Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
26 мая 2018, суббота, 05:46
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

16 декабря 2005, 08:47

Энергетическая безопасность России на суше и на море

В сентябре в Германии в присутствии президента России и канцлера Германии был подписан договор о строительстве Северо-Европейского газопровода. 1200 км газопровода пройдут по дну Балтийского моря, минуя страны Балтии и Польши с отводами на Калининградскую область, Швецию и Финляндию; в перспективе – 3000 км через Голландию до Великобритании. Подписание договора выгодно обеим сторонам: Германия упрочила присутствие на газовом рынке в Европе, для России договор важен и в политическом смысле. В следующем 2006 году президент России будет председательствовать в «Большой восьмерке». В качестве одного из пунктов повестки заседания он уже обозначил вопрос энергетической безопасности.

Ситуация с безопасностью на трубопроводах России

В 2003 году Правительством РФ рассмотрена и одобрена энергетическая стратегия государства до 2020 года, предполагающая развитие нефтяной и газовой промышленности страны. В стратегии рассматриваются три варианта развития ТЭК: оптимистический, при котором прогнозируется к 2013 году ВВП увеличить вдвое; умеренный – в 1,7 раза; критический - при цене нефти на уровне $18 за баррель, экономика страны будет развиваться темпами 2,5 – 3,0 % в год. Серьезного развития газовой промышленности не предусматривается. Предполагается при добыче газа в 2002 году в объеме 595 млрд куб. м. в 2010 году выйти на добычу 635 млрд куб. м, а в 2020 г. – на 682 млрд куб.м (следует напомнить, что в 1990 г. в России было добыто 647 млрд куб.м). При любых вариантах развития ТЭК много будет зависеть от надежной и безопасной работы систем трубопроводов. Общая протяженность магистральных, промысловых и распределительных трубопроводов в России составляет около 1 млн км. Магистральные газопроводы имеют производительность 618 млрд куб. м в год, по нефтепроводам транспортируется 95% добываемой нефти. Трубопроводные системы уже в настоящее время «накрывают» 35% территории страны, на которой проживает более 60% населения.(1)

Однако в официальных основных документах (законах и других нормативно-правовых актах), серии книг «Безопасность России. Безопасность трубопроводного транспорта», до сих пор рассматриваются вопросы безопасности только при техногенных авариях, отказах на магистральных трубопроводах и нарушениях правил эксплуатации газооборудования жилого фонда городов и объектов ЖКХ. По ориентировочным подсчетам, по криминальным врезкам отбирается более 10 000 тонн топлива ежегодно. Такое же положение с хищениями наблюдается и на нефтепроводах. На государственном уровне вопросы охраны и защиты трубопроводных систем в новых реалиях современности - при усилении угроз терроризма и изменении самой системы безопасности - рассматриваются недостаточно полно, хотя наименее прогнозируемой причиной возникновения аварий является нарушение целостности трубопроводов самовольными врезками с целью хищения нефтепродуктов и нефти и проведения терактов. Наибольшее число таких случаев отмечено на территориях Самарской, Нижегородской, Орловской, Московской, Брянской областей и в Краснодарском крае.

Опасны ли российские нефтегазовые трубопроводы? Постановка вопроса связана, прежде всего, со взрывами газопроводов в Дагестане. Там, уже в двенадцатый раз за последние годы, был взорван магистральный трубопровод. В 1996 году – обрушена в воду 450-метровая часть газопровода. В 1998 году - подорвана газораспределительная станция. В 2001 году два взрыва: один - на газопроводе(19 июля), другой - на нефтепроводе (29 августа). В 2002 году - подрыв газопровода (26 сентября). В 2004 году пять подрывов газопроводов: 2 апреля, 25 мая, 20 июня, 6 июля и в ночь на 9 декабря. В результате взрывов нарушено энергоснабжение не только Дагестана, но и Азербайджана, на территории, обслуживаемой этими нефтегазовыми трубопроводами, проживает около 600 тыс. человек, в том числе на территории России около 148 тыс. человек. В 2005 году прошло уже несколько подрывов газопроводов.

Если говорить о совокупных потерях, которые понесла российская сторона, то их можно сравнить с подрывами нефтепроводов в Ираке - там ежедневные потери за нефть, которая не поступает на терминалы, достигает 6 млн долларов в сутки. Насколько вообще безопасны такие объекты, как нефтепроводы, газопроводы и НПЗ? Технологические требования к безопасности трубопроводных систем, которые были в СССР, не применимы для ситуации современной России. У нее не только новая конституция, новая конфигурация границ - появились новые угрозы энергобезопасности, новые угрозы трубопроводным системам, и оценки их должны быть совершенно иными. Проблемы защиты трубопроводных сетей от терактов у России и Запада возникли одновременно, но на Западе это поняли раньше, и за последние годы там уже были достигнуты определенные успехи. России нужно принимать кардинальные решения и меры для резкого улучшения системы безопасности на трубопроводном транспорте.

Предложения по совершенствованию энергетической безопасности

Во-первых, правительством должна быть выполнена федеральная программа сплошной очистки территории страны от взрывоопасных предметов, оставшихся после Первой и Второй мировых войн. Для того чтобы вывести из строя нефтепровод или газопровод, не нужны десятки килограммов взрывчатки. В старых магистральных газопроводах газ передается под большим давлением, от 55 до 75 атмосфер, новый класс нефтепровода для газовых месторождений Ямала рассчитывается на давление 120 атмосфер. Достаточно нарушить внешнею стенку газопровода, чтобы давление изнутри сделало разрыв максимальным. Поэтому одна из основных задач для России - очистить территорию от взрывоопасных предметов, таящихся в земле после прошедших боев. Может быть, на первом этапе имеет смысл провести расчистку от взрывоопасных предметов, оставшихся после боевых действий, в зонах прохождения магистральных нефтепроводов и единых технологических коридоров, в которых располагается до 10 ниток газопроводов. В каждой из них транспортируется около 90 млн куб. метров газа в сутки. В середине 90 годов в России уже принималась федеральная программа по сплошной очистке территории Европейской части, но из-за отсутствия средств она находится в замороженном состоянии.

Во-вторых, необходимо приступить к разработке концепции безопасности трубопроводных систем. За последние 13 лет практически не проводились фундаментальные исследования по разработке научных основ надежности и обеспечения безопасности трубопроводных систем. В современных условиях, когда возникла потребность в сооружении трубопроводов нового поколения, когда угрозы трубопроводным системам носят не только техногенный, но и преднамеренно террористический характер, важно сформировать научно обоснованную теорию  безопасности трубопроводных систем. На основе теории создать долговечные трубопроводные системы и надежно их эксплуатировать под современной охраной и защитой. Следовало бы учесть и зарубежный опыт в области промышленной безопасности, который начал формироваться 20-30 лет назад, и разработать федеральные стандарты по примеру «Правил безопасности трубопроводов США».

В-третьих, необходимо изменить, ужесточить государственные требования к безопасности на этапах проектирования и строительства газо- и нефтепроводов. Магистральные трубопроводы проложены не везде скрытно под землей. В песках, например, Средней Азии, Сирии и в Ираке, Саудовской Аравии нефтепроводы проложены по песку, без всякого заглубления. В России сегодня более жесткие экологические требования, по сравнению с аналогичными требованиями Евросоюза и международных экологических организаций. Чтобы предупредить загрязнение местности, трубопроводы, как правило, проходят в технических коридорах существующих нефте- и газопроводов, что значительно снижает ущерб земельным ресурсам. При строительстве резервуарного парка, например, в Приморске (Балтийская трубопроводная система), применена полистовая сборка резервуара, с толщиной стенки первого пояса 28 мм. Подводные переходы через основные реки, пересекаемые трассой нефтепровода, выполнены методом наклонно-направленного бурения, а подводный переход реки Нева выполнен методом микротоннелирования с глубиной залегания более 10 м ниже линии размыва. Большая часть магистральных трубопроводов заглубляется.

На поверхности совершенно открыто остаются наиболее уязвимые места: компрессорные и насосные станции, газораспределительные станции магистральных трубопроводов, нефтеперерабатывающие заводы, терминалы, плавучие платформы, вентильные узлы. Система безопасности должна защищать не только от техногенных катастроф, но и актов терроризма. Элементы трубопровода, которые находятся на поверхности, должны быть «залегендированы» и замаскированы. Одновременно рядом с ними может быть проложена ложная сеть трубопровода и организованно постоянное наблюдение и контроль специализированных подразделений, способных в случае угрозы быстро обнаружить преступников и быстро их обезвредить. При разработке проекта следует учитывать вопросы постоянного наблюдения, масштабной маскировки этих большеразмерных объектов, используя современные технологии. Для контроля за территорией, занимаемой трубопроводами, возможно использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) российского производства «Проня», ДПЛА – БРАТ или «Пустельга». В США, например, федеральная авиационная администрация готовит пакет нормативных актов, регулирующих правила использования БПЛА, чтобы использовать в гражданских целях более 8 тыс. беспилотных аппаратов для контроля над протяженными объектами.

Нынешняя система охраны трубопроводов в России архаична и не отвечает современным требованиям безопасности. Специализированной охраны трубопроводных систем не существует. Созданная в 2002 году специальная служба ОАО «Спецтраснефтепродукт» призвана заниматься вопросами охраны трубопроводов от несанкционированного вмешательства, ежеквартально проводит операции «Нефть» по пресечению попыток вреза с целью хищения нефти. Военизированная охрана не в состоянии охранять все необходимые объекты. Например, в Ставропольском крае из 400 объектов, подлежащих охране, распоряжением губернатора военизированная охрана определена только на десятки объектов. Частные охранные предприятия или ВОХР не имеют реальных возможностей осуществить контроль над всей протяженностью магистрального или промышленного трубопровода. Сотрудники вневедомственной охраны, по старинке, в некоторых случаях патрулируют тот или иной отрезок трубы, в соответствии с правилами охраны магистральных газопроводов и дополнениями 1994 года. Сотрудники Единой системы газоснабжения, в ведении которой находится 150 000 км газопроводов и 256 компрессорных станций, как и тридцать лет назад, при падении давления на одном из участков магистрали высылают аварийную бригаду - не зная, кто и что встретит их на месте аварии.          

 На Западе более 25 лет назад перешли на другой принцип охраны, с учетом новых реалий и с использованием современных технологий. В Турции и Египте специальная компания аэрокосмического гиганта Northrop Grumman занимается охраной трубопроводов с использованием своих  космических аппаратов. Ряд частных компаний разрабатывает альтернативные государственным средствам системы выведения спутников на орбиту, в том числе и для наблюдения за трубопроводами. Так, например, в июне 2004 года частный ракетоплан  Space Ship One совершил суборбитальный полет на высоте 100 километров.

 В России компания «Газком» только начинает создавать новую систему космического зондирования Земли и к 2007 году выводит на орбиту два спутника серии «Стрелка» для наблюдения за транспортными системами. В Северной Америке охрану этих стратегически важных объектов несут частные военные организации (ЧВО). Количество частных военных организаций и структур для охраны длинноразмерных объектов постоянно увеличивается. В настоящее время в Ираке, например, находится, по разным данным, от 15 до 20 тыс. сотрудников ЧВО, охраняющих трубопроводы и другие важные объекты. Для постоянного наблюдения на всю длину трубопровода они использует данные спутникового контроля, навигационную аппаратуру и беспилотные летательные аппараты, вертолеты, машины. Для внутритрубной диагностики трубопровода используют магнитные и ультразвуковые снаряды, сопровождаемые системой глобального позиционирования (GPS) для высокоточного определения трубопровода на местности, геодезических координат через искусственный спутник.

 За добычу нефти отвечают нефтяные компании, а за охрану трубопроводов нет. Почему бы ни передать это все в частные руки? Но премьер-министр Михаил Фрадков высказал мнение, что нецелесообразно передавать нефтепроводы и газопроводы в частные руки. Он, правда, не объяснил, почему. Деньги на строительство трубопроводов и оборудование их современными системами наблюдения и охраны у частных компаний есть, но законодательство не позволяет им осуществлять подобные инвестиции.

В-четвертых, необходимо правовое обоснование по созданию частных военных организаций и формирований (ЧВО). У этого предложения будет много противников. Но пятнадцать лет назад примерно такие же вопросы ставились, когда стали создаваться частные охранные предприятия. За 15 лет нормативная база приведена в соответствии с федеральными законами. Современные частные охранные предприятия нормально функционируют под патронажем МВД. Смысл создания ЧВО состоит именно в том, что они нужны для охраны объектов большой протяженности (нефтепромыслов, трубопроводных систем, плавучих платформ). Решением правительства этим структурам могла бы делегироваться часть прав на использование данных космической разведки, управления и связи. Возможна передача в аренду системы дешифрирования космических снимков, управления БПЛА, вертолеты и другая техника. Но действующее законодательство не позволяет передавать объекты инфраструктуры в частную собственность.

Не секрет, что трубопроводные системы имеют оперативно-стратегическое значение для наших вооруженных сил, поскольку существует определенная технология, когда заправка больших масс техники проводится именно из магистрального трубопровода. В рамках, например, ОАО «АК «Транснефтепродукт» действует система стратегической заправки топливом, которая фактически передала в распоряжение военных гигантскую заправочную станцию протяженностью 20 тысяч километров. Благодаря сотрудничеству с компанией Министерство обороны РФ за последние три года сократило 24 собственных склада ГСМ и планирует сократить еще 20. Эта структура  внесена в перечень акционерных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, и 100% акций закреплены в федеральную собственность. Использование объектов инфраструктуры ТНП в интересах Министерства обороны сокращает затраты из военного бюджета на 0,5 млрд рублей в год. Было бы логичным, чтобы куратором ЧВО могла быть база именно этой компании. В стране достаточно подготовленных специалистов, которые уволены из армии по каким-то параметрам, но в состоянии нести охрану в составе ЧВО.

Международно-правовое обеспечение безопасности

Россия уже имеет опыт прокладки трубопроводов по дну моря. В Турцию проложен по дну Черного моря трубопровод "Голубой поток". Планируется прокладка по дну Балтийского моря Северо-Европейского газопровода, но правовое обеспечение контроля, защиты нефтепроводов в международных водах не проработано. Следует признать, что в акватории Финского залива для компании ОАО « АК «Траснефть» установлена зона ответственности площадью равной 3,8 кв. км. Для ликвидации возможных аварий  создана аварийно-восстановительная служба в составе 120 аттестованных специалистов. Но это исключение из правил. В принципе, уже сейчас, на этапе подготовки строительства, необходимо готовить международные структуры, международные договора с той же Латвией, Литвой, Эстонией, Польшей и Германией, вдоль берегов которых, в нейтральных водах, будет проходить трубопровод. Возможно, не так уж не прав президент Польши Лех Качиньский, говоря об экологических недостатках проекта.

Каждое государство, естественно, будет действовать в первую очередь в своих интересах. С точки зрения экономической безопасности правительства Германии и России, подписывая соглашение, правы. Прокладывая трубопровод без посредников, они прежде всего гарантируют себе, что перекачки газа не будут зависеть от политических процессов, проходящих в странах Балтии, в Польше или на Украине. Вместе с тем вопросы согласования взаимодействия со странами, вдоль побережья которых будет проложен трубопровод, должны быть проговорены. С другой стороны, двустороннее подписание наоборот облегчит переговорный процесс. Если эти государства хотят проложить ответвление газопровода, аналогичное финскому или шведскому, то, естественно, они уже будут вынуждены идти на уступки в том или ином вопросе.

Немаловажным для безопасности на море является наличие в структурах, эксплуатирующих морской газопровод, разведывательных и спасательных систем. В обязанность которых должны быть вменены проверки состояния трубопроводов после штормовых явлений, прохода судов, параллельно показаниям приборов в производственно-диспетчерском управлении. Система безопасности должна предусматривать защиту не только от техногенных катастроф, но и актов терроризма и на суше, и на море. Организация безопасности трубопроводов - это вопрос государственной безопасности, по которому правительство должно принимать решения. Та нормативная база, которая сейчас существует по защите и безопасности трубопроводных сетей, современным реалиям безопасности не соответствует.

Изменения в законодательной базе, технической и проектной документации по безопасности трубопроводных систем

Для России главная проблема в снижении уровня безопасности на трубопроводах - не деньги, а государственная воля. Необходимо дать поручение правительству, чтобы оно направило в Госдуму соответствующие поправки в имеющиеся законы по безопасности стратегически важных объектов – трубопроводных систем, проложенных на суше и на море.

В частности, следует разработать законодательство по частным военным структурам, решить порядок передачи этим структурам части федеральных прав на использование инфраструктуры, космической техники и вооружений. Все должно быть определено решениями государства, законодательными актами, соответствующими положениями, инструкциями.

Может возникнуть резонный вопрос: кто должен за все это платить, можно себе представить, сколько все это может стоить? Должны платить владельцы. Государственные структуры и частные организации в равной мере. На уровне глав регионов должны приниматься соответствующие решения о вооруженной охране опасных объектов. Аналогичные решения должны приниматься на  уровне местных властей, директоров крупных предприятий, связанных с непрерывным производством. Частным структурам, которые владеют трубопроводными системами, не хочется вкладывать дополнительные средства для обеспечения безопасности. Должна быть государственная воля, которая заставит руководителей государственных и частных предприятий вкладывать деньги в новую систему безопасности, организовывать новые объекты, посадочные площадки для вертолетов, закупать беспилотные летательные аппараты, легкие летательные аппараты. Для действий в горно-таежных районах - предусмотреть дельтапланы, в условиях российского бездорожья - современную технику. Устанавливать современные наблюдательные и сигнализационные системы.

 Модернизировать ту систему ВОХР, которая сейчас имеется, для нейтрализации новых угроз терроризма - невозможно. Дешевле построить новую. Решение проблемы безопасности и предупреждение террористических актов на нефтегазовых трубопроводах возможно только в совокупности проведения сплошной очистки территории, разработки новой концепции безопасности трубопроводных систем, изменения и ужесточения требований к проектированию и строительству с учетом террористической угрозы, формирования системы деятельности частных военных организаций, изменения законодательной базы и принятия отдельных международно-правовых актов, регламентирующих деятельность структур безопасности на суше и на море.

 По нашим прогнозам, в ближайшее время таких событий, как подрывы газонефтепроводных трубопроводов в Дагестане, станет больше. Их будет больше и на территории Центральной России, хотя бы потому, что даже в Подмосковье только в позапрошлом году было несколько терактов на газопроводах и на линиях ЛЭП. И если не принять срочных мер, то на восстановление потребуется выделение гораздо больших средств, чем на создание современной системы энергетической безопасности.

Примечание

1) Олег Иванов. Безопасность трубопроводных систем. Нефтегазовая Вертикаль №12/2002год.

См. также по теме:

См. также другие тексты автора:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
19:57 Путин отказался от третьего срока
19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
17:48 Посольство РФ потребовало от Британии извинений за Скрипалей
17:30 Путин вступился за Иран
17:09 Вайнштейна официально обвинили в изнасиловании
17:07 Мужчина взял заложников в McDonald's в Великобритании
16:46 Путин проведет первую встречу с новым правительством РФ
16:40 Трамп объявил о возобновлении обсуждения встречи с Ким Чен Ыном
16:25 Путин предупредил об угрозе невиданного мирового кризиса
16:21 Facebook и Google получили иски на миллионы евро из-за новых правил ЕС
16:03 Путин сообщил о подготовке изменений в налоговую систему
15:41 Силуанов предупредил министров о личной ответственности за реформы
15:41 Кинопроизводители пригрозили «Яндекс» и Google исками за пиратство
15:35 Крупное здание греко-римской эпохи найдено к северу от Каира
15:14 Глава Минтруда поддержал предложение о корпоративных пенсиях
15:13 Путин раскрыл интимную тайну мировой экономики
14:56 Харви Вайнштейн арестован
14:34 Почти все опрошенные россияне рады Крымскому мосту
13:53 Исследователи вычислили офицера «Ориона» из дела о гибели MH17
13:47 Кости жертв неизвестной битвы I века найдены в торфяном болоте в Дании
13:20 В Москве появится «альпийский» общественный транспорт
12:56 Минобороны РФ объяснило замалчивание Нидерландами данных по MH17
12:34 Нидерланды и Австралия обвинили Россию в крушении MH17
12:30 ОКР и Минспорта признались WADA в манипуляциях с допинг-тестами
12:03 Силуанов пообещал не возвращать в Россию налог с продаж
11:56 Жаров рассказал о координации недавних терактов через Telegram
11:46 Моносилицид кобальта оказался ранее неизвестным типом полуметаллов
11:38 Палата представителей приняла запрошенный Трампом бюджет Пентагона
11:27 На Кубе нашли второй черный ящик разбившегося «Боинга»
11:09 Apple отсудила у Samsung 539 млн долларов за нарушение авторских прав‍
10:44 ЦБ отозвал лицензию у двух банков из третьей сотни
10:36 Голикова назвала примерный срок повышения пенсионного возраста
10:28 СМИ узнали о «закруглении» нефтяного налогового маневра
09:57 Начальника кемеровского МЧС задержали из-за пожара в «Зимней вишне»
09:44 Андрей Белоусов отказался «смещаться» с должности
09:35 Киносети передали Минкульту список «системообразующих» импортных фильмов
09:20 Канадская полиция ищет взорвавших бомбу в ресторане мужчин
09:17 Введение продуктовых карточек в России отложили на неопределенный срок
09:01 Губернатор Подмосковья пойдет на праймериз ЕР
08:47 Дума Екатеринбурга приняла отставку Ройзмана
08:33 Дерипаска покинул совет директоров «Русала»
08:12 КНДР подтвердила готовность к переговорам с США
07:55 Путин назвал условие признания выводов следствия по MH17
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.