28 марта 2024, четверг, 14:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 февраля 2006, 10:28

Енотовое Малако

Вообще, молоко для человека вредно. Однако в большинство современных культур оно канонизировано как один из необходимых ингредиентов здоровой потребительской психологии. С точки зрения официальной медицины, молоко входит в шесть видов жизненно важных продуктов наряду с водой, хлебом, мясом и фруктами-овощами.  Эта точка зрения на молоко стойко держится в массовом сознании и современном городском фольклоре. Параллельно с мейнстримным взглядом, как всегда, присутствует и альтернатива «для продвинутых». Многие современные диеты считают молоко не только бесполезным, но и вредным.  Но на самом деле этот спор не будет иметь смысла, пока мы не разберемся в принципиальном вопросе – что считать молоком.

Основной аргумент в пользу молока известен: организму нужен кальций. Вопрос о том, нужен ли он на самом деле, неоднократно рассматривался в медицине, биологии, химии, не говоря уже об антропологии, этнографии и фольклористике. Допустим, что нужен –  в конце концов,  врачи рекомендуют.  Считается, что его можно добыть из трех источников: молока, бобов-овощей и пищевых добавок-минералов. Но в бобах и овощах его не так много, а добавки, даже дорогие, содержат его в неправильных сочетаниях. Поэтому кальций, полученный через добавки, моментально «выписывается» из организма, если вообще попадает в него. Поэтому если мы плохо разбираемся в химической формуле и надеемся на «авторитетное знание», то из таких добавок мы получаем не кальций, а только дискурс о нем,  который  работает по принципу плацебо-эффекта. 

Но парадокс состоит в том, что кальция зачастую нет и в молоке. По крайней мере в том, которое мы обычно покупаем в магазине. Не потому что у коровы его не было, а потому что стандартный способ приготовления молока начинается с превращения его в порошок. Порошок разбавляется водой согласно пропорции, и только потом туда добавляются продукты, которые были уничтожены при дегидрации. Кальций и другие полезные вещества, подобающие молоку, добавляются в конечный продукт на 99% искусственным способом. Это фальсифицированное, сделанное не коровой, молоко – Большая Ложь современной пищевой индустрии. Поэтому мы предлагаем обозначать термином «молоко» только то, что получено напрямую от коровы, минуя дегидрацию и пастеризацию. Всё остальное – «малако». В том числе производные от него промышленные продукты, совершенно бессмысленные и бесполезные, да и по вкусу не идущие ни в какое сравнение с молоком. 

Основной традиционный потребитель молока и «малака» – дети. Можно сказать, что молоко как культурный продукт выражает интересы прежде всего этой группы или ассоциируется с ней. В детской мифологии молоко занимает важное место. «Пейте, дети, молоко – будете здоровы». «Кто пьет малако – будет прыгать высоко». Дети любят мороженое, глазированные сырки, творожную массу, пасту с изюмом и другие аналогичные продукты, в которых «слишком много сахару». Очевидно, что молоко бессознательно напоминает детям и об их перинатальных матрицах. Горячее молоко используется для лечения детей от простуды. Впрочем, может быть и зря, потому что оно вырабатывает мускус, увеличивающий количество соплей. Действительно, оно слегка облегчает дыхание, но с этой задачей еще лучше справляется малиновый чай. А американцы вообще рекомендуют в случае ангины побольше пить воду со льдом.

Начиная с трехлетнего возраста мы стремительно разлюбляем молоко. Сначала наотрез отказываемся его пить, огорчая родителей, а потом уже никому в голову не приходит нам его предлагать – разве что в сочетании с «сухими завтраками» (cereal), которые поэтому и рекламируется в «одном пакете» с молоком. Есть научное объяснение этого – согласно некоторым гипотезам, начиная с определенного возраста в нашем организме исчезают ферменты, помогающие переваривать два главных ингредиента молока – лактозу и молочный жыр. Отсюда происходят многие желудочно-кишечные заболевания, в том числе и знаменитая диаррея, которую обычно неправильно объясняют «несвежестью» молока. Что, если изначальный замысел состоял в том, чтобы по мере обретения жизненного опыта и взрослого физиологического и гормонального аппарата человек постепенно отказывался от молока в пользу воды и твердой пищи, как неоднократно говорится в Писании?  Может быть,  это не только аллегория. В конце концов, магазины здоровой пищи в те времена не были открыты в каждом углу или возле каждой пещеры. На это же намекает и кашрут, предлагающий отделить молоко от мяса. Если продвинуться в этом направлении немножечко дальше, то естественно приходит мысль о том, чтобы отделить молоко вообще от процесса ежедневного употребления пищи.

Кстати, самые вкусные сыры некошерны, потому что сотворены из сырого молока. Отсюда и их русское имя. Кошерный сыр можно получить только индустриальным способом, потому что иначе происходит недопустимое соединение молока с микроскопическими элементами реальных животных. Поэтому «малочные» сыры, как правило, кошерны, но не вкусны, а «молочные» – наоборот, вкусны, но не кошерны. Большинство европейских сыров получены с помощью синтетических стимуляторов брожения, а этим способом люди пока еще не научились изготовлять вкусный сыр – даже во Франции, где на этом давно уже съели собаку. Или лягушку. Лучшие французские сыры сделаны из сырого молока. Поэтому они некошерны и имеют большие проблемы с проходом через экспортно-дистрибьюционные сети. Неудивительно, что в России качественный и вкусный сыр продается только в таких магазинах, как «Седьмой Континент». При этом интересно, что сам вкус молока для сыра не столь уж приоритетен, за исключением таких экзотических вариантов, как сыры из козьего или овечьего молока.

У французов сыр, а у нас кефир. Эта гордость отечественной молочной продукции была изобретена советскими умельцами – химиками. В СССР кефир был дешевым стандартным продуктом, выражавшим интересы сравнительно небогатых слоев населения. В современной американской гастрономической культуре аналогичную функцию  выполняют rice and beans. А вот кефир там как раз дороже всех других йогуртов, и всеми экспертами по здоровью признан высококачественным продуктом.  Например, бутылка кефира компании Life Way стоит в среднем $4, и сопроводительная надпись к нему на английском языке гласит, что название «кефир» произошло от турецкого «кейф», то есть «кайф».  Это один из тех кайфов, которые у нас до сих пор можно получить совсем незадорого и с пользой для здоровья. Кисломолочные продукты – кефир, простокваша и ряженка – это то самое «несвежее молоко», которое как нельзя лучше способствует пищеварению и само тоже очень хорошо переваривается, поскольку перебродило.

Россия пока что входит в число  немногих стран, где можно приобрести эти продукты на рынке, так же как и настоящий молочный творог, да и просто парное молоко.  Между тем, в Америке такие продукты доступны только на каких-то эксклюзивных фермах. Непастеризованное молоко не имеет шансов пройти через заслоны Бюро Контроля за Едой и Наркотиками, работающего не менее жестко, чем ФБР.  Непорошковое «малако» можно купить в Америке, но какой-то процесс пастеризации оно все равно прошло. Поэтому неправда то, что говорят про Нью-Йорк: «If you can’t find it here, you can’t find it anywhere». На примере молока видно, что есть такие вещи, за которыми современный продвинутый нью-йоркер, сторонник здоровой пищи, должен будет ехать к своей бабушке в Воронежскую область, или на один из московских рынков.

Следует радоваться, что в России есть не только «малако», но и молоко. Однако не стоит забывать, что нам оно не особенно-то и нужно. Мифологически выражаясь, даже от простуды оно  помогает только детям. Для взрослых, неспроцессированное парное молоко, только что от коровы – не более и не менее, чем предмет хорошего вкуса. А от простуды можно лечиться и водкой.  В конце концов, реальное предназначение коровьего молока – выращивание телят, а не детенышей жирафа, тигра или человека. Наше пристрастие к коровьему молоку является конвенциональным, арбитрарным предпочтением, объясняемым культурно-экономическими факторами.

Вполне возможно, что при других стечениях обстоятельств мы пили бы слоновье,  кротовье или енотовое молоко, доказывая всем другим животным подвидам, что оно очень вкусно и полезно. Вспомним римскую поговорку, обязательно входящую в классическое образование – vina bibunt hominis, animalia cetera fontes. В вольном переводе это звучало бы так:  люди пьют коровье молоко, а другие животные – из источников.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.