27 января - 250 лет австрийскому композитору Вольфгангу Моцарту. Даже жители всех необитаемых островов об этом, похоже, уже извещены - и празднуют.
Юбилей - дело достойное и позитивное. В целом. Дает стимулы к труду - помимо всего прочего.
Хороший повод оптом вспомнить все, что когда-то преподавалось в розницу и в рассрочку - для публики, склонной гордиться тем, что она что-то помнит и знает. Отличная возможность возобновить весь или почти весь когда-либо игранный и петый моцартовский репертуар и прокатать его, не опасаясь обвинений в однообразии и приторности - для многих исполнителей. Неплохой шанс под именем (вернее - под имя) светлого зальцбургского гения продать или хотя бы вновь запустить в оборот много-много всего. В том числе и вполне лежалого товара самых разных марок и свойств: от йогурта "Амадей" и памперсов "Моцарт" (sic!) до вновь перемонтированных дисков Герберта фон Караяна с огромной скидкой - это для рынка, а точнее говоря, для многих разных рынков, где подобные товары вообще имеют хождение. Похожим образом в 1999 году праздновали шоколадного Пушкина, а если кто помнит грандиозный ленинский юбилей 1970 года (но он был столетний, а тут целых 250!) - то и это почти в том же русле: и даже легкое, хорошо скрываемое юбилейное ханжество здесь почти того же свойства. Понаблюдайте за публичной активностью персонажей, наделенных правом говорить "крупные слова" о Моцарте - и убедитесь в этом сами.
Труд пиаровский в этом смысле не слишком почетен, заметен и дорог - казалось бы, на моцартовской славе все было уже заработано до нас. Но это только так кажется. На самом деле - оставив в стороне гонорары за сей неблагодарный труд и умение/неумение их выбивать - мы можем проследить несколько четких закономерностей юбилейного пиара в честь Вольфганга Амадеевича (которого некоторые называют Вольфгангом Леопольдовичем, но все равно понятно, о ком речь, не так ли?) - и убедиться, что значительная доля его всемирной славы, "харизмы" и разговоров о нем - это некачественный "левый пиар". То есть - не что иное, как результат очень четко выполненной подмены понятий. Это можно было с той же легкостью обнаружить и год назад, и три, и десять - просто юбилей дает больше информационных поводов. И стимулов к труду.
Подмена 1.
Все достижения, прелести и красоты венского классического стиля в музыке автоматически, по умолчанию и без оговорок приписываются лично дорогому Вольфгангу Амадеевичу - и это сложившаяся практика. Это как маршал Жуков, лично выигравший все без исключения бои Отечественной войны. В развитие этой тенденции нам чаще обычного рассказывают, что под Моцарта лучше всего проходят операции аортокоронарного шунтирования, под него лучше всего играть детям в детских садах, он ощутимо повышает надои в продвинутых хозяйствах и даже редкие цветы в оранжереях как-то особенно к нему тянутся, а от ритмичного рок-н-ролла если не вянут, то страдают. Причем все перечисленное, скорее всего, правда - отчего же нет? - но при этом правдой является также и то, что есть десятки авторов, чью музыку во всех этих ситуациях можно с музыкой Моцарта перепутать. Более того, невозможно не перепутать. И не всякий музыкант с красным консерваторским дипломом отличит - даже если перед ним поставят ноты. Так что магия имени сама по себе может оказаться куда действеннее, нежели магия звука - если считать, что сам звук вообще обладает какой-то магией.
Подмена 2.
В прокрустово ложе наших представлений о гениальности вписывается далеко не все, что Моцартом было когда-либо сделано, сказано и продемонстрировано. И тем не менее, путем элементарной подтасовки, при которой как-то сами собой меняются местами причина и следствие, мы получаем непогрешимого, бесконечно прозорливого, мудрого творца, который хорошо сочинял - поэтому мудрый и непогрешимый или наоборот - это уже не важно. Цель достигнута. Но только на данном этапе - потому что есть еще много других вариантов юбилейного пиара: куда более ловкого.
Подмена 3.
Прямое продолжение того же нехитрого, но действенного приема. То есть, тут тоже причина и следствие меняются местами, но кроме того - используется одно из самых примитивных положений доктрины соцреализма (причем вовсе не только отечественный, но и мировой, особенно американский пиар вокруг этого вертится волчком) - речь идет о принципе "народности". Дворяне, аристократы и их растленные холуи то ли не разглядели, то ли наоборот - разглядели-то сразу, но упорно и злобно замалчивали Моцарта со всей его гениальностью (второй вариант - это уже почти паранойя, но как она здесь замечательно работает!) - а вот широкие народные массы своим чутьем и признанием собственно и дали гению ту поддержку, которая обеспечила ему бессмертие. Короче говоря, "слепой скрыпач в трактире", который наигрывает канцонетту Керубино из "Свадьбы Фигаро" - сюжетный момент, запечатленный в маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери".
А дальше - еще один поворот того же ключа в том же замке: Моцарт невероятно хорош и пригож уж тем, что "узнаваем": как выразился по этому поводу один знаменитый дирижер, "народ сразу брал!" Нет ведь ничего проще подмены "узнаваемости" гениальностью: Ооо, они Моцарта знают, узнают, значит любят - а раз любят, значит - ОН ГЕНИЙ! ТАКОВ ВЫБОР МИЛЛИОНОВ. А миллионы не выбирали, они просто слышат Моцарта довольно часто - чуть чаще обычного.
Подмена 4
Раз он Гений - то значит, он сам определял свою судьбу, поступки и сам принимал все важные решения: в том числе и те, которые сделали его великим. Хотя на самом деле Вольфганг Амадеевич был фаталистом, отчетливо понимал, что от него практически ничего не зависит - там, где не касается собственно его профессии и работы. Ведь все важные решения в реальной жизни за Моцарта принимал кто-то более сильный и важный, большинство его поступков были вынуждены, либо спровоцированы: он практически ни разу не попадал в ситуацию драматического личного выбора. Не довелось - и не он в этом виноват, разумеется. Причем тут "виноват" вообще? А конфликты с лицами, принимавшими решения, всю жизнь были у Моцарта как раз оттого, что собственные представления о человеческом достоинстве и самоуважении ему крайне редко удавалось оставить в приемной, прежде чем войти в тот или иной начальственный кабинет. Учили-учили правильно носить ливрею, да так и не выучили - вот беда.
Подмена 5.
В построениях "пиаровской" логики - а это куда более сложная система мышления, чем логика "женская", "мужская" или обыкновенная математическая логика - такие "козырные" факты как ранняя смерть и (возможно+ - ццц, не стоит об этом громко, но юбилейный пиар никогда этого не исключал!) - возможно, даже убийство Моцарта как бы оказываются следствием его гениальности. А потом опять - ключ в замок, повернуть до отказа - и уже гениальность получается следствием его ранней, а возможно, и насильственной смерти. Ни то, ни другое, разумеется, не правда - и все разумные люди об этом отлично знают - но ведь никто из коллег Моцарта по галерее признанных мировых классиков не имеет в своем пиаровском арсенале такой красивой и убедительно выдуманной легенды: Гений как жертва темных сил! И тут можно не то, что КОЛ НА ГОЛОВЕ ТЕСАТЬ, как говорит пословица, можно принять закон, созвать сессию Верховного суда или Генассамблею ООН. Без толку - все равно один раз узнав эту "тайну", мировой потребитель ни за что от нее не откажется и будет свято уверен, что раз этот противный старик Сальери все же отравил Моцарта из зависти, то значит - МОЦАРТ-ТО УЖ НАВЕРНЯКА ГЕНИЙ!
В принципе, таких шулерских приемов можно насчитать еще много, да и применить их при желании можно было бы не к одному Моцарту: это совершенно стандартный алгоритм создания кумира из материала заказчика. Но в случае с теперешним нашим юбиляром подмена понятий опирается на более чем благодатную почву фактов, полуфактов, домыслов и классических традиций - и никто даже особенно не рвется "пропагандировать" Моцарта: достаточно просто поинтенсивнее действовать по-накатанному.
Однако, всесторонне подвергаясь юбилейному пиару, все же не стоит забывать, что кроме самодостаточных словесных моделей, еще существует сам предмет: музыка как таковая - или в виде каталога барона фон Кёхеля, или в виде афиш, дисков, нот, неважно - и она тоже что-то может значить и что-то стоить в жизни конкретного человека. Не "мирового потребителя", а отдельно взятого человека, которому что-то интересно и у которого есть шанс для себя что-то решить и выбрать. Наплевав на весь окружающий пиар - или внимательно его отследив, например. Шанс на собственном опыте, используя только собственную голову и уши, прийти к сугубо субъективному, личному выводу о том, что Моцарт как автор ему интересен и нужен. Хорош, полезен, позитивно влияет на настроение и даже дает - возможно - какие-то стимулы к труду. И тогда - какая, в сущности, разница, сколько лет этому автору исполняется в обед?