19 марта 2024, вторник, 14:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 декабря 2005, 06:25

Заточки отсчета

Уходящий политический год несколько не совпадает с годом календарным, поскольку длился он от «Дня чекиста-2004» до «Дня чекиста-2005».

Первая точка отсчета – 19 декабря 2004 года. На нее  пришелся 87-летний юбилей ВЧК-ОГПУ-НКВД и подведение итогов проведенного РФФИ аукциона по продаже 75-процентного пакета акций «Юганскнефтегаза». Напомню, что победителем стала безвестная компания «ООО «Байкалфинансгруп», образованная рядом известных физических лиц, действовавших за счет привлеченных государственных средств в размере $9,3 млрд в интересах государственной же компании «РОСНЕФТЬ». Абсолютное большинство статусных специалистов по гражданскому и налоговому праву не нашло ничего противоестественного в этой коллизии.

Вторая  - 20 декабря 2005 года: юбиляру стукнуло 88, КС РФ подвел  итоги дискуссии по поводу правомерности замены прямых выборов глав субъектов РФ столь же прямым президентским назначением. Нет нужды напоминать о том, кто победил в этой дискуссии. Ходили слухи, что и здесь сыграли определенную роль государственные средства, привлеченные, разумеется, в социально-бытовых, а не инвестиционных объемах. Впрочем, я не склонен преувеличивать значение этого фактора, ведь, как говаривал Евг. Евтушенко, «… слухи ходят — что за бред! — что и в России снега нет».

Результаты проведенной дискуссии оказались строго противоположными выводам того же КС РФ по тому же вопросу, сделанным 9 лет назад. Необходимые для этого изящные геометрические преобразования правового поля с поворотом на 180 градусов (по другой версии – с применением зеркальной симметрии) были произведены, как известно, «с учетом конкретных социально-правовых условий их реализации, в том числе с учетом изменений в системе правового регулирования». Опять-таки нет нужды напоминать, что абсолютное большинство статусных специалистов по конституционному праву не нашло ничего противоестественного и в этой коллизии, и в этой мотивировке.

Две эти точки представляют не только начало и конец уходящего политического года, но и базу для восстановления его главных сюжетных линий.

Соглашусь с проправительственными комментаторами: в число главных событий года действительно вошло провозглашение национальных проектов. Согласие, однако, будет не полным. В отличие от них,  я вовсе не имею в виду образовательный, медицинский, жилищный и аграрный проекты, представляющие собой на деле широкомасштабную и явно предвыборную «раздачу слонов населению». Напротив, звания реальных национальных проектов (далее - RNP), заявленных в уходящем году на краткосрочную (а может быть, и более далекую) перспективу, заслуживают совсем другие новации российских властей.

Первым проектом (так сказать,  RNP-1) является широкое внедрение механизма  государственно-частного партнерства («public-private-partnership» или PPP)  в форме «построил - оперируй – передай» («construct - operate – handover», или СОН). Я весьма подробно написал об этой новации еще в октябре прошлого года. С удовлетворением отмечу, что я точно угадал общую тенденцию: не грубая азиатская национализация, а вполне цивилизованный европейский handover! Мне также удалось угадать два главных рецепта:

  • «handover по-хорошему», то есть  за резонные деньги и с полным  учетом интересов сторон; для тех, кто правильно  понимает,
  • «handover по-плохому», то есть  с принудительной реквизицией и направлением владельцев на зону в удаленные районы страны; для тех, кто так и не понял.

Признаюсь, однако, что реальные масштабы внедрения этой новации были мною недооценены.

Промышленные активы, которые худо-бедно отстроил и которыми не без успеха оперировал частный бизнес, возвращались государству чрезвычайно энергично и по всему фронту отраслей народного хозяйства. Вслед за углеводородами последовали (или же стали на лист ожидания): энергомашиностроение, цветная металлургия,  деревообработка, футбольные команды, остатки частного медиа-бизнеса и даже гордость советского автопрома… 

Все эти наблюдения, связанные с экспансией ГАЗПРОМА и Газпромбанка, РОСНЕФТИ, Рособоронэкспорта, Внешторгбанка, АЛРОСА и др., относятся к общедоступному для анализа федеральному полю. Мне не удалось найти обстоятельного «разбора полетов» по отдельным регионам и городам, но, судя  по имеющимся отрывочным данным, на местах чутко уловили федеральный mainstream и стараются не отставать от старших товарищей.  

При движении такими темпами уже через пару лет наступит полный и окончательный handover,  так что  никакая «программа реприватизации» уже не понадобится по сугубо техническим причинам. Все это вполне логично, ведь, как заметил В.Ю.Сурков, «сегодня частному бизнесу не вполне удалось доказать, что он абсолютно эффективен и приносит экономике пользу». 

Бог его знает, может быть, и в самом деле, не удалось. Альтернативная гипотеза, принятая кремлевскими царедворцами, заключается, надо полагать, в том, что «абсолютно эффективными» станут действия госменеджеров. Эти бравые ребята, опираясь на обширный опыт финансово-идеологического взаимодействия со Штази, или же на опыт поставок  ракетной техники и ядерных технологий братским исламистским режимам, сумеют принести экономике максимальную пользу и, в частности, сделать на "АвтоВАЗе" инновационную революцию всего-то за $4 млрд бюджетных денег. Поживем-увидим… Как говаривал старинный идеолог, не уступавший в мудрости и известности самому Владиславу Юрьевичу, «credo quia absurdum est»  (верую, ибо нелепо). 

Вторым из этих проектов (так сказать, RNP-2) стал механизм конституционных соглашений. Он появился вроде бы в результате некоторой обмолвки (оговорки, опечатки …), но сумел развиться до невиданных высот буквально за считанные недели.

С гордость напоминаю: этот феномен я заметил и описал в июле текущего года с удивлением и оперативностью, достойной профессионального энтомолога, обнаружившего новую бабочку. Одновременно и со стыдом признаюсь: я вновь  недооценил предстоящие масштабы внедрения проекта.

Напомню, что презентация RNP-2 состоялась 14 июля 2005 года, когда  КС РФ подписал свое первое (или, во всяком случае,  одно из первых) конституционное соглашение, бенефициаром которого был Минфин России с приданной ему Федеральной налоговой службой. В этот знаменательный день под председательством Валерия Зорькина было принято постановление, согласно которому положение статьи 113 Налогового кодекса о трехлетнем сроке давности для налоговых правонарушений не распространяется на незаконопослушных налогоплательщиков, которые противодействуют осуществлению налогового контроля.

Скептики, маловеры и пораженцы (включая автора этих строк) немедленно обратили внимание на тот факт, что «формула Зорькина» позволяет трактовать весь текст главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» в принципиально новом духе.  Суть новой трактовки в том, что права и свободы человека и гражданина с настоящего времени не распространяются:

  • на незаконопослушных граждан, которые противодействуют контролю со стороны государственных органов,
  • или, иными словами, на обывателей, правоущербность которых выявлена должностными лицами прокуратуры, а также сотрудниками правоохранительных, фискальных и иных государственных надзорных органов.

Благонамеренные коллеги с возмущением возразили: «конституционное соглашение»  с Минфином – типичный брак по расчету; В.Зорькину и его коллегам не с руки тратить свой политический ресурс и научный авторитет в интересах  каких-то там налоговых оптимизаторов;  этот ресурс и авторитет нужно беречь и хранить в целях защиты прав, свобод и основ конституционного строя. 

20 декабря соображения благонамеренных коллег  сделались очевидно несостоятельными: КС РФ подписал с Администрацией Президента свое очередное «конституционное соглашение», положения которого как раз и касаются всех этих фундаментальных ценностей.

Суть соглашения в том, что и без того необъятный (поистине царский!) список президентских полномочий из главы 4 Конституции РФ объявляется отныне не замкнутым, но открытым. В частности, если в нем не предусмотрено право назначения губернаторов по согласованию с местными законодательными собраниями, то это вовсе не мешает считать данную процедуру законной. Другими словами, Президент волен возлагать на себя любые новые полномочия, которые отвечали бы «конкретным социально-правовым условиям».

В более отчетливых терминах К.П. Победоносцева это звучит следующим образом: «В России нужны не законы как таковые, но некоторый дух законов, который власти предержащие могли бы трактовать в соответствии со злобой дня».

Член КС РФ Анатолий Кононов, у которого хватило профессионального достоинства и отваги не подписывать этот документ, усмотрел в нем «нарушение не только прав граждан, но и основ конституционного строя, демократии, народовластия».

Подведем итоги.

  • RNP-1, генеральная презентация которого была приурочена к 87-летнему юбилею ВЧК-ОГПУ-НКВД, открыл дорогу глобальному переделу собственности без оглядки на любые юридико-технические тонкости типа программы приватизации или реприватизации.
  • RNP-2,  генеральная презентация которого была приурочена к 88-летнему юбилею той же конторы, открыл дорогу глобальному переделу устройства власти в России без оглядки на что бы то ни было. 

Так что перед нами действительно – самые главные  и самые реальные национальные проекты на много лет вперед. Или, если угодно, заточки отсчета. Процитирую по этому поводу еще одну свою публикацию годичной давности:  «Бог с ним, с нашим поколением; сами виноваты. За державу только обидно, да и детишек жалко». 

При всем при том я не хотел бы  заканчивать свое общение с читателями на столь минорной ноте. Расскажу в этой связи весьма разнородные по происхождению, но равно поучительные байки. 

  1. На дворе декабрь 2005 года. На фасаде огромного торгового центра висит плакат-растяжка: «Дорогие покупатели! Концерн XYZ поздравляет вас с Днем работника правоохранительных органов и наступающим Новым годом!».
  2. На дворе март 2004 года. Видному деятелю отставленного кабинета М.М.Касьянова сообщают о том, что на его место уже назначен новый министр, а ему самому не предложено никакой сколько-нибудь пристойной должности. Сановник замечает  с усмешкой: «Все это не страшнее рака желудка». 
  3. На дворе лето 1979 года. Полевого командира кампучийских повстанцев спрашивают, как им удается проникать на территорию, контролируемую регулярной вьетнамской армией. Красный кхмер отвечает с достоинством: «Куда там вьетнамской береговой охране до 6-го американского флота!». 
  4. На дворе поздняя осень 1922 года. Антон Иванович Деникин диктует воспоминания: «В «требованиях» восставших частей было ориги­нальное смешение привнесенной извне чужеродной партийной фразеологии с чисто солдатским фолькло­ром. «Четыреххвостка» стояла рядом с требованием «стричься бобриком, а не под машинку». 

Так что, уважаемые читатели, сохраняйте оптимизм и берегите здоровье. Никто не отнимет у нас с вами священное право стричься  бобриком! 

С Новым годом, господа, с новым счастьем!

См. также другие тексты Михаила Арсенина:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.