Адрес: https://polit.ru/article/2005/12/20/narnia/


20 декабря 2005, 11:36

Ребятам о зверятах

Завтра в российский прокат выходит фильм Эндрю Адамсона "Хроники Нарнии" (в ролях Тильда Суинтон, Анна Попплуэлл, Скандар Кейнс, Уильям Мозели и Джордж Хенли). Клайв Льюис не зря боялся экранизации своих книг. Дело в том, что сказочная эпопея друга и одноклассника Толкиена уникальна тем, что это вовсе не сказка. "Хроники Нарнии" - это попытка переложить евангельские сюжеты на язык детской литературы, и "волшебный" лев Аслан - вовсе не волшебный и уж совсем не лев, а Иисус Христос, изображенный писателем в образе царя зверей. Предельная серьезность и однозначная идеологическая установка ставит перед любым режиссером почти неразрешимую проблему и дает ему в сущности только два пути: либо нужно снимать аллегорический, философский фильм, либо - детский экшн, формат которого прекрасно разработан на экранизации книг Толкиена и Роулинг. Не надо быть специалистом по кино, чтобы угадать, по какому пути пошел режиссер Эндрю Адамсон. Сто пятьдесят миллионов долларов - конечно, не самый большой в истории кино бюджет, но деньги тратились явно не для того, чтобы перед Рождеством говорить об искупительной жертве Спасителя. В результате вместо христианской притчи зритель получил то, что в советское время называлось "в гостях у сказки". С добавлением компьютерной графики и звука Dolbi digital.

А в сказке, как известно, действуют люди, звери и чудовища. С первыми и последними все ясно, а вот как изобразить говорящих зверей, чтобы это, по словам Льюиса, не выглядело бы "шутовством или кошмаром"? Писатель как в воду глядел: в фильме есть бобры, волки, олени, мыши, не говоря уже о льве. Но зрителя все время не оставляет впечатление, что он находится не в волшебном (раз уж сказка) мире, а в зоопарке, если не в цирке. У Льюиса бобриха строчит на пишущей машинке, готовит кофе и жарит яичницу, а зверюшек Эндрю Адамсона хочется погладить и покормить. Аслан вообще напоминает то ли нашего Мухтара, то ли ихнего Лесси, мужественного и смелого друга человека, который в нужную минуту придет на помощь. Девочки Люси и Сьюзен так нежно теребят его гриву, что сразу становится понятно, что перед нами не Бог и даже не царь зверей, а редкий вид земной фауны.

Вообще чувствуется, что режиссер любит природу родного новозеландского края. Кульминационный момент фильма - сражение войска Аслана с армией колдуньи - показано зрелищно, но без нарочитой жестокости и натурализма. Думается, что дело здесь не только в том, что фильм рассчитан на детей среднего школьного возраста. Даже совсем не в этом. Аудиторию "Матрицы", "Dooм'а" и "Властелина колец" трудно чем-либо удивить или напугать. Кажется, Эндрю Адамсон исповедует не христианство, а идеологию Гринписа, и моральный вывод новой киноленты можно сформулировать примерно следующим образом: "Люди и животные! Берегите друг друга! И тогда вы вместе сможете победить зло!"

В современном и насквозь политкорректном мире невозможно снять фильм, защищающий христианские ценности. А вот фильм о защите животных сделать вполне можно. Что и доказал Эндрю Адамсон.

Если следующей будет экранизирована повесть Льюиса "Конь и его мальчик", мы имеем все шансы посмотреть кино на тему "Хорошее отношение к лошадям".

Кадр из фильма с сайта Disney Pictures.