла, рамок и границ допустимого. Единственный смысл, который должна нести партия типа “Единой России”, - идея справедливости и справедливого взаимоотношения всех этих сил.

В определенном смысле эта идея противостоит тезису о стабильности. Он когда-то сыграл свою роль, однако сегодня этого недостаточно. Стабильность чиновничьего государства уже никого (даже самих людей службы) не удовлетворяет. Требуется именно баланс, гармония осмысленного и справедливого отношения. Понятно, что в России чиновник не может не брать взяток, что он не может не мешать течению жизни. Но этому всему должны быть границы. Недавно окончательно выяснилось, что и суд не может обеспечивать справедливость, тамошние чиновники тоже коррумпированные. А значит, должен быть сформирован “орган справедливости”, орган введения в рамки. Раньше за этим обращались в райком, сейчас эту функцию и должна выполнить “Единая Россия”. Должен быть круг, пройдя который мы все-таки справедливость и сбалансированность найдем. Люди в России, любые общественные силы должны понимать, что есть границы.

При этом возникает вопрос: почему в России, как в любом “нормальном государстве”, не срабатывает механизм нескольких партий, которые могут в принципе контролировать чиновников? Но этот механизм действует, во-первых, в рамках права и законов, а во-вторых, в уже ставшей стабильной ситуации. Сегодня же смысл создания партии – устанавливать в своих внутренних дискуссиях границу справедливости и урезонивать чиновничество смысловым, идеологическим образом. При этом этот смысл должен быть один. Человек службы не может слушаться нескольких партий.

Граница справедливости любого действия должна восстанавливаться ситуативно и постоянно. Она не может быть установлена заранее, тем более в таком сложном деле, как общественное управление.

Политические партии могут работать в политическом поле, вырабатывая этот смысл. Но когда речь идет об установлении общественного порядка и баланса – должна быть одна партия. И сегодня такую функцию должна взять на себя “Единая Россия” (поскольку в России пока этот баланс не воссоздается ни за счет культуры, ни за счет закона).

Тезис 10. Партия “Единая Россия” будет удерживать единообразие действий чиновничества, а другие партии будут ориентироваться на другие основные силы. Однако партия “ЕР” будет представлять исключительный ресурс власти – идеологический.

В России должна постоянно вырабатываться смысловая граница возможных действий, граница справедливости. Именно “Единая Россия” должна играть главную роль в ее установлении, постоянно обсуждая ситуацию в ходе внутрипартийных дискуссий. При этом “ЕР” представляет собой тот тип власти, который не представлен вообще в сегодняшней России, – власть идеологическую, ориентирующую.

При этом другие партии будут существовать, но ориентироваться на другие базовые силы и общественные группировки - на бизнес, на интеллигенцию и т.д. - и занимать свое место в парламентских дебатах, имеющих прямое отношение к смыслообразованию. Общественная же проблема состоит не в наличии этих партий, а в том, чтобы ввести в правильные смысловые границы чиновничество, которое является носителем российского единства и государственности.

Единая Россия – это вовсе не единство территории и нации: их много разных, и дальше будет только хуже. Это не единство идеологии – это уже проехали, этим людей уже не зацепишь. Единая Россия – это Россия, в которой осмысленно организовано чиновничество. И в этом главная задача партии “ЕР”.

Всему этому должно противостоять многообразие смыслов, которые задаются оппозиционерами. Они будут нападать на партию “ЕР” с позиций ценностей других сил, что необходимо для сохранения полноты и многообразия жизненных сил страны.

Тезис 11. Российский механизм удержания власти состоит в том, чтобы вырабатывать критерий баланса и справедливости. Тот, кто вырабатывает этот критерий, – тот и обладает реальной властью. “ЕР” должна взять на себя эту функцию.

Механизм власти в России состоит в удержании баланса сил.

Поэтому с точки зрения власти в России ее удержание состоит в том, что кто-то – президент или коллективный орган, например, партия “Единая Россия” – постоянно формулирует некий критерий справедливости (баланса, допустимости, границ). Если люди и все общество видят этот установившийся баланс и понимают, что справедливость вообще где-то есть и она допустима, что полного беспредела бояться не следует, то власть удерживается. Но как только кто-то начинает понимать, что какая-то сила “вырывается” из смысловой рамки, то возникает ситуация 1990-х годов: общественные конфликты и война.

С другой стороны, с точки зрения управления и достижения определенных целей, задача стоит прямо обратная: необходимо введение дисбалансов, конфликтов, и за счет этого возникает общественное управление. В данном случае, если “Единая Россия” станет организованной силой, она должна активно обсуждать самые разнообразные общественные конфликты, выводящие на столкновение действующих сил, с тем чтобы обуздать чиновников и начать, наконец, отвечать на вопрос, что они могут делать, а что нет. При этом это “не могут” должно сопровождаться вполне четкими оргвыводами: изгнание из партии, снятие с должности, отсутствие поддержки и, в крайнем случае, уголовное преследование.

Тезис 12. “Единая Россия” должна освоить механику “чиновнического освоения территорий” и благодаря этому уверенно управлять страной.

Такое освоение территорий – это тот механизм, благодаря которому Россия всегда удерживала свои земли. Иначе просто нельзя понять, как именно эта гигантская территория была захвачена таким немногочисленным народом.

Если такой механизм освоить, то не нужно будет бояться, например, китайской экспансии на Дальнем Востоке. Ведь у России есть другая сила, чиновничество, которая удерживает территорию при помощи “малого народа”.

Если эти механизмы будут выделены и показаны, то управление страной станет существенно проще. Тогда этот каркас – чиновничество плюс бизнес – сможет удерживать территории, которые затем смогут абсорбировать любое количество населения (что очень важно для Дальнего Востока).

Другая сторона процесса “чиновнического освоения территорий” - заключается в циркуляции управленческих команд по оси “Москва – регионы”. Ведь сегодня Москва забирает самых активных и талантливых управленцев из регионов и концентрирует их в центре. Но сегодня уже начался обратный выброс в регионы, где нет людей. Итак, налаживается постоянный процесс переноса, и за счет этого достигается нужное единообразие чиновничества, а тем самым – и единство России (то же делала и КПСС, управляя кадровыми потоками в масштабах СССР и даже стран народной демократии). В Москве главный ресурс – формирование образца для всей России и регулярный “выброс” людей, обладающих нужными управленческими свойствами.

Нынешние власти понимают это на инстинктивном уровне, и процесс этот пошел очень активно. По сути, можно сказать, что сегодня главный инвестиционный проект – это высадка чиновничьих команд в регионы (Шанцев, Боос, идет активное чиновническо-управленческое освоение Краснодарского края. До этого был Норильск, Красноярск, Тверская область). Благодаря такому механизму и достигается единство России.

Но это пока делается на уровне “социального инстинкта”. Этот механизм надо выделить, отфиксировать и перевести в осмысленную политику партии “ЕР”.

Тезис заключительный. Через макроэкономику управлять Россией нельзя. Структурное единство страны регулируется сознанием людей службы. Однако сегодня произошла потеря этой регулировки. Главная функция партии “ЕР” - восстановить этот центр управления.

Одна из самых больших проблем страны – потеря собственного центра смыслообразования для чиновников. При этом механизм контроля заменяется формально-юридическим. Но для России это и невозможно, и недостаточно. Люди службы ориентируются на высшее начальство (точно так же, как бизнес ориентируется на деньги, а ученый – на истину).

Управление смыслом, а тем самым и сознанием для людей службы – важнейший элемент управления страной. Поэтому вопрос о партии чиновничества встает сегодня с такой остротой. Но пока партия “Единая Россия”, которая в принципе совершенно законно претендует на эту роль, эту нишу не нашла.

Становление “Единой России”, превращение ее в собственно партию состоит в том, что она четко определится: она вырабатывает смысловое единство чиновничества - чтобы оно осмысленно работало на благо страны.

Сейчас же партия “ЕР” занимает неопределенное положение, не став ни партией реальной власти, ни партией, действующей во имя интересов всего народа. Следует проявить смелость, чтобы сказать: наша партия будет не демократической, а с железной дисциплиной. Но у нее есть высшее предназначение и смысл: мы - единственные объединяем людей государственной службы и единственные, кто может сказать, как и в каких границах они могут действовать.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

10:07 СМИ узнали о запрете Кремлем словосочетания «пенсионная реформа»
09:50 Песков не уверен в обсуждении «Северного потока — 2» на саммите Россия-США
09:48 Два года французский фермер скрывал гомфотерия от ученых
09:22 Президент Хорватии высказалась против изоляции России
15.07 20:04 Трамп объявил ЕС противником США
15.07 19:54 Франция второй раз в истории стала чемпионом мира по футболу
15.07 19:29 Хорватия отыграла один мяч в финале ЧМ-2018
15.07 19:24 Французы забили четвертый мяч в финальном матче ЧМ-2018
15.07 19:19 Франция увеличила отрыв в финале ЧМ-2018
15.07 19:00 Джокович в четвертый раз выиграл Уимблдон
15.07 18:41 Французы вышли вперед в финальном матче ЧМ-2018
15.07 18:28 Хорватия сравняла счет в финале ЧМ-2018
15.07 18:19 Счет в финале ЧМ-2018 открыла Франция
15.07 18:00 Франция и Хорватия начали матч за кубок ЧМ-2018
15.07 17:59 В «Лужниках» прошла церемония закрытия ЧМ-2018
15.07 17:41 Роспотребнадзор предупредил об опасных салатах в американских McDonald's
15.07 17:08 Франция и Хорватия назвали стартовые составы сборных на финал ЧМ-2018
15.07 16:43 Минфин отказался торговаться по пенсионной реформе
15.07 16:29 Путин встретился с президентами Хорватии и Франции
15.07 15:58 Безработным россиянам предпенсионного возраста повысят пособие
15.07 15:38 Силуанов назвал случайностью запуск пенсионной реформы перед ЧМ
15.07 15:14 Трамп попросит Путина выдать 12 обвиняемых по «российскому делу»
15.07 14:43 Мэй объявила об уходе Британии с единого рынка ЕС
15.07 14:18 Путин передал Катару символический мяч мундиаля
15.07 13:50 Хабенский попал в базу данных «Миротворца»
15.07 13:28 СМИ узнали об увольнении главного тренера сборной Аргентины
15.07 13:02 Президент Хорватии поблагодарила за ЧМ-2018 на русском языке
15.07 12:40 ООН согласовала первый глобальный договор по миграции
15.07 12:17 Белый дом попенял России на агрессию в соцсетях
15.07 11:50 Туск отметил склонность Трампа к российской позиции по Украине
15.07 11:15 Крупнейшая финская газета пригласила Путина и Трампа на танго
15.07 10:51 Опрошенные россияне решили болеть в финале ЧМ за Хорватию
15.07 10:30 Путин пообещал упростить визовый режим для болельщиков
15.07 10:12 Россия вошла в тройку главных угроз ЕС
15.07 09:52 Мэй призвала к прагматизму ради спасения Brexit
15.07 09:28 Трамп решил переизбираться в президенты США в 2020 году
15.07 09:06 Путин подвел итоги ЧМ-2018
14.07 21:02 100 тысяч жителей эвакуированы при наводнении в Китае
14.07 20:38 На юге Ирака прошли антиправительственные протесты
14.07 20:03 Скотленд-Ярд собрал более 400 доказательств по отравлению в Эймсбери
14.07 19:42 Анжелика Кербер обыграла Серену Уильямс в финале Уимблдона
14.07 19:32 Дворкович обвинил вице-президента FIDE в коррупции
14.07 19:12 Путин отметил развитие военного сотрудничества с Суданом
14.07 19:00 Бельгия стала бронзовым призером ЧМ-2018
14.07 18:38 Рогозин решил создать в России корпорацию ракетного двигателестроения
14.07 18:17 Роскачество предложило улучшить ГОСТ для коньяка
14.07 17:50 Президенты России и Габона договорились о совместной работе по ЦАР
14.07 17:32 В посольстве РФ уверены в политизации ОЗХО со стороны Лондона
14.07 17:09 Путин рассказал о задаче Козака во взаимодействии РФ и Молдавии
14.07 16:34 Из Газы выпущено по Израилю 60 ракет и снарядов
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.