Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 08:11
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 декабря 2005, 17:41

Концерт ко Дню Победы

Когда Большой театр объявил свои планы на сезон, где возвышалось название «Война и мир» с Мстиславом  Ростроповичем, сразу возникло предчувствие, что ничем хорошим дело не кончится. Блокбастер Сергея Прокофьева – штука каверзная, в чем-то посильнее «Фауста» Гете и покруче, чем тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера. Для его воплощения надобны наилучшие исполнительские силы, какими должна двигать невероятно могучая художественная воля. В качестве такой силы выступал маэстро Ростропович, известный пламенный борец за утверждение русской музыкальной классики ХХ века. Тем более, на первой сцене России. Тем более, в статусе важного общественного события - премьера посвящается 60-летию победы в Великой Отечественной.

Но Ростропович сошел с дистанции незадолго до финиша (его заменил Александр Ведерников): бросив своих молодых собратьев по борьбе (режиссер Иван Поповски, сценограф Александр Боровский-Бродский), он оставил их лицом к лицу с этим неподъемным произведением, которое сегодня  представить на сцене в аутентичном виде практически невозможно (ну не изображать же батальные сцены впрямую), а переводить в область условного театра, вроде «Орестеи» Петера Штайна, еще сложнее в силу особенностей произведения, населенного живыми людьми в памятных исторических обстоятельствах. Встреча композитора Прокофьева в зените творческой зрелости и дебютирующего в Большом режиссера, итогом которой стала декабрьская премьера на Новой сцене Большого, оказалась исторической, прямо-таки поворотной в жизни этого сочинения.

Дело в том, что последнее время прокофьевский монумент периодически появляется  в России. В 1991-м на сцене Мариинского театра его возвел Грэм Вик – тот самый Вик, который выпустил странную «Волшебную флейту» в Большом в начале этого сезона. «Война и мир» Вика -- театральная удача и символ падения железного занавеса в оперном пространстве России – сегодня вспоминается одним из лучших спектаклей за последние 15 лет: выразительная условность оформления (Тимоти О’Брайен) удивительным образом сочеталась с постижением феномена под именем «русские люди». Потом в Мариинском возникла новая версия  (2001), где архитектурное решение Георгия Цыпина (сценограф) облагораживало китчевый мазок режиссера Андрея Кончаловского. В финале минувшего сезона эта версия была показана на Пасхальном фестивале в Москве, но адаптация к сцене Театра Советской армии сделала спектакль неузнаваемым, превратив его в вампуку дорежиссерской эры, которую стоило терпеть лишь ради приличного музыкального исполнения.

Премьера «Войны и мира» на Новой сцене подвела черту: теперь все названные версии – даже при очевидной тенденции на понижение театрального уровня – воспринимаются как прекрасное прошлое. Потому что «Война и мир» в Большом вообще не спектакль, а юбилейный концерт длиной 4 часа. Наверное, он хорошо смотрелся бы в каком-нибудь зажиточном ДК крупного областного центра доперестроечной эпохи, когда в искусстве празднования юбилеев почиталась незатейливая красивость и незамысловатая поэтичность в стиле утренника в начальной школе, где надо одушевленно представить историю страны подручными силами. Спектакль Большого напоминает  те самые живые сцены, через которые прошли мы в своем советском или постсоветском отрочестве: группируясь по 12-ти картинам, 55 персонажей Прокофьева (а это почти два школьных класса) образуют на авансцене то ровную, то неровную шеренгу и, обращаясь в зал, приподнято декламируют текст.

Временами с ними случается нечто, и тогда они ведут себя, как на сеансе гипноза. Так происходит, к примеру, в ключевой сцене вальса, когда Наташа танцует с Андреем на своем первом балу. В его средней часть герои оказываются на пьедестале и, глядя в упор друг на друга, совершают медленные плавные движения руками, пока остальные танцующие замерли в затемнении, как вкопанные. Уж не знаю, что передают герои этими странным жестами, но со стороны кажется, что сомнамбулы из 19-го века  играют в ладушки. Таких удивительных эпизодов в спектакле немало, и есть подозрение, что происходящее на сцене претендует называться «поэтическим театром» – в том смысле, что действие намекает на некий лирический подтекст и его нельзя понимать впрямую.

Не менее выразителен дуэт Наташи и Сони в первой картине («Отрадное»), что слушает стоящий под их балконом князь Андрей. Девушки поют с синхроном – плавными разводами рук, напоминая детей в возрасте до 3-х лет, стихийно реагирующих на танцевальную музыку. Вершина кинетического театра на патриотическую тему – вальсирующая кровать с умирающим Князем Андреем («Изба в Мытищах»). Тут, когда бред героя прорывает вошедшая Наташа, которая не реальное лицо, а всего лишь воспоминание героя (она все в том же бальном платье, несмотря на тяготы войны), снова звучит знаменитый вальс, и ложе героя начинает кружиться по полу – сам он в силу обстоятельств двигаться уже не может. Этих примеров довольно, чтобы понять, на каком уровне происходил диалог постановщика с произведением и происходил ли он вообще.

Пожалуй, такому прямодушию не требуются и прочие составляющие зрелого оперного спектакля – актерская игра и декорации. Первое не нужно, потому что здесь нет характеров, отношений и историй, а есть только сценки, похожие на иллюстрации в старых школьных хрестоматиях по литературе: вот морально неустойчивое общество Элен, парные позы обозначают разврат, вот человек без совести и чести  - Курагин в окружении группы цыганок, вот единство народа и вождя - выступлению Кутузова на совете в Филях внимает крестьянская девочка. Второе, напоминая безликую мебель времен позднего застоя, носит служебный  характер, не претендуя на создание образа: аккуратно выложенная стенка в два цвета (белый низ – темный верх), разъезжающаяся на сегменты-кубики.

Если вспомнить, что сегодня на дворе 2005-й год, а не 1953-й (год смерти Прокофьева, так и не сумевшего подчинить свою музу госдоктрине) и не 1985-й (когда Михаил Горбачев, сам того не подозревая, освободил творца от этой обязанности), и что новая художественная политика Большого говорит о целеустремленном движении первой сцены государства, желающей войти в мировой контекст, то хочется задать бестактный вопрос: как такое возможно? Почему правила, годные для драмкружка или концерта самодеятельных коллективов, вдруг оказываются основой большого спектакля?

См. также на смежные темы:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
21:11 Путин перечислил условия успешного развития России
20:50 Задержанного после взрыва в Нью-Йорке обвинили по трем статьям
19:46 «Хамас» провозгласило третью интифаду
19:38 НАСА прекратило переговоры о закупке мест на «Союзах»
19:23 Оргкомитет ОИ-2018 допустил появление россиян под национальным флагом
19:00 Рогозина не устроил отчет госкомиссии по крушению «Союза»
18:50 Пожар после взрыва на газовом хабе в Австрии полностью потушен
18:39 Директор ФСБ объявил резню в ХМАО терактом
18:21 Россия приостановила работу посольства в Йемене
18:16 МОК дисквалифицировал шесть хоккеисток и результаты сборной РФ
18:03 МВД РФ обвинило боевиков из Сирии в звонках с угрозами взрывов
17:59 НАТО продлило полномочия генсека Столтенберга до 2020 года
17:43 Суд отказался снять с Telegram штраф за нераскрытие данных ФСБ
17:32 Генпрокуратура РФ подготовила французам запрос по делу Керимова
17:23 СМИ сообщили о намерении ЕС продлить санкции против России
16:50 Бомбившие боевиков в Сирии самолеты ВКС прибыли в Россию
16:38 «Первый канал» решил частично транслировать Олимпиаду
16:25 Киев пригрозил осудить Поклонскую за военные преступления
16:18 Пчелы сибирских старообрядцев помогут в исследованиях опасной болезни
15:55 Суд заочно арестовал владельца «Вим-Авиа»
15:42 Варвара Караулова решила просить Путина о помиловании
15:29 Глазьев поддержал создание крипторубля ради обхода санкций
15:22 ЕСПЧ присудил россиянам 104 тысячи евро за пытки в полиции
15:04 СМИ рассказали об инструктаже Кремля по сбору подписей за Путина
14:43 «Яндекс» назвал самые популярные запросы за 2017 год
14:28 Европа осталась без российского газа из-за взрыва на газопроводе
14:22 Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка
14:14 Песков подтвердил включение твитов Трампа в доклады для Путина
14:00 Минобрнауки РФ поддержало обучение школьников «Семьеведению»
13:55 «Сколково» и «Янссен» поддержат проекты по диагностике и терапии социально-значимых заболеваний
13:51 ФБР признало право генпрокурора не сообщать о встречах с Кисляком
13:44 Песков признал «большое волнение» Кремля из-за Саакашвили
13:37 Новый препарат замедляет развитие болезни Хантингтона
13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
13:25 Помощник Путина раскритиковал «Роскосмос» за неумение делать деньги
13:11 Украинское Минобрнауки разработало отдельную модель для русскоязычных школьников
13:06 CardsMobile и Bitfury Group объединяют рынок программ лояльности
13:00 ОКР попросит МОК пересмотреть решение о российском флаге
12:41 ОКР одобрил участие российских спортсменов в ОИ-2018 под нейтральным флагом
12:39 По делу о хищении денег из разорившихся банков арестованы топ-менеджеры
12:35 ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
12:18 При взрыве на газопроводе в Австрии пострадали десятки человек
12:03 Разоблаченная в Москве группа террористов оказалась ячейкой ИГ
11:55 Трамп «узаконил» удары коалиции по сирийской армии
11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.