Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 июля 2018, Вторник, 06:42
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

05 декабря 2005, 22:47

Абсурд по расчету

«ЦЕХ» № 5 принес позитивный настрой: в современном российском танце идут здоровые процессы, какие испытывает любой живой организм  14-летнего возраста. С момента своего официального рождения на территории России (1991) современный танец прожил взбалмошную, полную метаний жизнь. Она отличалась телесной свободой, необузданной дикостью и бездонной глупостью. Современный танец был больше, чем искусство, он был символом свободы и независимости – от классических балетных канонов, общества, профессиональных требований и вообще всякого регламента.

И вот этот чудесный период созревания заканчивается. Из темной неуправляемой стихии современный танец превращается в нечто организованное, упорядоченное и даже осмысленное. Исчезают подростковая дикость, оголтелая самовлюбленность, замахи на концептуальность и претензии на вселенское внимание. Босоногая забава  необразованных постепенно вызревает в систему, где есть своя иерархия ценностей. Кроме того, современный танец перестает быть символом, он становится просто видом искусства. Причем таким, за который можно не переживать – все равно не умрет: он креативен, востребован, конвертируем. В нем присутствуют все признаки здорового и успешного бытия: мэтры, корифеи, новички, заграница, тусовка и всеобъемлющее счастливое чувство, что жизнь только начинается.

«ЦЕХ» № 5 – это разнообразная, но компактная программа, суть которой подсказывает, что в сознании творцов произошел качественный сдвиг: теперь им мало первичного назначения танца как способа проявить свой биологический темперамент; теперь танец начинает выглядеть как нечто более существенное, чем элементарное освоение пространства телом, теперь заметно, что этому освоению творцы стремятся придать внятную форму. В редких случаях получается даже что-то близкое к совершенству -- в пределах своего жанра. Кроме того, возникает ощущение, что современный танец перестает быть контейнером, куда сваливаются избитые средства, типа слова (чтение бессмысленных текстов), хохота (также идиотского), перформанса (важные манипуляции с предметами), дефиле (перемены костюма), акробатики и др. Все эти прелести остаются, но выглядят не страховкой от творческой беспомощности, а уже встраиваются в систему мысли и действия. Образец – полуторачасовой спектакль «DOORS».

Театр «APPARATU» и автор -- Александр Пепеляев – посвящают его 100-летию со дня рождения Даниила Хармса. Отсюда абсурдистские фразы в нарезку и протяженные тексты на  пике действия с излюбленной Хармсом смесью: дети и зверство. Но одно дело читать призывы об уничтожении детей -- это может быть даже смешно. Другое дело слышать, как их произносит придавленный дверью к полу Саша Пепеляев -- это крайне неприятно, можно сказать, ужасно. Кажется, что здесь чувство такта творцу изменило, и что не будь этой обязанности -- открывать рот в паузах между движением --- все было бы правильней и тоньше. Потому что здесь и так все в порядке: есть выразительная сценография (Александр Пепеляев, Энар Тармо) -- несколько передвигающихся дверей-транформеров (дверь-кровать-ящик-ширма), есть персонажи и образы, даже отношения и связи (знакомство на улице), есть игра с пространством (снаружи—внутри) и хорошие комбинации (дверь--тело, дверь--голова), лейтмотивы и прочие признаки цивилизованного искусства, отчего полтора часа не превращаются в пытку, а проходят наполненно. Не хватает самой малости: цели мероприятия.

Поскольку действие не излучает уверенности создателя в том, что все это по-настоящему необходимо, но выдает чрезвычайное желание, чтобы его услышали и запомнили, создатель никак не может закончить. И вот после сцены, которая кажется венцом абсурда (двое мужчин, как в замедленной съемке, избивают друг друга розовыми мягкими поросятами), действие упорно продолжается. До тех пор пока не появится дежурное блюдо – девочка, которая смеется.  Тут и постигаешь разницу между Хармсом и Пепеляевым: у первого абсурд в крови, у второго – следствие расчета. Им удобно прикрыть отсутствие развития кинетической идеи: она декларируется, но никак не прорастает – не хватает сил. Однако расчет правильный: «DООRS» вовсе не бессвязно-бесформенное нечто, а грамотно отформатированное зрелище, где перемещения тела в пространстве хотя бы интересны и структурированны. За это большое спасибо.

Уважение к времени и форме -- великодушное свойство мэтров -- проявил театр «Игуан» из Петербурга. Спектакль «Popupgrade» – перформанс на 25 минут, где нет ничего лишнего. Три персонажа без напряжения создают картину мира: поглощение живого существа виртуальной вселенной масс-медиа. Двое (стильно одетые мужчина и женщина в черных костюмах и строгих старомодных очках) смотрят в газету, третья (почти бестелесное существо) шелестит на пуантах мимо, произнося выразительные монологи руками. Красиво, интеллигентно, пожалуй – аристократично. Отсутствие многословия – это и есть подлинный дар речи.

Самая тонкая вещь, показанная на «ЦЕХе» № 5, – скромные по размерам (ок. 30 мин.) «Мухи», которых из-за музыкальности хочется назвать пьесой. Две девочки (Анна Абалихина, Дина Хусейн) показывают три сценки, где они – авторы и исполнители – так глубоко погружаются в хореографический текст, что он не выглядит чем-то искусственным и навязанным, а становится – как и должно быть в идеале – инструментом для выражения внутреннего мира. Их танец – попытка разгадать, что же происходит где-то там в субстанции, именуемой душой. Отсюда качественное исполнение, где переливаются мелочи, и выразительность тел, которые движутся даже тогда, когда замирают. Вот здесь и понимаешь, что современный танец – не манифест для малолетних, а полноценное современное искусство тонкой выделки.

На фото - сцена из спектакя "Двери" (Пост. А Пепеляев; театральный проект "APPARATUS") с официального сайта фестиваля.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

16.07 21:01 Глава Amazon стал самым богатым человеком в современной истории
16.07 20:37 США пожаловались в ВТО на ответные пошлины Китая и ЕС
16.07 20:06 Путин и Трамп не пришли к общему мнению по Крыму
16.07 19:49 Путин подарил Трампу мяч ЧМ-2018
16.07 19:26 Путин объявил сообщения о компромате на Трампа шелухой
16.07 19:22 Трамп признал отсутствие связи 12 обвиняемых в США россиян с выборами
16.07 18:50 Трамп пообещал России серьезную конкуренцию на газовом рынке ЕС
16.07 18:47 «Ювентус» за день отбил половину стоимости Роналду
16.07 18:29 Лондонский суд арестовал активы братьев Ананьевых
16.07 18:27 Путин напомнил о завершении холодной войны с США
16.07 18:04 Комитет Госдумы одобрил законопроект о повышении НДС ко второму чтению‍
16.07 17:43 Ученые объявили Туринскую плащаницу подделкой
16.07 17:38 Минтруд подтвердил пересмотр балльной пенсионной системы
16.07 17:37 Крысы снижают количество рыб на коралловых островах
16.07 17:14 «Бог Кузя» получил пять лет за создание секты
16.07 16:54 Мосгорсуд продлил арест двух фигурантов дела «Седьмой студии»
16.07 16:36 Тет-а-тет Путина и Трампа занял больше двух часов
16.07 16:21 Booking.com прекратил работу в Крыму из-за санкций
16.07 16:03 Посольство Франции подтвердило закрытие торгпредства в России
16.07 15:59 Яровая предложила искать пропавших детей по мобильникам
16.07 15:43 У одной пчелиной семьи может быть до пятидесяти разных отцов
16.07 15:35 Минздрав объяснил рост заболеваемости ВИЧ
16.07 15:16 Италия будет агитировать за отмену антироссийских санкций
16.07 14:55 Евросоюз запретил импорт российской птицы
16.07 14:36 Прокуратура Москвы объяснила выделение 33 млн рублей разогнавшим митинг казакам
16.07 14:31 Путин и Трамп уединились для обсуждения «болевых точек»
16.07 14:20 В ЕР решили единогласно поддержать пенсионную реформу
16.07 14:13 Минобороны отчиталось по выводу российской авиации из Сирии
16.07 13:48 Положительные отзывы на пенсионную реформу дали 77 регионов
16.07 13:44 Звонивший в колокол деревянный рыцарь был найден в башне Линкольнского собора
16.07 13:33 Путин опоздал на встречу с Трампом
16.07 13:27 ФИФА выдвинула Дзюбу и Черышева на приз автору лучшего гола ЧМ-2018
16.07 13:16 Путин прибыл в Хельсинки на встречу с Трампом
16.07 13:11 ЦБ оценил рост цен после повышения НДС
16.07 12:53 РЖД пустят домашних питомцев в поезда без хозяев
16.07 12:34 Думский комитет одобрил повышение пенсионного возраста
16.07 12:28 Грудинин развелся с женой после 38 лет брака
16.07 12:13 Яд из Эймсбери находился во флаконе из-под духов‍
16.07 12:08 Мособлизбирком окончательно определил кандидатов в главы Подмосковья
16.07 11:50 С отдыхающих на Кубани начали взимать курортный сбор
16.07 11:46 Трамп признал вину США в плохих отношениях с Россией
16.07 11:30 В офис «Натали Турс» пришли следователи
16.07 11:19 СМИ узнали о готовности кабмина ограничить импорт алюминия ради «Русала»
16.07 11:11 Минтруд пообещал 5 млрд рублей в год на переобучение будущих пенсионеров
16.07 10:53 В Калуге прошел концерт московских творческих коллективов
16.07 10:51 «Мегафон» решил избавиться от статуса публичной компании
16.07 10:44 Въезд в Россию по паспорту болельщика продлят до конца 2018 года
16.07 10:29 Следком подтвердил подлинность останков Николая II и его семьи
16.07 10:24 В Великобритании заподозрили ГРУ в отравлении Скрипалей
16.07 09:50 Песков не уверен в обсуждении «Северного потока — 2» на саммите Россия-США

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.