Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 08:34
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

31 января 2006, 11:37

Возвращение, или обратная перспектива судьбы

Сегодня, 31 января, в Роттердаме открывается двухдневная программа русского "параллельного кино" «Борис и Глеб». В ней представлены фильмы Глеба Олейникова и других создателей "параллельного" направления. Особую часть программы составляет мировая премьера четырех фильмов из видеоромана Бориса Юхананова под общим названием «Сумасшедший принц».

Фильмы, которые снимались в течение 1986-1993 года, были смонтированы только в конце прошлого – начале нынешнего года и предстали в совершенно новом качестве. Сквозь революции и стагнации, сквозь надежды и утраты эпохи, сквозь сами времена, точно на древних фресках проступило новое послание.

Посмотрев одну из 20 глав видеоромана, которая называется «Сумасшедший принц Эсфирь»,Алена Карась встретилась с Борисом Юханановым, чтобы поговорить об обратной перспективе, видеорежиссуре, уникальным создателем которой он является, о людях, темах, импульсах и инспирациях, о технологиях, благодаря которым создавались километры фильма. В разговор вошел и другой сюжет – культурная дистанция в 20 лет, отделяющая время создания картины от времени монтажа.

Фрагменты этого разговора предваряет речь Юхананова, произнесенная перед показом фильма в конце декабря прошлого года.

Борис Юхананов: Это первый публичный показ этого фильма. Но работа над ним длилась 20 лет. 20 лет тому назад в Петербурге я организовал театр, который назывался «Театр Театр», просто потому, что мы не могли по другому его назвать. В этом театре участвовали самые разные люди, не только беглые из мейнстрима, из официального театра актеры, но и художники, рок-музыканты.

Был еще Советский Союз, но мы жили на границе: с одной стороны, это было движение в никуда, а с другой необъяснимо предчувствовались перемены. Абсолютно случайно один фотограф, звали его Сергей Борисов, получил в руки видеокамеру. Это была самая простая VHS-ная видеокамера, и я оказался одним из первых людей в Советском Союзе, к кому она попала. Я стал с ней играть, и понял, что это совершенно изумительный инструмент. Мечта новой волны. Они все мечтали о долгих планах. А тут 3 часа у тебя сама по себе льется пленка, недискретный мир. Вот это чувство, что у тебя в руках твоя собственная голова, когда ты можешь, не расставаясь с самим собой, превращать окружающее пространство в текст, - это чувство я пережил сразу же, впервые встретившись с видеокамерой. Я пережил ее не как новейший, а как архаичнейший инструмент, как возможность проявить наружу льющуюся непрерывность речи, отражающую недискретность мира.

Это было поразительное чувство. Из него возникла необходимость не просто фиксировать действительность, а преобразовывать ее в тот потенциальный текст, который там заключен. И тогда мы создали компанию, которая называлась "Всемирный Театр Театр Видео". И вместе с этой компанией начали писать роман, и назвали его «Сумасшедший принц». В это понятие было привнесено много смыслов.

В России культура особым образом разделена на петербургскую культуру,  московскую и на остальную. Театр Театр еще и потому назывался так, что взял на себя сумасшедшее начинание – соединить две из трех русский культур. И мы их соединили на какое-то небольшое время, мы как бы создали из двух городов один – Москва-Питер. И такой город живет в нашем видеоромане, один город и одна культура. А «принц»… Тогда – это все-таки было очень давно – для меня была важна история европейского эзотеризма. У тамплиеров, в целом ряде других европейских посвящений «принц» – это особого рода стадия, стадия развития посвященческого сознания. Я тогда именно через это разбирал «Гамлета» - как посвященного. Только принц стал сумасшедшим, потому что посвящение свихнулось, с ним что-то произошло в  ХХ веке, оно перестало исполнять главную свою обязанность – передачу традиции. И вот из этого чувства сумасшедшего принца, который был не персонажем, а каким-то ракурсом отношения с героем, возникло название видеоромана. В съемках тоже был особый процесс: стало понятно, что не сразу снимается текст в виде галлюцинации, а это особого рода отношение спонтанного сознания к действительности, умение провоцировать, говорить с ней, особого рода текстование действительности без заботы о конечном продукте. Вот этот материал в своей свободной жизни был назван «матрица». Это 18, иногда 25 часов, снятых внутри определенной темы. Целое путешествие камеры и актеров, где в латентном виде спрятано множество возможностей, чтобы потом сделать монтаж и выдать вариацию. Таким образом, матрица – это еще не текст, но речь, сохраненная речь судьбы, речь компании, прожитая во всей телесности, во всем времени, во всех усилиях по преображению реальности в новую художественную вселенную. Таким образом писался этот роман.

Всего было снято 20 матриц – с 1986 года по 1993 год. Многие люди, делавшие это движение, умерли. По разным причинам я не мог больше  смотреть сквозь зрачок камеры. Любой кадр вызывал у меня отторжение, как будто вместо своей, я стал проживать какую-то другую жизнь. Так видеороман стоял у меня в шкафу. И только зимой прошлого года – вдруг – я ощутил возможность сделать подлинные вариации из этих матриц. Я вдруг понял, что настало время для этого романа.

Разговор с Борисом Юханановым в «Чайхоне №1». Москва, 25 января 2006 г.

… Я жил тогда в Воронеже. Это был 1977 год. Мне было 20 лет. Особого рода «шиза» настигла мое бедное юношеское сознание – я стал записывать жизнь, писать романы по особой технике. Я заготавливал блокнотик, ручку, я жил, но в то же время записывал все разговоры, впечатления, пейзажи, ощущения. Это привело к образованию целой техники записи, документации жизни как непрерывности, и я написал целый роман, который назывался «Черт те что, или в бегах за убегающим временем». Тематически это было острым переживанием процесса времени как такового.

Тут явная связь с прустовским опытом?

Как выяснилось, да. И с Джойсом, и с Петраркой. Я очень интересовался в это время средневековым письмом. Потом вошли Пуст, Джойс. Может быть, из всех авторов тогдашнего времени мне была ближе Надежда Яковлевна Мандельштам, просто потому, что я жил в Воронеже. Я писал тогда глупые стишки про время:
Что время? Бешенное мчанье. Оно бесшумно,
И оно отчаянье…

Ты мог бы назвать внутреннюю тему всего видеоромана «Сумасшедший принц» – всех его 20 глав?

Это переживание было связано с «Гамлетом», которым я занимался еще в 70-е годы. А уже где-то в середине 80-х я понял, что как художник лишен того наследства, которое по праву должен получить. Вот эта лишенность наследства и была той внутренней, индивидуальной темой, с которой я начал взаимодействовать. И тогда я стал разрабатывать тему на материале того искусства, которого не было – на видеоискусстве. Только возьми, пожалуйста, слово «наследство» во всех возможных коннотациях, а не узко утилитарно. Ведь в 80-е годы у людей открылось сознание.  В частности у меня. Мы каким-то образом слышали, что происходит с ХХ веком. Потому что он кончался. Его последние деньки были где-то в конце 80-х. Но знаешь, мне сейчас не хочется шлифованными словами говорить о том, на что хотелось бы только указывать.

Давай от интимного обратимся к культурологическому основанию романа. Оно существует? 

Прологом к видеороману является фильм «Обратная перспектива». Это было сделано осенью 1986 года. Я там снял трех художников – Миллера, Африку и Ваню Кочкарева. Еще там была джазовая певичка Ада, которая у меня выныривает в разных частях. Еще я взял статью Флоренского «Обратная перспектива». Но раз я взял Флоренского, то ясно, что я переживал разрыв между двумя цивилизациями – старой и новой. Что вся просветительская погань и ХХ век, вышедший из нее, переживались мной, как трагическое происшествие. Флоренский относится к средневековому способу видения мира, осязает законы древнего мира, которое исследовал, в том числе в «Обратной перспективе». К такому же архаическому сознанию, что и Флоренский, я отношу и Джойса, и Пруста. Сквозь сознательно возобновленную в себе архаику они разглядывают современность.

Скептицизм, идущий от нового времени к старому, был мне не близок. Бродский был мне не близок. Записанный в авангардисты, я им не был никогда. Авангард у меня делился на тех, кто празднует процесс прикосновения к современным техникам и на тех, кто обливается кровавыми слезами о потере контакта с архаическими культурами. Так я переживал подлинный авангард – Филонова или Малевича. Абстрактное искусство – возвращение именно к этому уровню переживания. Возвращение как раскаяние.

Мне нравятся слои, которые – один за другим – просвечивают в «Сумасшедшем принце Эсфирь». Когда за диалогом чеченцев открывается история спасения евреев в персидской империи, а за стеной дождя девушка встречает и утрачивает любовь… 

Чеченский народ в 1987 году находился в напряженных отношениях с русской империей. Но еврейский народ «Эсфири» тоже находится в наряженных отношениях с персидской империей. Так в романе появляется понятие «народ». Но только на одном уровне это  - единый народ из книги «Эсфирь», а на другом – маленький видеонародец, оказавшийся между царствиями, который я ощутил как собственный народ, которого вроде бы и не существует (тусовка, андеграунд, мое поколение). Выражением творчества этого народа является видеоискусство, в то время как есть империя кино, выраженная в Ленфильме, Мосфильме и т.д..

Есть еще один план, когда Юдифь из одного социального слоя уходит в другой и оттуда, из этого социального мира, светит на этот. Никита (Михайловский) и Надя (Владиславова) принадлежат одному народу, но они забыли об этом. Поэтому верхний уровень возникает в этой внезапной, невозможной любви между ними. И невозможность счастья, о которой говорится в прологе, в диалоге двух чеченцев на эмигрантской кухне, вдруг приобретает второй план: история счастья, которая оказывается историей его невозможности. Этими слоями и определяется
видеопоэтика.

Печаль, утрата, лишенность наследства. Все эти «отсутствие», «ностальгия», «невозможность», столь важные для людей нашего поколения, кажутся в современной прагматической культуре нелепыми, смешными. Ты не боишься впускать «Сумасшедшего принца» в сегодняшний день?

Видеороман – роман о нашем поколении. Но почему мне понадобился разрыв в 20 лет? Мне кажется, то, что происходило с нами, не осталось в прошлом, а оказывается в будущем любого предстоящего этой стране поколения. Подлинного, не муляжного, не целлофанового, не маркетингового, а подлинного поколения. Мне кажется, что это невероятно актуально не только для нас с тобой. Что здесь есть какая-то запись, которая воспроизводится все время.
В течение 10 лет я изучал историю некатострофического сознания.  Я посвятил этому огромный проект «Сад». Так вот. Тот тип позитивизма, о котором ты говоришь, сильно смахивает на эволюционизм и прогрессизм прозападного толка, который в своих крайних проявлениях приводит к появлению корпоративного, маркетингового и новоформатного сознания, о котором я уже неоднократно высказывался.

Все это оказывается узкосоциальным бдением, которое душит художественное творчество. Это приводит к уплощению. Если такого рода настрой берет власть в обществе, это сильно искажает интересы самого общества. А в его интересах – интуитивное приобщение к законам бытия по тем каналам, которым является искусство. Вот что происходит там и тогда, когда позитивизм бете власть над истиной.

Маркетинговая сторона обречена на отсутствие духовного путешествия. Воспроизводство банального и есть то, чем охвачена выдающая себя за актуальность современность  нашего искусства. С ней неконтакта большая часть населения, особенно молодых людей, которые складываются в поколенческое переживание. Это касается нескольких десятков людей, маркетологов, критиков, имиджмейкеров. Но не в это комьюнити нацелен опыт актуализации моего романа. Мы не работаем для этой группы людей. Для этого типа комьюнити сегодня стыдно работать. Быть сегодня знаменитым точно некрасиво. Ведь это  пастернаковский выдох сделан по тем же самым причинам в очень сходный период времени. И это надо учитывать всем тем людям, которые говорят сегодня о позитивном настрое. Надо вспомнить, что об этом уже говорили.

Как изменился контекст? Ведь фильм попадает в совершенно иное время и смотрится сегодня с точки зрения других перспектив?

Когда я в 1987 году показывал этот видеороман, тогда в душах русских потребителей искусства жила мечта о "Мерседесах", о качестве. А в результате эволюция восприятия развивалась в непредвиденную для так называемых продвинутых потребителей искусства сторону. Выяснилось, что сегодня не имеет значение носитель, техника. Не важно, на чем ты снял – на видео, кино, цифру. Сам по себе критерий качества обратился к тому, где они и должен пребывать – к адекватности используемых средств. Вот и все. Поэтому стало различимо, что здесь, в видеоромане, средства адекватно используется. Инструмент, при помощи которого он пишется, адекватно различим.

Фото Бориса Юханова с сайта телерадиокомпании "Культура".

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
12.12 21:11 Путин перечислил условия успешного развития России
12.12 20:50 Задержанного после взрыва в Нью-Йорке обвинили по трем статьям
12.12 19:46 «Хамас» провозгласило третью интифаду
12.12 19:38 НАСА прекратило переговоры о закупке мест на «Союзах»
12.12 19:23 Оргкомитет ОИ-2018 допустил появление россиян под национальным флагом
12.12 19:00 Рогозина не устроил отчет госкомиссии по крушению «Союза»
12.12 18:50 Пожар после взрыва на газовом хабе в Австрии полностью потушен
12.12 18:39 Директор ФСБ объявил резню в ХМАО терактом
12.12 18:21 Россия приостановила работу посольства в Йемене
12.12 18:16 МОК дисквалифицировал шесть хоккеисток и результаты сборной РФ
12.12 18:03 МВД РФ обвинило боевиков из Сирии в звонках с угрозами взрывов
12.12 17:59 НАТО продлило полномочия генсека Столтенберга до 2020 года
12.12 17:43 Суд отказался снять с Telegram штраф за нераскрытие данных ФСБ
12.12 17:32 Генпрокуратура РФ подготовила французам запрос по делу Керимова
12.12 17:23 СМИ сообщили о намерении ЕС продлить санкции против России
12.12 16:50 Бомбившие боевиков в Сирии самолеты ВКС прибыли в Россию
12.12 16:38 «Первый канал» решил частично транслировать Олимпиаду
12.12 16:25 Киев пригрозил осудить Поклонскую за военные преступления
12.12 16:18 Пчелы сибирских старообрядцев помогут в исследованиях опасной болезни
12.12 15:55 Суд заочно арестовал владельца «Вим-Авиа»
12.12 15:42 Варвара Караулова решила просить Путина о помиловании
12.12 15:29 Глазьев поддержал создание крипторубля ради обхода санкций
12.12 15:22 ЕСПЧ присудил россиянам 104 тысячи евро за пытки в полиции
12.12 15:04 СМИ рассказали об инструктаже Кремля по сбору подписей за Путина
12.12 14:43 «Яндекс» назвал самые популярные запросы за 2017 год
12.12 14:28 Европа осталась без российского газа из-за взрыва на газопроводе
12.12 14:22 Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка
12.12 14:14 Песков подтвердил включение твитов Трампа в доклады для Путина
12.12 14:00 Минобрнауки РФ поддержало обучение школьников «Семьеведению»
12.12 13:55 «Сколково» и «Янссен» поддержат проекты по диагностике и терапии социально-значимых заболеваний
12.12 13:51 ФБР признало право генпрокурора не сообщать о встречах с Кисляком
12.12 13:44 Песков признал «большое волнение» Кремля из-за Саакашвили
12.12 13:37 Новый препарат замедляет развитие болезни Хантингтона
12.12 13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
12.12 13:25 Помощник Путина раскритиковал «Роскосмос» за неумение делать деньги
12.12 13:11 Украинское Минобрнауки разработало отдельную модель для русскоязычных школьников
12.12 13:06 CardsMobile и Bitfury Group объединяют рынок программ лояльности
12.12 13:00 ОКР попросит МОК пересмотреть решение о российском флаге
12.12 12:41 ОКР одобрил участие российских спортсменов в ОИ-2018 под нейтральным флагом
12.12 12:39 По делу о хищении денег из разорившихся банков арестованы топ-менеджеры
12.12 12:35 ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
12.12 12:18 При взрыве на газопроводе в Австрии пострадали десятки человек
12.12 12:03 Разоблаченная в Москве группа террористов оказалась ячейкой ИГ
12.12 11:55 Трамп «узаконил» удары коалиции по сирийской армии
12.12 11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
12.12 11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
12.12 11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
12.12 11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
12.12 10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.