Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
27 мая 2018, воскресенье, 15:13
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 января 2006, 08:57

Милосердие для бедных

Нет лучшего средства для встряхивания публики, чем фестиваль. Фестиваль – это не  просто череда концертов. Это тема, под которую подверстывается все, что угодно, причем с блеском, с успехом, с выгодой. Возьмем, к примеру Вольфганга Амадея Моцарт, автора всегда привечаемого в России. Как только Моцарт из просто композитора превращается в культурный брэнд и становится фестивальным наречием, интерес к нему публики вырастает во много раз.

Предыдущий всплеск наблюдался в 1991-м, когда минуло ровно 200 лет со дня загадочной смерти гения, прожившего неполных 36. В 2006-м Моцарту исполняется 250 лет со дня рождения. Значит, приготовимся к подарочным акциям, которые так дороги российской общественности. Первый юбилейный взнос  поднесен загодя – 7 октября в Большом театре состоялась премьера «Волшебной флейты» (материал на polit.ru от 10.10.2005).
Небольшая загвоздка спряталась в самой дате – 27 января, крайне неудобной по нашим меркам для справления обрядов. В смысле, что едва юбилейный год начался, как скоро все закончится, и надо поспешить. Это в родной Австрии любовь не зависит от сезонных предложений: традиционный Зальцбургский фестиваль, на котором в этот раз будет поставлен весь оперный Моцарт, все равно пройдет, как всегда, в августе. А в России всплески народной любви зависят от сроков, поэтому нужно управиться к концу января, после чего Моцарта поставят на полку и его сменят другие герои.

Московская филармония учла эту национальную особенность. Еще не закончились официальные новогодние каникулы, как начался фестиваль Моцарта (8—31 января). Его ударные точки обозначат вестники из Австрии: камерный оркестр «Камерата Зальцбург» под управлением Роджера Норрингтона (18 января) и Венский хор мальчиков (28 января). Если это случится, мы сделаем серьезные шаги по внедрению в мировой контекст и в деле глобализации культуры, ибо то, что пока является для большинства россиян глухими австрийскими мифами, станет осязаемой реальностью. Мировые, так сказать, брэнды, войдут в нашу жизнь. А вот началом феста был отчаянный российский поступок -- постановка оперы «Милосердие Тита».

«Милосердие» в Концертном зале им. Чайковского – выходка хоть и спланированная, но все же бесшабашная, рисковая. Опера эта сложна для пения (требуются особо пластичные голоса и инструментальная техника вокала) и для восприятия (однообразная структура по принципу: речитатив – ария укачивает моментально), а история о римском императоре, неизменно великодушном, несмотря на предательства подданных, взволновать может разве что антиквара. Но главное в том, что эту оперу у нас не знают, а значит, не хотят и не любят. Это не какая-нибудь «Свадьба Фигаро», которая, хоть и не идет в России, но любима заочно за живую прекрасную музыку и почти нарицательное имя главного героя. После мировой премьеры в Праге в 1791-м «Милосердие» появилось в России (1717 – Петербург, 1818 – Москва), но  частью русской культуры не стало, как и сама итальянская опера-seria (буквально: серьезная опера), абсолютно чуждая нам по духу, по ведомству которой «Милосердие» числится. Сегодня, когда весь мир переживает многолетний бум этого старинного жанра, мы верны себе: «Милосердию» нечего рассчитывать на широкий интерес в наших краях – чтобы он появился, надо много работать ради далекого результата.

И вот вся эта предыстория была разом перечеркнута: не «Свадьба», не «Дон Жуан», ни «Флейта», ни «Так поступают все женщины», а именно «Милосердие» стало юбилейной визиткой Моцарта в России.  Опера не только спета (что уже почти подвиг для российских певцов, не работающих с таким материалом), но и воспринята с энтузиазмом. Аншлаг при дорогих билетах, ажиотаж у окна администратора и традиционная давка в проходе в зал, наконец, почтительное внимание во время действия и шумный прием после говорят о том, что «Милосердие» стало не только вежливой данью, но и общественным событием. Что невероятно, если учесть, что эта опера со всеми потрохами, в том числе и либретто (обработка текста гениального либреттиста 18 века Пьетро Метастазио, крестного отца жанра seria) – для нас сегодня не более, чем старинный казус.

Однако не будем спешить с выражением восторга по поводу российской инагурации Тита. Да, за один вечер этот персонаж вошел в нашу жизнь, однако от этого мы ни на шаг не приблизились ни к Моцарту, ни к европейским культурным ценностям. «Тит» останется достоянием местного розлива. И дело не в качестве исполнения – оно было не аутентичным, но вполне деликатным – как по части певцов, где выделялась Лариса Кюстюк в доминантной роли Секста, так и по части оркестра по управлением Владимира Понькина.

Дело в том, что за «Тита» взялся театр «Геликон-Опера». А как известно, ее режиссер Дмитрий Бертман имеет одно качество, которое только крепнет с годами. Все, за что он ни берется, вписывается им в российско-московскую среду, а именно в стиль домашнего спектакля для небольшого зала на Никитской. Там, где дирижер сидит почти на коленях у публики, а артисты поют почти на коленях у дирижера, есть особая атмосфера братания с музыкой независимо от ее происхождения. Каким бы оно ни было, оперу всегда проглотит бурлескная среда с ее задором и незатейливым юмором. Там с пониманием относятся к первейшей потребности публики потрогать все руками. В том числе и святое искусство. С ним не носятся в белых перчатках, его опускают на панель повседневности.

Данное «Милосердие», впервые показанное в провинциальной Испании, создано в  жанре продукта массового спроса, что означает, что все должно быть доступно, понятно и удобно публике. Для этого отсекаются все речитативы secco, идущие под чембало. Опера сокращается на одну треть, исчезает каркас sеria (напряженный речитатив, ведущий к вершине аффекта -- арии), интрига улетучивается, сюжетные линии теряют смысл. Остается череда соло с вкраплением ансамблей, от чего начинает укачивать на втором номере – с исчезновением secco, где герои увлеченно дискутируют, исчезает контрасты и спускается пружина действия. Остатки музыки переставляются в произвольном порядке. Самое прискорбное, что всем случившемся публику даже не ставят в известность. Видимо, считается, что подлинник ей неинтересен в принципе, что ей довольно Моцарта для сбыта на Арбате.

Все остальное также соответствует товарной марке «Моцарт для бедных». Чтобы зрителю было чем занять глаз, вводятся двойники двух персонажей – Секста и Анния, причем разные по весовой категории герои одеты одинаково: четверо в одном костюме – это уже слишком, если учесть, что персонажей в seria всегда можно сосчитать по пальцам, как правило, их шесть, из которых главных – четыре. Новые лица создают путаницу (не всегда ясно, кто есть кто), и оба действия можно гадать, кто это такие и для чего они совершают столько манипуляций. Однако трудиться не стоит: они здесь просто так, для тумана, чтобы на сцене что-то двигалось, и «Тит» имел хоть какие-то признаки жизни. Не менее загадочно выглядит водоем  поперек сцены, который певцы и статисты осваивают босыми стопами, одеждами и телами. Зачем он нужен, ясно  (для создания «шоу»), но от этого не легче. Шоу все равно не возникает, для него требуются другие вложения и техника. Однако для бедной на впечатления оперной публики прямоугольная ванночка с водой – уже сильный раздражитель: все-таки что-то она символизирует, на что-то намекает. Ну, например, на некую свободу: вот певцы не только поют, но и непринужденно мокнут, утверждая имидж «Геликон-Оперы» как театра тренированных тел.

Все прочие манипуляции даже не вызывают вопросов: это незамысловатые физические действия, какими лет 30 назад можно было создавать театральную пародию на античность -- с помощью золотых и черных плащей, проходов вдоль водоема и размахиванием древком знамен в такт марша. Дополняют игры в Древний Рим гомосексуальные штрихи – Тит пристает к другу Сексту как раз в тот момент, когда тот мучается виной от предательства императора. Заканчивается спектакль, в соответствии с массовыми представлениями о древних зрелищах, оргией: после сокрушительного по нравственным мукам заключительного монолога Тита, народ падает в бассейн для занятий групповым развратом.

Спору нет, в современном театре возможно все. Даже если опера впервые является  в России, никто не связан обязательствами донести ее текст (музыку и либретто) до публики и создать полноценный современный продукт, где старая мораль станет новым человеческим переживанием. Значит, в России нет желания и средств, чтобы подступиться к Моцарту с уважением. Ведь если серьезно, то «Милосердие», как и весь жанр seria – искусство для очень богатых. Оно подразумевает тщательную работу с источником, аутентичное исполнение, современную по технологии сцену и образное мышление постановщика. Для чего же еще затевать воcкрешение раритета, как не для того, чтобы все мы замерли  от красоты и ясности этого чуда. Чтобы история, выдуманная итальянским поэтом Метастазио на основе исторической канвы и озвученная Моцартом (а до него это сделали 50 авторов), обрела власть над нашими чувствами и умами.

Однако у российских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока.

См. также:

Марина Борисова. Срочное прохождение дистанции.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

15:05 В Хабаровском крае сгорел склад древесины площадью 10 соток
14:26 Премию «Национальный бестселлер» получил роман о гриппе
14:09 В Ростовской области мать с двумя детьми попала под товарный поезд
13:51 Роналду допустил уход из мадридского «Реала»
13:33 В аэропорту Лондона произошел сбой из-за удара молнии
13:19 Волонтер нашел потерявшихся в лесу на Кубани подростков
12:51 Летевший в Турцию самолет экстренно сел в Казани из-за упавшей в обморок пассажирки
12:37 Умер побывавший на Луне американец Алан Бин
11:58 В Сирии погибли четверо российских военных
11:42 Украина обвинила Россию в разработке биооружия под видом вакцин от Эболы
11:19 Автобус с фанатами регби попал в крупную аварию во Франции
11:00 Иордания вышла из соглашения с «Росатомом» по строительству АЭС
10:38 Легализацию абортов в Ирландии поддержали две трети проголосовавших
10:20 Сноуден рассказал о любви Трампа к Путину
09:54 Лидер КНДР заявил о твердом намерении встретиться с Трампом
09:33 «Реал» победил «Ливерпуль» и выиграл Лигу чемпионов
09:08 Кремль утвердил дату «прямой линии» с Путиным
26.05 21:12 Итальянский футболист убил бывшую девушку
26.05 20:44 Абэ назвал срок подписания мирного договора РФ и Японии
26.05 20:28 Рогозин провел сеанс связи Кремля с МКС
26.05 19:30 Disney вынужден назвать Пятачка Хрюней из-за авторских прав
26.05 18:46 Порвавшего картину Репина вандала не смогли арестовать из-за паспорта
26.05 18:25 Песков рассказал о страхе перед Путиным
26.05 17:24 Россия сделала Турции 10,25-процентную скидку на газ
26.05 16:51 Путин впервые встретился с новым составом правительства
26.05 16:42 Собянин объявил о решении бороться за пост мэра Москвы
26.05 15:50 Сборная РФ по футболу прошла допинг-контроль в Австрии
26.05 15:15 Генсек НАТО назвал дату переговоров с Россией
26.05 14:50 Главы КНДР и Южной Кореи провели вторые переговоры
26.05 14:39 Зампред ЦБ РФ назвала условия признания платежей в криптовалюте
26.05 14:13 В Москве побит рекорд по высоте атмосферного давления
26.05 14:05 Футбольных хулиганов «с репутацией» не пустят на игры ЧМ-2018
26.05 13:56 Адвокат Винника собрался судиться с правоохранительными органами РФ
26.05 13:00 Обвиняемый по делу «Зимней вишни» глава МЧС Кузбасса заплакал в суде
26.05 11:37 Третьяковка созвала реставраторов спасать порванную вандалом картину Репина
26.05 11:19 Расходы РФС на сборные команды вышли за рамки бюджета
26.05 10:55 Кабмин предложил увеличить расходы ПФР более чем на 90 млрд рублей
26.05 10:39 В Марселе неизвестные убили двух человек из автоматов Калашникова
26.05 10:08 Посетитель Третьяковки повредил шедевр Репина
26.05 09:32 Власти Украины предупредили народ о возможном подорожании газа на 70%
26.05 09:20 Главе кузбасского МЧС предъявили обвинение в халатности и растрате
25.05 20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
25.05 20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
25.05 19:57 Путин отказался от третьего срока
25.05 19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
25.05 19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
25.05 19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
25.05 18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
25.05 18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
25.05 18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.