Адрес: https://polit.ru/article/2005/12/26/fom51/


26 декабря 2005, 06:00

Итоги года: политики, реформы, прогнозы

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118;
факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
 

Итоги года

В конце этого года мы, по традиции, спросили, как оценивают россияне уходящий год, каким он был лично для них и для страны. В целом можно сказать, что 2005-й год стал годом возвращения к умеренному оптимизму.

Отвечая на вопрос: «Если говорить в целом, то каким для Вас лично был уходящий 2005-й год: лучше, хуже или таким же, как прошедший 2004-й год?», половина респондентов (47%) выбрали ответ «таким же, как 2004-й», — идентичный показатель был зафиксирован в прошлом году, когда 2004-й год сравнивался с 2003-м. При этом заявили, что нынешний год лично для них был лучше, чем предыдущий, 32% респондентов, тогда как в 2004 году таковых было 22%. В то же время тех, для кого этот год был хуже прошлого, стало меньше — 19% (в конце 2004 года было 28%). То есть в этом году, после резкого ухудшения оценок год назад, распределение ответов фактически вернулось к показателям 2003 года.

При ответе на вопрос: «А для России каким был уходящий 2005-й год — лучше, хуже или таким же, как прошедший 2004-й год?» позицию «таким же» выбрали 38% респондентов (в 2004-м году, при сравнении его с 2003-м, — 42%). Считают, что нынешний год для России был лучше предыдущего, 28% респондентов (сравнивая 2004-й год с 2003-м, такую позицию выбрали 16% опрошенных). 17% сочли, что нынешний год для России был хуже предыдущего (в прошлом году — 26%). Однако несмотря на существенный рост позитивных и снижение доли негативных оценок по сравнению с прошлым годом, сегодняшние показатели оказались менее «оптимистичными», чем в 2003 году: тогда 33% сказали, что уходящий год для страны был лучше предыдущего, и 11% — что хуже.

Так же, как и в прошлом году, чаще других говорят, что уходящий год был лучше прошедшего и для них лично, и для страны, люди в возрасте 18–35 лет. С преимущественно негативных (и «для себя», и «для страны») сменились на преимущественно позитивные оценки людей с высшим образованием.

Заявивших, что уходящий год был для России лучше предыдущего, спросили, в чем именно состоят эти улучшения. Чаще всего (8%) говорилось, что повысился уровень жизни россиян («народ улучшает свой быт, больше тратят денег на питание, одежду, поездки»; «невольное улучшение уровня жизни»). Несколько реже (6%) респонденты говорили о снижении инфляции и безработицы, выплате внешнего долга и развитии производства, об улучшении состояния экономики в целом («больше достижений в промышленности, в сельском хозяйстве, в геологии»; «заработала оборонная промышленность»; «цены на нефть поднялись, вырос Стабилизационный фонд, золотой запас стал больше»). По мнению некоторых, появилась «стабильность — а значит и надежда на лучшую жизнь» — 3%. В качестве позитивных итогов года упоминается также более активная социальная политика правительства, повышение авторитета России в мире (по 2%); укрепление законности и порядка (1%).

Полагающих, что для России уходящий год был хуже прошедшего, тоже попросили объяснить, почему они так считают. Примерно половина отвечавших на этот вопрос (8%) говорили о проблемах экономики: росте цен, инфляции, отсутствии заметного роста производства, безработице («не построено ни одного предприятия»; «нет развития производства, все вывозят за границу»). Снижение уровня жизни людей заметили 3% опрошенных («у простых людей жизнь ухудшается, зарплату прибавляют так, что ее ни на что не хватает»). Столь же часто говорилось о других социальных проблемах (о росте цен на услуги ЖКХ, монетизации льгот и пр.). Некоторые отмечают отсутствие законности и порядка, рост коррупции, усиление терроризма, отсутствие стабильности. Есть респонденты, которые говорят, что год был плохим, потому что было много аварий, катастроф, стихийных бедствий (1%).

* * *

На вопрос: «Какое из произошедших в России в 2005 году хороших событий Вы назвали бы событием года?» дали ответы 26% респондентов. Юбилеи, праздники, фестивали, спортивные достижения упомянули среди хороших событий 7% опрошенных, увеличение зарплат, пенсий, пособий — 5%. О достижениях в экономике в 2005 году сказали 3% респондентов («где-то, говорят, заводы восстанавливаются, в центре»). Такая же доля опрошенных упомянули политические события: выступления президента, назначения губернаторов, съезды партий. Говорилось также об успехах в международных делах (2%).

На вопрос: «А среди плохих событий, произошедших в России в 2005 году, какое Вы назвали бы событием года?» ответили 44% респондентов. Чаще всего (12%) они вспоминали теракты, случившиеся в этом году, и говорили о прошлогодней бесланской трагедии («в Нальчике теракт»; «Беслан — до сих пор ничего не выяснилось, матери в Москву приезжали»). Довольно много было и тех, кто вспомнил произошедшие в уходящем году катастрофы, аварии, стихийные бедствия, эпидемии («батискаф утонул, и другие техногенные катастрофы»; «птичий грипп»; «бассейн рухнул»; «отключил Чубайс в Москве электроэнергию»; «Амур испорчен окончательно») — 9%. О происходившем в социальной сфере в этой связи говорили 8% респондентов. Прежде всего — о монетизации льгот, а также о заражении людей в Воронеже СПИДом, росте цен на услуги ЖКХ, отключении отопления, росте числа беспризорных детей. О негативных событиях в экономике (инфляции, росте цен, закрытии предприятий, безработице) также говорили 8% респондентов. О сохраняющейся нестабильности в Чечне упомянули 2% опрошенных.

Россиян спросили и о том, какое событие в мире можно назвать событием года. Ответили на этот вопрос 37% респондентов. Катастрофы, стихийные бедствия, природные катаклизмы, угрозу эпидемии назвали 19% («Америку затопило»; «катаклизмы в Европе»; «загрязнение Амура»; «стихия на Филиппинах»). О войнах, вооруженных конфликтах, социальных столкновениях, терактах вспомнили 8% опрошенных («война в Ираке продолжается»; «бунт африканцев во Франции»; «теракт в Лондоне»; «Чечня — война»). Политические события (суд над Хусейном, выборы на Украине, спор России и Украины из-за цен на газ, победа Ангелы Меркель на выборах в Германии и др.) упомянули 4% опрошенных россиян. События в науке, культуре, спорте, праздники, торжества вспомнили 2% («победа ЦСКА в Кубке УЕФА»; «60-летие Победы, 750-летие Калининграда»; «японцы сделали робот ходячий»).

Светлана Климова

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 декабря 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Предновогодние прогнозы — вчерашние и сегодняшние

Уходящий 2005 год отмечен тенденцией к социально-психологической стабилизации. Уже накануне его наступления, если верить ретроспективным оценкам респондентов, россияне гораздо реже ожидали резких перемен в России, чем годом ранее. Сегодня 49% опрошенных говорят, что на исходе 2004 года они, задумываясь о годе предстоявшем, не испытывали никаких опасений, и 39% — что не ожидали от этого года ничего хорошего для России. Между тем, в декабре прошлого года лишь 30% россиян говорили, что встречали 2004 год без опасений, и 25% — без надежд на перемены к лучшему.

Меньше надежд — меньше разочарований. На исходе 2004 года доля разочарованных — тех, кто, по их словам, ожидал от этого года позитивных перемен для России и не увидел их, — составляла 50% выборки, сейчас же, применительно к 2005 году, таковых только 36%. Вместе с тем, если сегодня 20% опрошенных говорят, что опасения, которые они испытывали накануне 2005 года, сбылись, то год назад таких респондентов было в два раза больше (39%).

В числе сбывшихся опасений люди сегодня чаще всего называют рост стоимости жизни в результате инфляции и повышения цен, в особенности — на коммунальные услуги (9%), снижение жизненного уровня населения, прежде всего — социально не защищенных слоев, жителей отдаленных районов (5%). Некоторые говорили также об ухудшении ситуации с обеспечением законности и правопорядка в стране (3%), о разнообразных социальных проблемах (таких как монетизация льгот, беспризорные дети, мигранты и т.п.), снижении международного авторитета России и т.д.

Что касается опасений, которые не подтвердились, то тут также чаще всего (в 4% случаев) назывались экономические проблемы разного масштаба и уровня: начиная от крупных финансовых катаклизмов (например, «смены денег») и заканчивая проблемами личного плана («думал, что работу потеряю, но к счастью этого не произошло»). Ряд респондентов с удовлетворением отмечали, что страну не захлестнула, как они опасались, новая волна диверсий, терактов, преступности (2%), что не произошло ухудшения обстановки в Чечне и Россия не втянулась в новый военный конфликт (2%). Некоторые респонденты говорили, что напрасно боялись «ухудшения жизни», повышения уровня бедности, обострения социальных проблем, государственного переворота в стране (по 1% в каждом случае).

Тенденция к социально-психологической стабилизации проявилась и в том настроении, с каким россияне встречают наступающий год. Доля тех, кто ждет от нового года позитивных перемен в собственной судьбе (36%), на протяжении последних пяти лет практически не меняется: после пика надежд, отмеченного в 2000 году (46%), она колеблется в пределах 36–39%. При этом несколько выросла доля тех, кто предполагает, что будущий год будет для них не лучше и не хуже, чем предыдущий (с 27% в 2004 году до 32% — сейчас), и наметилась тенденция к снижению доли пессимистов — тех, кто боится, что наступающий год будет хуже уходящего (с 14 до 10%).

Надежды на лучшее свойственны прежде всего молодым: 56% респондентов в возрасте до 35 лет заявили, что ждут от 2006 года позитивных перемен для себя. Несколько повышенный уровень оптимизма отличает также людей с высшим образованием (41% против 36% по выборке в целом).

По мнению 30% опрошенных, для России в целом наступающий год будет лучше уходящего, практически столько же (29%) полагают, что он будет таким же. На протяжении последних пяти лет, после всплеска надежд на перемены к лучшему в 2000 году (47%), здесь не наблюдается практически никакой динамики. Впрочем, несколько сокращается доля делающих негативные прогнозы: в 2004 году перемен к худшему для России ожидали 17% респондентов, в этом году — 12%.

Те, кто ожидают позитивных перемен, чаще всего объясняют свою позицию просто свойственной человеку верой в лучшее («будет получше, надеюсь, без надежды жить нельзя») — этот мотив звучит в 8% ответов. Видят основания для оптимизма в улучшении экономической ситуации в стране 5% респондентов, в планах повышения зарплат, пенсий и пр. — 4% (отметим, что подобных ответов стало примерно вдвое больше, чем год назад); 4% опрошенных просто говорят, что надеются на президента и правительство, 2% — рассчитывают на реализацию анонсированных социальных программ; такое же количество респондентов в целом позитивно воспринимают динамику развития страны («все идет потихонечку к лучшему»; «Россия с каждым годом набирает обороты»). А некоторые (1%) полагают: «будет год собаки — она принесет удачу».

Главной проблемой, провоцирующей негативные ожидания, выступает рост стоимости жизни (5%) и ряд других экономических проблем (таких как безработица, спад производства, общее ухудшение экономической ситуации в стране — всего 1% ответов). Непосредственно об ожидаемом ухудшении материального положения людей и связанных с этим социальных проблемах (таких как социальное расслоение, рост напряженности и т.п.) говорили 4% респондентов. 2% акцентировали внимание на политике правительства, не способствующей, по их мнению, улучшению жизни населения («маленькая группа людей, правящая в России, живет для себя, не для улучшения жизни народа...»); 1% опасается роста беззакония и преступности, столько же просто не видят, на что можно было бы сегодня надеяться («будет хуже, так как к лучшему совершенно нет предпосылок»).

Ирина Шмерлина

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 декабря 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Российские политики в 2005 году

В 2005 году в целом выросла доля положительных оценок, которые граждане выставляют российским политикам. Отвечая на вопрос: «Кому из политиков Вы поставили бы положительную оценку по итогам 2005 года?», 42% респондентов назвали В. Путина (в конце прошлого года — 38%), 17% — С. Шойгу (было — 11%), 10% — В. Жириновского (было — 11%). Деятельность Г. Зюганова, С. Иванова и Ю. Лужкова положительно оценили по 8% опрошенных (в прошлом году — по 3–4%), А. Тулеева — 6% респондентов (в прошлом году — 3%). 5% «голосов» набрал Д. Рогозин (было — 4%), по 4% — Б. Грызлов (как и ранее) и В. Матвиенко (в 2004 году — 2%).

От 1 до 3% респондентов в этом году поставили положительные оценки следующим политикам: С. Глазьеву, А. Лукашенко, И. Хакамаде, М. Фрадкову (по 3%), Н. Харитонову, Е. Примакову, И. Иванову, А. Жукову, Л. Слиске (по 2%), Д. Медведеву, Г. Явлинскому, С. Степашину, С. Миронову, М. Касьянову, В. Рыжкову, М. Зурабову, Д. Козаку, Б. Немцову, М. Ходорковскому, М. Горбачеву (по 1%).

Отрицательную оценку по итогам 2005 года респонденты, как и в прошлом году, чаще всего выставляли А. Чубайсу — 20% (было — 16%) и В. Жириновскому — 17% (было — 15%).

Реже упоминались Г. Зюганов — 8% (в прошлом году — 9%) и И. Хакамада — 7% (было — 10%). По 6% респондентов назвали М. Зурабова (который в прошлом году не упоминался в этом контексте), М. Касьянова (в 2004 году его назвали 2% опрошенных), Б. Березовского (было — тоже 6%), Г. Явлинского, Б. Ельцина (было — по 5%), М. Ходорковского (в прошлом году — 3%), 5% внесли в этот список Б. Немцова (в 2004 году — 7%).

Практически не изменилась доля тех, кто выставил отрицательную оценку по итогам года В. Путину: в этом году — 5%, в прошлом — 6% опрошенных.

Среди российских политиков, которые упоминались в числе заслуживающих отрицательной оценки по итогам года не менее, чем 1% опрошенных, оказались также М. Горбачев, М. Фрадков, Е. Гайдар (по 3%), Э. Лимонов, Д. Рогозин, Б. Грызлов, В. Анпилов (по 2%), А. Лукашенко, Г. Селезнев, С. Глазьев, Д. Медведев, Д. Козак, Ю. Лужков, В. Матвиенко, В. Рыжков, С. Шойгу, Л. Слиска, Н. Харитонов, Е. Примаков, А. Жуков, С. Миронов (по 1%).

Светлана Климова

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 декабря 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Замена льгот выплатами: год с начала реформ

Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что для России 2005 год прошел под флагом реформы социальных льгот. Как оценивают сегодня наши сограждане результаты проведенной реформы, изменилось ли за это время их отношение к самой идее замены льгот денежными выплатами?

Подавляющее большинство респондентов (78%) уверены в том, что денежные выплаты не компенсируют в достаточной мере утраченные льготы (противоположное мнение разделяют лишь 6%), и это многое определяет в восприятии реформы.

Но вместе с тем растет доля граждан, которые в гипотетической ситуации выбора предпочли бы денежные выплаты социальным льготам. В феврале 2005 года респонденты высказывались в пользу льгот почти вдвое чаще, чем в пользу денег (55% против 29%), а сейчас этот разрыв практически исчез (43 и 41% соответственно). Причем, как выясняется, представители наиболее «ресурсных групп» (респонденты с высшим образованием, наиболее высоким уровнем дохода, москвичи) особенно привязаны к прежней системе, в то время как сельские жители и жители малых городов, люди с невысоким уровнем дохода начинают все больше и больше ценить денежную компенсацию, предлагаемую властями. Если, оказавшись перед необходимостью выбирать, 73% москвичей предпочли бы льготы, и только 15% — деньги, то среди жителей малых городов это соотношение составило бы 41 и 38%, а среди селян — 31 и 57%. Следует подчеркнуть, что в Москве доля предпочитающих денежные выплаты с февраля 2005 года не изменилась (таковых как было, так и осталось 15%), тогда как в малых городах — выросла на 8 п.п. (с 30 до 38%), а в селах — на 18 п.п. (с 39 до 57%).

Отметим, что динамика распределения мнений по этому вопросу у льготников и не-льготников оказывается практически одинаковой: доля выбирающих «деньги взамен льгот» в равной мере повысилась и в той, и в другой группе.

Несколько повысилась и доля россиян, полагающих, что реформа социальных льгот принесла больше положительных последствий, чем отрицательных: с 17% (в марте текущего года) до 28%. Впрочем, противоположная точка зрения по-прежнему преобладает — ее разделяют сегодня 41% опрошенных (в марте — 54%). При этом только 16% респондентов считают, что реформа проведена «успешно», а больше половины (52%) — придерживаются противоположной точки зрения.

Эти данные свидетельствуют о некотором разрыве между отношением граждан к замещению льгот денежными выплатами, составляющему суть реформы, с одной стороны, и их отношением к реформе в целом — с другой. Как ни парадоксально, каждый третий из тех, кто считает последствия замены льгот на денежные выплаты скорее положительными, нежели отрицательными, заявляет в то же самое время, что реформа проведена «неуспешно» (что лишь немногим меньше доли признающих ее «успешной» в этой группе). Полагающие, что отрицательных последствий оказалось больше, значительно ближе к единодушию в оценке реформы в целом.

  Все Вопрос: «Как Вы полагаете, замена социальных льгот денежными выплатами имеет больше положительных или больше отрицательных последствий?»
положительных отрицательных
Доли групп (%) 100 28 41
Вопрос: «Если говорить в целом, реформа социальных льгот проведена успешно или неуспешно?»  
Успешно 16 37 5
Неуспешно 52 33 78
Затр. ответить 32 31 17

Итак, сравнение результатов опросов, проведенных в начале и в конце 2005 года, показывает, что отношение как к основной идее реформы, так и к ее результатам в обществе несколько улучшилось.

Однако когда дело доходит до субъективных оценок респондентами динамики своего отношения к реформе, лишь 14% опрошенных заявляют о некоторых изменениях, причем 8% — утверждают, что их отношение к ней ухудшилось, и 6% — что улучшилось. Более трети опрошенных (37%) затруднились определить свое отношение к реформе, а мнения остальных распределилось поровну: 24% опрошенных заявили, что и в январе 2005 года относились к замене льгот на деньги положительно, и сейчас относятся так же, 25% — что их отношение к этому нововведению как было, так и осталось негативным.

Следует отметить, что мнения льготников, давших содержательные ответы на этот вопрос, распределяются точно в тех же пропорциях, что и ответы остальных граждан; отличие состоит лишь в том, что среди льготников, естественно, значительно меньше затрудняющихся с ответом. В целом такая ситуация характерна для всех вопросов, посвященных теме реформирования системы выплат социальных льгот.

Петр Бавин

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 декабря 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Россия в «Большой восьмерке»

В наступающем году России предстоит председательствовать в «Большой восьмерке». Уже поэтому представления наших сограждан о месте России в этом межгосударственном объединении заслуживают внимания. Но прежде всего — знают ли россияне, какие страны входят в «Большую восьмерку»? Чтобы выяснить это, мы предложили участникам опроса карточку, на которой были перечислены 14 стран — все члены «Восьмерки» и еще шесть крупных государств, — и попросили назвать те, которые входят в состав данного элитного международного клуба. 29% респондентов не смогли назвать ни одной страны, однако остальные продемонстрировали немалую осведомленность: 63% опрошенных упомянули Германию, 62% — США, 60% — Россию, 56% — Великобританию, 54% — Францию, 44% — Японию, 38% — Италию, 30% — Канаду. Из числа стран, в действительности не входящих в «Восьмерку», сравнительно часто причисляли к ней лишь Китай (23%), остальные — гораздо реже (от 3% до 9%).

Большинство россиян (71%) считают важным для нашей страны само ее присутствие в составе «Большой восьмерки», и только 11% — полагают, что для России это неважно. Между тем, единодушного мнения о положении России в этом объединении нет: 40% опрошенных считают, что она является полноправным членом «Восьмерки», 35% — что играет в ней второстепенную роль.

Сегодня в той или иной мере осведомлены о том, что ежегодный саммит «Восьмерки» в 2006 году пройдет в России, немногим более четверти россиян — 28% (среди респондентов с высшим образованием — 49%). Узнавая об этом факте, участники опроса, как правило, истолковывали решение о проведении встречи глав государств в нашей стране как значительный шаг по сближению России с Западом: такое мнение высказали 57% опрошенных, а противоположное — 16%.

То, что в течение следующего года Россия будет председателем «Восьмерки», большинство опрошенных (54%) сочли благом для нашей страны (полагают, что для нее это плохо, — 3%, что «не имеет особого значения» — 13%).

Считающие, что председательство в «Восьмерке» полезно для России, чаще всего аргументируют свою точку зрения тем, что это повысит авторитет и влияние нашей страны в мире, к ее голосу будут больше прислушиваться (20%). Немногим реже звучат и упования на то, что это благотворно скажется на российской экономике (многие надеются на приток иностранного капитала) и, опосредованно, на уровне жизни простых людей (17%). Некоторые исходят из того, что быть «начальником» — «всегда хорошо», либо полагают, что у России появится возможность показать себя мировому сообществу с лучшей стороны, доказать, что «она цивилизованная страна».

Те, кто полагает, что роль председателя «Восьмерки» не пойдет на пользу нашей стране, либо не видят необходимости в сближении с Западом, не доверяют ему и постоянно ожидают подвоха со стороны других мировых держав («обворуют нас, отберут и газ, и нефть»; «Запад всегда использовал Россию в своих целях и делает это сейчас»), либо не хотят, чтобы Россия «тратилась» на прием гостей.

Те же, кто не видит в почетной роли председателя «Большой восьмерки» ни выгоды, ни вреда для России, приводят два противоположных аргумента. Одни утверждают, что Россия — сильная страна, обладающая таким весом на мировой арене, что ей вообще не нужна ни «Восьмерка», ни председательство в этом клубе. Другие говорят, что Россия — слабая страна, с ней никто не считается и считаться не будет, какие бы почетные роли ей не отводили.

Анна Петрова

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 декабря 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Михаил Касьянов

Возвращение М. Касьянова в большую российскую политику проходит пока не слишком удачно — и не только с «организационной» точки зрения. Судя по данным опроса, в течение 2005 года отношение наших сограждан к бывшему премьеру постепенно ухудшалось. Доля респондентов, которые относятся к М. Касьянову хорошо, с марта 2005 года сократилась с 13% до 7%, а доля тех, кто относится к нему плохо, напротив, выросла с 13% до 26%.

Чаще других о своем негативном отношении к М. Касьянову заявляют респонденты с высшим образованием (40%) и наиболее высоким уровнем дохода (33%) — то есть представители наиболее ресурсных страт населения.

Сегодня за М. Касьяновым закрепилась репутация политика, противостоящего президенту. Оппозиционером экс-премьера респонденты называют втрое чаще, чем поддерживающим курс В. Путина — 35% против 12%. В условиях высокой популярности президента это, естественно, не добавляет Касьянову «очков».

Негативизация образа М. Касьянова начала влиять и на ретроспективную оценку деятельности его правительства. Доля позитивных оценок работы его кабинета за последние 4 месяца сократилась с 18% (что соответствовало этому показателю времен премьерства М. Касьянова) до 11%, а доля негативных — возросла с 38% до 45%.

Ответы респондентов на открытый вопрос: «Что именно Вы в последнее время видели или слышали о М. Касьянове?» — позволяют предположить, что причиной падения популярности экс-премьера является в первую очередь не его политическая позиция, а муссирующиеся в СМИ истории о связываемых с его именем имущественных скандалах. Чаще всего — 13% ответов — участники опроса вспоминают о приобретении М. Касьяновым земли, недвижимости. Еще 7% респондентов дают бывшему премьеру негативные характеристики, так или иначе связанные с темой его «обогащения»: «аферист он»; «коррупция, взятки»; «много набрал себе денег за счет государства».

Последние политические события, связанные с М. Касьяновым, — его выступления, поездки, история с попыткой возглавить Демократическую партию, намерение выдвинуться кандидатом в президенты — запомнились всего 8% опрошенных.

Активизация политической деятельности М. Касьянова оказалась мало заметной для большей части населения. Менее трети опрошенных (31%) отметили, что им попадались какие-то материалы о нем в прессе или по телевидению. И только 14% опрошенных сказали, что деятельность бывшего премьера стала более заметной, чем была несколько месяцев назад.

При этом половина опрошенных (49%) верят в то, что М. Касьянов выдвинет свою кандидатуру на ближайших президентских выборах; каждый десятый респондент уверен, что он этого не сделает. Но электоральные перспективы М. Касьянова выглядят весьма туманно. Только 7% опрошенных допускают, что могут проголосовать за эту кандидатуру на выборах главы государства. Но и в этой весьма небольшой группе около половины респондентов говорят (отвечая на соответствующий открытый вопрос), что проголосуют за М. Касьянова либо в случае, если «уж совсем не за кого будет», либо если ему удастся как-то по-новому проявить себя.

Петр Бавин

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 декабря 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.