Адрес: https://polit.ru/article/2006/01/20/itogi/


20 января 2006, 19:19

Информационные итоги недели, 23 - 29 января

**Через тернии - к дружбе**

Первый визит федерального канцлера Германии Ангелы Меркель в Москву вызвал пристальный интерес со стороны центральных СМИ. Перед приездом фрау Меркель в российскую столицу многие органы печати высказывали мнение, что российско-германские отношения ожидает "ледниковый период": в отличие от бывшего канцлера Шредера, сделавшего одну из главных ставок на экономический союз с Россией и готового как минимум не критиковать российскую внешнюю политику, новый глава федерального правительства обладает гораздо большей свободой маневра в отношениях с нашей страной. Ее стратегия направлена на улучшение отношений с США и укрепление евроинтеграции. Определенную роль, по мнению ряда экспертов, играет и восточногерманское прошлое нового канцлера: политики из бывшей ГДР, исключая немногочисленных левых, относятся к России подчеркнуто неприязненно, избывая таким образом застарелые комплексы "младшего брата". Кроме того, католический юг Германии, голосами которого на выборах в бундестаг победила ХДС - партия фрау Меркель - традиционно относится к нашей стране гораздо более критично, чем протестантский и социал-демократический север. Все это обуславливает и намного менее терпимое отношение к России нового германского кабинета и его главы.
Комментарии, появившиеся в прессе по окончании визита канцлера Меркель удивляют полной противоположностью выводов: часть газет и журналов написали о конце эпохи великой российско-германской дружбы, в то время как не меньшая часть СМИ утверждала, что переговоры прошли, как говорили в советские времена, "в теплой, дружественной обстановке" и узы дружбы между двумя странами остались не поколебленными.
Истина, наверное, где-то посередине. Согласившись с необходимостью строительства балтийского газопровода, г-жа Меркель признала важность стратегического партнерства с Россией в энергетической сфере, что неизбежно повлечет за собой большую терпимость к особенностям российской внутренней и внешней политики. Поскольку Германия наряду с Францией и Великобританией (т.н. европейская "тройка") взяли на себя ответственность за ядерную программу Ирана, роль России в глазах германского канцлера еще более возрастает, поскольку на Тегеран эффективно воздействовать можно только через Москву. В этой связи ряд аналитиков отмечают, что после ухода Гельмута Коля тоже раздавались тревожные прогнозы о неизбежном ухудшении отношений между двумя странами. И действительно, Герхард Шредер далеко не сразу, как пишут газеты, "бросился на грудь" президенту Путину.
Скорее всего соображения экономической выгоды заставят новое германское руководство укреплять отношения с Россией, закрывая глаза на то, что в нашей политике европейцам не нравится. Ведь ни "дело ЮКОСа", ни переход "Сибнефти" в руки государства не вызвали никаких резких антироссийских действий со стороны Запада, исключая разве что гневных статей в тамошней прессе. Поэтому демонстративная встреча г-жи Меркель с российскими "диссидентами" и ее претензии по поводу политики федерального центра в Чечне - скорее демонстрация демократической сущности немецкого руководства перед собственными избирателями и американским общественным мнением. А уж заявления о том, что при строительстве газопровода необходимо учитывать интересы Польши и стран Балтии вообще выглядят беспомощно; в конце концов если германия хочет оказывать помощь этим странам, пусть платит им за то, что российский газ пойдет в обход их территорий. Хотя немецкие промышленники, финансисты и парламентарии вряд ли готовы пойти на столь нелепую благотворительность.

**Запад финансирует русскую национализацию**

Одной из тем, которые комментировала пресса на уходящей неделе, было традиционное понедельничное совещание президента Путина с членами кабинета министров. На встрече прозвучало сенсационное заявление вице-премьера Александра Жукова, заявившего, что в 2005 году "впервые в российской истории приток частного капитала превысил отток", а большой приток иностранного капитала в Россию "свидетельствует о позитивных изменениях в инвестиционном климате".
На самом деле приток капитала в страну, которая является самым крупным экспортером нефти и газа в мире, отнюдь не удивляет. Не самые развитые и благополучные страны, экспортирующие углеводороды, такие, как Ирак, Нигерия или Ангола, тоже подсчитывают баснословные барыши, обрушившиеся на них в результате фантастического роста цен на это сырье.
Как отмечают газеты, размышляя над тем, свидетельствует ли перевес притока иностранного частного капитала в Россию над его оттоком следует понять, что это за капитал. Значительная часть капитала, пришедшего в Россию в прошлом году - это кредиты, полученные российскими компаниями, причем в основном государственными. "Роснефть", например, под покупку "Юганскнефтегаза" получила около $6 млрд. западных кредитов, "Газпромом" под покупку "Сибнефти" - $13,1 млрд. Понятно, что эти цифры и обеспечили перевес притока капитала в Россию над оттоком. Всего же, по информации компетентных в этом вопросе изданий, банки и государственные компании в сумме набрали за рубежом долгов более чем на $57 млрд., что почти в 2,5 раза превышает результат 2004 года. А почему бы, собственно, западным кредиторам не давать деньги России? Нефть и газ падать в цене не собираются, хоть с демократией в нашей стране, по мнению Запада, и плоховато, зато есть стабильность, что для финансистов и экономистов гораздо важнее. А если вдруг цены на углеводороды рухнут - останутся долги, по которым Россия всегда платила в общем-то безоговорочно.
Некоторые органы печати указывают, что, по статистике Центробанка, из $77 млрд., ввезенных частным сектором в рекордном 2005 году, прямые инвестиции составляют 16,7 млрд., - всего лишь пятую часть. А ссуды и займы, полученные компаниями, в основном государственными - в два с лишним раза больше. Горький вывод, сделанный одной весьма уважаемой газетой, заключается в том, что государственные компании, все более явно перехватывающие у частного бизнеса самые рентабельные куски собственности, делают это на деньги "свободолюбивого" Запада. То есть новую национализацию в России финансирует западный частный капитал.
После этого не стоит говорить, что "дело ЮКОСа", мол, оттолкнет от России иностранных инвесторов и ухудшит отношения Москвы с развитыми странами. Это уцелевшие менеджеры ЮКОСа могут сколько требовать исключения России из "восьмерки" наиболее развитых стран, ввести против нее экономические санкции. Да пусть требуют хоть операции "буря в тайге" с целью вырвать оружие массового поражения у "кровожадного" кремлевского режима. Запад, финансируя покупку госструктурами ЮКОСа и "Сибнефти", свой выбор сделал: если Кремль решит национализировать еще что-нибудь, даже пару отраслей или все недра страны, он получит на это кредиты. Ведь у него есть чем платить...

**Государство хочет всё**

Экономической новостью №1 на прошедшей неделе стало сенсационное заявление губернатора Красноярского края Александра Хлопонина о том, что переговоры о покупке компанией АЛРОСА "Норильского никеля", о чем давно писали газеты, действительно ведутся. Правда, выдвинутая им версия возможного объединения очень удивила экспертов: по словам Хлопонина, 25% объединенной компании могло бы отойти государству, а остальное - инвесторам, то есть компания останется частной, более того, нынешние владельцы "Норникеля" смогут контролировать объединенного алмазо-никелевого гиганта. А государство, получается, удовлетворится получением всего лишь блокирующего пакета акций, который позволяет лишь влиять на стратегию компании, но не определять ее. То есть слияние АЛРОСЫ с "Норникелем", в интерпретации Хлопонина оказывается не национализацией частного "Норникеля", а переходом в частные руки государственной компании АЛРОСА.
Через несколько часов после того, как красноярский губернатор поразил прессу и бизнес-сообщество этим сообщением, он пошел на попятную, заявив, что его слова неправильно интерпретировали и выдвинутая им версия - всего лишь его личная точка зрения на то, каким образом такая сделка могла бы состояться. А переговоры, что подтвердили представители "Норникеля", АЛРОСЫ и госчиновники, вовсе не ведутся.
В общем, губернатор края, на территории которого работает "Норникель" и который сам был топ-менеджером этого предприятия, задал головоломку экспертам, журналистам и аналитикам. Немногие газеты поверили в то, что он просто, что называется, ляпнул несуразицу - Хлопонин человек серьезный и если что-то говорит, то за этим наверняка кроется расчет. Например, он таким образом высказал условия, на которые готовы согласиться акционеры "Норникеля", но это по сути значит, что они продавать заполярный металлургический гигант государству не желают. Что, впрочем, совершенно неудивительно, - с какой стати? В любом случае выступление Хлопонина подтвердило слухи о том, что некие госструктуры очень хотят получить в собственность "Норникель".
Почти одновременно со странными событиями вокруг АЛРОСЫ и "Норникеля" в прессу просочилась еще одна, чрезвычайно похожая тема: одна из наиболее влиятельных газет, специализирующаяся на экономической тематике, сообщила, что госкомпания "Рособоронэкспорт" присматривается к "ВСМПО-Ависма" и КАМАЗу. С целью покупки, разумеется: якобы руководитель "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов предложил владельцам контрольного пакета акций "ВСМПО-Ависмы" выкупить их доли в корпорации. Насчет покупки КАМАЗа все совсем уж неконкретно, но если "Рособоронэкспорт" недавно взял под контроль совсем уж гражданский ВАЗ, то покупка КАМАЗа, который выпускает помимо гражданских еще и военные грузовики, выглядит вполне логичной. "ВСМПО-Ависма", монополист в области производства титана, тоже при желании можно отнести к военной сфере: ведь титан необходим для производства самых разных изделий для "оборонки". Правда, по этой логике оборонным можно объявить любое предприятие - хоть швейное, так как оно может шить не только бальные платья, но и гимнастерки.
Похоже, те эксперты, которые подозревают государственных чиновников в стремлении "цивилизованно" национализировать ресурсно-сырьевые сектора экономики - просто безнадежные оптимисты. Скорее эти деятели желают взять под контроль все крупные рентабельные производства. При этом, судя по названию, "Рособоронэкспорт" занимается экспортом, а не организацией производства (как, впрочем, АЛРОСА занимается алмазами, а не никелем и платиноидами). Кто сказал, что госчиновники сумеют управлять лучше, чем частные владельцы, КАМАЗом или "Норникелем"? Наоборот, краткая история разгосударствления российской экономики показывает, что частные предприниматели управляют собственностью намного эффективнее. Но тех, кто проводит новую национализацию, интересует совсем другое - деньги, которые можно выручить от эксплуатации рентабельных предприятий. Правда, несколько лет чиновного управления - и они перестанут быть рентабельными, и их вновь придется приватизировать. Вот только найдутся ли тогда желающие?

**Наши маяки**

Не слишком дружественные российско-украинские отношения, еще недавно развивавшиеся в русле "газовой войны", на последней неделе ознаменовались новым витком обострения, на сей раз в военно-политической сфере. Началось все с того, что украинские чиновники захватили маяк в Ялте, который управляется структурами российского Черноморского флота (еще 6 января злосчастное сооружение пытались захватить ультранационалистические украинские студенческие группы, но тогда удалось избежать конфликта).
Как справедливо отмечает пресса, силовой захват военного объекта, а любой объект, контролирующийся военными моряками, является военным - это не что иное как начало боевых действий. Действительно, Министерство обороны России отдало приказ (причем официально, с оповещением всех через СМИ) морякам ЧФ защищать объекты флота всеми силами, при необходимости используя оружие. Украинская пресса заговорила то ли о прибытии в Крым российского спецназа, то ли о том, что на маяках появился спецназ ЧФ.
Надо отметить, что большинство изданий не верят в возможность вооруженного столкновения российских и украинских вооруженных сил - будь то из-за ялтинского маяка или по какому-либо другому поводу. Крым отдан Украине, и разбросанные по полуострову объекты российского ЧФ беззащитны перед украинскими военными, контролирующими коммуникации и инфраструктуру полуострова. Черноморский флот в такой ситуации просто не сможет защищать себя, поэтому и наши военные вынуждены уклоняться от сопротивления даже в случае вооруженных провокаций, подобных захвату маяка в Ялте.
Есть много версий того, почему украинские силовики перешли в захватам объектов ЧФ. Пишут, что это месть Украины за новые цены на газ, или что всему виной якобы огромные запасы газа и нефти на черноморском и азовском шельфе - правда, непонятно, причем тут ЧФ, который не занимается ни газом, ни нефтью. Все это в общем-то не интересно. Важно другое: долго ли будет продолжаться совершенно нелепая ситуация, когда российская военная база находится на территории государства, изо всех сил демонстрирующего враждебность? Военные базы могут находиться только на территории дружественной страны, другой вариант - база, находящаяся во враждебной стране, но представляющая собой неприступную крепость подобно американской базе Гуантанамо на Кубе. Черноморский флот, если он останется в Крыму, лишится берегового обеспечения и затонет, исчезнет. Если России нужен флот на Черном море - стройте базу на собственной территории. Говорят, слишком дорого. Но тогда демобилизовывайте личный состав, передавайте объекты Украине, а корабли продавайте на металлолом. Хоть деньги какие-никакие будут. А так независимая Украина постепенно все захватит, причем совершенно бесплатно.