Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 декабря 2017, понедельник, 18:08
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

16 февраля 2006, 08:28

Стивен Спилберг: акробат на канате Истории

"Мюнхен" в зеркале критики

Подобно акробату на канате Стивен Спилберг балансирует между искусством и политикой, рискуя свалиться в бездну морализаторства или попасть под поезд американской индустрии развлечений. Его новая лента "Мюнхен", выходящая на российский экран, уже стала событием на Западе.

Фильм, несомненно, имеет политическую составляющую: режиссер замыслил его как дань мирному процессу на Ближнем Востоке, как призыв к миру, как молитву.  Но как всегда у Спилберга это, прежде всего, зрелище, в котором совмещено несовместимое – в триллере явлена трагедия индивидуальной судьбы и слышен гул машины Истории.  Исторические события – массовое торжество и массовое убийство уходят на задний план, оставаясь в тени личной  мести во имя безопасности государства. Потрясение от трагедии 1972 года, когда в олимпийской деревне Мюнхена израильские спортсмены были захвачены палестинскими террористами, оставило неизгладимый след, и спустя 30 лет Спилберг возвращается к этим событиям, но меняет ракурс – в фокусе находятся агенты израильской разведки «Моссад», которые призваны уничтожить организаторов этого зловещего преступления. Протагонист – Авнер (Эрик Бана) -  после каждого нового убийства-возмездия все больше теряет  убежденность в своей правоте, все больше колеблется, подчиняясь и  выполняя приказ.

Во Франции фильм вышел на экраны 25 января  (посещаемость - 253 207 зрителей за три недели проката, 4-е место среди фильмов последнего месяца) и сразу же оказался в поле широкого обсуждения.

В сфере внимания ведущих французских изданий оказалась не только политическая подоплека фильма, но и феномен восприятия картины массовым зрителем, причем критерии оценки варьировались от этических до эстетических и социокультурных. Были распахнуты двери и на «режиссерскую кухню» Спилберга – в фильме задействован целый ряд французских актеров – Матье Кассовиц, Матье  Амальрик и др. – и они поведали о взаимоотношениях на съемочной площадке. Особый интерес вызвали интервью продюсеров фильма. Кинокритики, культурологи, представители масс-медиа – все наперебой высказывали свое мнение. Прислушаемся к этой разноголосице.

Еженедельник «Le Nouvel Observateur» отводит картине первую полосу. Старейшина журналистского цеха Франции, Жан Даниэль целиком посвящает фильму свою редакционную статью. Отметим, что лишь политические события первостепенной важности становятся объектом этой пятничной хроники – так было после 11 сентября, после смерти Ясира Арафата, в первые дни болезни Ариэля Шарона. Коснувшись вскользь эстетики ленты, отметив эффекты саспенса и прекрасную игру актеров, Даниэль переходит к сюжетам, которые волнуют его куда больше: истории, морали, смелости замысла художника. Автор акцентирует внимание на теме искупления, отталкиваясь от давно лелеемой им мысли о том, что и израильтяне и палестинцы равно виновны в кровопролитии, в порочном круге насилия. Жан Даниэль видит в вопросах, поставленных Спилбергом, развитие темы, заданной еще Достоевским, и называет героев ленты новыми братьями Карамазовыми. Говоря об исторических персонажах, выведенных в этом фикшне, в частности, о премьер-министре Израиля Голде Меир, этой новой амазонке, колумнист соотносит реальность исторической фигуры и достоверность повествования. «Голда Меир говорит в фильме то, что она говорила в реальности, - отмечает автор, - всем на свете нужно пожертвовать ради того, чтобы существовало государство, где евреи были бы в безопасности <…>. Но известно, что она произнесла некогда и следующую ужасную фразу: "Я не могу простить палестинцам то, что они убивают наших детей, но еще меньше могу простить то, что они вынуждают нас убивать их детей"». Жертва обращается в палача, герои фильма, прибегая к варварским методам, теряют свою душу, -  пишет Жан Даниэль.

Реакция на фильм была неоднозначной - и в Израиле, и в Палестине. "Мюнхен" вызвал волну возмущения среди израильтян. Франсуа Гийом-Лоррен, например, из еженедельника «Le Point» ссылается на журналиста «Jerusalem Post» Джонатана Тобина, который говорит, что Спилберг пытается придать террористам человеческое лицо, а в одном эпизоде даже дает им слово: «У нас нет земли. Поэтому мы действуем». В статье «Взрывоопасный сюжет» французский журналист говорит о сомнительности источников, на котором основан фильм. В книге Джорджа Джонаса «Возмездие» есть масса искажений, а прототип Авнера – главного героя – известный под именем Юваль Авив, никогда не был связан с «Моссад». Наконец, в Израиле появилась книга журналиста Ури Дана «Операция «Возмездие»», которая рассказывает об охоте на террористов. Дан заявляет, что почти все в его книге – правда. Израильский журналист сообщает, что все приказы  Голды Меир выполнялись точно, никто не испытывал колебаний, уничтожая террористов. В книгу вводится политический контекст, который отсутствует в фильме. 

Но, возникает вопрос, если фильм Спилберга так грешит против достоверности, высока ли его художественная ценность? Каковы тогда причины его появления?

Журналист «Liberation» Дидье Перрон отмечает, что лента Спилберга – своего рода ответ на события 11 сентября. Мир в представлении режиссера – безумен, ходит ходуном на собственной оси (вспомним «ось зла» Джорджа Буша). Для тех, кто не понимает, куда клонит самый знаменитый и состоятельный режиссер Голливуда, следует посмотреть последние кадры – там запечатлены Башни-Близнецы, все еще неподвижные. Журналист едко замечает: «Проблема «Мюнхена», где Спилберг пробует себя в жанре политического триллера в духе Коста-Гавраса, состоит в желании кинорежиссера доказать что «большое» американское кино – есть не что иное как манихейское масс-медиа. Говорить о полемике в связи с фильмом, который вызвал гнев множества людей с противоположными идеологическими установками – занятие пустое, раз уж они не видят, насколько слаба эта свободная адаптация весьма сомнительной книги Джонаса». Дидье Перрон говорит также и о демонизации образа европейца в фильме – в ленте показан французский информатор, работающий на «Моссад» - циничный герой, дергающий за ниточки, и пожирающий при этом дорогие сыры. Финал фильма, в котором главный герой на бегу целует свою жену, на фоне (параллельный монтаж) взрывов в аэропорту, показывает всю невольную комичность этого нудного труда, вызванного совершенно анахроничными угрызениями совести пацифиста, считает Перрон.

Другие критики были значительно мягче в своих оценках. Так, Эрик Либио из еженедельника «L`Express», хотя и отмечает, что Спилберг предпочел  выдержать нерв фильма  в стиле классического экшна, разбавляя эпизодами погони две его центральные линии– линию французских информаторов и линию главы израильской разведгруппы, который понимает, что правительство манипулирует им. Но эта черта «большого» стиля лишь подтверждает, что Спилберг остается «большим ребенком» в кино, и он пока еще не вошел в пору зрелости.

"Мюнхен": на съемочной площадке

Поддержали режиссера и его коллеги – продюсеры и актеры. В том же «L`Express» помещено интервью продюсера Спилберга, Кэтлин Кеннеди, сотрудничающей с ним вот уже двадцать семь лет. Вместе они повидали все: и провалы  («1941») и подлинные удачи («Список Шиндлера», Оскар за лучшую режиссуру), и успехи промежуточные  («Цвет пурпура»). На вопрос, трудно ли было снимать «Мюнхен» после «Списка Шиндлера», Кэтлин Кеннеди ответила, что в обоих случаях возникла одна и та же проблема: как возместить расходы солидного бюджета при средних кассовых сборах. Но, отметила она, после успеха «Списка», Спилберг может делать что хочет, и как угодно распоряжаться деньгами.

И тогда именно Кэтлин вступает в свои права, ее роль – задать ограничение: бюджет должен быть адекватен предполагаемой прибыли. Продюсер  признается: «Стивен хотел получить максимум информации и свидетельств. Не было и речи о вымысле. Нужно было выпустить «Мюнхен» как можно скорее, чтобы стихли слухи вокруг сценария, как с израильской, так и с палестинской стороны. К тому же, Стивен почти не давал интервью. Он хотел, чтобы фильм говорил за него. В маркетинговом плане, мы также ограничили расходы: умеренная рекламная кампания, скромные афиши. Мы хотели, чтобы люди сами пришли к определенному мнению. Речь идет не о бизнесе, а о политике».

Матье Амальрик, недавно получивший премию «Сезар», снялся в «Мюнхене» в роли Луи, французского информатора. Характеризуя свой персонаж, Матье говорит о том, что он играет человека желчного, который забавляется игрой в кошки-мышки, ставя на карту жизни людей. Таково, по мнению актера, представление о французах в Америке. Говоря о работе Спилберга-режиссера, актер отмечает, что тот мгновенно реагировал на происходящее перед объективом. Он пребывал в постоянном поиске вместе с актерами. На просьбу охарактеризовать «машину Спилберга», Матье Амальрик ответил: «Никакой машины не существует. Или скорее есть несоответствие между представлением о «сильных мира кино», и тем как это выглядит на подмостках. Спилберг прост и располагает к себе. В нем нет ничего  косного, он живой, очень свободный».

Политологи о фильме

Среди аналитческих материалов о картине особенно выделяется статья  политолога Ариэля Колономоса, «Рассказывать, значит судить», появившуюся на страницах «Le Monde». Исследователь отмечает, что Спилберг рассказывает свою историю, чтобы судить о настоящем. Он интерпретирует прошлое сквозь на фоне современных событий, в частности высказываясь о палестино-израильском конфликте, и в целом о «войне против терроризма». Фильм вписывается в современную дискуссию об этике использования силы для защиты демократии. По мнению аналитика, Спилберг достигает своей цели, о чем свидетельствуют реакция в Израиле, в США и во Франции. Фильм полон недосказанности, как если бы Спилберг пытался показать саму непроницаемость власти.

Колономос опровергает самое тяжкое обвинение в адрес режиссера: в том, что он ставит на одну доску террористов и агентов израильских спецслужб. Спилберг показывает всю двусмысленность дискурса силы: предвидеть, предотвращать, ослаблять противника, наказывать. Исследователь говорит о том, что в фильме четко показано: неясность политических намерений порождает смятение человеческих чувств. Касаясь антропологического аспекта представленного в ленте Спилберга, Ариэль Колономос подчеркивает символическую значимость сцены трапезы  в ленте. Он пишет: «Матье Амальрик выбирает салаты на рынке, <…> Голда Меир подает кофе, глава израильской разведки предлагает своему собеседнику баклаву <…> Пожирать другого – значит убивать ради того, чтобы выжить. Фильм показывает аппетиты власти <…>. Именно эта фрейдистская и постмодернистская нота звучит в ленте, как если бы у конфликта было три пути развития: принять за общей трапезой решение об убийстве, отведать добычу, преломить хлеб. Зловещее предзнаменование или простой реализм? Фильм завершается отказом от этой первичной сцены иудео-христианской тайной вечери».

Но каковы внутренние предпосылки появления этого фильма? Какие тенденции он подчеркивает? Критик, автор многих книг об американском кино Питер Бискинд на страницах «Liberation» объясняет, почему раньше всех в  Америке «пробуждается» Голливуд, где звезды кино играют ту роль, что в Европе отводится интеллектуалам. Питер Бискинд говорит о том, что фильм Спилберга – еще одно подтверждение господствующей сегодня тенденции. В этом году на Оскар выдвинут целый ряд политических картин: «Горбатая гора» Энга Ли; «Доброй ночи и удачи» Джорджа Клуни – лента о маккартизме; «Столкновение» Пола Хэггиса  - о расизме в Лос-Анджелесе. Отвечая на вопрос, что пробудило Голливуд от сна? -  Бискинд отвечает: «Причина – в утрате иллюзий. В Америке - гнетущая ситуация, каждый день мы слышим новые откровения: обнаруживаются факты незаконных прослушиваний, делаются попытки  взять под контроль «Google», Верховный суд  все более откланяется вправо. <…> И, в гневе на Буша, Голливуд ставит политические фильмы. Люди (актеры, продюсеры, сценаристы, и др.) пребывают в ужасе и отчаянии». Таков американский взгляд на вещи.

Мы рассказали о том, как картина воспринимается во Франции, взглянули на процесс изнутри. Уже сегодня и российский зритель сможет почувствовать точность этих оценок. Реакции российской критики тоже остается ждать недолго.

Кадр из фильма "Мюнхен"  с сайта Digg

 

См. также

Леонид Клейн. Список Авнера (рецензия на фильм "Мюнхен") 

 

 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

17:45 МЧС предупредило москвичей о надвигающейся непогоде
17:27 Посол Молдавии отозван из России в Кишинев
17:02 В Белом доме признали прогресс в отношениях с Россией
16:54 Лидеру SERB не дали засудить Навального за испорченный День России
16:47 Рогозин встретился в Сирии с Асадом
16:37 Горячий чай связан с понижением риска глаукомы
16:24 Умер глава международного «Мемориала» Арсений Рогинский
16:09 Обаму обвинили в развале дела о причастности «Хизбаллы» к торговле наркотиками
15:35 Россию и Китай в США назвали странами-ревизионистами
14:54 Москва обвинила Киев в своем уходе из центра по контролю минских соглашений
14:37 Поджигателя кинотеатра перед показом «Матильды» отправили на принудительное лечение
14:23 У озера Лох-Несс найдена могила бронзового века
14:04 Илья Яшин подаст в суд на мэра Москвы Сергея Собянина
14:03 Песков отказался обсуждать наказание Улюкаева
14:00 Навальный подаст документы на регистрацию в ЦИК
13:55 Песков призвал к сотрудничеству ЦРУ и ФСБ
13:07 Генпрокуратура затребовала на Украине предполагаемого убийцу Пола Хлебникова
13:05 ЦИК запустил обратный отсчет до выборов президента РФ
12:50 На островном «дальневосточном гектаре» устроят площадку для квестов
12:41 Apple закроет музыкальный магазин iTunes
12:39 Число гимназистов «Сколково» удвоится к 2021 году
12:34 «Сколково» представил целевые показатели на 2020 год
12:25 Спустя 130 лет редкая бабочка вновь встретилась энтомологам
12:13 Каддафи-младший решил возглавить Ливию и призвать на помощь ООН
12:02 Россельхознадзор разрешил поставки шпрот из Латвии и Эстонии
11:41 Минфин простит долги предпринимателям
11:21 Саакашвили отказался отвечать на вопросы украинских прокуроров
11:20 Новым «Звездным войнам» не хватило шага до кассового рекорда
10:54 СМИ узнали о возможном выделении 19 трлн рублей на перевооружение армии
10:31 Саакашвили изложил свою версию истории письма к Порошенко
10:29 Власти Рима отменили указ об изгнании Овидия
10:28 США потратят 200 млн долларов на сдерживание России
10:06 Три НПФ продали акции Промсвязьбанка до объявления о его санации
10:02 В Израиле умерла любимая учительница Путина
09:45 Полиция обыскала дом написавшей о слежке за Россией журналистки
09:41 Правозащитники рассказали о просьбах Улюкаева в СИЗО
09:26 Еще одна биржа в США начала торговать фьючерсами на биткоины
09:15 На Дальнем Востоке появится новая армия
09:05 Депутаты ГД предложили штрафовать стритрейсеров на миллион рублей
08:45 Посол РФ в США в Вашингтоне встретится с замгоссекретаря
08:22 60 нацгвардейцев пострадали при столкновении со сторонниками Саакашвили
08:07 В ЦРУ отказались обсуждать помощь в предотвращении теракта в Петербурге
07:50 18 декабря официально началась президентская кампания
17.12 21:00 Президент Финляндии ответил на информацию о слежке за военными РФ
17.12 20:27 Компания Ковальчука претендует на крымский завод шампанского «Новый свет»
17.12 20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
17.12 19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
17.12 19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
17.12 18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
17.12 18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.