Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 мая 2018, понедельник, 04:26
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 декабря 2005, 17:41

Концерт ко Дню Победы

Когда Большой театр объявил свои планы на сезон, где возвышалось название «Война и мир» с Мстиславом  Ростроповичем, сразу возникло предчувствие, что ничем хорошим дело не кончится. Блокбастер Сергея Прокофьева – штука каверзная, в чем-то посильнее «Фауста» Гете и покруче, чем тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера. Для его воплощения надобны наилучшие исполнительские силы, какими должна двигать невероятно могучая художественная воля. В качестве такой силы выступал маэстро Ростропович, известный пламенный борец за утверждение русской музыкальной классики ХХ века. Тем более, на первой сцене России. Тем более, в статусе важного общественного события - премьера посвящается 60-летию победы в Великой Отечественной.

Но Ростропович сошел с дистанции незадолго до финиша (его заменил Александр Ведерников): бросив своих молодых собратьев по борьбе (режиссер Иван Поповски, сценограф Александр Боровский-Бродский), он оставил их лицом к лицу с этим неподъемным произведением, которое сегодня  представить на сцене в аутентичном виде практически невозможно (ну не изображать же батальные сцены впрямую), а переводить в область условного театра, вроде «Орестеи» Петера Штайна, еще сложнее в силу особенностей произведения, населенного живыми людьми в памятных исторических обстоятельствах. Встреча композитора Прокофьева в зените творческой зрелости и дебютирующего в Большом режиссера, итогом которой стала декабрьская премьера на Новой сцене Большого, оказалась исторической, прямо-таки поворотной в жизни этого сочинения.

Дело в том, что последнее время прокофьевский монумент периодически появляется  в России. В 1991-м на сцене Мариинского театра его возвел Грэм Вик – тот самый Вик, который выпустил странную «Волшебную флейту» в Большом в начале этого сезона. «Война и мир» Вика -- театральная удача и символ падения железного занавеса в оперном пространстве России – сегодня вспоминается одним из лучших спектаклей за последние 15 лет: выразительная условность оформления (Тимоти О’Брайен) удивительным образом сочеталась с постижением феномена под именем «русские люди». Потом в Мариинском возникла новая версия  (2001), где архитектурное решение Георгия Цыпина (сценограф) облагораживало китчевый мазок режиссера Андрея Кончаловского. В финале минувшего сезона эта версия была показана на Пасхальном фестивале в Москве, но адаптация к сцене Театра Советской армии сделала спектакль неузнаваемым, превратив его в вампуку дорежиссерской эры, которую стоило терпеть лишь ради приличного музыкального исполнения.

Премьера «Войны и мира» на Новой сцене подвела черту: теперь все названные версии – даже при очевидной тенденции на понижение театрального уровня – воспринимаются как прекрасное прошлое. Потому что «Война и мир» в Большом вообще не спектакль, а юбилейный концерт длиной 4 часа. Наверное, он хорошо смотрелся бы в каком-нибудь зажиточном ДК крупного областного центра доперестроечной эпохи, когда в искусстве празднования юбилеев почиталась незатейливая красивость и незамысловатая поэтичность в стиле утренника в начальной школе, где надо одушевленно представить историю страны подручными силами. Спектакль Большого напоминает  те самые живые сцены, через которые прошли мы в своем советском или постсоветском отрочестве: группируясь по 12-ти картинам, 55 персонажей Прокофьева (а это почти два школьных класса) образуют на авансцене то ровную, то неровную шеренгу и, обращаясь в зал, приподнято декламируют текст.

Временами с ними случается нечто, и тогда они ведут себя, как на сеансе гипноза. Так происходит, к примеру, в ключевой сцене вальса, когда Наташа танцует с Андреем на своем первом балу. В его средней часть герои оказываются на пьедестале и, глядя в упор друг на друга, совершают медленные плавные движения руками, пока остальные танцующие замерли в затемнении, как вкопанные. Уж не знаю, что передают герои этими странным жестами, но со стороны кажется, что сомнамбулы из 19-го века  играют в ладушки. Таких удивительных эпизодов в спектакле немало, и есть подозрение, что происходящее на сцене претендует называться «поэтическим театром» – в том смысле, что действие намекает на некий лирический подтекст и его нельзя понимать впрямую.

Не менее выразителен дуэт Наташи и Сони в первой картине («Отрадное»), что слушает стоящий под их балконом князь Андрей. Девушки поют с синхроном – плавными разводами рук, напоминая детей в возрасте до 3-х лет, стихийно реагирующих на танцевальную музыку. Вершина кинетического театра на патриотическую тему – вальсирующая кровать с умирающим Князем Андреем («Изба в Мытищах»). Тут, когда бред героя прорывает вошедшая Наташа, которая не реальное лицо, а всего лишь воспоминание героя (она все в том же бальном платье, несмотря на тяготы войны), снова звучит знаменитый вальс, и ложе героя начинает кружиться по полу – сам он в силу обстоятельств двигаться уже не может. Этих примеров довольно, чтобы понять, на каком уровне происходил диалог постановщика с произведением и происходил ли он вообще.

Пожалуй, такому прямодушию не требуются и прочие составляющие зрелого оперного спектакля – актерская игра и декорации. Первое не нужно, потому что здесь нет характеров, отношений и историй, а есть только сценки, похожие на иллюстрации в старых школьных хрестоматиях по литературе: вот морально неустойчивое общество Элен, парные позы обозначают разврат, вот человек без совести и чести  - Курагин в окружении группы цыганок, вот единство народа и вождя - выступлению Кутузова на совете в Филях внимает крестьянская девочка. Второе, напоминая безликую мебель времен позднего застоя, носит служебный  характер, не претендуя на создание образа: аккуратно выложенная стенка в два цвета (белый низ – темный верх), разъезжающаяся на сегменты-кубики.

Если вспомнить, что сегодня на дворе 2005-й год, а не 1953-й (год смерти Прокофьева, так и не сумевшего подчинить свою музу госдоктрине) и не 1985-й (когда Михаил Горбачев, сам того не подозревая, освободил творца от этой обязанности), и что новая художественная политика Большого говорит о целеустремленном движении первой сцены государства, желающей войти в мировой контекст, то хочется задать бестактный вопрос: как такое возможно? Почему правила, годные для драмкружка или концерта самодеятельных коллективов, вдруг оказываются основой большого спектакля?

См. также на смежные темы:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

02:36 Китайцы запустили спутник «Сорочий мост»
20.05 20:52 У Счетной палаты возникли вопросы к «Росатому»
20.05 20:24 На Красной площади 3 тысячи школьников вступили в пионеры
20.05 20:00 Cambridge Analytica начала процедуру банкротства
20.05 19:37 Минфин США подтвердил «паузу» в торговой войне с Китаем
20.05 19:12 Канадцы остались без медалей ЧМ-2018 по хоккею
20.05 18:50 При жесткой посадке Су-29 в Ленобласти погиб человек
20.05 18:31 Оппозиция Македонии отказалась поддержать переименование страны
20.05 18:07 ИГ взяло ответственность за нападение на церковь в Грозном
20.05 17:46 Источник объяснил проблему с визой Абрамовича
20.05 17:16 Аркадий Ротенберг назвал срок службы Крымского моста
20.05 16:43 Садовое кольцо в Москве открыли после велопарада
20.05 16:18 Россиян предупредили о шествии черкесской диаспоры в Стамбуле
20.05 15:44 В Венесуэле начались досрочные президентские выборы
20.05 15:22 Boeing разрешили использовать складное крыло в пассажирских самолетах
20.05 14:44 Более 2 тысяч фанатов «Реала» вернули билеты на финал ЛЧ в Киеве
20.05 14:15 Абрамович пропустил триумф «Челси» из-за проблем с визой
20.05 13:51 Bild назвал Путина хозяином мировой политической арены
20.05 13:25 Россияне заняли весь пьедестал на ЧМ по спортивным танцам
20.05 13:03 Украина пересмотрит подписанные в рамках СНГ договоры
20.05 12:37 В России резко упали цены на iPhone
20.05 12:11 Акционерам Tesla посоветовали снять Маска с поста главы совета директоров
20.05 11:40 Умер глава LG Group Ку Бон Му
20.05 11:18 Настоятель храма в Грозном раскрыл детали нападения боевиков
20.05 10:51 СМИ узнали о возобновлении запусков «Сатаны» со спутниками
20.05 10:30 Люка Бессона обвинили в изнасиловании
20.05 10:11 «Ренова» вернула кредиты на 1 млрд долларов
20.05 09:50 В финале ЧМ-2018 по хоккею сыграют Швеция и Швейцария
20.05 09:36 СМИ нашли осведомителя ФБР в предвыборном штабе Трампа
20.05 09:14 Китай и США договорились предотвратить торговую войну
20.05 08:57 Жюри Каннского фестиваля объявило лауреатов
19.05 21:02 Порошенко объявил об отзыве представителей Украины из органов СНГ
19.05 20:26 Македонию могут переименовать в Илинденскую Македонию
19.05 19:59 Швеция всухую обыграла США в полуфинале ЧМ по хоккею
19.05 19:17 В Германии неизвестный застрелил двух человек
19.05 18:50 Кадыров рассказал об уничтожении четырех боевиков в Грозном
19.05 18:22 Илон Маск назвал стоимость поездки на Loop-капсулах
19.05 16:35 Полиция назвала причины стрельбы в школе в Джорджии
19.05 16:09 Вован и Лексус поговорили с призвавшим разбомбить Крымский мост журналистом
19.05 15:38 Партия «Альтернатива для Германии» подала в суд на Меркель
19.05 15:09 Принц Гарри женился на Меган Маркл
19.05 14:45 Лавров отменил поездку на саммит G20 в Аргентине
19.05 14:23 Фильм Серебренникова «Лето» в Каннах наградили за саундтрек
19.05 14:06 Сторонники Навального учредили партию «Россия будущего»
19.05 13:42 Иран посулил вернуться к ядерной программе
19.05 13:17 СМИ узнали имя нового главного тренера лондонского «Арсенала»
19.05 12:44 Росавиация ограничила полеты над городами проведения ЧМ-2018
19.05 12:24 Началась трансляция свадебной церемонии принца Гарри и Меган Маркл
19.05 11:57 Кирилла Вышинского перевели в следственный изолятор
19.05 11:38 Порошенко пообещал изменение статуса Крыма в Конституции Украины
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.