Адрес: https://polit.ru/article/2005/11/30/kazusserial/


30 ноября 2005, 08:33

Трудные роды

Презентация

На прошлой неделе на суд первого зрителя бы представлен сериал «Казус Кукоцкого». Полную версию экранизации романа Людмилы Улицкой мог увидеть каждый желающий, купив билет и высидев 8 часов в кинотеатре "Октябрь". На трехчасовую VIP-версию в подвале того же кинотеатра были приглашены продюсеры, режиссеры, друзья и артисты. «Нижним» выдали по белому халату, на резиновой бирке нацарапали номер места и отправили ожидать начала сеанса в фойе.

Оказалось, что «предметы туалета» были выданы не случайно - ждать открытия дверей в зал пришлось почти столько же, сколько длятся первые роды, а ощущение, что первенец задерживается по причине затянувшихся схваток, усугублялось стилизацией помещения под родовое отделение середины прошлого века и мечущимся с деловым видом в толпе «доктором» Грымовым. Впрочем, через два часа двери зала все же открылись, зрителю представили актеров и съемочную группу, и спецпоказ «Казуса Кукоцкого», поделенного на две части – «Лена» и «Таня», - начался.

К середине первого отделения из зала стали выходить первые зрители. На втором – ряды не вынесших зрелища заметно пополнились. Среди покинувших зал оказались и артисты, снявшиеся в этом проекте. В последний раз с похожим выражением траура на лице зритель покидал премьеру «9 роты»: там преобразование «настоящего кино» в версию под «Оскара» оказалось для них столь же мучительным.

Некоторые из актеров дошли до главного зала. Говорили, что полная версия «КК» очень хороша. Сомнения в данном утверждении усиливает поведение Людмилы Улицкой, в самый последний момент назначившей именно на день премьеры презентацию книги «Люди нашего царя», вышедшей еще летом. Сопроводив скоропостижный отъезд словами, что в фильме что-то осталось от книги, вот только присутствует это «что-то» в варианте по-грымовски, Улицкая затерялась в Западной Европе. Смятенному состоянию писательницы, пожалуй, можно было бы посочувствовать, если бы она не являлась автором сценария.

Сериал

Возникшая будто спонтанно аналогия с фильмом Федора Бондарчука на самом деле не случайна: в первых кадрах «Кукоцкого» на экране возникает посвящение - Сергею Бондарчуку. У посвящения есть вполне личные для Юрия Грымова причины, однако в свете официальной канонизации фильма Бондарчука-младшего, посвященного Бондарчуку-старшему, вновь всплывающее имя знаменитого режиссера воспринимается как реверанс не только в его сторону. Следующим шоу-ходом режиссера стал «голос за кадром». Зацепить поклонника сериала сегодня сложно, однако возрастные рамки любителей жанра хорошо известны, так что чтение «Кукоцкого» Алексеем Баталовым – беспроигрышный вариант для достижения сладкой ностальгии.

Настроив зрителя на необходимый лад, Грымов затянул привычным дымком кадр и отправился строго по сюжетному маршруту, проложенному Улицкой, не слишком вдаваясь в психологические нюансы романа. Наметил пунктиром потусторонние путешествия героев, зарывая то того, то другого в одну и ту же кучку песка, добавил немного сталинизма, антисемитизма и джаза, мелькнул в эпизоде самолично, прокатив в санях семью Кукоцкого, подарил немного свободы Юрию Цурило (Павел Кукоцкий) в рассуждениях о необходимости легализации абортов и - перешел ко второй части.

«Казус Кукоцкого. Эпизод II» назван «Таня». Но вполне уместным могло оказаться заглавие «Женя» (поскольку роль своей дочери после смерти во время родов играет одна и та же актриса). Впрочем, среди подходящих были бы и названия «Варя» («Дети Арбата»), Аница («Garpasrum») или просто Чулпан Хаматова. Безусловно, уместная в каждом фильме, где необходима вечная девочка с хвостиками и наивными глазами, облаченная в ретро-платьица, с удовольствием бросающаяся на шею «папочкам» и соглашающаяся проиграть столько постельных сцен, сколько заложит режиссер. К финишу остальные актеры перестали даже изображать сопротивление Грымову, с его напором, наработанным в рекламном бизнесе, в стремлении оставить Хаматову на ринге в гордом одиночестве. Удивлялись одному: необходимости экранизировать произведение, несущее в себе далеко не только поверхностный сюжет о бесчисленных родах и любовных кровосмесительных историях.

Сериалы в России

Пока зритель, сидя на кухне, клянет будничную сетку за отсутствие интересных программ и фильмов в прайм-тайм, руководство каналов продолжает соревноваться друг с другом, вбивая в сетку все большее число сериалов, ни названий, ни содержания которых никто не помнит даже в тот период, пока они идут. Остается поверить, что количество сериалов на неделю ублажает нашу тележажду, тем более, что такое утверждение подтверждается публикацией еженедельных рейтингов и долей (см. Справку в конце текста).

По данным, предоставленным аналитиками TNS Gallup Media (TV Group), этой осенью Первый канал вернул свои лидирующие позиции (с апреля по август первое место по числу зрителей занимал телеканал «Россия»). Причиной роста показателей «Первого» стала трансляция сериала «Две судьбы – 2. Голубая кровь». Средняя доля сериала составила 36%.

Одновременно телеканал СТС улучшил свои показатели на 2,6% благодаря трансляции нового сериала в жанре драмеди «Не родись красивой». Каждую серию «Не родись красивой» смотрят около 5 миллионов россиян. Средняя доля сериала по стране составляет 23%, а в Ставрополе и Красноярске превышает 30%. «Не родись красивой» стал самым рейтинговым продуктом во временном интервале с 20:00 до 21:00, выдавив на второе место даже и Первый канал. Что касается телеканала «Россия», в сентябре, благодаря «Кармелите» и «Исцелению любовью», доля этих двух отечественных мыльных опер, выходивших на канале встык с 17:45 до 19:45, составила около 40%. Преемница «Кармелиты» – сериал «Обреченная стать звездой» - сократила долю «России», составляющей на ноябрь около 26%.

Занятно, что сериалы НТВ даже не упоминаются как участники борьбы за зрителей. Хотя еще пять лет назад доля аудитории отдельных сериалов НТВ доходила до 40%. Но сегодня даже соловьевская программа "К Барьеру" имеет рейтинг 5,5% и долю 17,2%. Непреложным остается лишь тот факт, что российский зритель всем интеллектуальным программам и артхаузным фильмам предпочитает сериал.

Понятно, что сериал по книжке - расчитан на самую интеллектуальную часть зрительской аудитории, ради нее экранизированы были и «Дети Арбата» Рыбакова, и «Московская сага» Аксенова, и «Последний бой майора Пугачева» Шаламова, и "Мертвые души" Гоголя. А Станислав Говорухин как раз накануне выборов представил новый кинопроект по книге Дудинцева «Не хлебом единым».

И не важно, что все эти неплохие, хорошие и очень хорошие книжки, переведенные на язык сериала, часто совершенно утрачивают глубину и смысл, пипл ругается, но все-таки хавает (сами книги читать ему давно уже некогда). "Кукоцкий" тоже изготовлен по беспроигрышному рецепту: пара новоявленных звезд, вездесущий Амур - это для слабой половины аудитории, вариации на тему батальных сцен - избиение еврейского мальчика хулиганами, «ужасы» сталинского режима и героический подвиг во время войны - для мужчин.

Сериалы на НТВ

Еще в прошлом году руководство НТВ подсчитало свой падающий рейтинг и долю (11–12%) и решило менять информационную политику. Определив целевую аудиторию как успешно работающих, думающих людей, связывающих свою жизнь с Россией, зрителей с либеральными взглядами не только на политические, но и экономические, сексуальные, бытовые вопросы, канал начал реорганизовывать сетку.

И началось… но довольно медленно. Самым скоростным изменениям подверглись новостные программы: от их количества, хронометража и времени выхода до наполнения. В итоге новостной блок претерпел такие изменения, что его телеаудитория, устав ловить «Сегодня», просто перешла на другие каналы.

Далее было обещано наполнить сетку «амбициозными проектами», которые составили бы конкуренцию остальным каналам. С канала последовательно исчезли «Школа злословия», «Программа А. Гордона», «Намедни», «Свобода слова»… линейку которых наполнили второсортные сериалы и снова сериалы. Поскольку считается, что значительную долю аудитории канала составляют мужчины молодого и среднего возраста, занимающие активную позицию, первая сериальная линейка (19.40–20.50) посвящена детективному жанру. Вторая линейка (20.50–22.00) предназначена для фильмов более мягкого и легкого жанра семейной любовной мелодрамы.

Но вот в какое время ставить «Казус Кукоцкого», чтобы максимально увеличить долю, на НТВ пока так и не определили.

СПРАВКА: Как подсчитывают рейтинг и долю канала?

Рейтинг канала показывает отношение количества зрителей программы к общей численности зрителей всей телевизионной аудитории. Рейтинг выражается дробным числом, а каждому зрителю данного канала, присваивается определенный вес, зависящий от продолжительности просмотра. Например, зрителю, просмотревшему весь временной промежуток, назначается 1, смотревшему половину - 0,5, треть - 0,3333. При определении рейтинга программы подсчитывается сумма весов и делится на количество членов целевой группы.

Доля канала - это отношение количества зрителей программы к суммарной аудитории всех телевизионных каналов в то время, как в телеэфире демонстрируется эта программа. Иными словами, сколько процентов от всех, сидящих у телевизора в данную минуту, смотрит тот или иной канал. Показатель доли крайне важен для оценки конкурентоспособности канала среди других вещателей и отражает его качество. Показатели, зафиксированные в прайм-тайм, промежутке между шестью вечера и полуночью, определяют качество канала как СМИ и носителя рекламы.