Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
12 декабря 2017, вторник, 11:52
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

07 февраля 2006, 13:45

"Стремление к образованию - ресурс более ценный, чем нефть и газ"

В то время как правительство бьется над проблемой реформирования науки и высшей школы, решая вопросы «как?» и «за счет чего?», социологи призывают не забыть и иные резоны: «с кем?» и «для кого?» проводить реформы. Данные опросов свидетельствуют, что престиж собственно научной работы пал крайне низко, однако высшее образование по-прежнему в цене. О том, как грамотно использовать этот  потенциал доверия, рассказывал Ларисе Козловой руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН, доктор социологических наук Давид Львович Константиновский.

Давид Львович, давайте поговорим о национальной политике  в сфере науки и образования.

Наука и образование связаны накрепко, их никак нельзя разделять. И это, в общем, банальная истина. Если мы не заботимся об образовании, то подрываем науку, потому что в науке нужны всегда свежие силы, молодые люди, которые бы продолжали дела, начатые в научных школах. То же самое и с другой стороны: если не будет науки, то с образованием дело будет плохо. Я имею в виду и общее образование, и профессиональное. Общее образование завязано на науку в том смысле, что она создает определенный интеллектуальный климат, и если не будет науки, то обычный учитель станет опускаться все ниже в своем интеллектуальном развитии. Это, впрочем, относится и к интеллектуальному уровню населения  в целом.

А как с наукой связано профессиональное образование? Есть ли здесь какая-то специфика преподавания?

Есть, например, такой взгляд на ролевые функции преподавателя вуза: он не должен в своих курсах использовать результаты собственных исследований. Но существует практика, - не только наша, но и западная - которая отрицает такой подход. Однако, думаю, не в том дело, использует человек  в своей преподавательской работе результаты собственных исследований или нет. Если преподаватель не ведет исследовательскую работу, то опять-таки его уровень снижается настолько, что преподавание становится бессмысленным или неэффективным. И вот еще что важно. Пусть какой-то преподаватель не занимается собственными исследованиями (а у нас таких довольно много), все равно его уровень зависит от состояния науки. Ведь наука его подпитывает, определяет уровень его знаний, можно сказать, его тонус. А он не только должен поддерживать свой класс, но и делать все, чтобы поддерживать его у других — тех, кого он учит.

У Вас есть большой опыт работы с различными государственными структурами, отвечающими за организацию науки и образования. Скажите, пожалуйста, учитывается ли ими взаимосвязь науки и образования при составлении соответствующих социальных программ?

Я не берусь сейчас оценивать работу разных организаций, это отдельная задача, хотя и очень интересная. Считаю, что здесь важна не только работа организаций, но и внимание общества к этим проблемам. В этом смысле инициатива «Полит.ру»  по освещению процессов, происходящих в российской науке, представляется очень важной. Внимание общества, может быть, более важно, чем работа какого-то отдельного ведомства или подразделения. Мы часто сомневаемся в том, что общество может повлиять на какие-то решения. На самом деле оно влияет. Можно вспомнить недавний пример с монетизацией льгот, можно обратиться к примеру из области образования. В 1990-е годы была такая неясность в законе об образовании, которой воспользовались средние школы, решившие не принимать всех желавших продолжать учиться в старших классах. И именно общественность, пресса сыграли здесь огромную роль. Пресса публиковала одну статью за другой, было осуществлено прямо-таки давление общественности  — и были приняты поправки к закону.

Не могли бы Вы немного подробнее остановиться на программах в сфере образования и своем участии в них в качестве социолога?

Я приведу два примера документов последнего времени, связанных с образованием. Это национальные проекты, один из проектов связан именно с образованием. И другое - это «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г.». Это правительственный документ, за которым последовали разработка комплекса мероприятий по реализации, приказ по Министерству образования и науки и так далее. Приоритетные направления такие: первое — «Повышение качества профессионального образования», второе — «Обеспечение доступности качественного общего образования», третье — «Развитие современной системы непрерывного профессионального образования», четвертое — «Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования» и пятое — «Переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг». Я не хочу сейчас обсуждать ценность каждого из этих направлений. Подчеркну только, что, с моей точки зрения как социолога, который занимается доступностью образования для всех слоев общества (а эта проблема сейчас становится все более острой), включение в эту программу доступности образования, причем качественного, которое дает возможность дальнейшей социальной мобильности для человека, — это важно.

Вот тут я, к счастью, могу привести конкретный пример перспектив взаимодействия науки и образования. Национальный фонд подготовки кадров, который вообще очень много делает для развития образования в нашей стране, инициировал новый проект. Он называется так: «Разработка плана информационно-аналитического сопровождения реализации приоритетных направлений развития образования до 2010 года». Понятно, что если мы хотим, чтобы перспективные направления развития образовательной системы Российской Федерации действительно стали реальностью, нужно предпринять соответствующие научные исследования.

Расскажите, пожалуйста, немного подробнее об их задачах.

Для того чтобы понять, каково современное состояние по каждому из этих направлений, что делается по этим направлениям, происходят ли позитивные (или негативные) изменения, каковы здесь риски, нужно располагать большим объемом информации. Прежде всего нужно уяснить, какие здесь могут быть индикаторы, каким образом можно отслеживать, что здесь происходит и что можно сделать. Вся подготовительная, по крайней мере, работа должна быть проведена в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров. Нужно разработать саму модель информационно-аналитического сопровождения, нужно проанализировать все ранее проведенные исследования, ранее разработанные методики и понять, что из них годится для реальной информационно-аналитической поддержки. Нужно понять, какие здесь существуют лакуны, какие еще надо провести исследования, какие разработать индикаторы, методики.

У меня в голове вертится ряд насущных вопросов, которые касаются сегодняшней реальной жизни людей. Например, военная реформа предполагает мобилизацию аспирантов на срочную службу. Не противоречит ли это развитию науки и, в конце концов, экономическому развитию?

Слухи о призыве аспирантов ходят, но у нас слухов ходит много. Мы вообще привыкли (еще со времен, когда информация была закрыта) ориентироваться на слухи. Я думаю, что если аспирантов, действительно, будут отрывать от учебы, то в краткосрочной перспективе армии удастся заполнить какие-то места, в долгосрочной же перспективе мы от этого много потеряем, потому что эти люди едва ли потом уже вернутся в аспирантуру. С аспирантурой дело обстоит таким образом. Далеко не все, кто в нее поступают, защищают диссертации, далеко не все, кто защищают диссертации, становятся научными сотрудниками, далеко не все научные работники становятся учеными. Но беды в этом нет никакой. Если вы хотите, чтобы у вас в НИИ было пополнение, скажем, в виде 10 молодых ученых, надо иметь, как минимум, 100 аспирантов, а может быть, и больше. А опыт показывает, что если учеба прерывается, человек зачастую уже не возвращается к ней. Есть люди, которые после армии становятся перспективными учеными, но это скорее не правило, а исключение. Я таких людей знаю, но массового характера это не имеет.

Существует и опыт разных стран. Есть страны, в которых, если человек пошел учиться, его уже не отрывают от учебы: общество должно получить максимальную отдачу от каждого учащегося. Если какая-то страна воюет, скажем, то молодые люди после школы идут в армию. Но создаются такие условия, чтобы они после армии пошли учиться. Во-первых, создаются такие условия службы, чтобы они не совсем отрывались от учебы. Во-вторых, даются большие компенсации молодым людям, прошедшим службу, компенсации платы за учебу и другие социальные блага. Кроме того, если молодой человек показал себя во время учебы в школе как человек способный, перспективный для науки, для техники, то такого человека направляют учиться в вуз, и это засчитывается как служба в армии. Конечно, это налагает на человека определенную ответственность и обязательства. Например, один из моих коллег, ныне известный французский социолог, по своим убеждениям во время войны с Алжиром отказался служить в армии. Он учился в университете, стажировался в нашем институте, я тогда работал в Академгородке под Новосибирском. За это молодого человека обязали несколько лет работать в государственном учреждении (он, правда, и сейчас работает в госучреждении).

Мы должны привыкнуть к тому, что люди — это главная ценность в стране. А люди образованные? Стремление к образованию — это важнейший ресурс, на мой взгляд, более ценный в наше время, чем нефть и газ.

Да конечно. Вы, наверное, замечали, что мотивация к учебе сейчас у молодых людей заметно снижается. Они сразу ориентированы на практику, можно сказать даже резче — на зарабатывание денег. Причины этого более очевидны, чем ответ на вопрос - что с этим делать?

Обычно мы различаем две ценности образования — терминальную и инструментальную. Терминальная — это внутреннее стремление учиться, инструментальная — это когда человек говорит: «Я хочу учиться, чтобы лучше жить». Я не знаю исследований, которые бы доказательно подтверждали то, о чем Вы говорите, но такая тенденция, похоже, есть. И не только у нас, она во всем мире. Американские профессора, например, жалуются, что не хотят студенты слышать о Вебере и Дюркгейме. Они говорят: «Вы нас научите «делать маркетинг хорошо» и т.д. Тогда Вебер и Дюркгейм включаются в курс маркетинга (мы про это написали с Н.Покровским и А.Овсянниковым в своем аналитическом докладе). Да, такое происходит, но есть молодые люди, которые стремятся заниматься наукой, и при этом они понимают, что, занимаясь наукой, они будут получать доход (в любой стране) гораздо меньше, чем те их сверстники, которые пойдут в бизнес. Американский профессор мне рассказывал недавно, что у них такая же история: они готовят своих студентов, потом начинается рекрутирование на работу. Первым приходит крупный банк и отбирает «сливки», затем приходит какая-нибудь металлургическая компания и отбирает следующий слой, ну и т. д. Но все равно, он говорит, из каждого выпуска остается несколько человек, - перспективных, способных - которые занимаются наукой. Наверное, этого достаточно, ведь открытия не делаются толпами людей. И эффективность образования, а особенно аспирантуры, нельзя рассчитывать такими же методами, как, скажем, в промышленности. Образование — это не производство мыла, йогурта или автомобилей.

О нашей науке, академической и неакадемической, к сожалению, известно, что ее кадровый состав сильно «постарел», молодого притока нет.

Как я говорил, люди, которые работают в науке, в любой стране, получают меньше, чем работающие в коммерческом секторе. Но уж столько, сколько наши научные работники получают… Возьмите Китай, Венгрию, другие страны — везде ученые получают более-менее нормальную зарплату. Во всяком случае, не такую, как у нас. Поэтому что ж говорить о нашей ситуации, все понятно. Молодым людям надо жить, содержать семью.

В данном контексте важен и другой вопрос: что Вы можете сказать о качестве современного высшего образования, поставляющего научные кадры?

Знаете, я бы поостерегся повторять за некоторыми коллегами, что высшее образование у нас стало хуже. Дело в том, что оценивать эту картину в целом — неправомерно. В образовании у нас очень разные вузы. Некоторые просто пошли вниз. Они занимаются зарабатыванием денег или выживанием. Но есть вузы, которые себя сохранили, более того, они поднимаются, совершенствуются и предпринимают для этого очень интересные шаги. Например, мы участвовали в исследовании опыта российских вузов в реализации совместных программ с зарубежными университетами. И надо сказать, что немало вузов имеет совместные образовательные программы с ведущими университетами мира, и это замечательно. Но картина очень пестрая. Более того, нужно говорить об уровне образования даже не в вузах, а на факультетах, и даже на отдельных выпускающих кафедрах. Потому что есть, например, престижные вузы, в которых одни факультеты сохранились, другие стали лучше, а третьи пошли вниз. Каждый год, принимая к себе аспирантов, мы видим очень разный уровень подготовки в разных вузах. И это не зависит от их престижа или места расположения.

Среди вузов, которые сохранили себя или даже развиваются, какова доля государственных?

Я не берусь оценить их долю, но я знаю, что у нас много негосударственных вузов, их было на начало прошлого учебного года почти 40% от всего количества вузов страны. Но если вы посмотрите, сколько студентов учится в негосударственных вузах, то вы обнаружите, что порядка 15% — всего. Дело, думаю, не в форме собственности, а кое в чем другом. Как и прежде, на высоте такие государственные вузы, как Бауманка, Физтех. С другой стороны, возьмите Российскую экономическую школу: ее престиж высок и у нас в стране, и за рубежом. А ведь это негосударственное высшее учебное заведение. А Московская высшая школа социальных и экономических наук? Тоже учебное заведение негосударственное. Образование здесь — высочайшей марки. Но есть и совсем другие случаи. Когда мы проводим исследования, родители иногда обращаются к нам по вопросам, далеким от наших исследовательских задач. Они могут, например, позвонить и сказать: «Мы заплатили за учебу в негосударственном вузе, а через два месяца он закрылся». Такие явления есть. Есть и низкий уровень образования. Одна студентка, например, которая поступила в вуз на факультет гостиничного хозяйства (вуз, кстати, государственный; раньше он специализировался по металлическим конструкциям), рассказала мне следующее. Приходит преподаватель и читает лекцию: «Кровати в гостиничном номере производятся из стали марки такой-то». Преподаватель рассказывает, что знает. Естественно, подготовка в этом вузе плохая. Я думаю, таких возмутительных случаев много можно рассказать — и про государственные вузы, и про негосударственные. Тут нужно индивидуально подходить к каждому вузу и каждой выпускающей кафедре. Если вы посмотрите на западные университеты, то увидите, что там есть элитные, есть массовые и есть просто плохие.  Сейчас, когда у нас появилась возможность делать совместные образовательные программы, на нашу страну пошло нашествие из неважнецких зарубежных вузов, которые хотят делать общие программы с нашими. От таких надо просто защищаться, потому что сотрудничество с ними ничего нам не даст.

И последний вопрос. Проводили ли Вы исследование, показывающее, какая часть выпускников средней школы готова пойти в науку?

Владимир Николаевич Шубкин начал свои исследования образования в начале 1960-х годов. Рейтинг привлекательности разных профессий - а предлагалось оценить около 80 профессий - складывался так, что на первом месте были ученые. Но это было давно. Теперь на первых местах бизнесмен, экономист, директор банка, юрист. Ученые где-то в середине или в конце списка. Единственный ученый, который входит в первую десятку, — это ученый-экономист. Но я думаю, он туда входит не потому, что ученый, а потому, что экономист. Мы видим, как привлекательность профессии ученого снизилась, и понятно почему. Но есть и обнадеживающий показатель. В середине 1990-х годов у молодых людей стремление учиться вообще пропадало. Вспомните обстановку тех лет. Сейчас понимание того, что без образования невозможно занять достойную позицию в обществе, восстановилось. Мы видим, что значительные группы молодежи, которым любовь к образованию привита прочно, вернулись к нему. Кстати, в той обстановке, которая у нас сложилась, крайне странно слышать, в том числе и от некоторых коллег, что высшее образование у нас разрослось чрезмерно, что все выпускники школ поступают в вузы и эту сферу надо сокращать. Это не так. Это говорит просто о незнании статистики, как мировой, так и отечественной. Но это предмет отдельного разговора.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
10:47 Союз биатлонистов России поблагодарил понизивший его статус IBU
10:40 Дуров заработал на биткоинах больше 30 млн долларов
10:34 Киты и дельфины регулируют чувствительность своего слуха
10:30 Экс-поставщику формы олимпийской сборной РФ поручили одевать МОК
10:23 В России появятся новые дорожные знаки‍
10:17 В Совбезе предложили наказывать за неповиновение дружинникам
10:05 СКР завел на владельца «Вим-Авиа» новое уголовное дело
10:01 Словарь Merriam-Webster выбрал слово года
09:47 СМИ узнали о решении кабмина отказаться от налоговой реформы
09:44 СМИ рассказали о выводе из Сирии лишь двух третей группировки РФ
09:29 Медведев выделил 40 регионам 20 млрд рублей за быстрое развитие
09:27 ЦБ попросил банки наладить сбор монет у населения
09:19 Яценюк рассказал о приказе Турчинова применять оружие «для защиты Крыма»
09:12 «Роскосмос» назвал причину провального пуска с Восточного
08:54 Трамп дал старт новой американской лунной программе
08:35 Цена нефти Brent превысила 65 долларов впервые за 2,5 года
08:24 Трамп вновь призвал ввести смертную казнь за терроризм
08:03 КНДР провозгласила победу в противостоянии с США
07:41 СМИ рассказали о согласии США оставить Асада президентом Сирии
07:23 Роскомнадзор заблокировал сайт «Открытой России»
06:58 Суд в Киеве освободил Саакашвили
11.12 21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
11.12 20:45 Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка
11.12 20:23 Участники беспорядков на Хованском кладбище получили по три года колонии
11.12 20:06 Роспотребнадзор нашел причину вони в Москве
11.12 19:48 Родченкова заочно обвинили в незаконном обороте сильнодействующих веществ
11.12 19:27 Комиссия Роскосмоса нашла причины аварии запущенной с Восточного ракеты
11.12 19:02 Власти Нью-Йорка признали взрыв в переходе попыткой теракта
11.12 18:41 Минтранс России допустил возможность полетов в Каир с февраля
11.12 18:23 «Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Золотой глобус»
11.12 18:06 Взрыв в Нью-Йорке мог совершить сторонник ИГ
11.12 17:45 «Дочка» сколковского резидента привлекла $ 6 млн на лекарство от лейкоза
11.12 17:40 Путин не поддержал решение Трампа по Иерусалиму
11.12 17:20 Путин заявил о готовности возобновить полеты в Египет
11.12 17:14 Растения в первую очередь защищают от вредителей свои цветки
11.12 17:05 Полиция задержала подозреваемого во взрыве бомбы на Манхеттене
11.12 16:56 Собчак рассказала на Первом канале о фабрикации дел Навального для его отстранения от выборов
11.12 16:38 Запуск военного спутника с Плесецка перенесли на 2018 год
11.12 16:21 Михалков переизбран главой Союза кинематографистов России
11.12 16:07 Михаил Саакашвили назвал себя военнопленным
11.12 15:58 В Манхэттене прогремел взрыв
11.12 15:53 60 млн рублей выделены на развитие технологии трекинга для виртуальной реальности
11.12 15:46 ЦБ стал единоличным владельцем «Открытия»
11.12 15:30 Хакер из Екатеринбурга заявил о взломе Демпартии США по заказу ФСБ
11.12 15:14 МГУ попал в топ российского рейтинга мировых вузов
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.